Научная статья на тему 'Рефлексия на Анатолия Арсеньева: большой взрыв и Большая вспышка'

Рефлексия на Анатолия Арсеньева: большой взрыв и Большая вспышка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия на Анатолия Арсеньева: большой взрыв и Большая вспышка»

Владимир Ражников

РЕФЛЕКСИЯ НА АНАТОЛИЯ АРСЕНЬЕВА: БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ И БОЛЬШАЯ ВСПЫШКА

Мой старший друг Анатолий Сергеевич Арсеньев - отменный философ (я бы даже сказал человек антропогенеза!), - выдвинул гипотезу о том, что мыслящий человек начинается со вспышки рефлексии во всеобщей форме.

Как я понимаю Толю Арсеньева, напрочь отравленного рассуждениями о возникновении разума?

Вспышка рефлексии означала осознание себя как «Я».

От этого «Я» потянулось некое отношение к источнику вспышки, к «Ты». Источник был непонятен, не слышен и не виден, и потому легче всего его было обозначить «бесконечным».

Так или иначе, отношение «Я-Ты» появляется во внутреннем мире человека, и он начинает свой диалог.

Сначала он воображает, потом - соображает, потом - изображает линиями, красками, звуками или какими-то другими символами свое интимное (религиозное!) отношение к жизни.

Религиозное?

Не бойтесь слов, бойтесь их непонимания.

Религиозное отношение, то есть некое отношение, наряду с другими отношениями, например семейными. Да и само «религиозное» пока ничего страшного не означает.

Дело было в палеолите, несколько миллионов лет назад. Тогда, судя по всему, не было никаких религиозных направлений, конфессий, традиций и ритуалов, а стало быть, не было нарушений, искажений; не было персональных автомобилей у высоких церковных чинов.

Даже дорог и колес не было!

Потому религиозное отношение к жизни, вероятнее всего, означало только одно - блуждания по собственному внутреннему миру, соединенному (religion, лат. - связывать) с другими мирами, в том числе и с тем, что перед глазами.

Человек очень долго не был религиозным в современном понимании.

К арсеньевской вспышке рефлексии я бы добавил эпитет «Большая».

Зачем?

Перенеся рефлексию в обычную жизнь, я вижу, что в центре ее укоренен человек, который постоянно обучается. Он как заведенный оглядывается на то, что запомнил, выучил или вымыслил.

Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я? - поёт даже лучшая попса.

Минимум рефлексии есть в каждом разумном действии. Однако этого совершенно недостаточно для создания, так сказать, факела эволюции.

В жизнь человека Большая рефлексия ворвалась как неожиданное событие, как персональный вызов, взрыв. Еще недавно этот первофило-

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

202

№ 2 - 2013

соф стелился по горизонтали (а в палеолите - собирал ягоды и коренья, ползал по траве, не догадываясь поднять глаза к небу).

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился...

[А.С. Пушкин]

И вдруг - ослепительная вспышка.

В мире то там, то здесь, то кое-где, везде (!) встречаются сумасшедшие единицы, помышляющие о личной катастрофе.

Это потенциальные интеллектуалы.

Для них катастрофа долгожданна и перспективна.

Сумасшедших единиц немного,

Но с них начинаются великие эволюции.

Но, как ни странно, вспышка, Большая рефлексия не совершается человеческим усилием. Она приходит необычным, чудесным путем. Рефлексия падает с небес, выступает как Дар, подобно схождению Духа на человека.

Исключительно по желанию Духа.

Может быть, так и совершается пресловутое второе, духовное рождение человека... Даже, если он атеист...

И к чему мы приходим?

Мы идем. Пешком на пятый этаж... Мы рассуждаем...

- На самом ли деле ты считаешь, что рефлексию можно воспитывать практически профессионально, то есть открытым дневным способом, как знание и моральные качества?

- Ну... как сказать...

Большая и мощная вспышка рефлексии нужна, чтобы осветились глубины твоего имени, чтобы возникла эйфория, толкотня мыслей, озарение, просветление, всё то, чего нельзя купить за деньги, чтобы разные нестандартные люди и вещи стали в такой момент интимно-близкими.

Можно сказать еще проще: чтобы нелегкое, но субъективно значимое «свихивание» стало нормой, нормой «сумасшедшей» человеческой единицы.

Конечно, я заговариваю зубы, опасаясь раньше времени вымолвить главное:

Анатолий Арсеньев должен быть признан гением именно за выдвижение гипотезы:

человек стал разумным благодаря вспышке рефлексии во всеобщей форме, обрушившейся на него еще в палеолите.

Теперь, после арсеньевского открытия, глупо устраивать диспуты на тему, от кого произошел человек: от обезьяны или от министра образования?

Главный вопрос: Как человек стал разумным? Как у него появилась мысль?

И еще о главном:

Наиважнейшее применение слова «благодаря» произошло в этом контексте «благодаря вспышке рефлексии». Рефлексия - главное благо, которое Творец подарил человеку.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

203

№ 2 - 2013

Между тем несколько лет прошло, пока я понял: начальная арсеньев-ская формула неокончательна. Чтобы ее понятно рассказать людям-студентам-вчерашним-школьникам, нужна простая переходная «лекционная» речевка. Она возникла, как только я стал преподавать общую психологию своим замечательным ребятам-первокурсникам.

И эта формула звучит лапидарно, но, на мой взгляд, точно:

После вспышки рефлексии

каждое человекообразное существо могло

осознать себя как «Я»,

а источник, который дал такое осознание, «Ты»*. Это и была первая мысль человека.

Ну и ладно.

Теоретически о мышлении психолога с большой ясностью начал говорить А.С. Арсеньев. Прошу, обратите внимание, как незаметно (и незаменимо!) мышление связалось с рефлексией - большим подарком небес.

Мышление является главным инструментом психолога в его исследовательской работе, так же как и в работе любого другого исследователя. Однако мышление психолога поставлено в особое отношение к своему предмету.

Когда психолог исследует мышление, в его лице как в лице мыслящего существа мышление исследует само себя;

когда мышление исследует личность, это опять-таки личность, исследующая самоё себя, и т. д.

Это отношение обращенности на себя (и в себя) получило в философии название рефлексивного отношения.

Человек - рефлексирующее существо.

Отвлечься от собственной рефлексии, как это пытается делать научная психология в исследовании человека, значит исследовать не то, что предполагалось, не человека, не личность.

«Человек вообще не поддается использованию», - уверял потом в своей постнеолитической философии Толя Арсеньев, мой старший друг и наставник, достигший апостольского возраста.

Июнь, 2013

* Эта идея живет уже давно в Великом идеополе человеческого самосознания. Её можно найти не только в текстах Библии и у духовных христианских философов, но и в трудах многих философов, историков и психологов. - Ред.

204

№ 2 - 2013

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.