ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-101-107
УДК 378 +15 ББК 74.480.0 +88.5
Г.Я. Гревцева
(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия) Ж.Г. Почивалова
(Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия) И.С. Кашина
(ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Россия) Т.В. Осипова
(Управление по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия)
РЕФЛЕКСИВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Анализируются позиции ученых на проблему саморазвития личности студента, обращается внимание на необходимость рефлексивной деятельности в процессе развития личности студента. Уточняются основные понятия «саморазвитие», «рефлексия», «творческое саморазвитие личности», «рефлексивное саморазвитие». Выявляются внешние и внутренние условия профессионального саморазвития, определяются источники, приемы и средства, критерии саморазвития, а также правила саморазвития. Выделяется один из главных вопросов саморазвития - целеполагание. Указывается на значение рефлексивных дневников, анкет обратной связи и других средств саморазвития. В качестве примера программы работы над собой приводятся правила Франклина.
Ключевые слова: саморазвитие, рефлексия, личность, саморазвитие личности, творческое саморазвитие личности, рефлексивное саморазвитие личности, рефлексивная деятельность, рефлексивный дневник, средства саморазвития, источники саморазвития.
I
ф
5
о
0
1
т ^
с; ф
го
О ^
го
о ф
0
1
со
ф -& ф
о.
G.Ya. Grevtseva
(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia) J.G. Pochivalova
(Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia) I.S. Kashina
(South Ural State Institute of Arts, Chelyabinsk, Russia) TV. Osipova
(Office for Human Rights, Child Rights and the Protection of the Entrepreneurs Rights in the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russia)
THE REFLECTIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY
The article gives the analysis of the scientists' positions on the problem of the student's self-development. Attention is drawn to the need for reflexive activity in the development of the student's personality. The article specifies the basic terms «self-development», «reflection», «creative self-development of the person», «reflexive self-development». It reveals the external and internal conditions of professional self-development, defines sources, methods and means, criteria of self-development and rules of self-development. It also determines a goal setting as one of the main questions of self-development. The article indicates the value of reflexive diaries, feedback profiles and other means of self-development. As an example of a program of work on self, Franklin's rules are given.
Key words: self-development, reflection, personality, self-development of the personality, creative self-development of the personality, reflexive self-development of the personality, reflexive activity, reflexive diary, self-development tools, sources of self-development.
CO m о с s о О
OQ
ГО x s
Э
го
b
го m
о Ц
го ш
S
т о с
го
ш
ф
J
ш
ф
К
Профессиональная деятельность будущего специалиста зависит от его компетентности, личностных качеств и от его способности к творческому саморазвитию, рефлексии. Саморазвитие ученые понимают по-разному. Одни сравнивают данное понятие с самостроительством (А.Я. Арет, А.И. Кочетов, А Н. Лутошкин и др.), другие отождествляют саморазвитие с процессом жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская); третьи - понимают саморазвитие как активность (И.Ф. Харламов).
Для нашего исследования имеют значение труды В.П. Веретенникова [5], анализирующего саморазвитие личности учащихся в условиях дидактической компьютерной среды; Н.Г. Григорьевой [8], выявляющей условия саморазвития личности учащегося среднего специаль-
ного учебного заведения; А.В. Остапенко [9], уделяющей особое внимание педагогическому сопровождению саморазвития личности студента в условиях вуза; И.Р. Пономаревой [10], раскрывающей особенности указывающей на эффективные средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении; Т.К. Черновской [18], акцентирующей внимание на самопознании и самореализации личности.
В настоящее время разрабатываются пути к выявлению сущности саморазвития, выявляются психолого-педагогические условия, факторы, препятствующие и способствующие эффективному саморазвитию личности, определяются эффективные формы, методы, средства профессионального саморазвития учащейся молодежи.
Многие ученые (Е.П. Седых [12], И.Н. Семенов [13], Н.С. Стребкова [15], Н.П. Толстолуцких [16], И.Ф. Харламов [17] и др.), рассматривая проблему профессионального, личностного саморазвития, единодушно подчеркивают важность активной рефлексивной деятельности, рефлексивной позиции будущего специалиста.
Источниками саморазвития, по мнению студентов первого курса института культуры, являются: лекционные и семинарские занятия, Интернет, общение, СМИ, самовоспитание, фильмы, литература, спорт, танцы, занятия на музыкальных инструментах и т.д. Средствами, которые стимулируют процесс саморазвития студентов в учебной и внеаудиторной деятельности, могут выступать исследовательские, поисковые и другие типы задач, проблемные, творческие задания.
Одно из условий саморазвития - рефлексия. По мнению Ю.М. Романенко, «рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей» [11]. Он определяет рефлексию как обращение к самому себе.
Рефлексивное саморазвитие - это саморазвитие личности студента с использованием различных видов рефлексии, позволяющих личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем; оно побуждает к исследовательской, творческой деятельности, обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию в профессиональной деятельности. Выражением переживаний человека является осмысленная в процессе рефлексии ценность [6]. Типы рефлексии разные: интеллектуальные, коммуникативные, личностные; а формы - коллективные и индивидуальные.
Рефлексивной деятельности посвящены труды Е.П. Седых [12], М.В. Бело-бородовой [2] и других. Так, например, М.Е. Белобородова рефлексивную деятельность трактует как «особый вид вну-
тренне аналитической мотивированной деятельности, направленной на осознание ее ценностно-смысловой, процессуальной и результативной составляющих с целью их уточнения, корректировки или их совершенствования» [2, с. 59].
«Рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности» [14]. «Рефлексивность тесно связана с осмыслением собственной деятельности, помогает ставить проблемы и решать их, мобилизуя свои способности» [7]. Мы согласны с мнением, Бережновой [3], что рефлексивная деятельность должна быть основана на принципе сотрудничества.
Важен вопрос о критериях саморазвития. Критериями саморазвития личности могут выступать: устойчивая мотивация саморазвития активность в учебной деятельности; принятие различных типов взаимодействия; саморазвиваемость через процессы самообразования, самопознания, самоопределения [10].
Саморазвитие предполагает разработку программы работы над собой. Обратимся к правилам, сформулированным Франклином: «1) формирование не множества положительных качеств, а одного;
2) постоянный контроль над собой. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». На этой странице Франклин отмечал нарушения, произошедшие в течение дня;
3) постоянное самообладание, поощрение и похвала своих действий; планирование на каждый день» [1, с. 101-102].
Это может быть не только программа саморазвития, эффективным средством саморазвития является рефлексивный дневник как инструмент описания опыта или самоанализа, рефлексивные вопросы, рефлексивный экран, рефлексивный отклик, ментальные карты, письма-отчеты, анкета обратной связи, оценочные карты, эссе и т.д.
ф
5
го
О ^
го
о ф
о
ф -& ф
о.
го m о с s о О
0Q
ГО I S
Э
го
О
го ш
о ^
го ш
S
т о IZ
го
ш
ф
ш
ф
CR
В рефлексивном дневнике обучающийся документирует свои переживания, чувства, эмоции, при этом осмысливает свой опыт. Это позволяет понять себя, получить представление о других.
Рефлексивная деятельность может предполагать решение упражнений (письменный или устный): «Плюс, минус, интересно, хочу узнать»; анкетирование (анкета обратной связи); использование приема «семи шляп»; «комплимент»; «что, если...?» и т.д. Например, анкета обратной связи предоставляет информацию для размышления обучаемому. Письменные работы содействуют саморефлексии, самосовершенствованию.
Рефлексивно-оценочные технологии (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология психолого-педагогической мастерской, технология делиберации и т.д.) являются фактором воспитания и обучения студенческой молодежи в социально-культурной среде вуза [7].
В статье «К анализу понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов» отмечается, что рефлексия способствует познанию природы ценностей [6]. Авторы отмечают необходимость сопровождения рефлексивной деятельности.
Заслуживает внимания предлагаемая К.Я. Вазиной природно-рефлексивная технология, которая успешно внедряется в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях. Сущность предложенной автором технологии заключается в организации единого познавательно-творческого пространства для субъектов образовательного процесса, содействующего непрерывному саморазвитию компетентности, основанного на природном механизме жизнедеятельности человека [4].
Таким образом, для ориентации студентов на саморазвитие должны быть связаны с рефлексией их учебно-познавательная, научно-исследовательская деятельность. Отметим, что при этом-рефлексия, несомненно, поможет по-
нять и осмыслить свою деятельность. Рефлексивная деятельность, несомненно, способствует развитию самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Библиографический список:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
2. Белобородова М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2013. - № 9. С. 59-63.
3. Бережнова О.В., Эннс Е.А. Рефлексия как условие саморазвития личности [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - Режим доступа: https:// cyberlemnka.m/artide/n/refleksiya-kak-uslovie-samorazvitiya-lichnosti
4. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.
5. Веретенников В.П. Саморазвитие личности учащихся в условиях дидактической компьютерной среды: на примере изучения гуманитарных предметов: дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2003. - 170 с.
6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. К анализу понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 2. С. 258. - Режим доступа: http:// www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24440.
7. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Боро-дурина Э.А. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Электронный ресурс] //
Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. С. 329. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726
8. Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 1995. - 256 с.
9. Остапенко А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008. - 24 с.
10. Пономарева И.Р. Саморазвитие школьников старших классов основной школы в процессе обучения: на примере предмета «Математика»: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 207 с.
11. Романенко Ю.М. Понятие «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии / Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 3-12.
12. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 4. С. 241. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21239.
13. Семёнов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - Воронеж НПО «МОДЭК», 2000. - 64 с.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 2013. - 360 с.
15. Стребкова Н.С. Саморазвитие личности как необходимое условие профессиональной подготовки педагога-психолога [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VII международная студенческая научно-практическая конференция № 7(7). - Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ humanities/7(7).pdf.
16. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 1997. - 22 с.
17. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Педагогика. -1990. - № 12. С. 28-35.
18. Черновская Т.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис. . канд. филос. наук. - СПб., 1994. - 38 с.
Поступила 15.11.2018
Об авторах:
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Почивалова Жанна Георгиевна, доцент кафедры теории и истории Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, J210708@mail. т
Кашина Ирина Сергеевна, ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П И. Чайковского» (Россия, г. Челябинск), [email protected]
Осипова Татьяна Валентиновна, руководитель аппарата Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, [email protected]
ф
5
го ср о S го
о ф
0
1
ш
ф -& ф
Q_
Для цитирования: Гревцева Г.Я., Почивалова Ж.Г, Кашина И.С., Осипова Т.В. Рефлексивное саморазвитие личности студента // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 101-107. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-101-107
References:
1. Amonashvili Sh.A. Reflections on humane pedagogy. - M.: Izd. Dom. Shalvy Amonashvili, 1995. - 496 p. [in Russian]
2. Beloborodova M.E. Reflexive activity of students in the educational process and features of its organization in a virtual information environment // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information computer technologies in education. - 2013. - No. 9. P. 59-63. [in Russian]
3. Berezhnova O.V., Enns E.A. Reflection as a condition for self-development of personality [Electronic resource] // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2017. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-kak-uslovie-samorazvitiya-lichnosti (in Russian)
4. Vazina K.Ya. Natural-reflexive technology of human self-development. - M., 2002, -145 p. [in Russian]
5. Veretennikov V.P. Self-development of the personality of students in a didactic computer environment: the case study of humanitarian subjects. Dis... kand.ped.nauk. - Volgograd, 2003. - 170 p. [in Russian]
6. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept of «reflexive-value support of professional training of students» [Electronic resource] // Sovremennyye problemy nauky i obrazovaniya. - 2016. - No. 2. P. 258. - Available at: http://www.science-education.ru/en/ article/view?id=24440 [in Russian]
7. Grevtseva G.Ya. Reflective-evaluative technologies as a factor of civil-patriotic education of student youth in the socio-cultural environment [Electronic resource] // Sovremennyye problemy nauky i obrazovaniya. - 2016. - No. 3. P. 329. - Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 [in Russian]
8. Grigorieva N.G. Self-development of the student's personality of the secondary special educational institution as a pedagogical problem. Dis. ... kand.ped.nauk - Khabarovsk, 1995. - 256 p. [in Russian]
9. Ostapenko A.V. Pedagogical support of self-development of the student's personality in the g conditions of the university. Author's transcript. Dis. ... kand.ped.nauk. - Nizhny Novgorod,
2008. - 24 p. [in Russian]
10. Ponomareva I.R. Self-development of schoolchildren in the senior classes of the main school in the process of training: by the example of the subject "Mathematics". Dis .... kand. ped.nauk. - Chelyabinsk, 2002. - 207 p. [in Russian]
11. Romanenko Yu.M. The terms of «reflection» and «speculation» in ancient philosophy. Chelovek. Priroda. Obshchestvo. Aktualnyye problemy. - Saint Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2000. - P. 3-12. (in Russian)
12. Sedykh E.P. Designing Reflexive Activities of Learners in the Conditions of Network Learning [Electronic resource] // Sovremennyye problemy nauky I obrazovaniya. - 2015. -No. 4. 241 p. - Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=21239 (in Russian)
13. Semenov I.N. Tendencies of the psychology of development of thinking, reflection and cognitive activity. - Voronezh NGO «MODEK», 2000. - 64 p. (in Russian)
14. Slobodchikov V.I, Isaev E.I. Human psychology. - M., 2013. - 360 p. (in Russian)
15. Strebkova N.S. Self-development of the personality as a necessary condition for the professional training of a pedagogue -psychologist [Electronic resource] // The Youth Scientific Forum: Humanities: Materials of VII International Student Scientific and Practical
Conference No. 7 (7). - Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(7). pdf. (in Russian)
16. Tolstolutskikh N.P. Psychological and pedagogical conditions and means of creative self-development of senior pupils in personally oriented training. Author's transcript. Dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 1997. - 22 p. (in Russian)
17. Kharlamov I.F. Self-development of personality and education // Pedagogika. - 1990. -No. 12. P. 28-35. (in Russian)
18. Chernovskaya T.K. Self-knowledge and self-realization of personality. Methodological problems. Author's transcript. Dis. ... kand. filos. nauk. - Saint Petersburg, 1994. - 38 p. (in Russian)
About the authors:
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, [email protected]
Pochivalova Zhanna Georgievna, Associate Professor, Department of Theory and History, Russian State University of Justice (Ural branch) (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, J210708@mail. ru
Kashina Irina Sergeevna, South Ural State Institute of Arts (Chelyabinsk, Russia), [email protected]
Osipova Tatyana Valentinovna, Head, Office for Human Rights, Child Rights and the Protection of the Entrepreneurs Rights in the Chelyabinsk Region (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
For citation: Grevtseva G.Ya., Pochivalova J.G., Kashina I.S., Osipova T.V. The reflective self-development of the student's personality // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 101-107. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-101-107
CD
5
CO О
s
CO о
CD О X
m
CD -&
CD CL