Научная статья на тему 'Редуцированная учетная система малого предприятия: методологический аспект'

Редуцированная учетная система малого предприятия: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / УЧЕТНАЯ СИСТЕМА / УПРОЩЕНИЕ УЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕДУЦИРОВАННАЯ УЧЕТНАЯ СИСТЕМА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА / ACCOUNTING / ACCOUNTING SYSTEM / SIMPLIFICATION OF ACCOUNTING / REDUCED ACCOUNTING SYSTEM / ACCOUNTING POLICY / STANDARD OF SMALL BUSINESS ACCOUNTING / ACCOUNTING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Светлана Владимировна

Обосновывается необходимость формирования упрощенной системы малых предприятий на основе оптимального сочетания соответствующих нормативных положений. Определены меры по методологическому обеспечению упрощения учетной деятельности малых предприятий, предполагающие разработку специального стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCEDSMALLBUSINESSACCOUNTINGSYSTEM: METHODOLOGIC ASPECT

The necessity of small business simplified system based on best configuration of correspondent regulations is established. The measures for methodological support of small business accounting simplification, intending small business accounting special standard development, are determined.

Текст научной работы на тему «Редуцированная учетная система малого предприятия: методологический аспект»

УДК: 657.1 ББК: 65.05

Андреева С.В.

РЕДУЦИРОВАННАЯ УЧЕТНАЯ СИСТЕМА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

AndreyevaS. V.

REDUCEDSMALLBUSINESSACCOUNTINGSYSTEM: METHODOLOGIC

ASPECT

Ключевые слова: учет, учетная система, упрощение учетной деятельности, редуцированная учетная система, учетная политика, стандарт бухгалтерского учета для малых предприятий, рационализация учета

Keywords: accounting, accounting system, simplification of accounting, reduced accounting system, accounting policy, standard of small business accounting, accounting efficiency.

Аннотация: обосновывается необходимость формирования упрощенной системы малых предприятий на основе оптимального сочетания соответствующих нормативных положений. Определены меры по методологическому обеспечению упрощения учетной деятельности малых предприятий, предполагающие разработку специального стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий.

Abstract: the necessity of small business simplified system based on best configuration of correspondent regulations is established. The measures for methodological support of small business accounting simplification, intending small business accounting special standard development, are determined.

Нестабильность внешней бизнес-среды и высокие риски

предпринимательской деятельности

определяют актуальность вопросов совершенствования учетной практики экономических субъектов. Особенно остро эти вопросы стоят перед субъектами малого предпринимательства, ограниченные

ресурсы которых сдерживают

формирование полноценной и

многофункциональной учетной системы. Данная проблематика признается всеми специалистами, осуществляющими

научную и практическую работу в области учетного обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. Отдельные теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения малых предприятий нашли свое отражение в трудах российских и зарубежных исследователей: X. Андерсона, Е.Ю. Астаховой, Т.Н. Бабченко, А.А. Бахтимова, Н.П. Барышникова, Н.В. Воскресенской, Е.Н. Галаниной, В.Р. Захарьина, В.В. Карповой, Т.И. Копыловой, Д.

Колдуэлла, А.Д. Ларионова, А.И. Лебедевой, В.А. Лугового, В.И. Макарьева, Г.В. Максимовой,

Б. Нидлза, В.Д. Новодворского, A.M. Проскурякова, Р.Л. Сабанина, В.Я. Соколова, О.В. Соловьевой, О.И. Соснаускене, Д. Стоуна, Дж.К. Ван Хорна, А.В. Шохнех, С.Н. Щадиловой и др. В работах указанных авторов рассмотрены проблемные аспекты интеграции бухгалтерского и налогового, бухгалтерского и управленческого учетов, влияния на организацию учета отраслевых особенностей, организационно-правовых форм и специальных налоговых режимов. Отмечая высокую значимость и ценность этих исследований, в тоже время следует указать на необходимость дальнейшей разработки вопросов комплексного развития учетной системы малых предприятий.

Важнейшей тенденцией,

определяющей особенности учетной практики малых предприятий (далее МП) в современных условиях, является

ориентация на всемерное ее упрощение.

Данная тенденция является следствием двух основных факторов - стремлением субъектов малого предпринимательства снизить издержки на осуществление учетных функций и действием соответствующих положений нормативных документов в сфере регулирования бухгалтерского учета.

Как показывает история развития мировой экономики, государства всегда тем или иным образом обеспечивали возможность облегченного варианта организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Законодательная практика нашей страны также не стала исключением. Государством определены меры поддержки малых предприятий, направленные на упрощение их деятельности в учетной сфере. Данные меры следует рассматривать как компенсационные, призванные сократить затраты малого бизнеса на учетно-информационное обеспечение процессов управления. К ним относятся:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности [1, ст. 7].

В числе мер, способствующих реализации долгосрочной государственной экономической политики, определены мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности [2, п.2]. Следствием этого стали утвержденные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства [3, п. 2].

Упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, является основным принципом

регулирования бухгалтерского учета в соответствии с российским

законодательством [4, ст.20]. Реализация данного принципа должна обеспечиваться комплексом соответствующих нормативных документов методологического и разъяснительного уровня. Однако на сегодня системная совокупность таких документов не сформирована. Типовые рекомендации по организации

бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства содержат большое количество устаревших положений, не отвечающих современным потребностям организации учета на МП [5]. Н.В. Воскресенская (2009 г.) приводит следующие данные: 92% из обследованных ею малых предприятий используют автоматизированную форму, 4% совмещают ее с ручным ведением учета, 2% -применяют единую журнально-ордерную форму и только 2% - упрощенную форму с использованием регистров имущества малого предприятия [6, с.72]. Проведенное нами в 2012 году анкетирование 60 малых предприятий г. Самары не выявило ни одного случая применения предлагаемых Типовыми рекомендациями вариантов ведения бухгалтерского учета. Можно сделать вывод, что данный нормативный документ, формально являясь основным для регламентации ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, фактически утратил эту роль. Информационные документы, периодически издаваемые Минфином РФ в последние годы, направлены исключительно на

дублирование и разъяснение отдельных положений Типовых рекомендаций [7], [8]. Таким образом, нормативно-правовая база в настоящее время не обеспечивает в достаточной мере решения вопросов организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Следует учитывать также, что для отдельных субъектов малого

предпринимательства упрощение учета не является оптимальным. Объектами учетной деятельности МП могут становиться операции и процессы, не уступающие по сложности объектам учета крупных предприятий - например, инновационные

процессы и продукты. Поэтому ряд специалистов говорит не об избыточности учетных данных, а, наоборот - об их дефиците для целей управления малым экономическим субъектом. В частности, И.Н. Санникова и М.В. Ласкина утверждают: «При оценке деятельности и финансового состояния малого предприятия можно увидеть противоречие между экономией затрат на ведение бухгалтерского учета и недостаточностью информационной базы для принятия экономических решений как внешними, так и внутренними пользователями

информации» [9]. Мы согласны с данным мнением и считаем, что меры по упрощению учета нельзя распространять на все малые предприятия. В силу этого нами предлагается дифференцированный подход к организации учетных систем МП в зависимости от перспектив их развития [10, с.19-23]. В соответствии с этим подходом совокупности всех малых предприятий можно условно разделить наследующие группы:

- малые предприятия, ориентированные на существование в весьма малых размерах без задач дальнейшего развития;

- малые предприятия, ориентированные на рост, развитие и дифференциацию своей деятельности в том или ином виде.

Соответственно для каждой группы предприятий должен формироваться свой тип учетной системы, характеризующийся определенной целью, составом и архитектурой структурных элементов, методами реализации учетных процессов и т.п. В рамках настоящей статьи будет рассмотрено методологическое обеспечение учетной практики первой группы малых предприятий. Именно они заинтересованы во всемерном упрощении учета, преследуя цель максимального снижения ресурсного бремени на осуществление управленческих функций. Для описания и характеристики учетной системы данной группы МП мы вводим термин «редуцированная учетная система» (редуцировать - от лат. reducere -понижать, упрощать). Структура

редуцированной учетной системы

представлена бухгалтерским и налоговым учетом, а так же отдельными направлениями внесистемной учетной деятельности, организуемой в случаях потребности управленческого аппарата в учетной информации. Организационные усилия малых предприятий

рассматриваемой группы в сфере учета, в первую очередь, направлены на постановку налогового учета в рамках общей системы налогообложения или специальных налоговых режимов, упрощение ведения бухгалтерского учета и его сближение с налоговым. При этом упрощение бухгалтерского учета рассматривается как процесс, не требующий методологической проработки. Он часто сводится лишь к выбору наиболее простых норм из общей их совокупности, предлагаемой

регламентирующими документами в сфере бухгалтерского учета. Но обеспечивает ли такой выбор реальное упрощение учетной деятельности малого предприятия? Для ответа на этот вопрос рассмотрим такие меры упрощения бухгалтерского учета, как кассовый метод и простая запись.

Применение в бухгалтерском учете кассового метода следует рассматривать как отказ от базового принципа-допущения -допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, заключающегося в том, что «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами» [11, п.5]. Отказаться от данного правила и выбрать кассовый метод учета имеют право только субъекты малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) [12, п.12]. Какие преимущества дает отказ от основополагающего фундаментального правила? Действительно ли оно ведет к упрощению ведения бухгалтерского учета? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя.

Если малое предприятие выбирает кассовый метод в бухгалтерском учете, то выручку оно признает по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков. Это означает, что при

получении авансов и предоплат при кассовом методе в бухгалтерском учете следует признавать эти суммы в качестве выручки (дохода) в момент их фактического получения вне зависимости от даты отгрузки (передачи) продукции. Малое предприятие, выбрав использование кассового метода, должно применять его в отношении признания не только доходов (выручки), но и расходов [13, п.18]. При этом расходы признаются после погашения задолженности перед поставщиками, подрядчиками и иными лицами. В свою очередь, эта задолженность возникает тогда, когда контрагенты выполнили все соответствующие условия договоров -передали товарно-материальные ценности в собственность покупателя, оказали услуги и сдали выполненные работы. «Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат» [5, п.20]. Выполнение этого требования предполагает разработку соответствующих механизмов формирования учетной информации, отличающихся от традиционного алгоритма учета затрат и формирования себестоимости. В частности, на счете учета материально-производственных запасов малому предприятию придется обеспечить раздельный учет материалов в разрезе следующих групп:

- материалы, поступившие от поставщика и уже оплаченные, но еще не переданные в производство. При отпуске данных материалов в производство, бухгалтер будет списывать их стоимость в дебет счета производственных затрат;

- неоплаченные материалы, поступившие на предприятие. Если осуществлена их оплата, а они еще не переданы в производство, бухгалтер переносит их в вышеуказанную группу материалов. Если они предаются в производство, а оплата их еще не произошла, то учетный работник переводит их в группу, которая описана ниже;

- неоплаченные материалы,

переданные в производство. Даже после отпуска материалов данной группы в производство, бухгалтер будет продолжать учитывать их на отдельном субсчете счета по учету материально-производственных запасов. И только после момента их оплаты возникнет право отнести их стоимость на счета производственных затрат.

Аналогично, сумма начисленной работникам, но не выплаченной заработной платы, не отражается в «системном» бухгалтерском учете. Только после осуществления выплатыона отражается по дебету счета производственных затрат. Следовательно, задолженность перед персоналом до момента ее выплаты не отражается на бухгалтерских счетах. Расходы по амортизациипризнаются только по уже оплаченным основным средствам.

При использовании кассового метода у малого предприятия возникает необходимость обособленного отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) на балансовых счетах до момента поступления денежных средств, связанных с ее продажей [5, п.20]. В учете не формируется и не отражается дебиторская задолженность покупателей за отгруженную продукцию до момента ее оплаты, а так же кредиторская задолженность перед покупателями по предоплате и полученным авансам. Таким образом, применение кассового метода в бухгалтерском учете нельзя рассматривать как однозначное упрощение ведения учета, так как оно требует особых механизмов формирования учетной информации, отличных от «традиционных»,

применяемых при использовании метода начисления.

Малые предприятия, склоняющиеся в пользу применения кассового метода, часто обосновывают это необходимостью сближения налогового и бухгалтерского учета. Однако использование кассового метода в бухгалтерском учете не обеспечивает полного совпадения получаемых данных бухгалтерского учета с таковыми в налоговом учете. МП, применяющие упрощенную систему налогообложения (данная система предполагает обязательное применение

кассового метода в налоговом учете), столкнутся со следующими проблемами. Во-первых, это ограниченный состав признаваемых расходов, предполагаемый упрощенной системой налогообложения [14, ст. 346.16]. Во-вторых, отличие правил их признания. Например, расходы на сырье и материалы в налоговом учете будут формироваться по факту оплаты вне зависимости от того, переданы ли они в производство или нет. Стоимость товаров можно отнести на расходы только по мере их реализации, а расходы, связанные с реализацией товаров, можно учитывать сразу по мере их фактической оплаты вне зависимости от момента реализации товара.

Налогоплательщики, работающие в рамках общепринятой системы

налогообложения, сталкиваются с гораздо меньшим объемом различий при реализации кассового метода в налоговом и бухгалтерском учете. Однако, в этом случае действует ограничение на самоиспользование кассового метода в налоговом учете: его имеют право применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного млн. руб. за каждый квартал [14, ст.273].

Таким образом, применение кассового метода в бухгалтерском учете нельзя признать в качестве безусловной и действенной меры упрощения учетной деятельности для всех малых предприятий. Необходимо оценивать последствия применения кассового метода в бухгалтерском учете, сопоставляя получаемые при этом преимущества и проблемные аспекты. Кассовый метод, в первую очередь, удобен организациям, которые имеют минимальный временной разрыв между продажей (отгрузкой) продукции и ее оплатой покупателем, между приобретением товарно-

материальных ценностей (работ, услуг) и оплатой их поставщикам и подрядчикам. Так же в нем могут быть заинтересованы те малые предприятия, которые находятся на общей системе налогообложения и применяют кассовый метод при формировании налоговой базы по налогу на

прибыль. Использование кассового метода в бухгалтерском учете малыми

предприятиями-«упрощенцами» приводит к усложнению ведения учета и не снимает проблемы различий в бухгалтерском и налоговом учете.

При формировании учетной политики микропредприятия вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе, т.е. без применения двойной записи [11, п.6.1.]. Это положение следует рассматривать как отказ от одного из основополагающих элементов

методологии бухгалтерского учета в целях его упрощения. Двойная запись, по словам Я.В. Соколова, является «главным и почти единственным вариантом концептуальной реконструкции фактов хозяйственной жизни» [15, с.144]. При оценке последствий отказа от ее применения также так же возникают сомнения в его удобстве для микропредприятий. Обосновать это можно следующим образом:

- если бухгалтерский учет на предприятии ведет специалист, обладающий знаниями по бухгалтерскому учету, то он предпочтет двойную запись, которая позволяет получить балансовое обобщение фактов хозяйственной жизни и сформировать бухгалтерскую финансовую отчетность;

- если наблюдение и регистрацию фактов хозяйственной жизни ведет неспециалист в области бухгалтерского учета (например, собственник микропредприятия), то простая запись не позволит ему осуществить балансовое обобщение имущества, обязательств и капитала. Применение простой записи создает трудности на заключительном этапе учета - формировании бухгалтерской финансовой отчетности.

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения

бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, разработанные специалистами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, предлагают микропредприятиям реализовывать метод простой записи путем регистрации фактов хозяйственной жизни в

хронологической последовательности

непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах [16, п.45]. Представленный в данном документе фрагмент формы Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП содержит группы статей Актива и Пассива. Каждый факт хозяйственной жизни отражается по соответствующим группам статей дважды, снижая или увеличивая соответствующие элементы баланса, т.е. на основе правил модификации и пермутации баланса. Таким образом, фактически используется правило двойной записи. Это еще раз

свидетельствует о том, что использование простой записи в целях ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности не является оптимальным.

Рассмотренные ситуации наглядно показывают, что упрощение учетной деятельности малого предприятия не должно осуществляться путем

непродуманного привлечения как можно большего количества соответствующих норм. Формирование редуцированной учетной системы малого предприятия должно опираться на определенные методологические решения, учитывающие специфику субъектов малого

предпринимательства и обеспечивающие рационализацию учета за счет оптимального сочетания упрощающих учет норм. В связи с этим весьма актуальной представляется разработка специального стандарта по ведению бухгалтерского учета на малых предприятиях. Именно такой подход реализован в международной учетной практике, когда наряду с полной версией МСФО применяется упрощенный стандарт для малых и средних предприятий. По мнению российских ученых, отдельное Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) для предприятий малого бизнеса, охватывая все основные нормы других ПБУ и адаптируя их к особенностям учета данной группы экономических субъектов, позволит сделать более эффективной учетную практику МП. «Такое ПБУ для малых предприятий должно представлять собой

единый самодостаточный нормативный документ, в котором были бы сведены воедино принципы и правила бухгалтерского учета и отчетности. Подготовка и утверждение такого документа, кроме решения прочих задач, будут реальным шагом в сторону упрощения учетных процедур на малых предприятиях» [17].

Современное отечественное

законодательство в области регулирования бухгалтерского учета обеспечивает достаточную правовую основу для разработки отдельного ПБУ, адресованного малым предприятиям. Во-первых, как уже было отмечено выше, упрощение способов ведения бухгалтерского учета

провозглашено основным принципом регулирования бухгалтерского учета [4, ст.20]. Во-вторых, определено, что «упрощенные способы ведения

бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого

предпринимательства» устанавливаются федеральными стандартами [4, ст.21]. Федеральный стандарт по бухгалтерскому учету для малых предприятий (далее ФС МП), являясь документом

методологического уровня в структуре нормативно-правового регулирования

бухгалтерского учета, в совокупности с документами разъяснительного уровня -Типовыми рекомендациями и

информационными письмами Минфина РФ - позволит обеспечить системную регламентацию учетной деятельности субъектов малого предпринимательства.

При разработке федерального стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий профессиональному сообществу бухгалтеров и субъектам негосударственного регулирования

бухгалтерского учета необходимо

проанализировать и решить ряд ключевых вопросов, определяющих содержательную и правоприменительную стороны документа. К основным таким вопросам относятся: сфера применения стандарта, объем охвата норм и правил бухгалтерского учета из других ПБУ, степень их упрощения.

В отличие от МСФО для малых и

средних предприятий, сфера применения рассматриваемого перспективного ПБУ, на наш взгляд, должна быть ограничена только малыми предприятиями. Это объясняется тем, что деятельность средних предприятий характеризуется гораздо более широким кругом решаемых управленческих задач и их усложнением. Учетная система среднего предприятия перерастает рамки

редуцированной - она должна обеспечивать не только достаточный объем операций в сфере бухгалтерского и налогового учета, но формировать учетно-информационные ресурсы для решения более сложных проблемных вопросов, связанных с развитием и диверсификацией

производственной деятельности и организационной структуры, с повышением конкурентоспособности предприятия и усилением его адаптационных

характеристик.

Серьезной проработки требует вопрос об объеме привлечения в ФС МП норм и правил бухгалтерского учета из других ПБУ. Именно этот объем будет определять формат и степень универсальности рассматриваемого стандарта. Мы считаем, что при решении данного вопроса можно выделить следующие три подхода.

Первый подход подразумевает практически полное объединение положений и норм действующих ПБУ. Основная цель, достигаемая при этом, -замена большого количества ПБУ одним самодостаточным регламентирующим

документом. При этом, даже если в формируемый стандарт не попадут нормы тех ПБУ, которые разрешено не применять субъектам малого предпринимательства (ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02), его объем будет весьма значителен и практически сопоставим с объемом МСФО для малых и средних предприятий. Это связано с тем, что каждое действующее ПБУ содержит описание соответствующих объектов учета, критерии их признания, правила оценки и переоценки, принятия к учету и выбытия (списания), регламентирует вопросы раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. Достоинством данного подхода является то, что формируемый в его рамках

ФС ПМ практически исключает отсылки к другим ПБУ. В качестве недостатка отметим формальную сущность данного подхода, проявляющуюся в механическом объединении норм ПБУ, а также недостаточной их адаптации к условиям деятельности субъектов малого

предпринимательства.

Второй подход является

альтернативным первому. Основная цель его реализации - формирование компактного по объему федерального стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий, содержащего совокупность только наиболее простых способов ведения учета, выбранных из всей их вариативной совокупности. Однако в этом случае перед малыми предприятиями возникает необходимость в дополнение к специальному ФС МП так или иначе использовать все остальные действующие ПБУ, что, разумеется, нельзя признать облегчением ведения бухгалтерского учета.

Третий подходявляется

комплементарным, обеспечивающим

определенный баланс между объемом ФС МП и его содержательным наполнением. Данный подход мы рассматриваем как наиболее рациональный для разработки специального стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий. Формирование стандарта предлагаем осуществлять на основе ПБУ, регламентирующих учет наиболее типичных для сферы малого предпринимательства объектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бухгалтерского учета - материально-производственных запасов, основных средств, доходов, расходов. При этом стандарт должен содержать положения, позволяющие малому предприятию при появлении в его хозяйственной деятельности учетных объектов, отличных от регламентируемых (например, финансовых вложений, нематериальных активов и т.п.), отказаться от применения данного стандарта и перейти к использованию необходимых ПБУ. Этот вариант создания ФС МП представляется нам наиболее оптимальным, так как сфера его применения охватит подавляющую часть малых предприятий, а объем данного

документа будет на порядок ниже, по сравнению с формируемым в рамках первого подхода аналогичным документом.

Важнейшим аспектом деятельности по разработке стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий является степень упрощения вносимых в него норм по сравнению с действующими ПБУ. Отметим нашу позицию: в ФС МП, который мы рассматриваем в качестве методологического обеспечения

редуцированной учетной системы, нецелесообразно вносить нормы других ПБУ без дополнительного их упрощения, иначе речь будет идти просто о механическом переносе их в новый стандарт. ФС МП должен содержать более упрощенные правила ведения

бухгалтерского учета по сравнению с общепринятыми. Это повысит

заинтересованность малых предприятий в применении данного документа.

Более радикальное упрощение ведения бухгалтерского учета достигается двумя группами мер. Во-первых, это использование минимального числа вариативных способов ведения учета, или только единственного способа из предлагаемых регламентирующими

документами. Например, оценка

материально-производственных запасов при отпуске их в производство может производиться по себестоимости каждой единицы или по средней себестоимости; по основным средствам в качестве способа амортизации может быть указан только линейный.

Во-вторых, необходима более глубокая адаптация отдельных положений регламентирующих документов к особенностям деятельности малых предприятий. Данный процесс должен быть направлен на максимальное снижение трудоемкости учетной деятельности МП. С другой стороны, он не должен приводить к существенному искажению принципов и базовых правил бухгалтерского учета. В качестве примера приведем нормы ПБУ «Учет основных средств» (6/01), устанавливающие, что первоначальная стоимость основного средства складывается из сумм, уплачиваемых в соответствии с

договором приобретения основного средства поставщику (продавцу) или подрядчику за осуществление работ по договору строительного подряда (изготовления); сумм за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; иных сумм и затрат, непосредственно связанных с

приобретением, сооружением и

изготовлением объекта основных средств. Для целей ФС МП данная норма может быть трансформирована: суммы, связанные с доставкой объекта основных средств и приведение его в состояние, пригодное для использования; иные суммы и затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, в случае их несущественности субъект малого предпринимательства вправе признавать прочими расходами в том отчетном периоде, в котором был принят к бухгалтерскому учету объект основных средств. Количественный критерий уровня существенности можно при этом установить на уровне 10% от сумм, уплачиваемых в соответствии с договором приобретения основного средства поставщику (продавцу) или подрядчику за осуществление работ по договору строительного подряда (изготовления).

Еще одним примером упрощения существующих правил ведения

бухгалтерского учета для целей ФС МП может служить отказ от пересмотра малым предприятием срока полезного

использования объекта основных средств в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации. В этом случае также логично установить уровень существенности в части изменения характеристик основного средства (мощности, производительности и т.п.) на уровне 10-20%.

Разумеется, учетная политика малого предприятия, формируемая в соответствии с ФС МП, будет достаточно специфической, направленной исключительно на упрощение учета и минимизацию затрат на его ведение. В то же время, если вариант формирования

учетной политики исходя из правил специального стандарта не позволяет малому предприятию дать полное и достоверное представление о своем финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, то МП может отказаться от применения специального стандарта и перейти на общеустановленный вариант формирования учетной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Упрощение учета обеспечивается также разрешенным для малых предприятий особым порядком группировки учетных данных. Для ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут сокращать количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйст-венной деятельности организаций. Выбор синтетических счетов должен осуществляться таким образом, чтобы группировка учетных данных на них могла обеспечить последующее логическое формирование укрупненных элементов рекомендуемых для субъектов малого предпринимательства форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках [3].

Таким образом, упрощение учетной деятельности малого предприятия следует рассматривать как целенаправленный процесс, требующий соответствующего методологического обеспечения. В качестве важнейшего элемента такого обеспечения мы рассматриваем специальный стандарт по бухгалтерскому учету для малых предприятий. Его разработка на основе предложенных нами подходов служит целям рациональной организации учетной деятельности малых предприятий, заинтересованных в минимизации затрат на осуществление управленческих функций. Внедрение этого стандарта в учетную практику МП позволит создать методологическую основу формирования и функционирования редуцированной

учетной системы малых предприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.07. 2007) (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. - 31.07.2007. - № 164. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»

2. О долгосрочной государственной экономической политике. [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 // Российская газета. - 09.05.2012. -№ 102. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

3. О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66 н. [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 г. № 113н // Российская газета. - 17.10.2012. - № 239. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

4. О бухгалтерском учете. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011. № 402-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2011) // Российская газета. -09.12.2011. - № 278. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»

5. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 21. 12.1998 г. № 64н // Российская газета (Ведомственное приложение). - 13.03.1999. - № 48. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Воскресенская, Н.В. Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля состояния расчетов с бюджетом предприятий малого бизнеса: дис. ... канд. экон. наук. -Москва, 2009.

7. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. [Электронный ресурс]: Информация Минфина РФ

№ ПЗ-3/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

8. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. [Электронный ресурс]: Информация Минфина РФ

№ ПЗ-3/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

9. Санникова, И.Н., Ласкина, М.В. Формирование и анализ отчетности субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Бухгалтер и закон. - 2009. - № 8. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»

10. Андреева, С.В. Дифференцированный подход к организации учетной системы малого предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 10(96). С.19-23

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.04.2012 г. № 55н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 03.11.2008. - № 44. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

12. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.04.2012 г. № 55н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.06.1999. - № 26. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

13. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.04.2012 г. № 55н) // Бюллетень нормативных актов федеральных

органов исполнительной власти. - 28.06.1999. - № 26. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117- ФЗ (ред. от 29.06.2012) // Собрание законодательства. - 07.08.2000. - № 32, ст. 3340. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

15. Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни: учеб. пособие / Я.В. Соколов. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2010. - 224 с.

16. Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. [Электронный ресурс]: Утверждено решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол от 25.04.2013 № 4/13). URL: http://www.ipbr.org (дата обращения: 05.06.2013)

17. Гришкина, С.Н., Сафонова, И.В. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. -2011. -№ 47. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.