Научная статья на тему 'Рефлексивное автопроектирование как технология самоорганизации в контексте становления и преобразования жизненных перспектив личности'

Рефлексивное автопроектирование как технология самоорганизации в контексте становления и преобразования жизненных перспектив личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНОЕ АВТОПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / PERSON'S LIFE PROSPECTS / PERSON'S SELF-ORGANIZING / REFLEXIVE SELF-PROJECTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ральникова Ирина Александровна

Обоснован авторский подход к технологии рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив в контексте самоорганизации личности. Выявлены и проанализированы ее направления, уровни, этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ральникова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article there are the bases of the author's approach to the technology of reflexive self-projecting of life prospects in the context of the person's self-organizing. The author also brings to light and analyzes its directions, levels and stages of technology

Текст научной работы на тему «Рефлексивное автопроектирование как технология самоорганизации в контексте становления и преобразования жизненных перспектив личности»

УДК 159.9

РЕФЛЕКСИВНОЕ АВТОПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ

И.А. Ральникова (Барнаул)

Аннотация. Обоснован авторский подход к технологии рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив в контексте самоорганизации личности. Выявлены и проанализированы ее направления, уровни, этапы.

Ключевые слова: жизненные перспективы личности; рефлексивное автопроектирование; самоорганизация.

Исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что становление и преобразование адекватных жизненных перспектив человека обеспечиваются, с одной стороны, анализом собственных проявлений вектора личностной активности в прошлом и настоящем, с другой - психологическими особенностями, прежде всего ценностно-смысловыми, с третьей - социокультурными условиями [1]. Согласно нашим представлениям, становление и развитие жизненных перспектив осуществляются человеком в режиме самоорганизации, а определяющими психологическими основаниями самоорганизующейся системы являются свойства личности как субъекта (субъектность) и ее способность к рефлексии (рефлексивность).

Основной целью данной статьи являются обоснование технологии проектирования самоорганизации становления и преобразования личностью жизненных перспектив и разработка теоретико-методологических и технологических оснований в контексте исследуемой проблемы. В качестве такой технологии может выступать рефлексивное автопроектирование. Термин «проектирование» в переводе с латинского языка трактуется как «брошенный вперед», обозначая один из способов создания образа, замысла будущего продукта деятельности. При этом полагается, что его объектом может стать любая психологическая или социальная система, явление, процесс.

Анализ специальных публикаций позволил выделить тенденцию в развитии технологии проектирования, которая состоит в том, что для процесса ее развития характерен длительный и противоречивый путь. При этом динамика процесса развития проявилась в последовательно выраженных разработках, от технократических моделей и методологии взаимодействия человека и машины до социокультурных и социорефлексивных [2, 4]. В настоящее время установлено, что именно социорефлексивные системы способны к самоорганизации [2, 6-8].

Нами установлено, что самоорганизация личности опосредуется психологическими характеристиками личности как субъекта (включая субъектность) и ее способностью к рефлексированию (рефлексия, рефлексивность), являющейся свойством человеческой психики. Вместе с тем также показано, что становление, развитие и реализация жизненных перспектив постоянно со-

провождаются различными уровнями развития субъек-тности и рефлексии, которые формируют психологические основания для технологии рефлексивного автопроектирования. Это позволяет предложить авторское понимание рефлексивного автопроектирования самоорганизующейся индивидуальной системы становления и преобразования жизненных перспектив на различных этапах жизненного пути как способа создания прообраза собственного будущего в пределах поставленных целей, задач, доминирующих ценностно-смысловых ориентаций, адекватных собственным возможностям и специфике социокультурных условий их самореализации. Тогда целью рефлексивного автопроектирования становятся инициирование различного рода изменений, предвидение возможных преобразований, выявление связей и сущности картин мира, образа мира, образа жизни и др. Технология рефлексивного автопроектирования является инновационной, допускает довольно широкий диапазон личностной активности, различных способов варьирования.

К способам рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив была отнесена совокупность его стратегий и тактик в плане самоорганизации личности на различных этапах жизненного пути. При таком подходе к пониманию рефлексивного автопроектирования возможно полное использование его преимуществ, которые не связаны с жесткой системой и наличием поливариабельных техник и технологий, направленных на достижение цели (в отличие от прогнозирования, планирования, конструирования и др.).

Кроме того, выбор рефлексивного автопроектирования как технологии становления целостного образа жизненных перспектив основан на единодушном мнении ряда авторов, общее содержание которого составляет признание ее непосредственной связи с построением образа создаваемых объектов на основе переосмысления стереотипов личного и общественного опыта, активизации механизмов самоорганизации рефлексивных процессов самосознания, приводящих к порождению инноваций в индивидуальной и общественной жизни, новых возможностей системного видения проблемы [5, 10, 11]. Мы также полагаем, что личностная рефлексия имеющихся у человека знаний и жизненного опыта (прошлого и настоящего) способствует выходу его самосознания за существую-

104

Генетическая психология (психология развития)

щие пределы. Это открывает дополнительные возможности выдвижения нового знания, направленного на решение проблем, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, является основной целью человека [9].

Таким образом, содержанием нашей концепции рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив личности являются: самоорганизация становления жизненных перспектив, времени, способов, возможностей и условий для самореализации их в будущем. В этой связи человек продумывает конкретные события и их последовательность (ближняя, средняя, дальняя перспективы), временные интервалы, способы самореализации представлений о будущем. Проектируются также результаты, получаемые на каждом из этапов жизненного пути, которые соотносятся с образцом. При необходимости производится коррекция проектирования в плане приближения его результата к искомому образцу. Это указывает на возможности личности в процессе проектирования постоянно уточнять, изменять и сам образец жизненных перспектив на основе появления новых смыслов, ценностей.

Как уже было отмечено, важнейшей особенностью самоорганизующихся систем (в том числе и рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив), работающих в режиме самоорганизации, является их способность управлять собственной активностью, развивать новые механизмы управления в изменяющихся условиях в согласовании с новыми целями и задачами личности, ее смыслами и ценностями. На основе выше сказанного, можно рассмотреть технологию рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив человеком с точки зрения направлений, этапов, уровней ее осуществления.

Направления рефлексивного автопроектирования предполагают учет особенностей восприятия и порождения психической реальности человеком, базирующейся на индивидуальном образе Я, образе мира, образе жизни и предполагаемой специфики окружающей социокультурной среды в будущем, которые являются гранями целостного представления о жизненных перспективах.

1. Субъектно-концептуальное направление - связано с самоосознанием результатов критической рефлексивной оценки целей, задач, форм и методов становления адекватных жизненных перспектив, «запускающих» активность системы самоорганизации, технологий их реализации и «обратной связи»; рефлексии «желаемого» и «достигнутого». Все вместе опосредует создание целостного образа жизненных перспектив на основе многомерного образа мира, будущей жизни, себя в ней и др.

2. Интеллектуальное направление - содержит результаты рефлексивного анализа, позволяющего оценить проделанную работу и сформулировать новые, отвечающие времени задачи, зафиксировать их в прообразе будущего. Такие представления о рефлексии создают возможность субъекту «занять» надситуативную рефлексивную позицию и «вывести» самосознание за «преде-

лы проблемы» на новый, более высокий уровень, что позволит «увидеть» проблемную ситуацию с разных сторон, позиций, оценить ее с различных точек зрения, выбрать наиболее адекватные из них для преодоления существующих трудностей. Именно в этом направлении происходит становление «нужного» уровня мышления, необходимого для достижения поставленных целей, решения жизненных задач, сфокусированных в жизненных перспективах.

3. Экзистенциальное направление - предполагает рефлексию процесса жизнеосуществления субъектов проектирования, возможностей удовлетворения ведущих потребностей, уровня развития психологической культуры, сохранения и развития физического, психического и психологического здоровья, наличия условий и возможностей создания доступности к материальному благополучию, духовному развитию, пользованию различного рода психологическими, социальными и другими услугами, обеспечения карьерного роста, удовлетворенности жизнью и др.

4. Личностное направление - делает возможным проектирование самопознания, самоорганизации, саморазвития, самореализации на разных этапах жизненного пути. Особое место в этом направлении занимает проектирование «самого себя» (развитие субъектно-личностных характеристик, профессионально важных качеств, способностей). При этом рефлексивное автопроектирование жизненных перспектив строится на результатах постоянного рефлексивного «отслеживания» образов «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем» и, при необходимости, их корректировании.

5. Коммуникативное направление - обеспечивает достаточность условий самоорганизации и самореализации жизненных перспектив человеком в будущем, программ различного уровня, форм и технологий взаимодействия с социальным окружением.

6. Социокультурное направление - позволяет подвергнуть анализу особенности влияния жизненной среды, специфики социальных процессов, деятельности социальных институтов, своеобразия культурной среды, уровень социальной и психологической компетентности субъекта проектирования. Это дает возможность личности спроектировать свое будущее, исходя из соотношения собственных потребностей и специфики социальных ситуаций, в которых находится (и желает находиться в будущем) субъект.

В обсуждаемом контексте речь идет об актуализации различных рефлексивных функций самосознания. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что наиболее «задействованными» функциями рефлексии (в плане рефлексивного автопроектирования) оказались: критически-оценивающая, перспективно-сози-дающая и аналитико-синтезирующая. На основании критерия доминирования каждой рефлексивной функции были выявлены этапы рефлексивного автопроекти-

105

№ 33

Сибирский психологический журнал

2009 г.

рования жизненных перспектив: критический, созидающий, аналитический.

1. Критический этап базируется на результатах кри-тически-оценочной рефлексивной функции, что обеспечивается анализом, осмыслением (переосмыслением) прошлого и настоящего опыта, его соответствия / несоответствия целям, ценностям, смыслам будущей жизни, с одной стороны, своим индивидуальным, личностным особенностям - с другой, социальным возможностям и условиям их самореализации - с третьей. В этой связи, критически-оценивающая рефлексия позволяет личности «формировать» мнение об удовлетворительном или неудовлетворительном функционировании процессов самоорганизации жизненных перспектив, их текущем состоянии, характеристиках, элементах, способах взаимодействия и др. При рассогласовании данных в структуре жизненных перспектив выявляются, переосмысливаются их различные аспекты, компоненты (вплоть до коррекции цели), осознается степень возможностей самоорганизации, ее «ремонт» и др. На представляемом этапе проектирования жизненных перспектив личности необходимо понимать и познавать свои когнитивные, оценочно-притязательные, ценностно-смысловые, интеллектуально-аффективные, коммуникативные и другие особенности, адекватно оценивать свои поведенческие реакции, поведение других людей и т.д. С учетом полученных данных в процессе критически-оцениваю-щей рефлексии совершенствуются, модернизируются «старые» и проектируются новые представления о жизненных перспективах, как правило, в виде определенных образов и образцов.

2. Созидающий этап характеризуется доминированием перспективно-созидающей функции рефлексии, опирающейся на результаты анализа, полученные на первом этапе, и условия, необходимые для самореализации жизненных перспектив в будущем, в соответствии с целью дальнейшей жизни. Рефлексия здесь опосредуется особенностями ценностных ориентаций, личностных смыслов, направленных на создание нового (более высокого уровня) прообраза своей жизни в будущем, отвечающего ведущим потребностям, ожиданиям, мотивации, изменяющимся условиям жизнеосуществления и др. На этом этапе проектирования конструируется измененный, модифицированный, новый многомерный образ будущего, который, закрепляясь в жизненных перспективах, «запускает» процесс самоорганизации. Особо важное значение приобретают умения личности «предвидеть» свое будущее в стратегическом ракурсе (средняя и дальняя перспектива), в котором отражаются временная ориентация самореализации, необходимые требования к будущему результату, объем проделанной работы на различных временных отрезках, оценка себя как непосредственного исполнителя и др., и тактическом направлении (ближняя перспектива), включающем способы, методы, приемы, с помощью которых человек может достичь проектируемого

ближайшего будущего. Так, на данном этапе либо создаются новые жизненные перспективы, либо осуществляется модернизация, уточнение существующих представлений, либо, если они не вызывают сомнений у личности, «получают свое подкрепление».

3. Аналитический этап представлен ведущей анали-тико-синтезирующей рефлексивной функцией. После проектно-созидающего этапа автопроектирования жизненных перспектив активизируется аналитико-синтези-рующая функция рефлексии. На этом этапе происходит сопоставление цели и задач будущей жизни, проектируемого образа представлений о жизненных перспективах и реальных возможностях их достижения, условий, форм, методов самоорганизации, возможностей осуществления активности в направлении самореализации. Здесь же анализируются и синтезируются все основные особенности созданных жизненных перспектив и их соответствие желаемому образу. При рассогласованности спроектированного варианта жизненных перспектив с ведущими целями снова «запускается» критически-оценочная рефлексивная функция, «замыкая очередной круг», «выходя» на новый (порой более высокий) уровень самоорганизации. На основе предложенных размышлений рефлексивное автопроектирование жизненных перспектив можно рассматривать как динамический процесс, в котором, «замыкая» один рефлексивный круг, одномоментно «начинается» новый. Именно рефлексивное автопроектирование жизненных перспектив, опирающееся на рефлексивные возможности субъекта, есть психологический механизм системы самоорганизации человека, так как этот непрерывный процесс константно запускает механизм «рефлексия рефлексии».

В зависимости от цели и задач рефлексивного автопроектирования жизненных перспектив человека нами были выделены его иерархические уровни, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга.

1. Уровень алгоритмов, который включает умения и навыки, лежащие в основе устойчивых форм поведения (стереотипы, установки и др.). Этот уровень обеспечивает выработку и проявление алгоритмизированных, стандартных форм самоорганизации. Сформированность данного уровня отражает адекватность самоорганизации становления жизненных перспектив личности в постоянных, мало трансформирующихся условиях ее жизнеосуществления. На этом уровне проектирования человеком актуализируется преимущественно актуальная зона (Л.С. Выготский) становления и развития жизненных перспектив на основе имеющегося персонального опыта.

2. Уровень креативных возможностей личности в области применения результатов анализа имеющихся знаний, умений навыков к проектированию новых, пока отсутствующих в прошлом и настоящем опыте ситуаций, что требует, в первую очередь, развития другого уровня самоорганизующейся системы. Прежде всего,

106

Генетическая психология (психология развития)

это позволяет личности включаться в нестандартные ситуации, осуществлять поиск иных способов их разрешения, анализировать получаемые результаты и др. Выход личности на этот уровень позволяет не только развивать процессы самоорганизации, но и решать проблемы, возникающие при становлении жизненных перспектив. Учет этого уровня помогает личности осуществлять проектирование в области «ближайшей зоны» развития самоорганизующейся системы, определяя содержательно и технологически.

3. Уровень ценностно-смыслового опосредования. Именно на этом уровне обеспечивается ценностно-смыс-

ловой контекст жизненного планирования, позволяющий развивать новые жизненные перспективы на основе над-ситуативных прогнозов, выявлять новые задачи, целостно «видеть» проектируемые ситуации, развивать свои субъектные характеристики, корректировать управление процессами, т.е. осуществлять самоорганизацию.

Отмеченные уровни являются функциональными характеристиками при рефлексивном автопроектировании жизненных перспектив человеком, при необходимости их иерархия «перестраивается», что может иметь место на этапах жизнеосуществления, требующих активизации процессов самоорганизации.

Литература

1. Абулъханова-Славская К.А. Личностные особенности и детерминации социальных представлений // Идеи системности в современной

психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2005.

2. Акофф Р, Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1969.

3. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия

решения. Новосибирск, 1991.

4. Гослинг Б. Проектирование системы. М., 1964.

5. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы модификации в системном проектировании. М., 1975.

6. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск, 2005.

7. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995. Т. 1, ч. 1.

8. Розов М.А. К методологии анализа рефлексирующих систем // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995. Т. 1.

9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

10. Семенов Н.Г. Кооперация деятельности - система с рефлексией // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995. Т. 1.

11. Щедровицкий Г.П. Проблема, объект и система проектирования // Избранные труды. М., 1995.

REFLEXIVE SELF-PROJECTING AS A TECHNOLOGY OF SELF-ORGANIZING IN THE CONTEXT OF FORMING AND REFORMING THE PERSON’S LIFE PROSPECTS Ralnikova I.A. (Barnaul)

Summary. In the article there are the bases of the author’s approach to the technology of reflexive self-projecting of life prospects in the context of the person’s self-organizing. The author also brings to light and analyzes its directions, levels and stages of technology.

Key words: reflexive self-projecting; person’s life prospects; person’s self-organizing.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.