Научная статья на тему 'Реформирование аграрной сферы Болгарии в 1990-е гг'

Реформирование аграрной сферы Болгарии в 1990-е гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / БОЛГАРИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ / РЕСТИТУЦИЯ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / AGRARIAN SECTOR / BULGARIA / COOPERATION / PRIVATIZATION / REFORMS / RESTITUTION / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартаньян Эгнара Гайковна

Статья посвящена реформам в аграрном секторе Болгарии в 1990-е гг., переходу от централизованной системы земледелия к новой модели развития -рыночным отношениям. Рассматриваются сущность и последствия аграрного реформирования Болгарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMATION OF BULGARIA’S AGRARIAN SECTOR IN THE 1990S

The article deals with the reforms in the agrarian sector of Bulgaria in the 1990s. It covers the transition from the centralized system of agriculture to the new model of development which is represented by market relations. The author examines the essence and the consequences of the agrarian reformation in Bulgaria.

Текст научной работы на тему «Реформирование аграрной сферы Болгарии в 1990-е гг»

УДК 94(497).2)”1990/1999”

Вартаньян Эгнара Гайковна Vartanian Egnara Gaikovna

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета

РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОЙ СФЕРЫ БОЛГАРИИ В 1990-Е ГГ.

D.Phil. in History, Professor, Modern, Contemporary History and International Relations Department, Kuban State University

REFORMATION OF BULGARIA’S AGRARIAN SECTOR IN THE 1990S

Аннотация:

Статья посвящена реформам в аграрном секторе Болгарии в 1990-е гг., переходу от централизованной системы земледелия к новой модели развития -рыночным отношениям. Рассматриваются сущность и последствия аграрного реформирования Болгарии.

Ключевые слова:

аграрный сектор, Болгария, кооперация, приватизация, реформы, реституция, рыночные отношения.

Summary:

The article deals with the reforms in the agrarian sector of Bulgaria in the 1990s. It covers the transition from the centralized system of agriculture to the new model of development which is represented by market relations. The author examines the essence and the consequences of the agrarian reformation in Bulgaria.

Keywords:

agrarian sector, Bulgaria, cooperation, privatization, reforms, restitution, market relations.

После крушения системы социализма в Болгарии в 1989-1990 гг. начался процесс аграрного реформирования. Ключевые направления реформ - от линии на возрождение трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ) на основе полной добровольности и хозяйственной самостоятельности с постоянным восстановлением собственности крестьян на землю до курса на обязательную ликвидацию кооперативов и ускоренную приватизацию земли, имущества несельскохозяйственных отраслей аграрно-промышленного комплекса (АПК) при государственной поддержке рыночной перестройки [1].

Унифицированная и централизованная система земледелия государственного социализма закономерно уступила место новой модели развития, основанной на связях рыночного типа между хозяйственными единицами. В 1990 г. в аграрную политику страны были внесены следующие изменения: полная ликвидация государственных заказов в сельском хозяйстве, установление свободных рыночных цен на продукцию, составлявшую примерно треть ее валового объема и др., т. е. допускалась некоторая децентрализация при сохранении ориентации на крупные коллективные хозяйства.

Особенность болгарского сельского хозяйства до реформы заключалась в том, что земля экономически функционировала как государственная собственность, а юридически не была национализирована. Разгосударствление в сельском хозяйстве началось принятием в марте 1991 г. закона о собственности и использовании сельскохозяйственных земель. Согласно закону, собственниками сельскохозяйственных земель могли быть государство, община, юридические лица и отдельные граждане [2]. Осуществлялось восстановление прав бывших собственников и их наследников на землю. Была прекращена деятельность ТКЗХ и образованных ранее всех видов кооперации и агрофирм. В Болгарии начал осуществляться переход к становлению частного крестьянского хозяйства. Принятием последнего, окончательного варианта Закона о земле (1992) в сельском хозяйстве страны началась широкомасштабная реприватизация [3]. Восстановлены были права кооперативов, действовавших в Болгарии до 1944 г., на изъятое у них имущество. К 1995 г. число частных земледельческих хозяйств в стране составило 1777 тысяч, свыше 86 % с 1 га земли, 12,3 % - до 5 га, а свыше 5 га - 1 % [4].

Одним из принципиальных моментов экономической реформы в сельском хозяйстве Болгарии явился отказ государства от административного вмешательства в деятельность производителей. Все производители стали свободно решать вопрос о количестве производимой и реализуемой продукции без каких-либо ограничений, что было, по мнению ряда специалистов, поспешным из-за отсутствия реальных условий для конкуренции и выбора контрагентов. Правительство взяло под свой контроль цены на товары, обеспечивающие 50 % валовой сельскохозяйственной продукции [5].

Стремление резко ускорить процесс создания новых организационных форм сельскохозяйственной деятельности путем постепенного насильственного разрушения старых имело ряд

негативных последствий. Сразу же после принятия решения о ликвидации ТКЗХ возникла проблема отказа коммерческих банков предоставлять кредиты организациям, подлежащим ликвидации. Появилась реальная угроза полного провала весенней посевной кампании 1992 г., так как собственных средств у сельскохозяйственных кооперативов не хватало.

Уничтожение аграрных организационных структур привело к катастрофическому спаду сельскохозяйственного производства, доходов производителей, безработице, бедности. За период 1991-1994 гг. производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 35 %. Главным проявлением этого стал усугубляющийся спад производства. Так, в 1990 г. по сравнению с 1989 г. этот спад составил 6 % (7,4 % в растениеводстве, 4,6 % - в животноводстве), в 1991 г. по сравнению с 1990 г. сельскохозяйственное производство снизилось на 6,4 % (в том числе в животноводстве на 15,7 %), в 1992 г. - на 12 %. К 1997 г. объем производства аграрных продуктов сократился и был на 40 % меньше 1990 г. [6]. Производство продукции растениеводства, как и прежде, преобладало над производством продукции животноводства, за исключением зернового кризиса в 1993 и 1996 гг., связанного с неблагоприятными климатическими условиями. Резкое уменьшение объема продукции животноводства в переходный период показало, что при централизованно-плановой экономике животноводство развивалось как бы в искусственных, «тепличных» условиях Распад огромных животноводческих комплексов и изменение соотношения цен на животноводческую и растениеводческую продукцию сильно сократили возможности ухода за животными. В 1997-1998 гг. сельскохозяйственное производство формировало 17 % ВВП страны, в нем был занят 21 % экономически активного населения Анализ статистической информации за десятилетие 1987-1996 гг. демонстрирует, что объем продукции сельского хозяйства снизился до 72,2 % (в том числе растениеводства - 84,5 %, животноводства - 60,6 %). В 1997 г. объем общей продукции земледелия составлял около 60 % среднегодовой в 1980-1990 гг. Площади под зерновыми культурами неуклонно сокращались [7]. В 1997 г. при сравнительно благоприятных климатических условиях производство зерновых составило 70 % от среднего урожая 1980-х гг., а технических культур - 55 %. Значительный спад отмечался в животноводстве: численность коров уменьшилась на 60 %, свиней - на 55 %, птицы - на 40 %, соответственно производство мяса, молока, шерсти уменьшилось (примерно на 50 %). В 1996 г. 95 % произведенной сельскохозяйственной продукции приходилось на частный сектор, включая земледельческие кооперации (за период 1991-1997 гг. 62 % земли было возвращено бывшим собственникам) [8]. Спад производства был вызван также распадом СССР, ибо Болгария долгие годы ориентировалась на Советский Союз, а Россия в 1990-е гг. резко сократила закупки в странах Восточной Европы, в том числе и в Болгарии.

Резкий спад сельскохозяйственного производства оказал сильное дестабилизирующее воздействие на экономику в целом, стал одним из главных факторов снижения реальных доходов населения, роста социальной напряженности и нестабильности политической ситуации в стране. За 10 лет ВВП на душу населения уменьшился более чем в 2 раза.

За первые пять лет реформы (1991-1995) бывшие собственники и их наследники приобрели почти половину определенной для реституции земли [9]. В 1995 г. в частном секторе было произведено около 3/4 всей сельскохозяйственной продукции. Однако рост продукции частного сектора не компенсировал падения общего производства в ходе аграрной реформы. Его объем был в 1995 г. на 14,6 % ниже уровня 1989 г. и на 8,4 % меньше, чем в 1990 г. [10].

Кризисное состояние сельского хозяйства многие болгарские исследователи не без основания связывают с негативными сторонами поземельной реформы. За исходную базу для реституции собственности на землю было принято состояние на 1946 г. с характерным для него мелким, раздробленным землевладением, без достаточного учета изменений в последующие годы. Избранный вариант безальтернативной натуральной реституции означал не только возврат к мелкособственнической структуре землевладения, но и усиливал ее. При этом вследствие длительных демографических изменений среди занятых в сельском хозяйстве резко сократился контингент людей активного возраста, значительная часть молодежи покинула село. Более половины будущих собственников земли стали городскими жителями, а около 30 % крестьян - лица пожилого возраста. Раздробленная поземельная собственность, нерационально размещенная по субъектам, не создавала предпосылок для развития современного механизированного производства. Относительно крупные в условиях страны хозяйства (площадью от 5 до 10 га и более) занимали свыше 2/5 частной земли, но она, как правило, предоставлялась им по временное пользование.

К середине 1990-х гг. стало ясно, что возможный выход из сложившегося положения нужно искать в двух основных направлениях. Во-первых, в развитии сельскохозяйственной кооперации, но не через реанимацию колхозного строя и воссоздание старых ТКЗХ, а через становление ис-

тинных кооперативов как объединений действительных частных собственников земли. Во-вторых, в развитии фермерских хозяйств на основе ускорения реституции и при одновременном создании полноценного рынка земли.

К середине 1998 г. права собственности были восстановлены на большую часть сельскохозяйственных земель страны. Стабилизация отношений земельной собственности в немалой степени способствовала общей стабилизации сельского хозяйства и росту аграрного производства в Болгарии.

Проведенный анализ развития рыночных отношений, аграрной сферы Болгарии в 1990-е гг. позволяет сделать следующие выводы:

1. В период перехода экономики страны на рыночные отношения происходили существенные изменения в ее аграрной сфере - реформировались ТКЗХ, восстанавливались права бывших собственников и их наследников на землю. Переход земли к новым собственникам происходил с ограничениями и за плату, которая была дифференцирована в зависимости от ее категории.

2. Реализация права собственности на землю была предусмотрена в соответствии с Законом о собственности и использовании сельскохозяйственных земель в следующих вариантах: организация частного крестьянского хозяйства; передача земли в общинный или государственный фонд за определенное вознаграждение; сдача в аренду; сохранение земли во вновь организуемых кооперативах и получение ренты в размере, определенном учредительным договором; предоставление земли на определенных условиях в качестве пая в кооперативе.

3. Имущество расформированных ТКЗХ и других видов кооперации, образованных до принятия Закона о собственности, подлежало разделу между их членами.

4. Прежние формы организации труда в сельском хозяйстве были ликвидированы, создавались частные крестьянские хозяйства и новые кооперативы.

5. Государство практически отказалось от административного вмешательства в деятельность производителей и обеспечило приоритет экономическим рычагам.

6. Сельскохозяйственные производители в 1992 г. получили налоговые льготы - в течение 5 лет они не облагались налогом с валового дохода, а отдельные категории граждан - на больший срок.

Практика аграрного реформирования Болгарии в 1990-е гг. показывает:

1. Для успешного проведения реформ необходимо обязательно учитывать специфические особенности как аграрного сектора страны, так и переходного к рынку периода.

2. Необходимо сохранить действенное государственное регулирование экономических процессов, протекающих в аграрном секторе, особенно в сложный переходный период, которое, однако, должно коренным образом отличаться от прежних методов, свойственных административно-командной системе управления.

3. Недопустимо поспешное принудительное разрушение всех форм прежних организационных структур, прежде чем начнется активный процесс формирования новых.

Ссылки:

1. Закон за собственността и ползуваннето на селскостопанските земи // Земя. София, 1990. 22 ноември.

2. Бяла книга за положението на страната в началото на мандата на 37-то Народно събрание // Дума. София, 1995. 22 марта. С. 9.

3. Стоименов Б.К. Приватизация в сельском хозяйстве // Селскостопанска наука. Г. 30. София, 1992. № 4-6. С. 3.

4. Вълчев Н. Възстановяването на зърнопроизводството - първа и решаваща мярка на извеждане на земеделието от кризата // Икономика и управление на селското стопанство. София, 1997. № 2. С. 4.

5. Людникова Г. Аграрная реформа и развитие рыночных отношений в республике Болгария // Международный сельскохозяйственный журнал (МСЖ). 1993. № 3. С. 32.

6. Долуда Ю.А. Болгария // Аграрные реформы в зарубежных постсоциалистических странах: Первый этап. М., 1993. С. 27 ; Симова А. Подготовка на българското селско стопанство за присъединяването на страната към ЕС // Иконо-мическа мисъл. София, 1998. № 5. С. 4.

7. Статистически годишник на България. 1998. София, 1998. С. 198-199.

8. Попов Р. Среднесрочни аспекти на аграрната политика в България // Икономика и управление на селското стопанство. София, 1998. № 7. С. 3.

9. Статистически годишник на България. 1998. София, 1998. С. 202.

10. Шабунина В. Некоторые аспекты реформирования аграрной сферы в Болгарии // МСЖ. 1997. № 3. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.