Public service reform as a mechanism for improving governance
1 2
Nosenkova M. , Dzabarova A.
Реформа государственной службы как механизм совершенствования
системы управления
12
Носенкова М.Ю. , Джабарова А.Р.
1 Носенкова Марина Юрьевна / Nosenkova Marina Yurievna - студент;
2Джабарова Аделя Ринатовна /Dzabarova Adelya Rinatovna - студент, факультет государственного и муниципального управления,
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Abstract: this article analyzes the civil service reform. Also, the authors studied the problem in the area of improving the mechanism of government.
Аннотация: статья посвящена анализу реформы государственной службы. Также авторами изучены проблемы в области совершенствования механизма государственного управления.
Keywords: civil service reform, public administration.
Ключевые слова: реформа государственной службы, государственное управление.
Государственная служба всегда играет значимую роль в истории России. Поиск оптимальной системы государственного управления начался в России с 1992 г., вызванный демократическими процессами модернизации государства и общества, которые связаны с преобразованием политических институтов, включая и институт государственной службы. Нельзя недооценивать важность государственной службы в укреплении и развитии государственного устройства.
Необходимо сформировать такую систему государственной службы, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой - условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, плюралистической духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.
Для решения имеющихся проблем в системе государственной службы была реализована программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». На первом этапе планировалось усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы, в частности разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции, завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. На втором этапе должны были осуществить мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Однако, анализируя результаты данной программы, можно выделить пункты, которые в полной мере не были реализованы, а именно: обеспечение взаимосвязи между видами государственной службы, а также государственной и муниципальной службой; незавершен процесс создания системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы; остаются достаточно разрозненными элементы системы контроля за деятельностью государственных служащих со стороны институтов гражданского общества.
По-прежнему существуют актуальные проблемы создания открытой и прозрачной государственной службы. Решением данной проблемы служит издание административных регламентов, государственных стандартов, детальная регламентация административных
процедур. К числу важных можно отнести проблему формирования системы оплаты труда государственных служащих, и роста бюрократического аппарата.
Реформа нацелена на повышение уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, расширяя объем необходимых знаний, умений и навыков представителей административного аппарата управления. В сфере приоритетных по-прежнему лидируют юридические, экономические, управленческие знания, умения и навыки. Особое значение играет информационная и компьютерная грамотность и компетентность, выступающая залогом успеха реализации всей административной реформы.
Правовой основой реформирования системы государственной службы служат нормативно-правовые акты, которые направлены на совершенствование деятельности государственных служащих.
На фоне активной интеграции Российской Федерации в глобальную экономику и наличия у нее смежных интересов в решении проблем, касающихся государственного управления, с некоторыми иностранными государствами, перед ней встает объективная необходимость в разработке специальных механизмов сотрудничества, которые с одной стороны обладали бы достаточной прочностью для формирования общих ценностей, а с другой имели бы достаточным гибкость для реализации населением утвержденных ценностей, в связи с тем, что применение этих ценностей на практике зависит от конкретных обстоятельств [1].
Реформы, осуществляемые в России, нацелены на создание реального фундамента для перехода к формированию единой и эффективной системы власти, которая сможет оперативно и своевременно принимать решения высокого качества, то есть адекватные требованиям времени, которые согласованные по целям и непротиворечивые по содержанию, и добиваться их обязательного исполнения.
Литература
1. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Зарубежный опыт реформирования государственной гражданской службы//Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции 10 апреля 2014 года в 3 частях ч. 3/ ответственный редактор А.А. Сукиасян - Уфа, Аэтерна, 2014. - 228 с.
2. Указ Президента РФ от 10.03.2009 №261 (ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» (2009-2013 годы).