3. Sailing (2005), Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic allowance for children and young people schools and schools of the highest sports skill, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.10.2016
УДК 378
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ
И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ
Артем Леонидович Веревкин, адъюнкт,
Анатолий Петрович Надточий, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
Данная статья раскрывает различные подходы к понятию рефлексивных педагогических технологий. Рассматривается структура рефлексивных технологий и их функции в педагогическом процессе. Актуальность темы обусловлена внедрением ФГОС, в котором рефлексия выделена как самостоятельная и приоритетная технология в новых образовательных условиях.
Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, рефлексия в педагогическом процессе, самопознание, рефлексивные технологии, педагогический процесс, рефлексивный подход.
REFLEXIVE TECHNOLOGIES IN TOPICAL AREA OF PEDAGOGICS AND POSSIBILITY OF THEIR APPLICATION IN MILITARY EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Artem Leonidovich Verevkin, the graduated in a military academy, Anatoly Petrovich Nadtochy, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation
Annotation
This article reveals the different approaches to the concept of reflective pedagogical technologies. The structure of reflective technologies and their functions in the pedagogical process have been analyzed. The relevance of the topic is due to the introduction of the Federal State Educational Standard. This document defines the reflection as an independent and priority technology in the new educational environment.
Keywords: reflection, pedagogical reflection, reflection in pedagogical process, self-knowledge, reflexive technologies, pedagogical process, reflexive approach.
Современное российское образование в настоящее время, в сфере перехода на ФГОС, переживает сложный период, что в свою очередь сказывается в первую очередь на качестве образования. Так же на изменение, существовавшей, системы образования повлияли социально-экономические преобразования. Изменился и общий взгляд на образовательное пространство, которое направлено на свободное развитие личности, которая развивается на творческих основах и будет общественно-полезной для общества. Существующая в России концепция модернизации образования, в качестве одной из главных проблем выделяет именно проблему повышения качества образования. При этом необходимо учитывать мировые тенденции и требования. В концепции отражена необходимость развития познавательных способностей обучаемых. Это же развитие должно происходить и в воинских коллективах, которых происходит образование. Одним из условий повышения качества образования является внедрение и развитие рефлексивных технологий [4, с. 13].
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) выделяют рефлексию как самостоятельную педагогическую технологию, приоритетную по отношению к другим педагогическим технологиям в новых образовательных условиях.
Само понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления человека о происходящем внутри его самого. В таком контексте философского понимания рефлексию трактуют как: 1) способность собственного сознания обращаться на себя; 2) анализ знания с целью получения нового знания; 3) самонаблюдение за состоянием ума и души; 4) исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления [6, с. 25].
Рефлексия является предметом для изучения в различных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедения, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, конфликтологии и др.
Внедрение рефлексивных технологий не охватывает все задачи реализации образовательных стандартов, а представляет собой лишь одну из граней сопровождения процесса введения образовательных стандартов
Существующие, рефлексивные технологии решают многие задачи:
- повышается значимость роли студента в образовательной ситуации. Процесс обучения нацелен на субъект-субъектные отношения;
- значительно расширяются возможности педагога в выстраивании индивидуального подхода к обучаемым;
- развиваются рефлексивные способности обучаемых;
- педагог сам становится рефлексирующим педагогом, способным проанализировать свои достижения и неудачи, с помощью рефлексии выйти из эмоционально негативной ситуации, непрерывно повышать профессиональную компетентность (http://www.psychologov.net/view_post.php?id=355).
Рефлексивная психология, а точнее, ее развитие связано с таким именем, как А. Буземан, который в свою очередь впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины еще в самом начале 20-го века. Рефлексия (от лат. геАехю - обращение назад) - процесс познания своих внутренних состояний, посредствам самопознания, взгляда в глубину самого себя. Такие понятия как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что думают о нем, как его оценивают и относятся, вот такие явления относят к рефлексии. Как считают различные источники, рефлексировать можно путем различных внутренних процессов, внутри себя, таких как, например, внутренние рассуждения, предположения, гипотезы, определение идеалов, анализ предстоящего действия, или проведенного действия, переживания.
Рефлексия - это не только метод анализа собственной деятельности, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований. В обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий [6, с. 32].
При этом рефлексию нельзя уравнивать с самопознанием, поэтому их необходимо отличать. Самосознание является формой рефлексии, при которой знание себя и есть процесс развития личности. Другое очень близкое к рефлексии понятие - обдуманность, это итог направления сознания на будущее.
Рассмотрим более подробно понятие «педагогическая рефлексия». В предметной области педагогики понятие о рефлексии всецело обосновалось около десяти лет назад, несмотря на более раннее появление. Изучение деятельности вузов, конечно, не только самых известных, говорит нам о том, что рефлексивный характер присутствует в педагогической деятельности, организует, руководит и направляет обучаемых. Педагог старается смотреть на себя и свои действия как бы со стороны своих подопечных, их глазами,
учитывать их мировоззрение, направлять подопечных, давать им оценку, заставлять смотреть в свой внутренний мир, для того что бы отыскать правильный ответ, а для этого нужно чувствовать обучаемого.
В первую очередь преподаватель (педагог), которой для того чтобы руководить процессом рефлексии должен оценить вначале себя, как участника диалога, создать все необходимые условия для связей субъект-субъект. Этот процесс постоянен и для того что бы постоянно развивать его, а также развиваться самому, необходимо становиться частью педагогической ситуации, при этом взаимодействие должно быть и с обучаемым и со своим коллегой, чтобы искать и находить пути разрешения педагогической ситуации.
Как представляется рефлексия в педагогическом процессе или педагогическая рефлексия? Главная цель педагогики - обучение и воспитание, а если говорить о педагогическом процессе, то это развитие. Назначение всего педагогического процесса и есть не что иное, как создание всех необходимых условий для совершенствования, саморазвития. Путем смены деятельности участников педагогического процесса, то есть и педагогов и обучаемых, можно добиться этого самого развития. Так же необходимо менять мотивы, эмоции, давать знания, тем самым расширяя область процесса. О результатах же развития может судить только сам субъект, после чего оценивать себя, путем самоконтроля и самоанализа, то есть рефлексию.
Если говорить о конкретных авторах, то А. А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает умение того, кто обучает с разных сторон и адекватно подходить деятельности и к себе. Это сложный феномен, проявляющийся, в субъекте для осуществления процесса понимания своей деятельности [2, с. 12]. Тот же автор выделяет 2 модели рефлексии:
1. Операциональный уровень (мотивационные, исполнительские, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном понимании, в ходе обучения).
2. Личностный уровень (когда педагог полностью поглощен педагогической ситуацией и ориентирует всех на необходимость её разрешения).
При этом стоит понимать, что именно от педагога, от его профессионализма и мастерства зависит, какой будет эта ситуация. Что конечно так же важно при работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.
Указанные аспекты использования рефлексии актуальны и для саморазвития педагога. Правильно и грамотно, применяемая рефлексия в системе обучения способна стать, для педагога средством для исследования правильности осуществляемой им преподавательской деятельности эффективным способом противодействия профессиональному эмоциональному выгоранию. Таким образом, рефлексирующий преподаватель - это анализирующий, думающий, оценивающий сам свой опыт педагог. По мнению Д. Дьюи, «педагог - это «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию».
В педагогическом процессе рефлексия рассматривается, как осознание субъекта, находящегося в состоянии педагогического взаимодействия, в процессе, когда сложилась педагогическая ситуация, с тем, что является основной составляющей педагогической ситуации: обучаемым, педагогом, технологиями и пространством в котором ситуация складывается.
С. С. Кашлев [5] «под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого».
В состоявшемся педагогическом взаимодействии предполагается взаимоотображение, взаимооценка участников педагогического процесса. Так педагогическая рефлексия становится отображением внутреннего мира педагога, состоянием совершенствования обучаемых и наоборот. Те процессы, которые автор рассматривает в своей работе, а конкретно, свойства рефлексии, показывают нам, что они присутствуют во всех сферах
деятельности, особенно в образовании.
Так же в своих трудах, в которых педагогическая рефлексия рассмотрена в профессиональном компоненте, то есть профессиональная рефлексия педагога, как одна из разновидностей профессиональной рефлексии, только в состоянии, связанном с некоторыми особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом. Сама же профессиональная рефлексия является соотнесением возможностей личности человека с тем, что необходимо ему для выполнения конкретной работы, особенно это важно при выборе профессии, с представлениями о ней.
Если говорить о профессиональной рефлексии, нельзя не упомянуть Е.Е. Рукавишникову. Она под такой рефлексией понимала огромный сложный механизм, при котором необходимость самосовершенствования становился неотъемлемом частью профессионального роста педагога, так как заставлял точно оценивать свою деятельность и анализировать ее. Это элемент настоящего профессионализма.
Таким образом, «рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку, состоявшегося взаимодействия, участников педагогического процесса, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития обучаемых и наоборот» [5].
Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс, в котором субъект самоидентифицируется со сложившейся педагогической ситуацией в ходе педагогического взаимодействия, с тем, что составляет педагогическую ситуацию. Такой подход к определению подходит и для учебных заведений, которые имеют свою уникальную специфику, таких как институты войск национальной гвардии, по сути созданные только недавно, но имеющие устоявшуюся систему преподавания. Во взаимодействии участников педагогического процесса, где деятельность одного влияет на деятельность другого, рождается так называемая педагогическая ситуация.
Структура педагогической рефлексии, опираясь на структуру педагогического процесса и педагогического взаимодействия, дает представление о сущности педагогической рефлексии, её определении.
Существующая структура рефлексии в ходе педагогического процесса, представлена следующим образом:
Компоненты структуры рефлексии в педагогическом процессе включают следующие элементы: [5]
• педагогом педагогического взаимодействия;
• педагогом своей педагогической деятельности;
• обучаемым своей деятельности;
• педагогом деятельности обучаемых;
• обучаемым деятельности педагога;
• обучаемыми педагогического взаимодействия (рисунок 1).
При организации любого педагогического процесса необходимым условием является целесообразность деятельности педагога в рефлексивном взаимодействии. При этом педагогический процесс, должен быть организован, таким образом, чтобы педагог контролировал рефлексию обучаемого, в таких условиях, которые обеспечат условия для их развития.
Определяя функции рефлексии в педагогическом процессе и особенно в определении значения для обучения военнослужащих войск национальной гвардии отметим, прежде всего, что это необходимое и занимающее не последнее место в создании оптимальных условия для обучения и развития военнослужащих, как участников педагогического процесса.
Рисунок 1 - Структура рефлексии в педагогическом процессе. [3].
Рефлексия, как мы уже поняли, выполняет не только диагностическую функцию, определяя степень успешности развития обучаемых, но и констатирующую, которая определяет конкретных результат. Под уровнем эффективности взаимодействия внутри педагогического процесса понимается практическое применение рефлексии в конкретных ситуациях, конкретных учебных заведений, с учетом их специфики.
Среди иных функций, рефлексии, опираясь на труды разных авторов можно выделить следующие:
- проектировочная - создание моделей деятельности, для участников педагогического процесса в ходе их взаимодействия;
- организаторская - для оптимальной организации взаимодействия между обучающим и обучаемым;
- коммуникативная - как необходимое условие общения педагога и обучаемого;
- смыслотворческая - для смыслового обоснования всем участникам педагогического процесса осознания себя и необходимости создания условий для их взаимодействия;
- мотивационная - для определения цели направленности, характера, результативности деятельности;
- коррекционная - для развития мотивации к изменению условий в ходе своей деятельности [4, с. 36].
Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению развивающего потенциала обучаемых. Потому что именно качество обучения точно определяет способность обучаемого выполнять определенные функции по специальности, особенно когда речь идет о военнослужащих, которые выполняют задачи в сложных условиях, сопряженных с риском для жизни.
Таким образом, решение вопроса о развитии рефлексивных технологий становится особенно актуальным в процессе педагогической деятельности, не только в общих образовательных учреждениях, но и в институтах войск национальной гвардии. Для военнослужащих рефлексия может стать одним из основных, наряду с другими профессиональ-
ными качествами, поэтому учебный процесс в учебном заведении, в том числе военных, должен быть организован так, чтобы с первых дней обучения рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно, что сделает область обучения более понятной.
В связи с этим необходимо разработать рефлексивные технологии, как элемент подготовки военнослужащего и становления его в профессиональном плане в ходе обучения в военных вузах федеральной службы войск национальной гвардии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова, Е.В. Рефлексивные образовательные технологии как фактор внутренней дифференциации в учебном процессе : автореф. ... канд. пед. наук / Белова Е.В. - Ростов-на-Дону, 2009. - 32 с.
2. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяе-ва. - Псков : Изд-во Псковского гос. пед. ин-та им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.
3. Здоровенко, Е.В. Педагогическая рефлексия. Нижневартовск, 2014 [Электронный ресурс] // URL : http://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/3/pedag-refleksiya.docx. - Дата обращения 01.09.2016.
4. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель. -2000. - № 1. - С. 25-27.
5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С.С. Кашлев. - Минск : Высшая школа, 2002. - 95 с.
6. Степанов, С.Ю. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики / С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. - Казань, 1990. - Ч. 3. - С. 204-206.
REFERENCE
1. Belova, E.V. (2009), Reflective educational technologies as the factor of internal differentiation in educational process, dissertation, Rostov-on-Don.
2. Bizyaeva, A.A. (2004), The psychology of thinking teachers: pedagogical reflection, publishing house Kirov pedagogical institute, Pskov.
3. Zdorovenko, E.V. (2014), Pedagogical reflection, Nizhnevartovsk, available at: http://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/3/pedag-refleksiya.docx.
4. Suvorov, N.G. (2000), "Online training: new approaches", Teacher, No. 1, pp. 25-27.
5. Kashlev, S.S. (2002), Modern technologies of pedagogical process: Handbook for teachers, High School, Minsk.
6. Stepanov, S.Yu. and Pokhmelkin, G.F. (1990), "Problems reflexive-creative pedagogy", Creative personality development in terms of continuing education, Part 3, Kazan, pp. 204-206.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2016
УДК 796.925
ИНДЕКС АСИММЕТРИЧНОСТИ ОТТАЛКИВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Владимир Александрович Ветров, старший преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),
г. Чайковский
Аннотация
В статье представлена попытка разделения понятий «индекс» и «коэффициент», проведена интерпретация понятия «индекс асимметричности отталкивания» для прыжков на лыжах с трамплина на примере проведения теста Абалакова на тензоплатформе.
Ключевые слова: индекс, асимметричность, тензоплатформа, тензограмма, тест Абалако-ва, коэффициент.