Социально-политические науки
4'2016
10.4. РЕФОРМА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Буянова Анастасия Владимировна, кандидат юридических наук, доцент Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ
Аннотация: В статье проводится анализ первых результатов проводимой реформы здравоохранения. Обращается внимание на негативные моменты, возникшие при преобразовании и укрупнении больниц и клиник, сокращении числа больничных коек, сроков пребывания больных в стационаре. Отмечается, что, в результате реформы качество медицинского обслуживания за последние 1,5 года упало в разы, смертность увеличилась.
В результате обосновывается вывод о наблюдаемой тенденции маргинализации системы государственного медицинского обеспечения, что приведет к созданию альтернативной, платной медицины для более обеспеченных граждан и неэффективной бесплатной - для малообеспеченных.
Ключевые слова: здоровье, здравоохранение, медицинская помощь, лечение, услуги, страховой медицинский полис, врачи, малоимущие семьи.
THE REFORM OF THE HEALTH SYSTEM IN RUSSIA: REALITY AND PROSPECTS
Buyanova Anastasia V., candidate of legal Sciences, associate Professor
Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract: the article analyzes the first results of the reform of health care. Attention is drawn to the negative aspects encountered in the conversion and consolidation of hospitals and clinics, reducing the number of hospital beds, length of stay of patients in hospital. It is noted that, the reform of the quality of medical care over the last 1.5 years has dropped significantly, mortality increased. In the result the conclusion observed patterns of marginalization in the system of state medical care, which will lead to the creation of alternative, private healthcare to more affluent citizens and inefficient free - for the poor
Keywords: health, healthcare, medical care, treatment, services, health insurance, doctors, low-income families.
Начавшееся еще в 2014 году глобальное реформирование здравоохранения, продолжается и по сей день. Любая система здравоохранения имеет цель -оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Предполагалось, что больницы будут не закрывать, а будут преобразовывать и укрупнять. Некоторые мелкие клиники просто присоединят к многопрофильным центрам. В результате реформы должны были остаться только многопрофильные больницы в сокращенном количестве, которые смогут оказывать квалифицированные услуги всем обратившимся за помощью. Оптимизация должна была увеличить эффективность финансирования медицинской отрасли.
Очереди на пребывание в стационаре в результате реформы должны были исчезнуть в связи с увеличением эффективности диагностики и лечения. Коечный фонд планировалось сократить на 30%. Сроки пребывания в стационаре сократили примерно в три раза.
По мнению властей, ранее больничные койки использовались неэффективно: пациенты в среднем находились в больницах слишком долго, а поликлиники часто направляли пациентов лечиться в стационар в случаях, которые не требовали обязательной госпитализации. Реформа системы здравоохранения предполагала, что в медицине останутся только высококвалифицированные кадры, которые будут работать на совершенно другой технике и по другим технологиям.
На практике же получилось не совсем так.
Уже при первом нашем обращении к врачу мы мо-
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2016года
жем столкнуться со следующими проблемами.
1. Наличие страхового медицинского полиса (полис) обязательного медицинского страхования (ОМС) -документа, гарантирующий получение бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации по программе обязательного медицинского страхования.
Но ведь мы не всегда имеем при себе документы, а недомогание может возникнуть внезапно при любых обстоятельствах. В таком случае врач обязан осмотреть пациента, даже если у нуждающегося в помощи нет на руках полиса. По результатам осмотра врач определит: отправить ли больного в стационар и оказать помощь в экстренном порядке, либо если состояние лица стабильное, передать информацию в поликлинику по месту жительства. При отсутствии полиса ОМС нам могут оказать только экстренную, т.е. оказываемую при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни помощь (по факту это звучит так: «вызывайте скорую неотложную помощь»). При этом, если пациент сам на своих ногах пришел или его привезли в здание медицинского учреждения (поликлиники или больницы), то данная ситуация не считается и не трактуется как экстренная.
2. Наличие прописки по фактическому месту проживания.
Согласно ст. 21 ФЗ 323 для получения медико-санитарной помощи гражданин должен быть «прикреплен» к медицинскому учреждению. Порядок прикрепления к медицинской организации определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 406- н «Об утверждении Порядка выбора
Буянова А. В.
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Изменение ЛПУ возможно не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). Таким образом, при обычном желании проконсультироваться у врача в выбранной нами поликлиники, нам вполне могут отказать, не говоря уже о возможности оказания высокотехнологичного медицинского обследования.
3. Наличие в ЛПУ дежурного врача либо свободного времени у врача на приеме.
Зачастую в поликлиниках нет ни того, ни другого. На сегодняшний день не редкость, что запись по прием к врачу возможна только через 2-3 недели. Врачей на приеме в поликлиниках поставили в жесткие временные рамки - на одного пациента от 10 до 12 минут. За это время, отведенное для приема, врач не успевает толком не то чтобы сделать записи в амбулаторную карту и выписать необходимые анализы, но и просто осмотреть пациента.
4. В больницах пациентов после сложнейших операций с большой кровопотерей выписывают на 7-10 день. После родов на 3 день, после кесарева сечения на 5 день.
5. Коррупционная составляющая. Основными причинами и условиями, порождающими коррупционные преступления в сфере здравоохранения, являются:
- низкий уровень доходов и социальной защиты сотрудников сферы здравоохранения;
- наличие фактов расслоения российского здравоохранения на элитное и для бедных;
- корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения;
В результате качество медицинского обслуживания очень снизилось. Диагностируют заболевания не своевременно, когда драгоценное время упущено. Смертность во всех регионах России возросла.
В особо тяжелом положении оказываются те самые безнадежно больные пациенты, для которых введен новый вид медицинской помощи - паллиативная. В связи с тем, что онкологические заболевания на ранних стадиях себя не обнаруживают при обычном обследовании, естественно, что при тенденции разделения медицинского обслуживания на уровни, к высокотехнологическому обследованию на бесплатной основе таких пациентов никто не допустит (врачи зажаты в строгие рамки по выдаче направлений на обследования).
Когда же заболевание уже можно распознать - время работает против таких пациентов. От момента получения медицинской помощи одного уровня до получения медицинской помощи другого уровня проходит порой от одного до трех месяцев. В итоге, когда такой человек выходит наконец-таки на финишную прямую по борьбе в болезнью - операцию, результат порой разочаровывает, врачи в один голос говорят, что нужно было обращаться раньше.
При всех позитивных тенденциях следует констатировать ряд недостатков.
Во-первых, присутствует некоторая несогласованность норм.
Во-вторых, отсутствует надлежащее финансирование медицинского обслуживания, в итоге высокотехнологическое обследование оказывается непостижимым рубежом для некоторых больных.
В-третьих, сокращение числа медицинских учре-
ждений и медицинского персонала не привело к тем результатам, которые планировались. Качество медицинского обслуживания за последние 1,5 года упало в разы, смертность увеличилась.
Указанные проблемы имеют серьезный характер, могут повлечь опасные последствия для российского общества и, в особенности, для института семьи. Это позволяет говорить о том, что ряд положений 323-ФЗ и 326-ФЭ в текущем виде являются источником угрозы для национальной безопасности Российской Федерации в сфере здравоохранения.
К серьезным проблемам и недостаткам законов относятся, в частности:
- Недостаточные гарантии бесплатности медицинской помощи, что создает условия для нарушения конституционных обязательств государства в данной области;
- Введение легального определения здоровья, создающего, в контексте действующего российского законодательства, реальную угрозу массового разрушения малоимущих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Наличие норм, ведущих к дискриминации граждан по возрастному признаку, что противоречит требованиям Конституции РФ и обязывающих Российскую Федерацию международных правовых норм;
- Наличие норм, введение которых может привести к неправомерному ограничению прав родителей по защите прав и интересов детей, уважать каковые государство обязано в силу общих принципов семейного законодательства и обязывающих Российскую Федерацию международных правовых норм;
- Наличие нормы, не учитывающей различия между детьми, лишившимися семьи (оставшимися без попечения родителей), и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (имеющими семью и родителей), что ведет к угрозе серьезного нарушения прав детей и их родителей, предусмотренных как семейным законодательством РФ, так и обязывающими международными правовыми нормами
- Наличие норм, создающих угрозу нарушения предусмотренного общепризнанными международными правовыми принципами права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него;
- Наличие положений, создающих условия для серьезных нарушений прав граждан в связи с посмертным донорством органов и тканей, создающих условия для коррупции в этой области;
- Наличие норм, не обеспечивающих в необходимой степени гарантии охраны права на жизнь различных категорий людей, следующего из Конституции РФ и обязывающих международных правовых норм, создающих угрозу тяжких нарушений этого права;
- Наличие иных норм, не отвечающих требованиям и принципам биоэтики.
Результатом реформы, на наш взгляд, станет не повышение, а снижение качества оказываемых услуг населению за счет снижения удобства, увеличения времени прохождения обследования, увеличение расходов связанных со временем, снижение количества врачей. Таким образом, можно говорить о тенденции маргинализации системы государственного медицинского обеспечения. Что приведет к созданию альтернативной, платной медицины для более обеспеченных граждан и неэффективной бесплатной для малообеспеченных. Государство тем самым перекладывает бремя обеспечения здоровья нации непосредственно на своих граждан и фактически снимает с себя указанную задачу, вступая в противоречие с положениями основного закона страны - Конституции РФ.
Список литературы:
1.Конституции Российской Федерации
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Фе-
Социально-политические науки
4 '2016
дерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. ст. 6724.
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. ст. 6422.
4. Постановление от 19 декабря 2015 г. № 1382 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год»
5. // http://www.rosregistr.ru/biznes-stroitelstvo/23521.html -сайт «РосРегистр», 22.04.2016 г.
6. //http://www.golos-kubani.ru/dolya-rossiyan-ne-imeyush hix-sderezhenij-dostigla-rekordnogo-urovnya - сайт «Голос Кубани», 22.04.2016 г.
7. Сайт Московской Городской Думы // http://duma. mos.ru/ru/37/news/novosti/lyudmila-stebenkova-prinyatyiy-zakon-ochen-vajen-dlya-razvitiya-v-moskve-vyisokotehnologichnyih-meditsinskih-uslug
8. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г., принята Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г. 2 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». 4 Отчет Счетной палаты по результатам проверки оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. URL: http//www.ach.gov.ru /activities/control/21297.
10. URL: http://vrn.mk.ru/articles/2014/11/19/kakovy-realnye-raskhody-na-zdravookhranenie-v-rf.html. 6 Постановление Правительства Москвы от 24.12.2015 № 949-ПП «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год»
11. Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г. / Под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М., 2014.
12. Бевеликова Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США // Медицинское право. 2011. № 3.
13. Кадыров Ф.Н. Реформы в сфере здравоохранения: проблемы реализации // Менеджер здравоохранения. 2015. № 1.
14. Пищита А.Н. Реформа законодательства о здравоохранении в РФ: основные тренды развития российского здравоохранения // Вестник Росздравнадзора. 2015. № 2.
15. Романовская О.В. Модернизация законодательства об оказании специализированной медицинской помощи // Реформы и право. 2014. № 2.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Буяновой А.В. На тему: « Реформа системы
здравоохранения в РФ: реальность и перспективы» Рецензируемая статья посвящена актуальной теме. Реформа здравоохранения затрагивает сегодня интересы каждого гражданина России, поэтому все ждут от нее положительных результатов.
Автор проводит анализ основных негативных моментов, возникших при преобразовании и укрупнении больниц и клиник, сокращении числа больничных коек, сроков пребывания больных в стационаре. Справедливо отмечается, что, в результате реформы качество медицинского обслуживания за последние 1,5 года упало в разы, смертность заметно увеличилась.
Обосновывается вывод об определенной тенденции к маргинализации системы государственного медицинского обеспечения, что приведет ( по мнению автора)к созданию альтернативной, платной медицины для более обеспеченных граждан и неэффективной бесплатной - для малообеспеченных.
Все вышеуказанное позволяет сделать рекомендовать статью Буяновой А.В. к публикации в научном журнале.
Рецензент Канд. юрид. наук. Доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ
Павловская О.Ю.