Научная статья на тему 'Рефлексия урока как средство профессионального роста учителя, прошедшего уровневые курсы'

Рефлексия урока как средство профессионального роста учителя, прошедшего уровневые курсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РЕФЛЕКСИЯ УРОКА / REFLECTION LESSON / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА / REFLECTIVE PRACTICE / РЕФЛЕКСИЯ В ДЕЙСТВИИ / REFLECTION IN ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюсенбаев Еркин Абдумаликович

В статье рассматриваются особенности рефлексии урока как средство профессионального роста учителя, анализируя различия терминов: рефлексия, рефлексия урока, рефлексивная практика, рефлексия в действии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия урока как средство профессионального роста учителя, прошедшего уровневые курсы»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Reflection of the lesson as a means of professional development of the teacher passed proficiency courses Duyssenbayev Ye. (Republic of Kazakhstan) Рефлексия урока как средство профессионального роста учителя, прошедшего уровневые курсы Дюсенбаев Е. А. (Республика Казахстан)

Дюсенбаев Еркин Абдумаликович /Duyssenbayev Yerkin - эксперт по оцениванию,

Центр педагогических измерений, Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются особенности рефлексии урока как средство профессионального роста учителя, анализируя различия терминов: рефлексия, рефлексия урока, рефлексивная практика, рефлексия в действии.

Abstract: the article considers the peculiarities of reflection of the lesson the teacher's professional growth as a means of analyzing differences in terms: a reflection, a reflection of the lesson, reflective practice, reflection in action.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексия урока, рефлексивная практика, рефлексия в действии.

Keywords: reflection, reflection lesson, reflective practice, reflection in action.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?

Рефлексия, в упрощённом определении - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. В словаре иностранных слов определяется рефлексия как размышление о своём внутреннем состоянии [1]. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Современный взгляд на педагогический профессионализм, связанный с новыми целевыми установками образования, неизбежно влечет радикальную трансформацию роли преподавателя. Подготовка молодёжи к успешной и продуктивной деятельности в формирующемся глобальном обществе требует от преподавателя освоения новых компетенций, таких как организация обучения, гарантирующего интеллектуальный рост учащихся освоение современных методических средств, рефлексия актуальной профессиональной деятельности, осуществление деятельности по самообразованию.

Исследователь М. Н. Демидко к рефлексивным умениям относит группу умений, которые обеспечивают рефлексивно-аксиологический компонент креативной деятельности специалистов. Автор описывает рефлексивные умения в соответствии со структурой деятельности, представленной в виде следующих элементов: цель => способ => результат. Каждый структурный элемент деятельности обеспечивается соответствующими рефлексивными умениями [2]:

Структура деятельности Рефлексивные умения

Цель деятельности Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза - анализа - прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности

Способы деятельности Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий

Результат деятельности Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

В традиционной психологии различают несколько видов рефлексии:

1. Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

2. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

3. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи [3].

Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе всегда порождение нового знания в сознании индивида.

Ладенко И. С. классифицирует виды рефлективных приемов в зависимости от их временной направленности: 1. Ретроспективная - выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. 2. Перспективная - выявление и корректировка схем, средств и возможной будущей деятельности. 3. Интроспективная - контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности [4].

А теперь рассмотрим место этих видов рефлексии в структуре деятельности учителя. Любая деятельность, в том числе педагогическая деятельность учителя состоит из следующих этапов: 1. Постановки или принятие цели; 2. Планирование; 3. Выполнение действий; 4. Контроль и коррекция; 5. Оценивание результата.

Место основных видов рефлексии в этой структуре деятельности такова:

а) проспективная рефлексия применяется при постановки цели и при планировании; б) ситуативная рефлексия используется в ходе выполнения действий; в)ретроспективная рефлексия применяется при контроле и коррекции действия, при оценивании результата.

В виде схемы это будет выглядет так:

81 ■ Еигореап Баепсе № 6(16)

Педагогическая деятельность учителя 1)постановка или принятие цели а)перспективная рефлексия Виды рефлексии

2)планирование

3)выполнение действий б)интроспективная рефлексия

4)контроль и коррекция

5)оценивание результата в)ретроспективная рефлексия

В период поисков новой модели педагогического образования определённый интерес представляют современные исследования зарубежного опыта. В частности, заслуживает внимания системный подход к проблеме развития профессионального мастерства в США, где в последние десятилетия наметилось стабильное углубление инновационных процессов в поиске путей повышения эффективности преподавания. Здесь актуальная эффективность специалиста связана с новой культурой мышления, что влияет на расстановку акцентов в содержательной части непрерывного педагогического образования, которое активно переориентируется на формирование рефлексивности, т.е. способности осмысления своих собственных действий [5, с. 9].

Рефлексивная модель профессионального развития обладает широкими потенциальными возможностями. В отличие от традиционной модели, она предполагает использование информации из многочисленных источников окружающей действительности, исследовательские ресурсы и живую практику. Методы её весьма разнообразны: взаимопосещение и анализ уроков, педагогическое исследование деятельности для выработки мер, изучение творческих работ учащихся, анализ частного случая, описание прошлого опыта, рефлексивная беседа, составление плана по самообразованию, работа в группе, журнал самонаблюдений, моделирование, сетевое взаимодействие, занятие с наставником и др.

В подходах к разработке моделей выработки внутреннего механизма самонаблюдения можно проследить определённую динамику в стремлении технологизировать процесс развития профессионализма.

D. Schon, автор широко известной модели «The Reflective Practitioner» («Мыслящий практик») [6] выделяет основные формы профессиональной рефлексии в зависимости от тех функций, которые она выполняет во времени.

Таблица 3. Модель рефлексивной практики D. Schon

Ситуативная рефлексия reflection-in-action Ретроспективная рефлексия reflectюn-on-actшn

Этап подготовки занятия Этап реализации запланированных действий Этап анализа процесса и результата деятельности

- представление о ходе деятельности; - выбор наиболее эффективных способов обучения; - планирование -соотнесение с меняющимися условиями собственных действий - своевременное реагирование - контроль элементов деятельности 1 )обсуждение с коллегами и учащимися 2)анализ и оценки выполненной деятельности, 3)осознание, понимание и структурирование полученного опыта, 4) запись в журнале самонаблюдений

В модели D. Schon заданы основополагающие составляющие рефлексивной практики преподавателя. Согласно D. Schon, главная цель рефлексивной практики -приостановка с целью осмысления возникших трудностей [6].

Д. Шон считается одним из главных современных теоретиков в обсуждаемой теме. Он рассматривает практическую рефлексию как способность профессионала интегрировать собственный опыт, имеющиеся теоретические знания и исследовательский подход с целью поиска оптимального решения неоднозначных практических проблем. Модель Д. Шона включает в себя два основных типа рефлексии: рефлексию в процессе деятельности и рефлексию об этом процессе. Особенностью первого типа является то, что рефлексия характерна исключительно только для лица, действующего в конкретной ситуации. Второй тип может быть присущ также и наблюдателю как соучастнику процесса, принимающему участие в анализе действий и их осмыслении, в проверке получаемых результатов. В силу «замкнутости» обсуждений возникает круговой характер обмена мнениями, который может вызвать внутренние психологические изменения у обеих сторон (деятеля и наблюдателя), что служит основой как для рефлексивного наблюдения, так и для рефлексивного обучения (Д. Шон, 1990). Этот вывод является одной из методических посылок организации обучающих курсов по развитию метарефлексивной позиции у будущих профессионалов.

Попробуем сделать краткие выводы из вышесказанного:

1. Рефлексивная позиция учителя нужна для того, чтобы оценить со стороны соответствие учебного занятия целям, задачам и достигнутым результатам.

2. При рефлексии трансформируется первоначальный замысел учебного занятия.

3. Рефлексия может быть проведена не только после урока, но и до него. Рефлексия по предполагаемому занятию часто позволят избежать многих ошибок в ходе его проведения.

4. Рефлексию можно провести как индивидуально, так и с коллегами. Коллективная рефлексия позволяет выявить многополярность мнений по занятию, а в некоторых случаях исключить субъективность оценки.

5. Рефлексия с учащимися позволяет взглянуть на занятие с совершенно другой стороны.

Литература

1. Никитина В. Ю. Большой словарь иностранных слов. М.: Дом славянской книги, 2011.

2. Демидко М. Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях. Минск.

3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2006.

4. Ладенко И. С. [Электронный ресурс]: Статья. Режим доступа: Edu.grsu.by/book_mihailova/index.php/uch - met.kursa.. ./53.html.

5. GrimmettP., Erickson G. Reflection in teacher education. New York, 1988.

6. Schon D. F. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. San Fransisco, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.