Научная статья на тему 'Рефлексивная концепция Дж. Дьюи в современном образовании'

Рефлексивная концепция Дж. Дьюи в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3101
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томина Елена Федоровна

В статье рассмотрен генезис понятия «рефлексия», изложены основные положения рефлексивной концепции Дж. Дьюи, выявлены направления развития рефлексивного профессионализма в деятельности преподавателей и студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная концепция Дж. Дьюи в современном образовании»

повышенного недоверия в родительской семье, такие пациенты в противоположность ей пытаются проявлять большую открытость, становясь излишне откровенными и даже несдержанными. При взаимодействии с окружающими они в большей степени ориентированы на ожидание конкретной инструментальной помощи, чем на эмоциональные проявления тепла. Уважение к собственной личности определяется у них не системой внутренних ориентиров, а результатами оценки их окружающими в процессе межличностного общения.

Библиографический список

1. Александров А.А. Психотерапия. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

2. Еремеев Я.М. Дискурс самосознания и письменная личность в русской культуре // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го всероссийского съезда психологов: В 8 т. Т. 3. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 249-253.

3. КарвасарскийБ.Д. Неврозы. 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Медицина, 1990. - 576 с.

4. Касавин И. Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии // Вопросы психологии. -2007. - №>6. - С. 97-119.

5. Мясищев В.Н. О патогенезе и структуре психоневрозов // Труды Первого украинского съезда невропатологов и психиатров. - Харьков, 1935. - С. 485-497.

6. Николаев Е.Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 384 с.

7. Пескова Е.А. Понимание интенционально-го содержания политического дискурса // Материалы IV Всероссийского съезда РПО: В 3 т. Т. 3. -Ростов-на-Дону: Кредо, 2007. - С. 45.

8. ПлатоновЮ.П. Этническая психология. -СПб.: Речь, 2001. - 452 с.

9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические обоснования интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 465 с.

10. DerogatisL.R., LipmanR.S., CoviL. SCL-90: An outpatient psychiatric rating scale - Preliminari report // Psychoparmacol. Bull. - 1973. - .№1. - P. 13-27.

УДК 378 Т 56

Е.Ф. Томина

РЕФЛЕКСИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ. ДЬЮИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрен генезис понятия «рефлексия», изложены основные положения рефлексивной концепции Дж. Дьюи, выявлены направления развития рефлексивного профессионализма в деятельности преподавателей и студентов высшей школы.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная концепция, проблемная ситуация, профессиональная рефлексия, педагогическая деятельность

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. центральной проблемой в российской педагогике оказалась проблема человека. Для Запада человек утвердился как личность, для России, имеющей традиционные или тоталитарные основы, он таким еще не всегда является. И хотя Россия в конце XIX века создала мощную систему общего и профессионального образования, благодаря которой был обеспечен рост грамотности и общеобразовательного уровня населения, но тяжелые социальные катаклизмы помешали использовать эти достижения в полную силу. С подписанием Болонской декларации России

потребовались значительные изменения и модернизация российского образования.

Современные исследователи, ученые-теоретики и практики все чаще обращают внимание на наследие прошлого, в котором накоплен опыт решения многих образовательных проблем. Предметом пристального интереса предстает наследие американского философа, психолога и педагога первой половины XX века Дж. Дьюи (18591952), сумевшего оказать огромное влияние на развитие мировой психологии и педагогики. Статья «Теория рефлекторной дуги в психологии», написанная Дж. Дьюи в 1896 году и опублико-

332

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

© Е.Ф. Томина, 2009

ванная в журнале «Психологическое обозрение», потрясла многих ученых и исследователей, тем, что он обратился к проблеме рефлексии. Дж. Дьюи указывает, что нет оснований сводить рефлекторное поведение к отдельным сенсомо-торным элементам, и соответственно нельзя исследовать сознание, лишь изучив его составные частицы. По концепции Дж. Дьюи, поведение следует рассматривать не как абстрактную научную конструкцию, а как форму приспособления организма к окружающей среде.

В психологическом обосновании педагогики прагматизма, ученый придавал первостепенное значение «необходимости воспитания мысли» и «развития культуры мышления ребенка» [2, с. 26-29]. Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Он указывает на необходимость обращения индивида к своему «внутреннему миру, к своему опыту - мышлению, деятельности, переживаниям - ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует» [2, с. 14-15].

Действительно, в процессе рефлексивного мышления осознаются новые факты. Основным побудительным мотивом к рефлексии являются сомнения людей и способы их разрешения. Практически этот процесс можно оформить как алгоритм следующих операций: проблема устанавливает цель мысли - цель контролирует процесс мышления, если человеку дано затруднение, образуется план (проект, размышление о теории, выяснение особенностей данной проблемы и пути ее решения). Следующей ступенькой рефлексии будет мысль о каком-либо выходе.

Благодаря рефлексии, согласно Дж. Дьюи, в процессе разрешения проблемной ситуации предоставляется возможность нравственного выбора, который необходимо сделать. В условиях демократии у человека, обладающего свободой, инициативой действия, развивается особое мышление, которое всегда связано с поиском выхода из затруднений, возникших в жизненной ситуации.

В начале XX в. идеи об образовательных заведениях, ориентированных на ребенка, достигли России и оказали влияние на многих талантливых русских педагогов того времени. Связано это с публикацией работы Дж. Дьюи «Школа и общество», которая в 1907 г. переведена была на русский язык. Пик интереса в России к творчеству

Дж. Дьюи приходится на первую половину 20-х гг. XX века. Дж. Дьюи стремился преобразовать систему образования, видя в этом благоприятные изменения в будущем. Ученый подчеркивал, что истинное образование приходит только тогда, когда происходит усиление детских возможностей под влиянием социальной ситуации, в которой находится ребенок. По словам Дж. Дьюи, «учитель утрачивает внешнюю позицию регулировщика или диктатора и становится менеджером информационного рынка, на котором происходит взаимовыгодный обмен» [1, с. 3-16]. Дж. -Дьюи утверждал, что преподаватель заканчивается, а учитель начинается там, где сообщенный материал возбуждает более полную и содержательную жизнь, чем та, которая проникла через дверь чувственного познания и моторной активности ребенка [2, с. 204].

Перед ученым вставала задача найти способы, как применить науку и практику, чтобы каждый из обучающихся мог раскрыть свои способности. Он уделял внимание проблеме образования как практической задаче современности, а не теоретической.

Рефлексивная концепция Дж. Дьюи носит комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в широчайшем спектре как педагогических, так и психологических направлений и тем самым актуальна в настоящее время.

Следует помнить, что у каждого человека мир рефлексии разнообразен и индивидуален. Отсюда вытекает важнейшая особенность рефлексии, ее способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи изменившимися условиями, целями и задачами деятельности субъекта. Но не всегда рефлексия может быть положительным фактором, так как сам процесс рефлексии сложен и вопросы, задаваемые самим себе, не всегда имеют ответ. Тем не менее, рефлексия -это способность человека осознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и, производить культурные ценности, определять свое место в мире, знать свои возможности. Следовательно, все это порождает свободную личность, обладающую достоинством менять свое отношение к прошлому.

Современное образование еще не до конца вышло на уровень требований демократического и гуманного общества. Между тем большую

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

333

пользу обществу принесут образованные, чем невежественные и некультурные люди. В настоящее время целью педагогического вуза становится личность, которая имеет систему ценностей. Важно, чтобы у студента - будущего педагога -развился за время его обучения в вузе этот редкий опыт. В первую очередь, от педагога требуется мобильность, умение в принципе решить любую организационную или методическую задачу в короткий срок, отсюда необходимость в умении рефлексировать. Для молодых педагогов необходимо использовать идеи как российских, так и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в образование.

В целом формирование изучаемого явления -рефлексии - еще не закончено. Современная социальная ситуация, все настойчивее и острее ставит вопрос об изучении столь разных подходов к рассмотрению рефлексии, которая способствует повышению качества процесса образования.

Проблема повышения качества образования в решающей степени зависит и от преподавательского состава. Старшее поколение, доминирующее ныне в вузовской среде, несет в себе научные знания, педагогический опыт, который даёт положительный результат в плане качества образования. Но молодежи придется жить в мире ускоряющихся изменений и перемен. Вот почему преемственность поколений и традиций в преподавательской среде предполагает не только бережное отношение к накопленному опыту, но и более активный процесс вузовской жизни молодого поколения - людей, способных к творчеству.

Связано это с тем, что в отличие о прежде приобщающей в гуманистических, общественных науках тенденции, когда оценивались его возможности как производительной силы, определялись средства, владея которыми человек действует, овладевает знаниями, техникой, в качестве ведущей пришла (при сохранении, конечно названной тенденции), проблема самого человека - и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического процесса.

Поэтому сейчас актуализировались не просто задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке, но потребность в специальном изучении, понимании специфики именно современного человека, в том числе осмысления особой его функционирования, условий сохранения

его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, что открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом развитии.

На занятиях в вузах преподаватели ещё часто диктуют студентам готовую точку зрения, вместо того, чтобы она вырабатывалась самим студентом. В рефлексивной среде педагог и студенты выступают в роли субъектов, которые могут вынести из нее то, что каждому необходимо, а также имеют возможность изменять её и вносить в нее то, что сформировалось в результате рефлексии. Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Педагог, который умеет рефлексировать - это растущий педагог. Прекращающий и избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте [4, с. 3]. Право на качественное образование входит в число главных ожиданий населения страны, также как и на труд и достойное медицинское обслуживание.

Необходимо приобщить каждого обучающегося к фундаментальным культурным ценностям, раскрывать их творческие способности и таланты, научить студентов самостоятельно мыслить. Рефлексия помогает активной, самостоятельной работе, которая является источником свободного общения, обмена идеями, мыслями, выводами, успехами и неудачами предыдущих опытов.

Немаловажную роль рефлексия играет и в профессиональной деятельности. Она может рассматриваться как условие достижения высшего уровня профессионализма. Некоторые исследователи видят существование противоречия, заключающееся в том, что педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе, а рефлексия как педагогическая категория разработана в меньшей степени [3, с. 70]. Преподаватели затрудняются в решении стоящих перед ними задач, опираясь на научные достижения, они не достаточно владеют методологией научно-педагогического исследования, затрудняются в формулировке цели и задач деятельности [5, с. 308].

Полагаем, профессиональная рефлексия может быть определена как способ сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения студентами знаниями, умениями, культурными ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, рефлексивную способность, по-

334

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

зволяющую строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности.

Построение педагогической деятельности как культурного явления - это сознательно организуемый процесс, развертывающийся на основе жизненных целей, планов студентов. Целеполагающая деятельность обеспечивает избирательное освоение пространства человеческой культуры, участвует в механизме формирования индивидуального стиля жизнеосуществления. Каждая эпоха выдвигает свой тип идеального человека, определяя тем самым стратегическую задачу для образования. Так, человека современного общества мы представляем самостоятельно формирующим свою личность и ограничивающим себя от внешней зависимости, которому присуще целостное восприятие мира. Перед образованием стоит благородная и трудная задача воплотить этот идеал в жизнь.

Таким образом, рефлексия - методологическое и методическое понятие. Она является универсальным механизмом саморазвития, самоиз-менения индивида как во внутреннем плане, так и во внешней среде. Заслуга Дж. Дьюи заключается в том, что он выделил понятие «рефлексия» в самостоятельное. И в настоящее время приобретает особое значение в процессе формирования личности, которая находится в крайне неустойчивом и кризисном состоянии современного российского общества.

Для того чтобы современная высшая школа сфокусировала внимание на формировании личности студента, стала бы средой, где он чувство-

вал себя уверенно и комфортно, следует помнить идеи Дж. Дьюи о создании системы образования, которая обеспечивает максимальное развитие возможностей и способностей студентов; предоставлении свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса студентам; создании условий для воспитания и обучения, подходящих как для индивидуальных особенностей так и для разностороннего развития студентов; развитие самостоятельности и творческого потенциала личности.

Следует понимать, что речь идет не об изменении отдельных аспектов в подготовке педагогических кадров, а в переосмыслении всей системы педагогического образования с учетом рефлексивного профессионализма.

Библиографический список

1. Дьюи Д. Образование и школа: «Мое педагогическое кредо» (отрывок). 1897 г. / Пер. Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Завуч. -2003. - №>8. - С. 47-57.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Под ред. Н.Д. Виноградова; Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

3. Зобнина Т.В. Акмеологическая система психологической подготовки будущих учителей // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 70-75.

4. Левитес Д. Xорошо ли мы работаем, когда думаем, что работаем хорошо? // Первое сентября. - 2001. - №3.

5. Соколова Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности. Монография. - Саратов, 2007. - 172 с.

Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: сборник научных трудов / Сост.: В.М. Басова, М.К. Лебедев; науч. ред. Н.Ф. Басов; рец.: Н.П. Фетискин, А.Д. Шилик. - Кострома: КГУ, 2007. - 88 с. - Библиогр.: с. 68-83 (201 назв.).

Сборник объединяет результаты исследования по проблемам поликультур-ного образования и воспитания, опыта организации социально-педагогической деятельности в поликультурной среде. Материалы адресованы аспирантам, работникам социально-педагогических служб образовательных учреждений.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.