Научная статья на тему 'Реформа мореходного образования 1919 г.'

Реформа мореходного образования 1919 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа / подготовка / преподавательский состава / водный транспорт / учебная часть / учебный совет / техникумы / reform / training / teaching staff / water transport / educational department / educational council / technical schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордученко Ю. Л., Бородин М. П., Зуев А. В.

Рассматриваются вопросы реформы мореходного образования 1919 г. Авторами отмечено, что одновременно с преобразованием системы управления учебными заведениями в Советской республике велась работа по созданию учебных заведений нового типа для подготовки моряков. Разрабатывались основные направления будущей реформы мореходного образования. В соответствии с новым Положением о реформе учебных заведений водного транспорта могли создаваться профессионально технические дневные курсы, вечерние курсы рабочих водного транспорта первой и второй ступеней, техникумы водного транспорта и высшие школы торгового флота. Авторами сделан вывод, что впервые была создана достаточно стройная и последовательная система подготовки специалистов водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордученко Ю. Л., Бородин М. П., Зуев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nautical Education Reform of 1919

The issues of the reform of nautical education in 1919 are considered. The authors noted that simultaneously with the transformation of the management system of educational institutions in the Soviet Republic, work was carried out to create a new type of educational institutions for the training of sailors. The main directions of the future reform of nautical education were developed. In accordance with the new Regulations on the reform of educational institutions of water transport, vocational and technical day courses, evening courses for first and second level water transport workers, water transport technical schools and higher schools of the merchant fleet could be created. The authors concluded that for the first time a fairly coherent and consistent system of training water transport specialists was created.

Текст научной работы на тему «Реформа мореходного образования 1919 г.»

Отечественная история National history

Бордученко Ю.Л.

Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской Академии наук (Санкт-Петербург).

Бородин М.П.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева (Санкт-Петербург).

Зуев А.В.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры частного права, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург), доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.

Реформа мореходного образования 1919 г.*

Одновременно с преобразованием системы управления учебными заведениями велась работа по созданию «учебных заведений нового типа» [1, с. 31] для подготовки водников, разрабатывались основные направления будущей реформы мореходного образования. Принимались меры к открытию в различных городах курсов, как для подготовки «ответственных работников водного транспорта», так и для повышения образовательного и культурного уровня моряков и речников. Осенью 1918 г. Учебная часть Главода смогла организовать вечерние политехнические курсы «для работников - специалистов водного транспорта в местах наибольшего скопления их на зимовку» [2]. Курсы преследовали цель повысить образовательный

© Бордученко Ю.Л., Бородин М.П., Зуев А.В., 2022.

уровень моряков и речников и дать учащимся на них знания, необходимые для сдачи экзаменов на морские звания в испытательных комиссиях. Для достижения этих целей на курсах планировалось иметь до восьми отделений: общеобразовательное, судоводительское, судовых механиков, машинистов, электротехников и радиотелеграфистов, судостроительное, кочегарное и землечерпательное.

«Основное положение о курсах для подготовки работников-специалистов флота Советской Республики» Верховная коллегия Главода утвердила 21 ноября 1918 г. Предполагалось открыть курсы с различным числом отделений в «крупных центрах нашего судоходства»: Астрахани, Великом Устюге, Витебске, Вологде, Кронштадте, Нижнем Новгороде, Петрограде, Рыбинске, Саратове, Твери. Однако финансовых средств на столь обширную программу не хватило, поэтому удалось открыть курсы только в Казани, Кронштадте и Петрограде [2].

Кроме подготовки специалистов на политехнических курсах Учебная часть предложила Верховной коллегии Главода ходатайствовать перед народным комиссариатом просвещения о предоставлении работникам водного транспорта вакансий для обучения на открываемых комиссариатом «курсах библиотечных и инструкторских по внешкольному образованию». 21 ноября 1918 г. Верховная коллегия одобрила это предложение [2].

С 17 по 22 февраля 1919 г. в Москве прошел «первый съезд деятелей по речному и морскому образованию». На нем обсуждались вопросы о реформе морских и речных учебных заведений, о создании «высшей мореходной школы», «о внутреннем строительстве морской школы» и обще- организационные вопросы. По мореходному образованию были приняты два важных решения: 19 февраля съезд утвердил «Положение о политехникуме торгового флота РСФСР», а 20 февраля - постановление о Высшей школе торгового флота [2].

Вместо «бесчисленного множества мореходных учебных заведений, разбросанных по всем захолустьям России», съезд решил сосредоточить мореходное и речное образование в самых важных культурных центрах, как например в Петрограде, Одессе, Риге, открыв всего 3-4 политехникума, зато оборудовав их по последнему слову техники». Политтехникумы замышлялись как школы - коммуны, в которых наряду с прохождением теоретического курса непрерывно велись бы и практические занятия. В составе политехникума могли быть различные отделения, в зависимости от местных нужд и условий: морское судоводительское, речное судоводительское, механическое, судостроительное, землечерпательное и т. д. Съезд утвердил схему организации судоводительского отделения. По ней, как по образцу, должны были составляться схемы организации других отделений. Срок обучения судоводителей был установлен в 4 года, из них в течение

трех первых учащиеся получали знания, необходимые штурманам малого плавания. Политехникумы должны были давать законченное образование, достаточное для дальнейшего обучения в Высшей школе торгового флота. После открытия политехникумов все остальные мореходные училища и школы подлежали закрытию.

Рассмотрев проект устройства Высшей школы торгового флота, съезд деятелей по речному и морскому образованию его не утвердил. Было решено поручить разработку нового проекта специальной комиссии, которой съезд указал, что школа должна иметь три основных факультета: навигационный, технический и экономический. Для студентов школы, пожелавших стать преподавателями политехникумов торгового флота, было предложено ввести на факультетах школы дополнительные учебные курсы и практические занятия. Срок обучения в Высшей школе был установлен три года, размещаться она должна была в Петрограде [3].

Съезд рассмотрел также состояние материального обеспечения учащихся мореходных учебных заведений, обсудил вопрос об испытательном стаже, необходимом для занятия «ответственных должностей» на судах. Съезд поручил Учебной части Главода создать еще одну комиссию - для детальной разработки проектов законов о судоводителях и механиках, приняв за основу законы 1909 г., а также для разработки проектов законов о приобретении новых званий: электротехников, судостроителей и «прочих специалистов флота».

Почти сразу после окончания съезда деятелей по речному и морскому образованию началась подготовка очередной реформы Учебной части Главода в связи с планировавшейся передачей учебных заведений водного транспорта в ведение народного комиссариата просвещения. Затем в конце марта 1919 г. Учебный комитет Главода был преобразован в Учебный совет, к работе которого стали привлекаться «лучшие специалисты по морскому и речному образованию и представители заинтересованных учреждений» [2]. В Учебном совете сосредоточилась вся работа по подготовке реформы мореходного образования, разработке законопроектов для получения званий морс их и речных специалистов и т. п.

В апреле 1919 г. Учебный совет обсуждал различные вопросы, связанные е организацией Высшей школы и политехникумов торгового флота. В результате выяснилось, что в условиях гражданской войны, разрухи народного хозяйства, дефицита квалифицированных преподавателей, отсутствия значительных финансовых и материальных ресурсов реализовать в полном объеме программу создания политехникумов не удастся. Поэтому 12 мая 1919 г. Учебный совет рассмотрел вопрос об организации «водных техникумов». На этом заседании были приняты основные положения о водных техникумах и переданы для дальнейшей «детальной разработки» двум чле-

нам Учебного совета, одним из которых был В.В. Виноградов [2], бывший начальник учебного отделения Отдела торгового мореплавания. Водные техникумы должны были отличаться от политехникумов торгового флота более узкими учебными программами и меньшим числом отделений. Техникумы было решено открыть в Астрахани, Нижнем Новгороде и Петрограде.

17 мая 1919 г. Верховная коллегия Главода одобрила проект создания высшей школы торгового флота и поручила Учебной части согласовать с народным комиссариатом просвещения вопрос о функционировании Школы при Первом Петроградском политехническом институте «на правах вполне самостоятельного факультета» [3]. 15 июня 1919 г. в Москве начали действовать подготовительные курсы по математике для кандидатов в слушатели Школы. Решение о дате открытия самой Высшей школы было поставлено в зависимость от хода переговоров по этому вопросу с наркомпросом [4].

Среди всей этой деятельности Главное управление водного транспорта не забыло о создании комиссий для приема испытаний на морские звания и об организации плавательной практики учащихся мореходных учебных заведений. Комиссия была создана в Петрограде, ей было дано указание при приеме экзаменов руководствоваться старыми программами, к экзаменам допускать всех желающих, набравших установленные законами 1909 г. плавательный или практический ценз. Вместо дипломов на звания комиссия выдавала успешно сдавшим экзамены свидетельства, в которых указывалось, какую должность мог занимать его предъявитель на торговых судах. А плавательную практику для воспитанников мореходных училищ и школ Верховная коллегия постановила организовать на судах речного флота, с зачетом в плавательный ценз 1 месяца практики за 1,5 месяца ценза.

Еще раз проект реформы мореходного образования был обсужден на совещаниях «деятелей с мест», проходивших в Москве в августе и сентябре 1919 г. [2]. Эти совещания приняли Положение о реформе учебных заведений водного транспорта. На основании Положения подотдел учебных заведений водного транспорта народного комиссариата просвещения 30 сентября 1919 г. издал циркуляр о реформе учебных заведений, а секция профессионально-технического образования наркомпроса разработала «Инструкцию о порядке перехода учащихся из учебных заведений водного транспорта старого типа в новый тип». В принятых документах речь шла о реформе мореходных учебных заведений, созданных по дореволюционным Положениям, и о порядке перехода их учеников во вновь создаваемые учебные заведения водного транспорта.

В соответствии с новым Положением могли создаваться профессионально - технические дневные курсы, вечерние курсы рабочих водного транспорта первой и второй ступеней, техникумы водного транспорта и высшие школы торгового флота. Тем самым в России впервые была созда-

на достаточно стройная и последовательная система подготовки специалистов водного транспорта.

Курсы различных типов начали действовать в Астрахани, Великом Устюге., Витебске, Вологде, Кронштадте, Нижнем Новгороде, Петрограде, Рыбинске, Саратове и Твери. 15 октября 1919 г. открылись высшие школы торгового флота в Петрограде и Казани. В октябре были образованы и первые техникумы водного транспорта в Петрограде, Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Рыбинске и Череповце. Морские отделения имели только петроградский и астраханский техникумы.

В Петрограде в Техникум водного транспорта были преобразованы Соединенные училища дальнего плавания и судовых механиков торгового флота, а Астрахани - училище малого плавания. Остальные техникумы транспорта были созданы на базе местных речных училищ. Мореходные школы и школы судовых механиков были закрыты. Прекратили свое существование училища и школы, эвакуированные из Прибалтики. После окончания гражданской войны и полного освобождения территории страны от войск иностранных интервентов в техникумы водного транспорта были образованы мореходные училища в Архангельске, Баку, Владивостоке, Одессе, Ростове - на - Дону, Херсоне и трехклассная мореходная школа в Таганроге.

Библиографический список:

[1] Бордученко Ю.Л. Мореходные учебные заведения в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) / Ю.Л. Бор-

дученко, А.В. Зуев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2(59). С. 28-31.

[2] Центральный государственный архив г. С.-Петербурга (ЦГА СПБ). Ф. 9398 (Управление морским тран-

спортом Балтийского моря Балтмортран)). Оп. 1. Д.844. О деятельности Учебной части Главода (быв. Учебное отделение Отдела торгового мореплавания) и Культурно-просветительной части Отдела морского транспорта (1918-1919 гг.)).

[3] Центральный государственный архив г. С.-Петербурга (ЦГА СПБ). Фонд 7445 (Ленинградское высшее

мореходное училище Министерства морского и речного флота СССР) Оп. 1: Д. 1. Протоколы заседаний Педагогического совета Петроградского училища судовых механиков торгового флота (1918-1924 гг.).

[4] Центральный государственный архив г. С.-Петербурга (ЦГА СПБ). Фонд 7445 (Ленинградское высшее

мореходное училище Министерства морского и речного флота СССР) Оп. 1: Д. 2. Журнал Педагогического совета Петроградского училища дальнего плавания (1918-1919 уч. год).

Reference

[1] Borduchenko Yu.L. Nautical educational institutions during the First World War (1914-1918) / Yu.L. Bor-

duchenko, A.V. Zuev // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2015. № 9-2(59). P. 28-31.

[2] Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPB). F. 9398 (Baltic Sea Transport Authority Baltmortran)).

Op. 1. D.844. On the activities of the Educational Department of the Glavoda (formerly the Educational Department of the Department of Merchant Shipping) and the Cultural and Educational Department of the Department of Maritime Transport (1918-1919)).

[3] Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPB). Fund 7445 (Leningrad Higher Nautical School of the Min-

istry of the Sea and River Fleet of the USSR) Op. 1: D. 1. Minutes of the meetings of the Pedagogical Council of the Petrograd School of Ship Mechanics of the Merchant Navy (1918-1924).

[4] Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPB). Fund 7445 (Leningrad Higher Nautical School of the Min-

istry of the Sea and River Fleet of the USSR) Op. 1: D. 2. Journal of the Pedagogical Council of the Petrograd Seafaring School (1918-1919 academic year).

Бордученко Ю.Л.

Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской Академии наук (Санкт-Петербург).

Бородин М.П.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева (Санкт-Петербург).

Зуев А.В.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры частного права, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург).

Реформа мореходного образования 1919 г. Аннотация. Рассматриваются вопросы реформы мореходного образования 1919 г. Авторами отмечено, что одновременно с преобразованием системы управления учебными заведениями в Советской республике велась работа по созданию учебных заведений нового типа для подготовки моряков. Разрабатывались основные направления будущей реформы мореходного образования. В соответствии с новым Положением о реформе учебных заведений водного транспорта могли создаваться профессионально - технические дневные курсы, вечерние курсы рабочих водного транспорта первой и второй ступеней, техникумы водного транспорта и высшие школы торгового флота. Авторами сделан вывод, что впервые была создана достаточно стройная и последовательная система подготовки специалистов водного транспорта.

Ключевые слова: реформа, подготовка, преподавательский состава, водный транспорт, учебная часть, учебный совет, техникумы.

Borduchenko Yu.L.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Transport Problems named after N.S. Solomenko

of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg).

Borodin M.P.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Retraining and Advanced Training of Specialists, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after the Hero of the Russian Federation, General of the Army E.N. Zinicheva (St. Petersburg).

Zuev A.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Private Law, State University of the Sea and River Fleet named after Admiral S.O. Makarov (St. Petersburg).

Nautical Education Reform of 1919 Abstract. The issues of the reform of nautical education in 1919 are considered. The authors noted that simultaneously with the transformation of the management system of educational institutions in the Soviet Republic, work was carried out to create a new type of educational institutions for the training of sailors. The main directions of the future reform of nautical education were developed. In accordance with the new Regulations on the reform of educational institutions of water transport, vocational and technical day courses, evening courses for first and second level water transport workers, water transport technical schools and higher schools of the merchant fleet could be created. The authors concluded that for the first time a fairly coherent and consistent system of training water transport specialists was created.

Key words: reform, training, teaching staff, water transport, educational department, educational council, technical schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.