РЕДАКТИРОВАНИЕ. ПОДГОТОВКА РУКОПИСИ
ДАЯ ПУБЛИКАЦИИ
УДК 070.41:087.5
В. В. Орлова, аспирант (БГТУ)
РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГОЛОВКА ЖУРНАЛЬНОЙ ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В статье приведены основные требования для заголовков детских журнальных публикаций. Охарактеризованы основные аспекты, на которые нужно обращать внимание при редактировании, написании и оформлении заголовков материалов в детском журнале. Теоретические выводы подтверждаются примерами из современных детских журналов.
The article presents the basic requirements for children's titles of journals. The main aspects that need to look for when editing, writing and presentation titles in the children's magazine are described. The theoretical conclusions are supported by examples from contemporary children's magazines.
Введение. Заголовок является одним из основных элементов композиции журнальной публикации. Именно при работе над композицией детской статьи, редактору необходимо обращать внимание на заголовок.
Правильно составленный заголовок должен гармонично сочетаться со всеми иными композиционными компонентами (стихами и строфами в поэтическом произведении; диалогами и характеристиками - в драматическом; порядком сообщения о событиях в сюжете рассказа и т. д.), а также соответствовать внутренней композиционной задаче публикации, а именно: непрерывности движения художественной мысли и чувства [1, с. 125].
Заголовок должен заключать в себе основную тему, за ним могут следовать подзаголовки. Хорошие заголовки должны быть благозвучными, ритмичными, легко запоминаться сообщать читателю что-то новое, пробуждать интерес к публикации [2, с. 7].
Работа редактора над заголовком заслуживает специального внимания. С одной стороны, заголовок самостоятелен, с другой - это элемент структуры литературного произведения. Заголовок может быть прочитан вне связи с материалом, может быть осознан как элемент другой, более широкой системы - подборки, полосы. Между заголовком и основным текстом всегда существуют логические отношения, которые в общем виде можно представить как отношения между логическим субъектом и предикатом [3, с. 12].
Задача статьи - представить примеры редакторской оценки заголовков детских журнальных публикаций.
Материалом для исследования послужили пять заголовков публикаций из детских жур-
налов «Рюкзачок», «Умняшины книжки «Бу-каши», «Рюкзак», «Юниор. Футбол, Хоккей».
Основная часть. Под заголовком публикации понимают название произведения, определяющее тему, идею, предмет, центр содержательной, логической и образной структуры материала. Заголовок служит смысловым ориентиром для читателя, предназначен пробудить интерес к тексту, активизировать его восприятие.
Оценивая заголовок детской журнальной публикации, редактор должен определить следующее:
- соответствует ли заголовок содержанию публикации;
- выполняются ли основные функции заголовка;
- учитывается ли читательский адрес (адекватно ли эмоциональное и психологическое воздействие заголовка на конкретную возрастную категорию юных читателей);
- привлекает ли заголовок внимание к публикации, может ли он заинтересовать;
- какое место занимает заголовок в системе рубрикации журнала;
- соответствует ли оформление заголовка всему общему оформлению публикации.
Исследователи выделяют следующие основные функции заголовков:
1. Информационную, которая помогает углубить понимание литературного произведения, т. к. в нескольких словах, предваряющих саму публикацию, наглядно раскрывает ее содержание. При этом информативность заголовков должна достигаться их предметностью и однозначностью.
2. Контактную, которая отвечает за привлечение к материалу внимания читатетеля. Как отмечает К. М. Накорякова, осуществление
контактной функции заголовка опирается на знание читательской психологии. Привлечь внимание может заголовок яркий, заголовок «наводящий», апеллирующий к памяти читателя, заголовок доверительный по своему тону. Однако контактная функция заголовка не должна входить в противоречие с функцией информационной [3, с. 13].
3. Конструктивную, которая заключается в организации, направлении и облегчении чтения. Заголовок должен предупреждать о теме последующего текста, подготавливать читателя к его восприятию. Разбивая текст, заголовок помогает прервать чтение на графически фиксированном месте и позволяет читать осмысленными порциями.
С некоторыми вариациями исследователи называют также и другие функции заголовков: номинативную, рекламную, экспрессивную, графически-выделительную, декоративную, функцию убеждения [4].
Понятие заголовка детской журнальной публикации неотрывно связано с понятием рубрикации журнала, под которой понимают определенную систему, в которой заголовки разной значимости занимают различные ступени (от высшей через промежуточные к низшей), а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Таких ступеней в журнальных материалах чаще всего бывает от двух до четырех. В систему рубрикации в журнале также включается и название рубрик, под которыми размещаются конкретные материалы.
Приведем пример публикации в познавательно-игровом журнале «Рюкзачок» № 1/2012, (рис. 1).
Рис. 1. Публикация в журнале «Рюкзачок»
Заголовок публикации «Чудо-зима» соответствует содержанию основного текста, при этом для него выполняются основные функции: в заголовке кратко и ясно говорится о том, что в самой статье речь будет идти о интересных зимних явлениях, т. е. в нескольких словах раскрывается содержание текста (информационная
функция); своей яркой и конкретной формой заголовок привлекает внимание к публикации и заинтересовывает юного читателя (контактная функция); заголовок подготавливает к восприятию текста, ориентирует читателя во множестве заголовков других публикаций номера журнала (конструктивная функция).
В заголовке публикации учитывается читательский адрес (журнал ориентирован на детей второй и третьей возрастной группы): использованное определение («Чудо-зима») с самого начала добавляет в публикацию элемент сказочности происходящего. Вместе с этим достигается и эффект привлечения внимания к материалу, ведь прочитав заголовок, ребенок уже представляет рассказ о каких-то совершенно необыкновенных зимних явления, которых он, возможно, и не замечал никогда.
Публикация содержит три ступени рубрикации: под рубрикой «Это интересно» (1 ступень) размещается материал с названием «Чудо-зима» (2 ступень), имеющий три подзаголовка (3 ступень): «Ледяные дожди», «Люблю грозу в начале... декабря», «Необычный урожай» (для каждого из подзаголовков также выполняются основные функции).
Оформительские приемы (расположение заголовков относительно текста) и художественно-полиграфические средства (рисунки, начертание и кегль шрифта, которым заголовки набраны), позволяют читателю ориентироваться в композиции журнального произведения.
Приведем еще один пример. Публикация в детском журнале «Умняшины книжки «Бука-ши» № 2/2013 (рис. 2).
Рис. 2. Публикация в журнале «Умняшины книжки «Букаши»
При редакторской оценке заголовка данной публикации сразу бросается в глаза отсутствие самого заголовка на сверстанном развороте журнала. О том, как называется статья («Знакомство со Скандинавией»), можно узнать лишь из содержания, расположенного на первой странице
Редактирование. Подготовка рукописи для публикации
5
журнала. Такого рода оформительские приемы недопустимы в детском журнале. Они дезориентируют ребенка, затрудняют усвоение материала и ухудшают выполнение как функций заголовка, так и самого материала.
Если же оценивать заголовок «Знакомство со Скандинавией» в целом, то он соответствует содержанию основного текста лишь отчасти, так как слово «знакомство» предполагает получение основной, достаточно полной, пусть и приведенной в краткой форме информации об описываемом объекте. Даже учитывая, что публикация рассчитана на детей первой и второй возрастной группы (для этих групп рекомендованы несложные, небольшие по количеству символов тексты), из данной публикации юный читатель узнает лишь несколько не совсем удачно подобранных фактов:
1. «Скандинавия - это не одна страна, а несколько рядом расположенных, в том числе Норвегия, Дания, Швеция».
2. «С древних времен тут жили викинги. Викинги были мореплавателями, отважными воинами. А правили ими короли».
3. «Даже в наше время некоторые страны Скандинавии остаются королевствами - с настоящими замками, королями, королевами и принцессами».
Кроме приведенной информации в публикации также присутствует игровое задание и две загадки.
Таким образом, в тексте материала под заголовком «Знакомство со Скандинавией» обозначенная тема полностью не раскрыта, и это несоответствие заголовка содержанию публикации вводит юного читателя в заблуждение. Отсюда следует нарушение в выполнении всех остальных аспектов редакторской оценки заголовков.
Приведем пример публикации в спортивном журнале для детей «Юниор. Футбол, Хоккей» № 3/2013 (рис. 3).
Заголовок публикации «Уроки хоккейной школы» соответствует содержанию текста материала, для него выполняются основные функции: из заголовка юный читатель узнает, что публикация содержит полезную информацию о совершенствовании умений и навыков хоккейного мастерства (выполнение информационной функции); однако использование в заголовке слова «уроки» может как заинтересовать юных спортсменов, приблизить публикацию к реальной жизни (читатели журнала -школьники), так и наоборот - вызвать у детей негативное восприятие, так как в заголовке содержится упоминание об уроках, которые и так каждый день присутствуют в жизни юных читателей (выполнение контактной функции); заголовок помогает адекватно воспринимать текст, сразу ориентирует читателя (выполнение конструктивной функции).
Заголовок соответствует указанному читательскому адресу журнала (вторая и третья возрастная группа) и входит в двухступенчатую рубрикацию (рубрика «фоторепортаж» - 1 ступень, сам заголовок - 2 ступень).
При оформлении заголовка использовался прием градиентного перехода цвета от светлого (на темном фоне) к более яркому (на белом фоне), что придает заголовку динамизм и позволяет гармонично вписаться в общую оформительскую композицию материала.
Рассмотрим публикацию в журнале для подростков «Рюкзак» № 11/2012 (рис. 4).
Рис. 3. Публикация в журнале «Юниор. Футбол, Хоккей»
Рис. 4. Публикация в журнале «Рюкзак»
Заголовок «Служители Фемиды» соответствует содержанию публикации. Для него выполняются и основные функции: заголовок информирует читателя о том, что в тексте будет идти речь о работниках юридической сферы (информационная функция); использование в заголовке образного описания юристов привлекает к нему внимание (контактная функция) и подготавливает
читателя к восприятию последующего текста (конструктивная функция).
В заголовке учитывается читательский адрес публикации (третья и четвертая возрастная группы), который предполагает наличие у читателей базовых знаний в области древнегреческой мифологии (Фемида - в мифологии древних греков богиня правосудия).
Заголовок входит в трехступенчатую систему рубрикации (рубрика «Профессии» -
1 ступень, заголовок «Служители Фемиды» -
2 ступень, подзаголовки «Как готовят юристов», «Три грани одной профессии» - 3 ступень).
В оформлении заголовка используется изображение богини Фемиды, что способствует выполнению информативной функции. Применение различных шрифтовых гарнитур привлекает внимание читателей (контактная функция).
Представляет интерес заголовок бело-русскоязычной публикации в журнале «Рюкзачок» № 3-2013 «Гэта святое слова - воля, альбо Героi Хоцшскай вайны» (рис. 5).
Рис. 5. Публикация в журнале «Рюкзачок»
Заголовок данной статьи отличается особой формой - состоит из двух частей. Это обусловлено композицией материала, который тоже состоит из двух частей - в начале рассказа действия происходят в настоящем времени в японском городе Нагасаки; вторая часть статьи позволяет юному читателю оказаться в XVII в. и понаблюдать за осадой крепости Хотин османскими воинами. Между первой частью заголовка «Гэта святое слова - воля» и текстом наблюдается ассоциативная связь, что характерно для художественно-публицистических материалов. Главную роль здесь играют слова и словосочетания, обладающие для читателя запасом определенных смыслов [4, с. 15]. Из текста материала мы узнаем, что «Воляй» называлось издательство и газета российских политэмигрантов в Японии. Вторая часть заголовка «Героi Хоцшскай вайны» отражает основное содержа-
ние публикации, в которой рассказывется о героическом подвиге воинов Великого Княжества Литовского при защите Хотинской крепости.
Для заголовка в целом выполняются основные функции: заголовок предварительно знакомит с содержанием текста материала, а первая часть заголовка создает некую интригу для читателя, информативность достигается в данном случае благодаря второй части заголовка; контактная функция также во многом выполняется благодаря нестандартной форме заголовка, привлекающей внимание юного читателя; «двойной» заголовок в данном случае облегчает чтение, обращает внимание читателя на не совсем обычную композицию публикации.
Заголовок входит в простую систему рубрикации (рубрика «Люстэрка маёй псторьн» -1 ступень, сам заголовок - 2 ступень).
Оформление заголовка способствует правильному восприятию публикации - основная сюжетная линия в материале касается именно героев Хотинской войны (для второй части заголовка используется более крупный кегль).
Заключение. Таким образом, при редакторской подготовке журнальных публикаций необходимо помнить следующее: 1) заголовки должны организовывать, направлять и облегчать чтение; 2) углублять понимание произведения; 3) состоять не более, чем из 3-4 слов, чтобы не вызвать затруднения в чтении при предварительном ознакомлении содержания журнала; 4) привлекать внимание к публикации, пробуждать к ней доверие и интерес; 5) заголовки необходимо оформлять крупными, читабельными шрифтами, так как излишняя витиеватость гарнитуры усложняет прочтение и тем самым снижает интерес к публикации.
Литература
1. Композиция // Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 424 с.: ил.
2. Бачурина, Т. В. Дизайн рекламы / Т. В. Бачу-рина, Н. Ю. Фролова // Личность - слово - социум: материалы 9 Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 29-30 апр. 2009 г. / редкол.: В. В. Фалалеев (гл. ред.) [и др.]. - Минск: Паркус плюс, 2009. - С. 5-9.
3. Накорякова, К. М. Литературное редактирование / К. М. Накорякова. - М.: ИКАР, 2004. - 432 с.
4. Батырханова, Р. С. Заголовок как объект лингвистического исследования [Электронный ресурс] / Publishing house Education and Science 5.5.0. - Режим доступа: http://www.rus-nauka.com/28NII2012/Philologia/1117490.doc.htm. -Дата доступа: 14.04.2013.
Поступила 26.04.2013