Научная статья на тему 'Реформационные константы Джона Локка'

Реформационные константы Джона Локка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
355
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН ЛОКК / РЕФОРМАЦИЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ДЕИЗМ / СОЦИНИАНСТВО / АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕОЛОГИЯ / LOCKE / REFORMATION / PROTESTANTISM / DEISM / SOCINIANISM / CHRISTIANITY / ENGLISH PHILOSOPHY / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шипилов Александр Викторович

Традиция изучения философии Джона Локка в России насчитывает более 200 лет, однако религиозная составляющая его системы зачастую выпадала из поля интересов отечественных исследователей. Основные теологические работы Локка до сих пор не переведены на русский язык, в то время как в западной традиции Локк считается одним из ключевых мыслителей протестантизма. В этой статье теологическое сочинение Джона Локка «Разумность христианства» рассматривается в контексте конфессиональных протестантских дискуссий. Руководствуясь опытом прочтения библейского текста, Локк пересматривает основания современных ему богословских систем. С точки зрения Локка, теологические системы существующих христианских деноминаций не являются удовлетворительными. Локк считает, что для того чтобы привести мнения различных церквей и общин к согласию, нужно выделить только одну необходимую доктрину, гласящую, что Иисус есть Мессия. Сочинение было издано Локком анонимно в 1695 г., и после публикации книги автора обвинили в симпатии к деизму, социнианству и атеизму. Трактат Локка и дискуссии вокруг него обозначили вектор развития философско-теологической полемики конца XVII-XVIII вв. Авторский метод изучения библейского текста, предложенный Локком, исходит из гносеологических оснований, изложенных в «Опыте о человеческом разумении». Предлагая сенсуалистический способ интерпретации Священного Писания, Локк выходит за рамки церковной ортодоксии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Reformation Constants of John Locke

The tradition of studying John Locke's philosophy in Russia is more than 200 years old, but the religious component of his system has often fallen out of the interests of domestic researchers. Locke's main theological works are still not translated into Russian, while in Western tradition J. Locke is considered one of the key thinkers of Protestantism. John Locke's theological treatise “The Reasonableness of Christianity” led to Protestant discussions. Locke reconsiders the bases of theological systems according to his own experience of understanding the Bible. J. Locke supposed that theological systems of different denominations were not satisfactory. J. Locke believed that in order to bring the opinions of the various churches and communities to agreement, it was necessary to highlight the only necessary doctrine stating that Jesus is the Messiah. The book was published anonymously by J. Locke in 1695. J. Locke was accused of sympathy for deism, socinianism and atheism after publication of the book. The treatise defined the direction of discussions in the XVII XVIII centuries. J. Locke proposed the authentic method for studying the Bible derived from the epistemological bases set forth in “An Essay Concerning Human Understanding”. Offering a sensualistic way of interpreting the Holy Scripture, Locke goes beyond ecclesiastical orthodoxy.

Текст научной работы на тему «Реформационные константы Джона Локка»

ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Б01: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.1-77-85 УДК 141.4

РЕФОРМАЦИОННЫЕ КОНСТАНТЫ ДЖОНА ЛОККА1

Шипилов Александр Викторович,

аспирант кафедры эстетики и этики Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Россия, 19704, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26 ОЯСГО: 0000-0002-3067-0932 17ash08@gmail.com

Аннотация

Традиция изучения философии Джона Локка в России насчитывает более 200 лет, однако религиозная составляющая его системы зачастую выпадала из поля интересов отечественных исследователей. Основные теологические работы Локка до сих пор не переведены на русский язык, в то время как в западной традиции Локк считается одним из ключевых мыслителей протестантизма. В этой статье теологическое сочинение Джона Локка «Разумность христианства» рассматривается в контексте конфессиональных протестантских дискуссий. Руководствуясь опытом прочтения библейского текста, Локк пересматривает основания современных ему богословских систем. С точки зрения Локка, теологические системы существующих христианских деноминаций не являются удовлетворительными. Локк считает, что для того чтобы привести мнения различных церквей и общин к согласию, нужно выделить только одну необходимую доктрину, гласящую, что Иисус есть Мессия. Сочинение было издано Локком анонимно в 1695 г., и после публикации книги автора обвинили в симпатии к деизму, социнианству и атеизму. Трактат Локка и дискуссии вокруг него обозначили вектор развития философско-теоло-гической полемики конца ХУН—ХУШ вв. Авторский метод изучения библейского текста, предложенный Локком, исходит из гносеологических оснований, изложенных в «Опыте о человеческом разумении». Предлагая сенсуалистический способ интерпретации Священного Писания, Локк

^выходит за рамки церковной ортодоксии.

Ключевые слова: Джон Локк, Реформация, протестантизм, деизм, со-цинианство, английская философия, теология.

1 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 17-03-00846 «Идеи европейского классического образования и стратегии современного российского университета».

НАУЧНЫЙ ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

Библиографическое описание для цитирования:

Шипилов А.В. Реформационные константы Джона Локка // Идеи и идеалы. — 2019. - Т. 11, № 4, ч. 1. - С. 77-58. - DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.1-77-85.

500-летний юбилей Реформации актуализировал проблематику, связанную с влиянием протестантизма на философию Нового времени [5]. Ведь именно в новоевропейской философии воплотился принцип радикального сомнения, взятый на вооружение Мартином Лютером в его критике догматов католицизма, решений соборов и ценности церковного предания. Возможно, именно этот скептический импульс является главной заслугой Реформации в формировании философии Нового времени. Одним из наиболее интересных примеров, малоизученным в данном тематическом поле, являются богословские работы Джона Локка, в своем большинстве не переведенные на русский язык и глубоко не исследованные в контексте теологических дискуссий эпохи Просвещения.

В связи с этим нельзя не сказать о том, что фигура Локка, в отличие от Шеллинга, Маркса или Ницше, никогда не была в центре отечественного философского дискурса, поэтому трудно говорить о широком арсенале стратегий интерпретаций работ Локка. Несмотря на то что работы Локка начали публиковаться на русском языке еще в XVIII в., он так и не стал «своим» мыслителем ни в дореволюционное время, ни в советскую эпоху. Начало широкого распространения идей либерализма в России в 90-е гг. XX в. в некоторой степени подстегнуло интерес к Локку. В академической среде стали появляться публикации, в которых рассматриваются не только регулярно обсуждаемые в контексте философии Локка темы, такие как воспитание [7], учение о государстве и праве [1], онтология [6], антропология [3], но и работы, касающиеся философии религии Локка (например, понимания им природы чудес) [9]. За рубежом, особенно в англосаксонском языковом ареале, интерес к философии Локка стабильно высок, это тот мыслитель, с которым современная философия находится в непрерывном диалоге. За последние несколько лет было издано немало исследований, посвященных рассмотрению религиозного компонента философии Локка, среди них выделяются монография Г. Арешидзе [10], рассматривающая связь религиозных и политических концепций у Локка и их трансляцию на американский политический дискурс; книга Т. Стю-арта-Баттла [15] о взаимодействии этики и теологии в античной и Новой философии; сравнительные исследования А. Санджиакомо [14] и Р. Бё-кер [11] о связи эпистемологии, антропологии и теологии в работах Локка и других философов Нового времени, а также работа Д. Ди Биазе [12], посвященная рассмотрению христианских концептов в эпистолярном наследии Локка.

Принципиальный интерес представляет трактат «Разумность христианства, как оно возвещено в Писании» ("The Reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures") [13]. Содержание сочинения показывает, насколько важно было для Локка обозначить не только свою философ-ско-политическую, но и теологическую позицию в актуальных спорах эпохи.

Анализируемая работа была написана в течение зимы—весны 1694— 1695 гг. и издана анонимно. Лишь десятилетие спустя в кодицилле к завещанию Локк признал за собой авторство «Разумности христианства», а также таких известных сочинений, как «Два трактата о правлении» и «Послание о толерантности».

Вместе с тем свое авторство Локк подтверждает в частном письме своему голландскому другу Лимборху, написанном во время работы над трактатом. В письме он формулирует стоявшие перед ним задачи: «Этой зимой, усердно размышляя о том, в чем состоит христианская вера, я подумал, что она должна быть извлечена из самих ее источников — Священного Писания, при этом мнения и ортодоксии сект и систем, в чем бы они ни заключались, должны быть отставлены в сторону» (здесь и далее курсив мой. — Л. Ш.). Для Локка было принципиально важным определить «согласие частей друг с другом, их гармонию и основания, на которых они покоятся» [8, с. 378].

Предпринятый Локком анализ Священного Писания побудил его к сравнению библейского текста с конфессиональными концепциями его времени: «Когда всё в этом моем исповедании веры приобрело здравый и соответствующий слову Божьему вид, я подумал, что следовало бы проконсультироваться у теологов (разумеется, реформированных), чтобы понять, что они думали о вере. Я обратился к Кальвину, Турретини и другим, которые, вынужден признать, дают такую трактовку этой проблемы, что я вообще не могу понять, что они говорят и что имеют в виду; всё в них, как мне кажется, столь противоречит здравомыслию и простоте Евангелия, что я не способен понять их сочинения, а еще менее примирить их со Священным Писанием» [Там же, с. 378]. Интерес Локка к этой проблеме подтверждается его книжными приобретениями, среди которых оказались различные протестантские катехизисы: Вестминстерский, конгрегациона-листский, баптистский, квакерский [Там же, с. 376].

В предисловии к своему сочинению Локк отмечает, что ни одну из знакомых ему теологических систем он не нашел удовлетворительной. Поэтому, отвергая существующие конфессиональные установки, он выявляет основание христианской веры: чтобы быть христианином, достаточно веровать только в то, что Иисус был Мессией. У Локка сложные догматические построения сводятся к единственной простой доктрине, необходимой для принятия, и ее обоснованию целиком посвящена первая часть трактата.

НАУЧНЫЙ ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

Утверждение о необходимости только одной обязательной христианской доктрины было сделано Локком исключительно на основе евангельского текста. Он подкрепляет свой вывод множественными доказательствами: «Проповеди апостолов повсюду в книге Деяний направлены на единственное — доказать, что Иисус был Мессией» ("We may observe, that the preaching of the apostles everywhere in the Acts, tended to this one point,, to prove that Jesus was the Messiah") [13, p. 20]; «Апостол Павел не учил никакому другому вероучению, кроме того, что Иисус был Мессией» ("He preached no other article of faith, but that Jesus was the Messiah") [Там же, p. 100]; «Св. Иоанн не знал ничего другого обязательного для веры, благодаря которой можно было бы обрести жизнь, кроме того, что Иисус есть Мессия, Сын Божий» ("St. John knew nothing else required to be believed, for the attaining of life, but that "Jesus is the Messiah, the Son of God") [Там же, p. 101].

Для Локка очевидно, что различными конфессиями, обязательными для веры и исполнения, признаются положения, не имеющие прямого отношения к евангельской проповеди. Тем самым христианство утрачивает изначально присущую ему ясность, которая доступна для понимания ("very easy to be understood") любому человеку, читающему Писание.

Локк осознавал, что его концепция христианства, признающая необходимость одной-единственной доктрины, вызовет нападки со стороны большинства богословов, поэтому заранее отвечал на возможные возражения: «Я позволяю создателям систем и их последователям изобретать и использовать какие им угодно различия и называть вещи теми именами, какие они находят подходящими. Но я не могу разрешить ни им, ни какому-либо человеку или власти создавать религию для меня или изменять божественное откровение. <.. .> То, что это единственная доктрина, которая является необходимой и обязательной, исходя из содержания всех проповедей нашего Спасителя и его учеников, мы показали через всю евангельскую историю и Деяния святых апостолов. <.. .> Оно было единственным основанным на Евангелии положением веры, которое было проповедовано» ("I allow to the makers of systems and their followers to invent and use what distinctions they please, and to call things by what names they think fit. But I cannot allow to them, or to any man, an authority to make a religion for me, or to alter that which God hath revealed. <.> For that this is the sole doctrine pressed and required to be believed in the whole tenour of our Saviour's and His apostles preaching, we have showed through the whole history of the evangelists and the Acts. <.> This was the only Gospel-article of faith which was preached to them") [Там же, p. 101-102].

Несмотря на то что трактат по существу был направлен против деистов и атеистов, использующих разум как инструмент критики Откровения, предложенный Локком «сенсуалистический» метод прочтения

Библии был основан на исключении мнения церковных авторитетов. Именно поэтому почти сразу после издания «Разумности христианства» британскими теологами были написаны сочинения, опровергающие ключевые идеи трактата. Чтобы защититься от обрушившихся обвинений в деизме, гоббизме (равнозначном атеизму) и социнианстве, Локку даже пришлось пойти на обман и заявить во второй «Виндикации», что он вообще никогда не читал ни Гоббса, ни социнианских авторов - Со-цина, Крелла или Шлихтинга и поэтому не мог ничего из них заимствовать [8, с. 371].

Метод Локка можно условно назвать критическо-сенсуалистическим -религиозное учение необходимо воспринимать без предустановок, исключительно через священный текст. Этот подход совершенно отличен от историко-критического метода, развивавшегося современниками Локка: Б. Спинозой, П. Бейлем, Р. Симоном. Локку совершенно неинтересна критика устоявшихся взглядов на исторические предпосылки и условия появления библейских текстов, проблемы их авторства, датировки и аутентичности. Для него всё написанное в Библии, включая чудеса и пророчества, - истина. Хотя Локк неравнодушен к истории, он стремится толковать послания апостолов исходя из событийного контекста, пытаясь объяснить, для кого и по какой причине было написано то или иное послание, но при этом в его анализе нет и следа исторической критики, событийный контекст не выходит за границы текста Нового завета.

Локк допускает различия среди вероисповеданий и пытается таким образом найти путь к согласию, который позволит верующим людям, разделяющим основную доктрину христианства, сохранить свободу совести. Поэтому подобную редукцию христианского учения не стоит рассматривать в негативном аспекте. Цель Локка - указать на единственный неоспоримый и фундирующий догмат, в этом принципиальность его подхода. Таким образом, все остальные доктрины или возникающие по их поводу споры определяются как адиафорические.

Следует обратить внимание на такую особенность философии раннего Нового времени, отмечавшуюся Э. Жильсоном и Ж. Маритеном, как ее органическая зависимость от средневековой схоластики. Локк в этом случае не является исключением: как и для схоластов, для него важно рационально доказать истинность сказанного в Писании и привести в согласие веру и разум. При этом модель религиозного опыта, представленная Локком, кажется очень герметичной, замкнутой на тексте, поэтому его «буквалистский» метод имплицитно отказывает в возможности всякому внутреннему откровению, свойственному мистикам. Предлагаемый Локком подход может показаться излишне «сухим». Неслучайно визионер У. Блейк по этому поводу ехидно замечал: «Быть иль не быть,

7lt\ НАУЧНЫЙ ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ "bthf ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

вот в чем / Вопрос, таким сычом, / Как сэр Исаак Ньютон? / Как доктор Соут? Как Локк?» [2, с. 7].

Выступая как протестантский пурист, в своем трактате Локк защищает основные концепции веры и Откровения. В этом отношении Локку свойственен пафос реформаторов XVI в. Он строго придерживается протестантского принципа «Sola Scriptura» и стремится определять сущность христианской религии, не исказив сказанного в Писании. Но Локк понимает, что, несмотря на то что реформаторы стремились очистить христианство от всего лишнего и привнесенного, они тем не менее создавали свои новые катехизисы и исповедания веры. Новые протестантские теологи так или иначе прибавляли к Писанию свои интерпретации, выделяли определенные отрывки, необходимые для подтверждения их позиции. Вопреки мнению конфессиональных богословов, которые будто бы стремятся выявить и обосновать как можно большее число догматов, необходимых для спасения, Локк призывает к простоте. Тем самым он отвергает необходимость догматизирования, составления и принятия новых вероисповедных документов.

В своей философии Локк всегда стремился дистанцироваться от догматизма. Не стали исключением в этом и его теологические работы, в частности «Разумность христианства». Это сочинение стоит в ряду тех работ Локка, которые вызвали наибольшие споры и дискуссии среди современников. Несмотря на то что в нем присутствует мощный критический заряд, свойственный философии Локка в целом, трактат можно назвать апологетическим сочинением. По аналогии с сенсуалистической теорией познания в «Разумности христианства» на место ощущений в качестве первоосновы ставится текст, ибо нельзя ничего определенно узнать о христианстве, кроме того, что сказано в тексте Откровения. Можно утверждать, что в идеале каждый читатель Библии должен уподобить себя «tabula rasa». Тем самым Локком устанавливаются и границы прочтения текста. Верующий христианин не должен подходить к Библии с какими-либо мнениями, заранее продиктованными извне. И именно текстом Писания ограничивается всё наше знание об учении Христа и об истории апостольской церкви.

Литература

1. Абукарова М.У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 2. - С. 148-150.

2. Блейк У. Бракосочетание Неба и Ада. — М.: Азбука-Аттикус, 2014.

3. Гуревич П.С. От Джона Локка — к Жану Бодрийяру (критические заметки об идентичности) // Философская антропология. — 2016. — Т. 2, № 1. — С. 6—22.

4. Игнатьев Д.Ю. Проблема гармонизации дискурсов современной гуманита-ристики // Научное мнение. — 2014. — № 5. — С. 35—40.

5. ЛетягинЛ.Н., Шипилов Л.В. «Этос Реформации» в контексте истории европейской мысли и ценностные константы современности // Философское образование. - 2016. - № 1 (7). - С. 131-136.

6. Стручаев М.В. Джон Локк: три тезиса о существовании // Наука. Искусство. Культура. - 2016. - № 3(11). - С. 161-162.

7. Ходжаназаров Л.К. Джон Локк о поощрении и наказании // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2014. - № 4 (60). - С. 271-276.

8. Яковлев ЛЛ. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. - 423 с.

9. Яковлев В.В. Мысли Дж. Локка о чудесах в комментариях современных западных исследователей / / Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 42. - С. 79-92.

10. Areshidze G. Democratic Religion from Locke to Obama: Faith and the Civic Life of Democracy. - Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 2016.

11. Boeker R. Locke and Hume on Personal Identity: Moral and Religious Differences // Hume Studies. - 2015. - Vol. 41. - P. 105-135.

12. Di Biase G. Natural Philosophy, Inventions and Religion in the Correspondence between John Locke and Nicolas Toinard (1678-1704) // Philosophy Study. - 2013. -Vol. 3, N 8. - P. 724-738.

13. Locke J. The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures. -London, 1824.

14. Sangiacomo A. Locke and Spinoza on the Epistemic and Motivational Weaknesses of Reason: the Reasonableness of Christianity and the Theological-Political Treatise // Intellectual History Review. - 2016. - Vol. 26, N 4. - P. 477-495.

15. Stuart-Buttle T. From Moral Theology to Moral Philosophy: Cicero, Christianity and Visions of Humanity from Locke to Hume. - Oxford: Oxford University Press, 2019.

Статья поступила в редакцию 18.04.2019 Статья прошла рецензирование 03.06.2019

SCIENTIFIC PHILOSOPHY: TRADITION AND MODERNITY JOURNAL................................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.1-77-85

THE REFORMATION CONSTANTS OF JOHN LOCKE

Shipilov Alexander,

Postgraduate student, Department of Aesthetics and Ethics,

Institute of Human Philosophy,

Herzen State Pedagogical University of Russia

26 Malaya Posadskaya St., St. Petersburg, 197046, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-3067-0932

17ash08@gmail.com

Abstract

The tradition of studying John Locke's philosophy in Russia is more than 200 years old, but the religious component of his system has often fallen out of the interests of domestic researchers. Locke's main theological works are still not translated into Russian, while in Western tradition J. Locke is considered one of the key thinkers of Protestantism. John Locke's theological treatise "The Reasonableness of Christianity" led to Protestant discussions. Locke reconsiders the bases of theological systems according to his own experience of understanding the Bible. J. Locke supposed that theological systems of different denominations were not satisfactory. J. Locke believed that in order to bring the opinions of the various churches and communities to agreement, it was necessary to highlight the only necessary doctrine stating that Jesus is the Messiah. The book was published anonymously by J. Locke in 1695. J. Locke was accused of sympathy for deism, socinian-ism and atheism after publication of the book. The treatise defined the direction of discussions in the XVII — XVIII centuries. J. Locke proposed the authentic method for studying the Bible derived from the epistemological bases set forth in "An Essay Concerning Human Understanding". Offering a sensualistic way of interpreting the Holy Scripture, Locke goes beyond ecclesiastical orthodoxy.

Keywords: Locke, Reformation, Protestantism, deism, socinianism, Christianity, English philosophy, theology.

Bibliographic description for citation:

Shipilov A. The Reformation Constants of John Locke. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2019, vol. 11, iss. 4, pt. 1, pp. 77-85. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.1-77-85.

References

1. Abukarova M.U. Politiko-pravovoe uchenie Dzhona Lokka v zerkale vremeni [Political and Legal Doctrine of John Locke in the Mirror of Time]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki — Humanities, social-economic and social sciences, 2015, no. 2, pp. 148-150.

2. Blake W Brakosochetanie neba i ada [The Marriage of Heaven and Hell]. Moscow, Azbuka-Attikus Publ., 2014. (In Russian).

3. Gurevich P.S. Ot Dzhona Lokka — k Zhanu Bodriiyaru (kriticheskie zametki ob identichnosti) [From John Locke to Jean Baudrillard: Critical Notes on the Identity]. Filosofskaya antropologiya — Philosophical Anthropology, 2016, vol. 2, no. 1, pp. 6—22.

4. Ignatiev D.Yu. Problema garmonizatsii diskursov sovremennoi gumanitaristiki [The Problem of Modern Humanitarian Discourses Harmonization]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, 2014, no. 5, pp. 35—40.

5. Letyagin L.N., Shipilov A.V "Etos Reformatsii" v kontekste istorii evropeiskoi mysli i tsennostnye konstanty sovremennosti ["The Ethos of Reformation" in the Context of European's thought History and the Value Constants of Present Time]. Filosofskoe obra%ovanie — Philosophical education, 2016, no. 1 (7), pp. 131—136.

6. Struchaev M.V Dzhon Lokk: tri tezisa o suschestvovanii [John Locke: Three Thesis of Existence]. Nauka. Iskusstvo. Kultura — Science. Art. Culture, 2016, no. 3(11), pp. 161-162.

7. Khojanazarov A.K. Dzhon Lokk o pooshchrenii i nakazanii [John Locke on Encouragement and Punishment]. Vestnik Tadzhikskogogosudarstvennogo universitetaprava, biznesa i politiki. Seriya gumanitarnykh nauk — Bulletin of Tajik State University of Law, Business and Politics. Series of Humanitarian Sciences, 2014, no. 4 (60), pp. 271-276.

8. Yakovlev A.A. Zaveshchanie Dzhona Lokka, priverzhentsa mira, filosofa i anglichanina [The Testament of John Locke, the Supporter of Peace, Philosopher and Englishman]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2013. 423 p.

9. Yakovlev VV Mysli Dzh. Lokka o chudesakh v kommentariyakh sovremennykh zapadnykh issledovatelei [Locke's Thoughts about Miracles in Comments of Contemporary Western Reseachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya — Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2018, no. 42, pp. 79-92.

10. Areshidze G. Democratic Religion from Locke to Obama: Faith and the Civic Life of Democracy. Lawrence, Kansas, University Press of Kansas, 2016.

11. Boeker R. Locke and Hume on Personal Identity: Moral and Religious Differences. Hume Studies, 2015, vol. 41, pp. 105-135.

12. Di Biase G. Natural Philosophy, Inventions and Religion in the Correspondence between John Locke and Nicolas Toinard (1678-1704). Philosophy Study, 2013, vol. 3, no. 8, pp. 724-738.

13. Locke J. The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures. London, 1824.

14. Sangiacomo A. Locke and Spinoza on the Epistemic and Motivational Weaknesses of Reason: the Reasonableness of Christianity and the Theological-Political Treatise. Intellectual History Review, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 477-495.

15. Stuart-Buttle T. From Moral Theology to Moral Philosophy: Cicero, Christianity and Visions of Humanity from Locke to Hume. Oxford, Oxford University Press, 2019.

The article was received on 18.04.2019.

The article was reviewed on 03.06.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.