УДК 37.02
..
РЕФЛЕКСИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Анализируются понятие рефлексии, развитие представлений о рефлексии в философии, психологии, педагогике, раскрывается проблема профессиональной рефлексии преподавателя, рассматриваются теоретические и практические вопросы обучения рефлексив-.
Рефлексия; рефлексивное (критическое) мышление; общение; совместная деятель; ; ; ; -.
L.K. Sal’naya REFLECTION IN PEDAGICAL PRACTICE
The article is dedicated to the concept of reflection in philosophy, psychology and pedagogy. The problems of professional reflection and theoretical and practical questions of reflexive thinking are discussed.
Reflection; reflexive (critical) thinking; communication; collaboration;, self-knowledge; self-perfection; conflict situation; self-organizing system.
Данная статья посвящена актуальной проблеме рефлексии в педагогической деятельности, истории возникновения и развития этого понятия, вопросам обучения рефлексивному мышлению.
Рефлексия (от латинского reflexio - «обращение назад») - понятие, возникшее в философии и означавшее процесс размышления человека о том, что происходило в его собственном сознании. ЮЖ. Романенко определяет рефлексию как «
благодаря отражению от границы, полагаемой между ним и миром в процессе познания. Рефлектируя условия и результаты познания внешнего мира, ... «р^ум приходит к внутреннему самопознанию. Рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей» [І].
Понятие рефлексии как процесса самопознания человека возникло в древней Греции. Главной задачей человека, как определял ее Сократ, являлось познание собственной духовной активности в ее познавательной сущности [І, 2]. Платон выделял самопознание как способ воспитания благоразумия [І, 2]. Рефлексия, как , , -явить единство предмета знания и самого знания [3]. Декарт рассматривал рефлексию как способность индивида сконцентрироваться на содержании своих мыслей, отграничиться от внешнего, телесного [4]. Локк, считающийся основоположником интроспективной психологии, понимал рефлексию как внутренний опыт, являющийся источником знаний, в отличие от внешнего опыта, полученного при восприятии окружающего мира органами чувств. Локк выделил рефлексию как
, «. ,
деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [5]. Кант разграничил логическую рефлексию, когда представления об окружающем мире просто сравниваются друг с другом, и трансценден-, -стью или рассудком. Гегель трактовал рефлексию как движущую силу развития , . -
ІІ9
серля рефлексия рассматривается как универсальный способ познания сознания. В современной герменевтике (Г. Гадамер, П. Рикер, К. Ясперс) функция рефлексии видится в интерпретации и обосновании смысла, причем рефлексия выступает отношением между смыслом и «Я». В философии экзистенциализма (Ж. Сартр, М. Хайдеггер, С. Франк) рефлексия приобретает этическое свойство, побуждает человека оценить свою нравственную позицию.
В настоящее время в рефлексии выделилось направление, известное как са-, ,
формулировку моральных принципов научного исследования. Три основных вида рефлексии, выделяемых в современной философии (элементарная рефлексия, на), , значения, критически осмысливать знания посредством методов и приемов, относящихся к данной области научного знания, и размышлять о феноменах бытия и .
, -
стал быть только философским. Рефлексивный подход широко применяется в организации междисциплинарных научных исследований, выступает в качестве объ-
яснительного принципа в социологии, лингвистике, искусствоведении, синергетике. Так, рефлексию как механизм развития самоорганизующихся систем рассматривают М.С. Мириманова, ГЛ. Щедровицкий, В.А. Лефевр. Субъектный тезаурус в рамках синергетического подхода можно представить как естественно сложившуюся открытую систему, где на данный момент воплощено все богатство знаний и опыта субъекта. Модель субъектного тезауруса, представленная в работе . . , , -вершенствуется данная открытая система, как из накопленного знания, представлений и моделей поведения, которыми человек на протяжении всей жизни обогащает свой тезаурус, выбирается решение, управляющее его поведением. Формы рефлексии (ретроспективная, проспективная и интроспективная) позволяют контролировать и корректировать процесс принятия решений, делает ее источником , .
В настоящее время изучению рефлексии уделяется большое внимание в об, , . -словлен важностью процесса рефлексии в жизни личности, ее развитии, приобретении жизненного опыта. Развитие личности рассматривается в двух аспектах: когда человек развивается, принимая уже существующие в культуре нормы и ценности, способы и виды деятельности; на следующем этапе, когда культурный опыт уже усвоен, человек самосовершенствуется, создавая нечто новое в культуре, преобразует окружающий мир - в любом из этих случаев человек приобретает новые возможности. Несомненно, прохождению этих этапов способствует рефлексия [4].
В концептуальном понимании рефлексия рассматривается как форма переосмысления человеком различных содержаний индивидуального сознания, деятельности и общения.
В контексте самосознания личности рефлексию можно охарактеризовать как процесс самопознания личности, содержания ее внутреннего мира, построения
« ».
Рефлексия как метакогнитивный процесс отражает способность субъекта анализировать собственные мыслительные процессы, предполагает способности к , , , .
Рефлексия в педагогическом процессе включает его участников - преподавателя и студента, причем творческое решение проблемно-конфликтных ситуаций, на , .
Раздел II. Проблемы педагогики и методики обучения иностранным языкам
Способность к рефлексии является обязательным компонентом профессио-, -
.
осмыслить внутреннюю картину мира обучающегося, анализировать свои действия в ситуации общения, планировать их, предвидеть их эффект, изменять ситуацию педагогического общения таким образом, чтобы студенты получали стимул к развитию. Рефлексивная дуга в сознании преподавателя включает личность студента, его переживания и действия, действия, которые предпринимает по отношению к нему преподаватель, а также ситуацию, в которой происходит взаимодействие. Другая сторона рефлексии в деятельности преподавателя - отражение собст-« » . -,
рефлексивных свойствах сознания и являются залогом профессионального совер-.
Профессиональная рефлексия позволяет преподавателю понять не только причины своих действий, но и то, как именно он добивается педагогических це, .
Со стороны преподавателя рефлексивная интеграция его теоретических знаний и практического опыта выражаются в возникновении ведущих идей - сложного образования, включающего как убеждения, идеалы, личностные смыслы, так и принципы отбора методов обучения, выбор стиля общения, формирующегося в процессе педагогической деятельности и осмысления своего опыта и опыта своих .
Исходя из убеждения, что рефлексии необходимо учить и учиться, нами был подобран ряд практических заданий, направленных на развитие рефлексивных , -вателей и студентов.
Обучение рефлексии студентов вуза способствует повышению эффективности обучения, так как, осмысливая свое «I» в университете, отношения с сокурсниками и преподавателями в процессе обучения, планируя свою учебную деятельность, анализируя свои действия и реагируя на изменяющийся окружающий мир, , , профессиональном сообществе и закладывают основу для успешной профессиональной деятельности (упр^нения «Кто я?», «Поставь себя на место другого», рефлексивный анализ наиболее важных дел, тест «Импульсивность»).
Рассмотрим роль рефлексии в современном образовательном процессе на примере обучения иностранному языку. Из ментора, передающего опыт предыду-, , , , обучающиеся были бы в состоянии осуществлять профессиональную деятельность на протяжении всего ее периода, преподаватель превратился в медиатора, посредника между целями и задачами образования и полноправным субъектом системы
- . -, , -; - -психологических особенностей студента, но и глубокий самоанализ индивидуальных особенностей преподавателя, его профессиональных качеств, являющихся определяющими при формулировке стратегических и тактических целей и задач, разработке технологии обучения.
С формированием общеевропейского и общемирового образовательного, экономического и культурного пространства произошло повышение значимости иностранного языка - из дисциплины, способствующей развитию высококультур-
, , -циалиста взаимодействовать в современном международном профессиональном - . . .
Новые требования к результату подготовки специалиста изменяют роль, условия и содержание деятельности преподавателя, существенно влияют на выбор , . -цификой дисциплины и является, на наш взгляд, уникальной. Для эффективного преподавания иностранного языка, целью и средством которого является ино, , ,
обаяние, широкий кругозор, умение вовлечь в процесс общения, создать оптимальные для него условия, учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные характеристики студентов-участников общения, их психологиче-, , личности, воздействие вербальных и невербальных компонентов психики на ус, , мышления. Таким образом, необходимо уделять особое внимание изучению лич, ,
.
На результативность обучения влияет состав группы. Каждый член группы обладает определенным уровнем владения иностранным языком, индивидуальным стилем его изучения, мотивацией и отношением к процессу обучения, причем все вышеперечисленные факторы изменяются в процессе обучения, что вызывает необходимость регулярного диагностирования мотивации каждого студента и группы в целом, формирования осознания важности изучения иностранного языка как языка профессионального общения. Преподаватель, будучи участником процесса ,
способности, личностные качества и индивидуальные особенности, но и, будучи , -мировать и развивать профессиональные компетенции, необходимые для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.
Умение преподавателя сформулировать промежуточные и итоговые цели и задачи на каждом этапе обучения и выбрать подходы, методы и формы обучения,
- , -нальным целям обучающихся, целям курса иностранного языка в системе целей подготовки специалиста зависит от способности к постоянной рефлексии, непрерывного мониторинга процесса обучения и умения грамотно варьировать методы, приемы и средства обучения.
Рассматривая рефлексию как изначально философское понятие, детализировавшееся со временем и актуальное для многих наук, в том числе психологии, педагогики и методики, выделим важнейшие, на наш взгляд, аспекты рефлексивного восприятия окружающего мира преподавателем.
Непосредственно профессиональная рефлексия включает осознание своих , , -гического процесса, целей, которые эти действия преследуют и полученных ре.
имиджа, формирования ведущих идей преподавателя. Важнейшей в педагогиче-, , - -сии. Умение слышать студента, воспринимать и понимать его как личность, а также осознавать то, как он воспринимает преподавателя, обеспечивает обратную связь в обучении, делает процесс субъект-субъектным. Владение ретроспектив,
мастерства педагога, так как позволяет сделать процесс обучения творческим, адекватно реагирующим на изменяющиеся условия обучения. Обучение студентов рефлексивному (критическому) мышлению, основанное на собственном опыте, способствует социализации студентов, построению собственной траектории про.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Романенко ЮМ. Понятие рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 3-12.
2. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. - М., 1984.
3. Ярощевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. - М., 1996.
4. . . . - ., 1989. - . 1.
5. ЛоккДж. Избранные философские произведения.- М.: Мысль, 1960. -Т. 1. - С. 129.
Сальная Лейла Климентьевна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: lksalnaya@rambler.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Sal’naya Leyla Kliment’evna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: lksalnaya@rambler.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 67-348
Э.А. Сидельник
ЯЗЫКОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматриваются вопросы, связанные с определением роли и места иностранного языка в процессе профессиональной и языковой социализации студентов технического вуза.
Языковая социализация; профессиональная социализации; профессиональная адапта-11ия;меж^льтурная коммуникация.
E.A. Sidelnik
LANGUAGE AND PROFESSINAL SOCIALIZATION OF ENGINEERING
STUDENTS
The paper dwells upon the problems of professional and language socialization of engineering students, and the role of the foreign language acquisition in this process.
Language socialization; professional socialization; occupational adaptation; cross-cultural communication.
Преобладающей тенденцией развития большей части стран мирового сооб-
XXI -
ции общества - открытому информационному обществу, которое можно опреде-