24.(120)-2004
Казначейское исполнение бюджета
РЕФОРМА БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ КАЗНАЧЕЙСТВА
Л.Н. ПОТАПОВА
Управление федерального казначейства Минфина России по Республике Марий Эл
Существующая ныне система бюджетного учета отвечала требованиям государственного устройства конца 1990-х гг. и соответственно процессу исполнения бюджета Российской Федерации того времени. Происходящие в последние годы изменения в государственном устройстве России, выражающиеся в усилении централизации государственной власти и ответственности должностных лиц на конкретных участках государственной деятельности (в том числе как распорядителей средств федерального бюджета), введении понятия эффективности использования бюджетных средств, создали необходимость внесения изменений и в сложившуюся систему бюджетного учета, которая уже не дает объективной информации для успешного управлении экономикой государства.
Цель данной статьи — показать необходимость реформы бюджетного учета в системе казначейства.
Традиционно бюджетный учет воспринимается как система, которая регистрирует операции государства по поступлениям и выбытиям денежных потоков. В России этот учет всегда дополнялся бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях.
Таким образом, бюджетной учет в системе казначейства подразделяется на две области:
— учет исполнения бюджетов;
— учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
До настоящего времени вопросы учета в данных областях регулировались Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17.02.1999 № 15н и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 № 107н.
Объектами учета исполнения сметы доходов и расходов в Инструкции № 107н являются: материальные ценности бюджетного учреждения; расчеты, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения в рамках сметы доходов и расходов; доходы и расходы по средствам бюджета и за счет внебюджетных источников; бюджетные ассигнования; лимиты бюджетных обязательств; фонды и резервы, создаваемые бюджетным учреждением; доходы и прибыли (убытки).
Данные объекты учитываются по кассовому методу. Суть метода состоит в том, что операции регистрируются в момент получения или выплаты денежных средств. Этот метод показывает, по каким направлениям и сколько было израсходовано бюджетных средств. При этом вопрос эффективности использования средств бюджета остается открытым.
План счетов служит основой организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных инструкцией и планом счетов, обеспечивает правильность и сравнимость экономических показателей работы учреждения.
Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами, исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.
В плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности; списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности учащихся и студентов за не-возвращенные материальные ценности; переходящих спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учет средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их возврате — по кредиту.
В бухгалтерской отчетности отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. В соответствии с Инструкцией в состав отчетности бюджетных учреждений включены: баланс исполнения сметы расходов; отчет об исполнении сметы расходов учреждений; отчет о выполнении плана по штатам и кон-
тингентам; отчет о движении основных средств; отчет о движении материальных ценностей; отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях.
В качестве объектов учета исполнения бюджетов в Инструкции № 15н выступают составные части бюджета, проявляющиеся на всех стадиях его исполнения: доходы, расходы бюджета, средства от предпринимательской и иной деятельности, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные бюджетные обязательства, источники финансирования дефицита бюджета, бюджетные ссуды (кредиты), государственный долг, обязательства заемщиков средств бюджета по уплате процентов за пользование бюджетными ссудами, расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета, результаты исполнения бюджета.
Одной из особенностей Инструкции является применение наряду с кассовым методом учета исполнения бюджета и метода начислений. Так, учету подлежат начисленные проценты, причитающиеся к получению и выплате, по средствам на возвратной основе.
На забалансовых счетах с использованием двойной записи отражаются стадии санкционирования расходов при исполнении бюджета на всех уровнях казначейской системы: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, подтверждение бюджетных обязательств.
Особенностью небалансируемых счетов является включение в их состав счетов, предназначенных для учета расчетных документов, не оплачиваемых с лицевых счетов бюджетополучателей из-за отсутствия лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду Экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации.
В Инструкции предусмотрены балансовые счета для учета средств, получаемых от предпринимательской и иной деятельности. Эти счета применяются при обслуживании учреждений через соответствующие лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.
Важно отметить, что Инструкция не только перечисляет типовые бухгалтерские записи и характеристики бухгалтерских счетов, но и определяет документы и регистры бухгалтерского учета, порядок совершения записей в них.
Особое место в Инструкции занимают вопросы межбюджетных отношений - взаимные расчеты между бюджетами, учитывающие федеративное устройство Российской Федерации.
Завершающим циклом учета исполнения бюджета является составление отчетности. В соответствии с Инструкцией в состав отчетности по исполнению бюджетов включены: отчет об исполнении бюджета, составляемый по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, баланс исполнения бюдже-
та, отражающий все активы и пассивы, возникшие при исполнения бюджета текущего года и прошлых лет, а также в ходе исполнения бюджетов всех уровней.
На основании двух нормативных документов (Инструкции № 15н и Инструкции № 107н) формировались 2 вида отчетности соответственно: по операциям кассового исполнения бюджета и по операциям фактического использования выделенных бюджетом средств. Эта информация не объединяется и, в основном, подлежит использованию внутренними пользователями только в части операций по кассовому исполнению бюджета.
В 2004 г. Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ проведена работа по совершенствованию бюджетного учета: на основе упомянутых выше инструкций по бухгалтерскому учету разработана новая Инструкция по бюджетному учету. Она утверждена приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н и вводится в действие с 1 января 2005 г.
В этой Инструкции учтены недостатки существующей системы бюджетного учета и заложены основы и перспективы для развития бюджетного учета.
Так, например, изменения коснулись объектов учета. По новой Инструкции один раз будут учтены кассовые расходы и лимиты бюджетных обязательств. Эти объекты имеют место и в области учета исполнения бюджетов, и в области учета исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
Теперь в состав объектов учета уже не включается такое понятие, как объемы финансирования, поскольку оно не существует для бюджетных процедур. Появились и новые объекты:
— непроизведенные активы (земля, ресурсы, недра и так далее) - используются в процессе деятельности учреждения и не являются продуктами производства;
— финансовые вложения — инвестиции государства в акции, облигации, векселя и иные финансовые активы; вложения в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, в уставные фонды унитарных предприятий.
Таким образом, объектами бюджетного учета, по новой Инструкции, выступают: основные средства, непроизведенные активы, нематериальные активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, денежные средства учреждения, средства на счетах бюджетов и на счетах органов, исполняющих кассовое обслуживание бюджетов, финансовые вложения, расчеты с различ ными дебиторами и кредиторами, внутренние расчеты по поступлениям и выбытиям средств бюджета между органами, исполняющими кассовое обслуживание бюджетов, обязательства, финансовый результат, лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования.
Особенностью Инструкции является применение метода начислений. Он дает огромные возможности для управления и полную информацию о государственных активах и обязательствах. Кроме того, в новой Инструкции включены показатели кассовых поступлений, кассовых выбытий, причем полностью по всем кодам бюджетной классификации. И это не случайно, кассовый учет служит основой для составления бюджета.
Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Данная Инструкция включает следующие части:
1. План счетов бюджетного учета.
2. Порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета.
3. Порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета.
4. Корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение № 1).
5. Иные вопросы организации бюджетного учета.
Все операции, проводимые учреждениями,
оформляются первичными документами, приведенными в приложении № 2.
В приложении № 3 указаны регистры, применяемые для ведения бюджетного учета в учреждениях. А формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Согласно данной Инструкции учет будет осуществляться по форме «журнал — главная».
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов, который состоит из 5 разделов: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.
В Плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов.
Номер счета Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета используется следующая структура:
1 - 17-й разряды - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18-й разряд — код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному
виду деятельности — 0; бюджетная деятельность — 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;
19 — 21-й разряды — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22 — 23-й разряды — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24 — 26-й разряды — код Классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Интеграция плана счетов с бюджетной классификацией РФ позволит на основе кодов классификации запасов активов, обязательств и потоков по операциям учитывать запасы конкретного типа активов или пассивов в начале отчетного периода, производить учет изменений в этих запасах, вызванных операциями, и, соответственно, выйти на их остатки на конец отчетного периода.
Указанная система дает следующие новые возможности:
— использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ;
— соотношения активов и обязательств с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета, что значительно упрощает использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов;
— полный анализ последствий конкретных экономических событий в секторе государственного управления.
Кроме того, новая система бюджетного учета поможет внедрению среднесрочного бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат. Это значимо в условиях, когда государство в целом оценивается участниками международных финансовых рынков и рейтинговыми агентствами, которых интересует прежде всего чистая стоимость активов правительства, способность правительства рассчитаться по государственным долгам в среднесрочной перспективе.
Введение в действие единой системы бухгалтерского учета для всех субъектов бюджетной системы РФ позволит консолидировать учетную информацию по единым правилам бухгалтерского учета. Таким образом, реформа бюджетного учета дает новые возможности для формирования качественной отчетности о государственных операциях.