Научная статья на тему 'Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг'

Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаутс Е. Б.

Кредитование (рефинансирование) Центральным банком кредитных организаций традиционно определяется как предоставление банкам заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, имеющее целью поддержание ликвидности кредитных организаций, а, следовательно, в макроэкономическом плане, обеспечение стабильности всего рынка банковских услуг. Преследуя свою основную законодательную цель обеспечения стабильности национальной валюты, применение регулятором инструментов денежно-кредитной политики посредством регулирующего воздействия на кредитные организации направлено, в том числе, и на обеспечение устойчивости национальной банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг»

Банковские услуги

рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности

рынка банковских услуг

е. б. ллутс,

кандидат юридических наук, преподаватель юридического факультета МГу им. М. В. ломоносова, эксперт Московского Гту Банка России

кредитование (рефинансирование) Центральным банком кредитных организаций (от англ. — refinancing) традиционно определяется как предоставление банкам заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, имеющее целью поддержание ликвидности кредитных организаций, а следовательно, в макроэкономическом плане, обеспечение стабильности всего рынка банковских услуг.

кроме основной законодательной цели обеспечения стабильности национальной валюты, применение регулятором инструментов денежно-кредитной политики посредством регулирующего воздействия на кредитные организации направлено, в том числе, и на обеспечение устойчивости национальной банковской системы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, банка банков (The lender of last resort). Понятие «кредитор последней инстанции» имеет важное значение для обеспечения стабильности рынка банковских услуг. В зарубежной экономической литературе были сформулированы принципы деятельности кредитора последней инстанции: кредитор последней инстанции кредитует только под надлежащее обеспечение, причем под любое обеспечение, являющееся надлежащим; кредитор последней инстанции кредитует под максимальную процентную ставку; данные принципы должны быть общеизвестны1. само понятие «кредитор

1 Ом.: Humphrey, T.M, KeteherR.E. The Lender of Last Resort: A Historical Perspective. (Federal reserve Bunk of Richmond). 1979. P. 13.

последней инстанции» предполагает создание таких экономических условий, при которых банк, испытывающий проблемы с собственной ликвидностью, обратится к такому кредитору только в крайнем случае, т. е. тогда, когда все иные попытки по поддержанию собственной ликвидности будут исчерпаны2. В противном случае банки не будут предпринимать достаточных усилий для поддержания ликвидности собственными силами, в то время как перед Центральным банком не стоит задача сделать собственные средства регулирования единственной возможностью обеспечения стабильности кредитных организаций и уж тем более поддерживать неплатежеспособные банки. В то же время нежелательна и другая крайность, когда условия рефинансирования настолько невыгодны банкам, что даже в ситуации кризиса ликвидности они не будут использовать рассматриваемые средства регулирования. В такой ситуации Центральный банк потеряет способность регулировать рынок и эффективно обеспечивать его надежность3.

Возможность получения кредитов рефинансирования должна быть всегда потенциально доступна для кредитной организации на случай возникновения дефицита ликвидности, а сам механизм предоставления таких кредитов должен быть

2 См.: Руководство Базельского комитета по банковскому надзору для органов банковского надзора по работе со слабыми банками (Базель, Швейцария, март 2002 г.) // Вестник Банка России. 2002. № 44.

3 См.: например, Emergency liquidity support facilities Monetary a. exchange affairs dep.; Prep. by Dong He (Washington: International

Monetary Fund). 2000. P. 8.

максимально автоматизированным и оперативным. Более того, на наш взгляд, для эффективного функционирования системы рефинансирования важнейшее значение имеет такой баланс установления процентных ставок по данным операциям, при котором кредиты рефинансирования будут достигать одновременно двух рассмотренных выше целей: при поддержании определенного уровня доступности обеспечивать стабильность рынка банковских услуг и в то же время не замещать собой традиционных способов регулирования ликвидности кредитных организаций, в том числе привлечения средств на межбанковском рынке.

Определяя правовую форму отношений, государство исходит из объективных закономерностей развития содержания и вместе с тем из возможностей воздействия на это развитие средствами права. Эффективность воздействия определяется тем, насколько глубоко и полно познаны закономерности развития содержания, в какой мере правовая форма отношений соответствует познанным закономерностям и способствует достижению целей, поставленных обществом4. В целях обеспечения стабильности рынка банковских услуг банковское регулирование, являющееся сочетанием различных средств регулирования, в результате взаимодействия которых они приобретают правовую форму, для того чтобы быть действительно эффективным, должно основываться на учете экономических закономерностей, само наличие которых будет побуждать соответствующих субъектов рынка банковских услуг действовать согласно требованиям регулятора и соблюдать установленные им правила.

Представляется, что именно в рамках правового регулирования инструментов денежно-кредитной политики возможно максимально приблизиться к решению данной задачи.

Правовое регулирование рассматриваемых операций должно строиться с учетом данных экономических закономерностей, в противном случае механизм рефинансирования не будет эффективным и востребованным, каковым, к сожалению, он был на протяжении длительного времени своего существования в России.

Банк России впервые начал кредитование банков под обеспечение государственными ценными бумагами 30 марта 1996 г. на основании «Положения о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13.03.1996

4 См.: Халфина Р. О. Право как средство социального управления. М., 1988. С. 177.

№ 36 (утв. приказом Банка России от 13.03.1996 № 02-63)5. Кредитование осуществлялось на срок от 3 до 7 дней, от 8 до 14 дней и от 15 до 30 календарных дней. Следует отметить, что ломбардные кредиты были востребованы банками. Вместе с тем кредитные организации были заинтересованы также в привлечении кредитных ресурсов на более короткие сроки, в особенности в однодневных кредитах, направленных на минимизацию рисков мгновенной ликвидности. кроме того, их интерес лежал в области долгосрочного кредитования, направленного на снижение риска долгосрочной ликвидности. Хотя Банком России с 1996 г. предоставлялись однодневные расчетные кредиты согласно Положению Банка России о порядке предоставления Центральным банком РФ однодневных расчетных кредитов банкам (утв. приказом Банка России от 09.07.1996 № 02-230) 6, вместе с тем реальную возможность получить указанные кредиты имели только крупнейшие «системообразущие» банки. Что касается долгосрочного кредитования, то такой механизм был реализован только в 1998 г. и касался, наоборот, исключительно «проблемных» кредитных организаций, банкротство которых могло угрожать стабильности банковской системы. Данное обстоятельство не помешало указанному механизму на волне кризиса 1998 г. наряду с предоставлением стабилизационных кредитов сыграть положительную роль в поддержании ликвидности отдельных кредитных организаций7.

В целях повышения эффективности рефинансирования в 1998 г. Банк России расширил возможности, предоставляемые кредитным организациям в рамках механизма рефинансирования. В соответствии с «Положением Банка России о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» 8 06.03.1998 № 19-П Банк России начал осуществлять краткосрочное кредитование банков под залог государственных ценных бумаг для регулирования их мгновенной (внутридневной) ликвидности. Следующим этапом в развитии механизма рефинансирования стало принятие Банком России «Положения от «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспечен-

5 Вестник Банка России. 1996. № 13.

6 Вестник Банка России. 1996. № 37.

7 «Положение о порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации» от 25.06.1998 № 38-П // Вестник Банка России. 1998. № 44.

8 Вестник Банка России. 1998. № 15.

ных залогом и поручительствами» 9 от 03.12.2000 № 122-П (далее по тексту — Положение БанкаРоссии № 122-П), устанавливающего наряду с отлаженным на тот момент механизмом рефинансирования под залог ценных бумаг принципиально иные способы рефинансирования кредитных организаций с точки зрения установления более длительных сроков кредитования (до 180 дней) и видов имущества, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России. Так начали формироваться две группы нормативных актов, нормами которых могло бы осуществляться детальное правовое регулирование рефинансирования кредитных организаций. В настоящее время к первой группе относятся правовые акты, регламентирующие рефинансирование кредитных организаций под залог ценных бумаг: «Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» 10 от 04.08.2003 № 236-П (далее по тексту — Положение Банка России № 236-П) и Указание Банка России от 28.07.2004 № 1482-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России» 11. Вторую группу нормативных актов, регулирующих предоставление Банком России кредитным организациям кредитов под залог имущества (векселей) и прав требований по кредитным договорам, а также обеспеченных поручительствами, составляют два Положения Банка России: «Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» 12 от 14.07.2005 № 273-П и отмеченное выше Положение Банка России № 122-П.

Представляется, что одна из причин зачастую невысокого интереса кредитных организаций к рефинансированию Банком России под залог (блокировку) ценных бумаг связана с определением процентных ставок по указанным кредитам, механизм установления которых может в ряде случаев являться одной из причин недостаточного распространения рассматриваемых операций. В соответствии с п. 2.5 Положения Банка России № 236-П размер процентных ставок по кредитам овернайт, средневзвешенных ставок по результатам проведенных ломбардных кредитных аукционов, процентных ставок по ломбардным кредитам,

9 Вестник Банка России. 2000. № 54.

10 Вестник Банка России. 2003. № 62.

11 Вестник Банка России. 2004. № 48.

12 Вестник Банка России. 2005. № 41.

предоставляемым по фиксированной процентной ставке, и платы за право пользования внутридневными кредитами устанавливается Банком России и публикуется в «Вестнике Банка России». Так, если плата за пользование внутридневными кредитами на сегодняшний день равна нулю13, т. е. они являются бесплатными для кредитных организаций, то процентная ставка по кредитам овернайт, наоборот, установлена как максимальная, ее размер равен ставке рефинансирования Банка России14. Действительно, исходя из рассмотренных выше принципов деятельности кредитора последней инстанции, процентная ставка по кредиту овернайт, которую банк может получить, только не погасив вовремя внутридневной кредит, должна быть высокой.

Как было отмечено, само понятие «кредитор последней инстанции» предполагает создание таких условий, при которых банк, испытывающий проблемы с собственной ликвидностью, только тогда обратится к такому кредитору, когда все остальные попытки по регулированию собственной ликвидности будут исчерпаны. Однако процентные ставки по операциям рефинансирования играют и иную роль. Как было отмечено, посредством изменения процентных ставок по кредитам Банка России возможно регулировать ликвидность самого рынка банковских услуг. Если перед Банком России стоит задача предоставления банковской системе дополнительных ресурсов, то его кредиты должны стоить дешевле, и наоборот.

Таким образом, по нашему мнению, целесообразно изменить подходы при установлении процентных ставок за пользование разными видами кредитов Банка России, предоставляемыми в рамках заключенного с кредитной организацией договора. действующая практика установления процентных ставок по кредиту овернайт в размере, равном ставке рефинансирования Банка России, не способствует распространению этих видов кредитов среди кредитных организаций. Следует отметить, что ставка рефинансирования имеет неоднозначную юридическую природу. согласно положениям действующего гражданского законодательства ставка рефинансирования в основном используется для определения размера процентов, подлежащих уплате в случае неисполнения (нена-

13 Указание Банка России от 25 мая 2004 г. № 1430-У «О размере платы за пользование внутридневными кредитами» // Вестник Банка России. 2004. № 35.

14 Согласно Указанию Банка России от 18.06.2007 № 1840-У в соответствии с решением Совета директоров Банка России с 19 июня 2007 г. ставка овернайт равна 10 %, т. е. ставке рефинансирования Банка России // Вестник Банка России. 2007. № 36.

длежащего исполнения) должником своих обязательств, являясь таким образом «штрафной» став-кой15. В этом качестве ставка рефинансирования используется для определения размера процентов, являющихся специфической формой ответственности за неисполнение (просрочку исполнения) денежных обязательств (ст. 395 ГК РФ), а также, например, для исчисления размера законной неустойки (в частности, согласно ст. 487, 856 и др. ГК РФ) или же договорной неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) согласно Положению Банка России № 236-П кредитными организациями обязательств по кредитам Банка России. В то же время, исходя из ставки рефинансирования, могут исчисляться и проценты по договору, являющиеся не формой ответственности, а платой за пользование денежными средствами (в частности, ст. 809 ГК РФ). Однако такая возможность является диспозитивной и предусмотрена лишь для ситуаций, когда стороны в своем соглашении сами не определили размера процентов, подлежащих уплате, т. е. носит заведомо менее выгодный характер. В связи с этим применение при выдаче кредитов овернайт процентной ставки в размере, равной ставке рефинансирования Банка России, по нашему мнению, является неоправданным. Полагаем, что ставка овернайт не должна в любой момент времени приравниваться к размеру ставки рефинансирования Банка России, а может устанавливаться пропорционально к ней и изменяться по решению Совета директоров Банка России в зависимости от существующей ситуации на рынке банковских услуг и задач, стоящих перед Банком России на текущем этапе. В настоящее время с точки зрения решения задачи дальнейшего развития и обеспечения доступности операций рефинансирования кредитных организаций как инструмента денежно-кредитной политики государства, применяемого для поддержания ликвидности банковской системы, ставка овернайт может быть установлена на уровне, меньшем ставки рефинансирования Банка России16. В любом случае ее размер должен

15 Детальное исследование научных позиций по вопросу о правовой природе процентов годовых, используемых в различных правоотношениях, было осуществлено В. В. Витрянским // Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1998. С. 550 — 560.

16 Примечательно, что по результатам опроса кредитных организаций по вопросам применения инструментов рефинансирования, основным фактором, препятствующим активному использованию кредитов рефинансирования Банка России, в частности кредитов овернайт и ломбардных кредитов, банки назвали высокий уровень процентных ставок. См.: «Результаты опроса кредитных организаций по вопросам рефинансиро-

определяться с учетом стоящих перед Банком России задач по взвешенному регулированию ликвидности в банковском секторе, а также текущей ситуации на самом рынке банковских услуг, в том числе с учетом ожиданий участников такого рынка. Например, ставка овернайт Банка России может быть установлена в зависимости от ситуации на внутреннем финансовом рынке (например, в размере ставки MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate), взятой с повышающим коэффициентом) 17.

Кроме того, следует отметить, что механизм установления фиксированной процентной ставки по ломбардным аукционам до недавнего времени также не способствовал эффективному применению данного инструмента рефинансирования. Фиксированная процентная ставка по ломбардным кредитам, предоставляемым на срок 7 календарных дней, устанавливается равной средневзвешенной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. При этом до последнего времени в случае, если последние два аукциона были признаны несостоявшимися, фиксированная процентная ставка по ломбардным кредитам устанавливалась равной ставке рефинансирования Банка России18. Поэтому в периоды, когда кредиты, предоставляемые по результатам ломбардных аукционов, не пользовались достаточным спросом у банков и большинство таких аукционов признавались несостоявшимися19, фиксированная процентная ставка держалась на уровне ставки рефинансирования Банка России, являющейся верхней границей процентных ставок в процентной политике Центрального банка РФ. Если в отношении кредитов овернайт, как было отмечено, нельзя однозначно утверждать, что процентная ставка по ним должна в любой момент времени быть ниже ставки рефинансирования, так как такие кредиты в определенном смысле являются «штрафными», то в отношении ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке можно сделать вывод о неэффективности существовавшего способа определения процентных ставок по ним. По нашему мнению, фиксированная процентная ставка по ломбардным кредитам в любой момент времени

вания»: раздел «Информационно-аналитические материалы: денежно-кредитная политика» официального сайта Банка

России в сети Интернет www. cbr. го.

17 См.: Сорвин С.В. Вопросы рефинансирования кредитных организаций // Деньги и кредит. 2006. № 1. С. 12.

18 См.: Информация Банка России от 1 апреля 2005 г. // Вестник Банка России. 2005. № 18.

19 См.: Официальный сайт Бака России в сети Интернет www. cbr. ru.

не должна быть равной ставке рефинансирования Банка России. Представляется, что оптимальным является определение фиксированной процентной ставки по ломбардным кредитам равной ставке, сложившейся по итогам последнего ломбардного аукциона, независимо от того, сколько аукционов в последующем были признаны несостоявшимися. Следует отметить, что Банк России в целях развития механизма ломбардного кредитования изменил описанный выше подход к определению фиксированной процентной ставки, определив, что ломбардные кредиты на срок 7 календарных дней в случае, если два последние аукциона признаны несостоявшимися, предоставляются по ставке 8 % годовых. Кроме того, с 28 ноября 2007 г. Банком России предоставлена возможность получения ломбардных кредитов на фиксированных условиях также на срок один календарный день по фиксированной процентной ставке 8 % годовых.

Указанные изменения, по нашему мнению, безусловно, должны способствовать развитию такого инструмента рефинансирования, как ломбардное кредитование, ведь до настоящего времени основная масса кредитов продолжала выдаваться в форме внутридневных кредитов. Так, согласно информации Банка России за 2006 г. было пре-

доставлено внутридневных кредитов на сумму 11 270 967,5 млн руб., кредитов овернайт — на сумму 47 023,5 млн руб., а ломбардных кредитов — всего на 6 121,4 млн руб.

Вместе с тем следует отметить, что помимо способа определения процентных ставок и сроков, на которые предоставляются кредиты, на развитие ломбардного кредитования, безусловно, влияют и иные факторы, такие как повышение оперативности и максимальная автоматизация процесса ломбардного кредитования, а также либерализация требований в отношении имущества, принимаемого в залог, расширение возможных способов обеспечения исполнения кредитных обязательств и др.

В качестве иллюстрации одного из направлений развития Банком России механизма ломбардного кредитования кредитных организаций можно назвать предоставленную письмом Банка России от 25.08.2006 № 113-Т «О заключении договоров на предоставление кредитов Банка России» 20 возможность предоставления ломбардных кредитов кредитным организациям с использованием СЭТ ММВБ, подобно механизму, установленному ранее для проведения депозитных операций Банка России.

20 Вестник Банка России. 2006. № 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.