4. Зязюн I.A. Концептуальт засади осв^и в Укра'т / I. А. Зязюн // Педагогiка i психолопя професшно!' освiти. - 2000. - № 1. - С. 3-12.
5. Лабунець В. М. Методолопчт основи музично-виконавсько!' пiдготовки майбутнього учителя музики у процесi неперервно!' осв^и / В. М. Лабунець // Проблеми сучасно!' психологи: зб. наук. праць КПНУ iM. I. Опенка, 1нститут психологи iM. Г. Костюка НАПН Укра'ни. - 2012. - Вип. 15. -С. 312-321.
6. Проблеми щдвищення якост осв^и у контекстi евроiнтегрaцiйних процесiв: досвщ, iнновaцil, перспективи: зб. наук.-метод. праць / О. А. Дубасенюк (вщп. ред.). - Житомир: Вид-во ЖДУ iM. I. Франка, 2006. - 216 с.
УДК 378.937+378.126
Нина Татаринцева, Елена Реброва РЕФЛЕКСИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
В статье раскрыты основные тенденции в развитии педагогических технологий формирования творческой, самостоятельной личности педагога на примере моделей рефлексивной деятельности. Представлены рефлексивные модели обучения, рефлексивно-творческие, рефлексивно-диалоговые, диалогово-побуждающие методы обучения, показатели творческой самостоятельности.
Ключевые слова: современный педагог, педагогическая технология, самопознание, рефлексия, творчество, самостоятельность, творческая самостоятельность, личностный рост.
Hirn Татаршцева, Олена Реброва РЕФЛЕКСИВН1 МОДЕЛ1 НАВАННЯ ЯК УМОВА ФОРМУВАННЯ ТВОРЧО1 САМОСТ1ЙНОСТ1 ОСОБИСТОСТ1 ПЕДАГОГА
В статт1 розкрито основт тенденцп у розвитку педагог1чних технологт формування творчог, самосттног особистост1 педагога на приклад1 моделей рефлексивно'i д\яльност\. Подано рефлексивн1 модел\ навчання, рефлексивно-
творч1, рефлексивно-д1алогов1, д\алогово-спонукальн\, як\ спрямовують методи навчання на спонукання творчо'1 самосттност1; подаються показники творчо'1 самосттност1.
Ключовi слова: сучасний педагог, педагог1чна технолог1я, самотзнання, рефлекЫя, творч1сть, самосттшсть, творча самосттшсть, особист1снийр1ст.
Nina Tatarintseva, О1епа Rebrova REFLEXIVE TEACHING MODELS AS THE CONDITION OF CREATIVE INDEPENDENT OF TEACHER'S PERSONALITY FORMATION
The article discloses the main trends in the development of educational technologies of a creative, independent teacher's personality formation on example of reflective activity models; reflective teaching models, reflexive-creative, reflexive-dialogical, dialogic-prompting teaching methods, indicators of creative independence are presented.
Key words: modern teacher, pedagogical technology, self-cognition, reflection, creation, independence, creative independence, personal development.
Важным условием обеспечения высокого качества образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения является совершенствование системы подготовки педагога, способного к профессиональной и личностной рефлексии, творческой самостоятельности. Исследования, проведенные О. Абдуллиной, Е. Бондаревской, М. Гаруновым, Л. Заниной, В. Сластениным показывают, что сформировать у будущего педагога только знания, умения и навыки профессиональной деятельности недостаточно. Современный педагог должен быть не просто носителем информации, а творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личностю. Поэтому система подготовки должна бать обращена к личности будущего профессионала. В связи с этим актуальным становится сочетание базового и вариативного компонента в содержании обучения (О. Абдуллина), осуществление программы обучения творчеству (Е. Бондаревская), разработка индивидуальных планов обучения педагогов, в которых бы учитывались личностные особенности студентов (В. Сластенин).
Таким образом, обучение в вузе должно обеспечить как профессиональное, так и личностное развитие специалиста и быть направленным на формирование его индивидуальности. Личностное и профессиональное развитие соединяются на этапе сформированности творческой самостоятельности будущего педагога.
Существует ряд условий, необходимых для развития творческой самостоятельности. Среди них выделяют обращенность сознания на себя как на субъекта педагогической деятельности; способность к рефлексии, организация самопознания профессионально-личностных качеств, использование совместных форм деятельности и т. д. Адекватные представления человека о себе, других людях, психологических особенностях профессиональной деятельности является важным фактором становления личности профессионала
(К. Абульханова-Славская, И. Дубровина, Е. Климов, А. Леонтьев и др.). Незнание себя, своих сильных и слабых сторон, отсутствие способности к рефлексии затрудняет профессиональный и личностный рост педагога. Таким образом, на пути к развитию творческой самостоятельности решается задача формирования навыков рефлексивной деятельности.
Рефлексивная деятельность понимается нами как показатель личностных и профессиональных ценностей и смыслов, проявляющая индивидуальный опыт изучения содержания профессиональной сферы и систему способов самоанализа, самоконтроля, самооценки, свободы выбора средств достижения результатов. Она включает обмен рефлексивным опытом преподавателя и студента, принятие противоположных точек зрения в противоречивых ситуациях, поиск источника нового знания, необходимого для разрешения ситуации, раскрывает профессионально-личностные качества субъектов рефлексии [2; 3].
Учебно-познавательная деятельность, в которую интегрирована рефлексивная, представляет собой проблемно-поисковую среду, где в процессе сотрудничества и рефлексивного творчества раскрываются личностные потенциальные возможности преподавателей и студентов, осознаются ценности личностной культуры, обеспечивается саморегуляция активности и слаженность деятельности и достижение качественного результата
Интеграция учебно-познавательной и рефлексивной деятельности позволяет студентам осознать ценности самопознания. Ценность самопознания определяется как способ обретения личностью человеческой сущности, профессионального признания; показатель профессиональной зрелости, профессиональной культуры. Самопознание способствует становлению самостоятельности студентов, актуализирует их ценностное самоопределение, создается смысловое пространство самоопределения, самосозидания [3, с. 182].
Цель статьи - раскрыть технологии активизации рефлексивной деятельности на основе её моделирования.
В трудах ученых профессиональная самостоятельность является многовекторным показателем, указывает на определенный уровень профессиональной зрелости, профессиональной мобильности, творческой самореализации. Наиболее стратегически целесообразной является идея сочетания двух существенных признаков профессионализма учителя: самостоятельности и творчества. Именно они и составляют профессиональное качество высшего уровня мастерства - творческую самостоятельность.
Категория самостоятельности не является новой. В педагогической науке XXI века она только актуализирована требованиями общества. Например, Ж.-Ж. Русо считал наиболее ценным в учебном процессе не то, что ученик узнал суть вопроса, о котором говорил учитель, а то, что он понял его в ходе собственных соображений, поисково-исследовательских действий. Известная точка зрения К. Ушинского на самостоятельность как на основную конечную цель педагогического процесса, на развитие у учащихся желания усваивать знания без помощи учителя [1, с. 73]. Анализ литературы по вопросу творческой самостоятельности показал, что ряд учёных связывают проблему творческой самостоятельности с творческим мышлением (Г. Гарбер, И. Ильясов, А. Кочетов, Ю. Кулюткин), в связи с этим исследуется психология творческого мышления (Т. Кудрявцев, А. Матюшкин, И. Семенов), анализируется способность к творчеству как качество личности (Е. Яковлева и др.).
Познавательно-деятельностный подход к развитию самостоятельности находим в трудах Ш. Ганелина, М. Данилова, Ю. Дмитриевой, Б. Есипова, Е. Кириловой, И. Лернера, С. Рубинштейна, М. Скаткина, И. Якиманской и других ученых. Организация самостоятельной познавательной и творческой деятельности показана в исследованиях П. Копнина, А. Ковалёва, С. Мирошник, П. Подкасистого, А. Усова [1].
В рамках характеристик квалификации специалиста, высший, автономный уровень его компетентности характеризуется также как самостоятельно творческий. Таким образом, многочисленные исследования проблемы формирования творческой самостоятельности будущего учителя подтверждают ее актуальность и соответствие требованиям времени.
Актуализация творческой самостоятельности диктует выбор средств её эффективного формирования в будущих учителей разного профиля. Основным механизмом выбраны рефлексивные модели.
В рамках педагогических дисциплин, реализуемых на второй ступени непрерывного высшего образования на факультете педагогики и практической психологии Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия) (Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль бакалавра «Дошкольное образование») и на факультете музыкального и хореографического образования Пивденноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского (профиль бакалавра «Искусство», специальность «Учитель музыки», специализация «Художественная культура, этика, эстетика») были апробированы адаптированные целям и содержанию курсов модели учебно-познавательной деятельности М. Кларина, побуждающие преподавателей и студентов к профессиональным коммуникациям, сотрудничеству и самопознанию [3, с. 182].
Рефлексивно-поисковая модель способствовала достижению цели в развитии культуры рефлексивного мышления, коммуникативных процессов, интеллектуальных и социальных способностей, в организации межсубъектного взаимодействия.
Логика построения модели учебно-познавательной деятельности:
- формулировка цели как освоение нового опыта, новых способов познания свойств объекта, явлений, процессов, открытие собственного образа «Я»: «Я» -личность, «Я» - женщина/мужчина, «Я» - профессионал;
- рефлексия преподавателя и студентов по поводу поставленной цели и обозначенной проблемы (поиск ценностей и смыслов-профессиональных и личностных);
- коммуникации по отбору средств, способов познания нового;
- совместный поиск новых способов познания путем рефлексивного анализа и оценки;
- дискуссия вокруг вопроса «Какие ценности и смыслы несут в себе открытые знания для личностного и профессионального саморазвития?»;
- моделирование логики разрешения проблемы новыми способами: графическими, информационными, изобразительными и др.;
- рефлексивный анализ «Какой опыт приобрели - личностный и профессиональный?», «Какие педагогические ценности и смыслы постигли?».
Рефлексивно-игровая модель учебно-познавательной деятельности направлена на развитие потребности в профессиональной самореализации, становление культуры профессиональной деятельности и полоролевой культуры.
Логика построения рефлексивно-игровой деятельности:
- рефлексия по поводу конкретной личностной и профессиональной ситуации, например: «Что я думаю о воспитании современного ребенка?», «Роль художественного искусства в воспитании личности» и т. д.;
- «мозговой штурм» и коммуникации по проблеме, возникшей в ситуации «Что Вы об этом думаете?», «Как Вы предлагаете разрешить ее?», «Какова Ваша позиция в ней?»;
- формулировка правил, которые необходимо соблюдать в процессе коммуникаций и в разыгрывании сценария по разрешению ситуаций;
- коммуникации по предложенным моделям сценария «Решение проблемных ситуаций: современные и традиционные методы воспитания», «Как провести диагностику художественного развития личности» и т. д.
- самооценка и самоконтроль своих коммуникаций и деятельности в сценарии, рефлексия эффективных способов самопрезентации, творческой самореализации и личностных способов разрешения ситуации.
Рефлексивно-дискуссионная модель учебно-познавательной деятельности ориентирована на развитие самокритичности, рефлексивной и дискуссионной культуры, постижение личностных и профессиональных смыслов саморазвития.
Логика построения рефлексивно-дискуссионной модели учебно-познавательной деятельности:
- диалог по поводу известной и неизвестной информации об изучаемом объекте, переработка информации на основе рефлексивной деятельности и учебного опыта студентов;
- определение проблемной информации, обсуждение проблемы, научные доводы и самопрезентация в процессе разрешения проблемы;
- рефлексия правильности предложенного пути решения проблемы на основе экспериментирования, игры, моделирования и т. п.
Рефлексивно-исследовательская модель направлена на развитие познавательной рефлексии и методологической культуры на основе самооценки суждений, умозаключений и т. д.; самоконтроля (анализа, синтеза, сравнения, классификации и т.д.); самопознания (сравнить, сопоставить, изменить, высказать предположение, моделировать, доказать правильность и др.); определения причинно-следственных связей и отношений в изучаемых явлениях.
Логика построения модели:
- постановка проблемы как результат научной рефлексии (объекта познания, основных понятий, противоречий между объектами и т. д.), например: «Каковы основные проблемы художественного воспитания?»;
- рефлексия и сопоставление точек зрения на противоречия и понятия;
- интерпретация методов и средств решения проблемы (методами решения обозначенной выступают: изучение научно-педагогической литературы, анкетирование родителей, обобщение опыта образовательных учреждений и т. д.);
- определение альтернативных способов решения проблемы на основе рефлексии;
- самореализация выбранного способа разрешения проблемы («Какие трудности могут возникнуть у меня, будущего педагога, при взаимодействии с родителями воспитанников?»; Что (кто) мне может в этом помочь?»);
- формулировка научных выводов о способах решения проблемы;
- рефлексия о творческом самовыражении в совместной деятельности («Легко ли было мне ориентироваться в проблеме?», «Трудно ли было мне вступать в диалог?», «Что нового для себя я узнал (а)?» и т. д.)
В интегрированных видах учебно-познавательной и рефлексивной деятельности использовались рефлексивно-творческие, рефлексивно-диалоговые, диалогово-побуждающие методы.
Раскроем некоторые методы, используемые нами. Рефлексивно-творческие методы обеспечивают образовательное пространство творческой самостоятельности, самодвижения, творческой самореализации, свободы в самоутверждении.
Творческая игра «Раскрой тайны, смыслы и ценности педагогического знания», где студенты по кругу предлагают варианты скрытого, неизвестного знания, раскрывают ценностную информацию о воспитании, обучении и развитии ребенка.
Творческие задания типа «Опишите элементы предметно-пространственной среды художественного развития личности ребенка», «Каковы педагогические условия развития эстетического вкуса ребенка и подростка» и т.д.
«Работа с вопросами» - студентам предлагается предмет обсуждения и организуется игра «Кто больше задаст вопросов о художественном воспитании, начинающихся со слов «Что? Как? Зачем? Почему?», а ответы начинать со слов «Это ...», «Я думаю, что ...», «Если я буду делать что-то, то ...».
/—Ч с о 1 о о
«Создай свой профессиональный и личностный имидж», - студентам предлагаются различные средства для профессионального самовыражения и выражения своей женской / мужской индивидуальности (элементы одежды, книг, орудия профессиональной деятельности и т. д.) [3, с. 183-184].
Рефлексивно-диалоговые методы обеспечивают развитие мотивационно-потребностной сферы, активности, целеустремленности.
Упражнения, направленные на развитие индивидуальности педагога: «Если
бы я был(а) ..., то ...», «Я смогу добиться поставленной цели, если .....», «Как
будущий педагог я хочу ...», «Выполнить начатое дело до конца мне помогает . », «Сравните два стиля педагогического руководства», «Я совершенно убеждена / убежден, что педагог должен быть ...».
Упражнения, направленные на развитие активности: «Предложи свой выход из конфликтной ситуации педагогического общения», «Выбери одну из предложенных моделей взаимодействия с родителями по проблеме художественного воспитания мальчика (девочки), обоснуй свой выбор» и т. д.
Упражнения, направленные на развитие целеустремленности: «Я достигаю цели, потому что ...», «Я выполняю цель наполовину, потому что.».
Упражнения, направленные на уравновешивание психологического состояния в различных педагогических ситуациях: «Я чувствую себя спокойной(ым) и собранной(ым)», «Я полностью контролирую свои мысли, чувства, действия», «Меня очень раздражает этот мальчик своей агрессивностью и невоспитанностью. Мне необходимо понять причину его поведения, чтобы суметь что-то изменить к лучшему» и т. д.
Диалогово-побуждающие методы обеспечивают развитие творческой активной позиции и компетентности как способности переносить имеющиеся знания из одной сферы деятельности в другую (из учебной в самостоятельную), умений адаптироваться и встраиваться в социальную группу.
Упражнения-диалоги: о предмете профессиональной деятельности, о явлениях в профессиональной деятельности «Создайте кинофильм о своей работе
с детьми»; информационный диалог: «Поддержи разговор - расскажи профессиональную историю, интересный случай, событие» и т. д.
Показателями творческой самостоятельности будущего педагога являются:
• мотивационно-ценностный - позитивная ценностная установка на будущую профессиональную педагогическую деятельность; наличие потребности в самостоятельной учебной деятельности, понимание важности и значимости этой деятельности в профессиональном становлении; способность к рефлексии в процессе самостоятельной работы; умение творчески пользоваться приобретенными знаниями, способность к варьированию знаниями;
• когнитивно-деятельностный - созидательный и творческий характер самостоятельной учебной деятельности; высокий уровень знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности в целом, сформированных в процессе самостоятельного изучения педагогических дисциплин, способность применять их в решении профессионально-ориентированных заданий; широкий познавательный кругозор, потребность и способность давать анализ и оценку тому или иному явлению в процессе учебной деятельности; потребность оперировать знаниями самостоятельно и извлекать их из разных источников;
• результативно-оценочный - осознание собственных действий, приемов и способов при решении типовых профессиональных задач во время самостоятельной работы; сознательная вовлеченность в самостоятельную учебную деятельность, которая является целенаправленной, внутренне мотивированной и корректируется самим студентом.
Конструирование нового опыта по подготовке будущих педагогов к работе с детьми позволяет индивидуализировать обучение и включить в этот процесс не только наиболее активных студентов, но и всех, обучающихся на курсе. Учебно-познавательная деятельность, в которую интегрирована рефлексивная, представляет собой проблемно-поисковую среду, где в процессе сотрудничества и рефлексивного творчества раскрываются личностные потенциальные возможности преподавателей и студентов, осознаются ценности
профессиональной, личностной и индивидуальной культуры, обеспечивается саморегуляция активности, самостоятельности.
Рефлексивные модели в формировании творческой самостоятельности будущих учителей музыки и хореографии оптимизируют процесс работы над интерпретацией произведений без помощи и подсказки авторитетного педагога. Практика показала, что такие модели позволяют вывести работу над интерпретацией с этапа репродуктивного творчества на самостоятельный, а учебное общение студента и преподавателя перевести в сотворчество.
Литература
1. Реброва О. С. Творча самостштсть як профешйна яшсть майбуттх учителiв мистецьких дисциплш / О. С. Реброва // Науковий вюник: зб. Наук. праць: спец. випуск: Мистецька освгга: сучасний стан i перспективи розвитку. Ч. 1. - Одеса: ПДПУ iм. К. Д. Ушинського, 2006. - С. 73-80.
2. Татаринцева Н. Е. Педагогические технологии формирования опыта самопознания будущих педагогов / Н. Е. Татаринцева // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы II Междунар. науч.-практ. конференции. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - С. 626-633.
3. Татаринцева Н. Е. Технологии формирования самопознания будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности / Н. Е.Татаринцева // Мистецька освта в контекст европейсько! штеграци: матерiали III Мiж нар. наук. конференцп «Теоретичт та методичт засади розвитку мистецько! освгги в контекст европейсько! штеграци». - Суми, 2013. - С. 181-183.