УДК 340.12; 343.139.2
РЕЧИ МАРКА ТУЛЛИЯ ЦИЦЕРОНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
© 2016
Самарин Дмитрий Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры правового
обеспечения национальной безопасности Байкальский государственный университет (филиал), Якутск (Россия)
Аннотация. В данной статье рассмотрено значение судебных речей древнеримского философа и политика Марка Туллия Цицерона для формирования процедуры прений в процессе судопроизводства. Основные правила доказывания по судебным делам наиболее отчётливо были сформулированы именно в его трудах, например, трактате «Об ораторе» и различных обвинительных речах. Основная задача оратора на судебном процессе должна заключаться в убеждении аудитории в его правоте. В выступлениях М.Т. Цицерона отражены его политические взгляды в пользу действующей формы правления. Оратор обращал особое внимание на установление основного обстоятельства дела. Вследствие этого особый акцент сделан на правилах античной риторики, применяемых для убеждения слушателей и судей (моменте неожиданности, использовании риторических вопросов и других стилистических приёмов.). Сформулирован вывод о том, что цицероновское ораторское искусство заложило основы теории доказательств в судебном процессе и существенно повлияло на развитие правовой культуры во всём мире.
Ключевые слова: судебное доказывание; судебный процесс; закон; римское право; дело; судебная речь; смешанная форма правления; государство; власть; довод; доказательство; преступление; обстоятельство; обвинение; показание.
SPEECHES OF MARCUS TULLIUS CICERO AND THEIR SIGNIFICANCE FOR THE MODERN LEGAL PROCEEDINGS
© 2016
Samarin Dmitrii Aleksandrovich, candidate of philological sciences, associate professor of the department of legal provision of national security Baikal State University (branch), Yakutsk (Russia)
Abstract. In this article an importance of judicial speeches of the Roman philosopher and politician Marcus Tullius Cicero for the formation of a procedure of pleadings in the process of legal proceedings has been considered. The main proving rules in lawsuits were most clearly formulated namely in his works, e. g,, the tract «About an orator» and various accusatory speeches. The orator's main task at the trial should consist in the auditory conviction in his right. In M. T. Cicero's statements his political views in favor of the acting form of government are reflected. The orator paid a special attention to the ascertainment of the main circumstance of the suit. Therefore the ancient rhetoric rules, applied for the persuasion of the audience and judges (a moment of suddenness, a use of rhetorical questions and other stylistic devices), were specially emphasized. The conclusion has been formulated, that Cicero's eloquence had laid the foundation of a theory of evidences in the legal process and substantially influenced the development of the legal culture all over the world.
Keywords: judicial proof; legal process; law; Roman law; case; judicial speech; mixed government; state; power; argument; evidence; crime; circumstance; prosecution; testimony.
Правила доказывания по судебным делам получили свою классическую формулировку ещё в трудах риторов Древнего Рима. Во «Введении в судебную лингвистику» А. С. Александров подчеркнул их обращение к речевой природе доказательственных правил: «По их мнению, искусство право-красноречия развилось раньше и сформировало искусство законодательствования, судебного доказывания» [1, с. 113]. Эта традиция непосредственно восходит к деятельности римских деятелей права. Одной из наиболее ярких фигур права древнеримского периода был М. Т. Цицерон.
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - древнеримский политический деятель, оратор и философ. С его именем неразрывно связано понятие красноречия и ораторского искусства. Он родился в Арпино к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. М. Т. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческую литературу, в Риме учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, изучал теорию красноречия и римское право у популярного в ту пору юриста Квинта Муция Сцеволы Авгура. М. Т. Цицерон сделал блестящую карьеру благодаря своему ораторскому таланту: вошёл в сенат не позже 73 г. до н. э. и в 63 г. до н. э. стал консулом. Красноречие он наделял функциями побуждения, убеждения, утешения, смирения и укрощения. Особое значение они приобретают в судебном процессе. В трактате «О природе богов» он утверждал: «Красноречие соединило нас общностью права, законов, городской жизни» [9, с. 151]. С красноречием он связывал отход от грубой жизни, обращение к моральному и правовому поведению.
Из трудов М. Т. Цицерона сохранилось 58 судебных и политических речей, более 800 писем, 19 трактатов по
риторике, философии и политике. Его богатое наследие изучалось отцами церкви, деятелями Возрождения и Просвещения, не теряет оно своей актуальности и в современный период. Труды М. Т. Цицерона стали объектом исследований многочисленных зарубежных и отечественных историков, юристов и учёных других направлений.
Одним из высших качеств оратора М. Т. Цицерон считал грамотность и эрудированность, рекомендуя всеми способами их развивать. В своём знаменитом трактате «Об ораторе» он заявлял: «Конечно, если кто скажет, что всё же есть особенный, свойственный одним ораторам круг мыслей, вопросов и познаний, замкнутых оградой суда, то я соглашусь, что наше красноречие, действительно, чаще всего вращается в этом кругу» [10, с. 151]. Настоящему оратору, по его мысли, было жизненно необходимо не только владеть знаниями о законах и праве, но и расширять их. На этот факт обращал внимание советский и российский лингвист Юрий Владимирович Рождественский (1926-1999). В учебном пособии «Теория риторики» он выделял: «Что касается вопросов права и гражданского устройства, то здесь оратору надо иметь специальное образование» [7, с. 20]. При этом учёный соглашался с убеждённостью римского мыслителя о научной природе ораторского искусства.
Каждая из сторон в судебном процессе, добиваясь оптимального решения, оперирует определёнными доводами. Вклад М. Т. Цицерона в разработку теории доводов высоко ценил первый русский учёный-просветитель Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). В «Кратком руководстве к красноречию» он писал: «От Цицерона доводы называются вероятными изобретениями для уверения» [6, с. 154]. Кроме логических и об-
разных конструкций при оформлении доводов немаловажную роль играют также фонетико-грамматические, лексико-фразеологические и фонетико-лексические приёмы.
В античной риторике было определено разделение искусственных и неискусственных доказательств, отражаемое в системе формальных доказательств. Первые из них стали совершенными доказательствами (легальными презумпциями), а вторые - косвенными уликами. В трактате «Об ораторе» М.Т. Цицерон заявлял, что для доказательства у оратора (т.е. юриста) имелись средства двойственного характера: «Первое состоит не в том, что придумывает оратор, а в том, что он планомерно извлекает из самого дела; это - документы, свидетельства, договоры, соглашения, показания, законы, постановления сената, судебные решения, указы, заключения правоведов и всё остальное, что не сам оратор измышляет, а что доставляют ему содержание дела и его участники. Второе же средство всецело заключается в рассуждениях и доказательствах самого оратора» [10, с. 152]. В первом из случаев речь идёт о методах рассмотрения доказательств, а во втором - их подбора.
Перед оратором как участником судебного процесса стоит первостепенная задача - заставить аудиторию в определённом месте и временном промежутке поверить ему. Средством достижения этого служит знание самой аудитории, её предпочтений, ожиданий и предубеждений. А это знание зависит от профессионализма и чутья оратора. М. Т. Цицерон выразил своё мнение о предназначении судебной речи, призванной вызвать у суда различные эмоции: «Оратор также должен желать, чтобы судьи выразили расположение чувства, которое наиболее подходит для того, чтобы благоприятствовать делу, о котором он ходатайствует» [13, p. 162]. Таким образом оратор (юрист) и должен заботиться о том, чтобы вызвать убеждение судьи в своей правоте.
Аналогичных взглядов придерживался другой известный оратор, Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96). Ориентируясь на стиль М. Т. Цицерона, он так выразился о нём в третьей книге «Риторических наставлений»: «Мудрые изречения и слова Цицерона не менее витиеваты, когда он защищал или обвинял кого» [4, с. 222]. Характеризуя деятельность М. Т. Квинтилиана, Ю. В. Рождественский, в соответствии с идеями обоих риторов, подчёркивал необходимость обретения доверия аудитории, заключая: «Поэтому опыт и интуиция оратора, отражённая в его предмете речи и основанная на его культуре и опыте, есть фактически главная фигура мысли» [7, с. 119]. Это принцип сохраняет свою эффективность уже более двух тысяч лет.
Стратегия доказывания по уголовному делу, в соответствии с мнением М. Т. Цицерона, базируется на принципе доверия. Она состоит в побуждении конкретной аудитории в определённом месте и времени ввериться оратору. Искусство создания им судебной речи как сути доказывания должно соответствовать этой стратегии. В своих выступлениях рисский философ, следуя вышеуказанной стратегии, активно пользовался моментом неожиданности.
Этот приём успешно применялся оратором в обвинительных речах. Р. И. Енос в книге «The literate mode of Cicero's legal rhetoric», посвящённой цицероновской риторике, писал: «Цицерон рассматривал красноречие как силу, которая соединяла общество, а создание закона -как силу, которая укрепляла это единство и позволяла римлянам признавать порядок в их жизни» [14, p. 14]. В этом же русле рассуждал И. Хонохан. В обобщающем труде «Гражданский республиканизм» он подчеркнул: «По мнению Цицерона о смешанной форме правления верховенство закона препятствует доминированию любой части общества» [15, p. 35]. М. Т. Цицерон был убеждён в подчинённости всех закону.
В своих размышлениях о смешанной форме правления М. Т. Цицерон следовал за Полибием (ок. 200-120
гг. до н. э.). Ритор видел естественность эволюции формы римского государства от исконной царской власти до сенатской республики. В статье «Учения Цицерона о государстве и праве» И. Д. Дубрава отмечала: «При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптима-тов - в полномочиях сената, народной власти - в полномочиях народных собраний и народных трибунов» [3, с. 132]. М. Т. Цицерон находил эту форму государства самой разумной, управляемой знатоками стилей речи и законов, и поддерживал её сохранение.
Если философ считал образцом нравственности военачальника Сципиона, то многие другие деятели Рима были для него явными антиподами из-за обилия их пороков. Д. Ш. Кулиева указывала: «Одним из них был, например, Гай Веррес, у которого трудно было обнаружить как гражданскую, так и человеческую добродетель» [5, с. 165]. Гай Лициний Веррес (114-43 гг. до н. э.), наместник Сицилии, отличался бесчисленными злоупотреблениями и вымогательствами.
Обвиняя Г. Верреса, М. Т. Цицерон часто возводил в степень наивысшего недостатка его гипертрофированную импульсивность. Во время первой судебной сессии оратор произнёс две речи, вынудившие Г. Верреса признать свою вину. Так, во второй сессии обличитель спрашивал: «Но как же мне держать себя в деле Верреса, которого я нашел вывалявшимся в грязи, где остался след от всего его тела? Очень трудно выступать с речью против человека, который мимоходом, оставив на короткое время свою лектику, не обманом, а открыто, своей властью, одним своим приказанием ограбил целый город, дом за домом!» [12, с. 77]. Подобный ход, приукрашенный стилистическими приёмами, принуждал судей к ожиданию дальнейшего изложения дела. После подготовительной фазы М. Т. Цицерон добавлял ещё более важные и тяжкие преступления.
Не менее известны речи ритора и против Луция Сергия Катилины (108-62 гг. до н. э.). Этот патриций организовал движение, известного под названием заговора Катилины. При его подавлении М. Т. Цицерон и произнёс в ноябре и декабре 63 г. четыре речи. Крылатой стала фраза в первой из них: «О времена! О нравы!» [11, с. 292]. Ей философ предварял своё непонимание мягкости сената и закона к мятежному претору. Его армия была разбита правительственными войсками Кв. Метелла и консула Антония, а сам Л. С. Катилина пал в битве.
Решение дела в большинстве судебных процессов часто зависит от одного основного обстоятельства. Поэтому задача адвоката или прокурора состоит в его нахождении и придании ему надлежащего места с подчинением ему всех доказательств и фактов. Например, в речи «В защиту Марка Целия Руфа» М. Т. Цицерон говорил о необходимой логической связи: «Обвинение предполагает наличие преступления, чтобы можно было изложить обстоятельства дела, дать им название, привести доказательства, подтвердить показаниями свидетелей; хула же ставит себе только одну цель - поношение; если её пускают в ход более нагло, она называется бранью; если более тонко, то - остроумием» [8, с. 157]. Прежде всего, считал он, полагается взвесить все обстоятельства, а затем вывести ядро дела, подлежащее здравому смыслу.
В основе дела, названной М. Т. Цицероном вопросом, и заключается положение обвинения. За ним идут доводы, доказательства и заключение. Кроме искусства и права, большое значение имеет изящество речи. А. С. Александров констатировал: «Поэтому ораторская речь представляет собой интуитивное угадывание, догадку в определении вопроса, предложение решения и разработку доводов, куда вовлекаются элементы позитивного знания, законы, стилистика» [1, с. 228]. Непременное качество доводов юриста, - это убедительность, прямо зависящая от их построения. При немногих надёжных доказательствах их размещение в речи не столь значи-
мо для успеха в диспуте. При большом числе сильных и слабых аргументов рассуждение может быть ослаблено их неудачным размещением. Поэтому самые сильные доказательства должны помещаться в самом начале и в конце выступления, а более слабые - между ними.
Сильным произведением стали и цицероновские речи против Марка Антония (всего четырнадцать). Эти речи назывались «Филиппиками» из-за сходства с речами Демосфена, выступавшего против македонского царя Филиппа. «Филиппики» стали причиной того, что М. Т. Цицерон был объявлен вне закона, а позднее - убит. Но его слава как великого ритора и автора судебных речей не канула в Лету, а смогла преодолеть столетия. Его методы доказывания плодотворно применяются современной юридической наукой.
Правовые воззрения М. Т. Цицерона, прежде всего, повлияли на развитие европейской цивилизации. Его труды изучались отцами христианской церкви, особенно Амвросием Медиоланским (ок. 337-397) и Аврелием Августином (354-430), философами эпох Возрождения и Просвещения, деятелями Великой французской революции и буржуазии, а также отечественными представителями юридической науки. М. Т. Цицерон стоял у истоков юридического оформления понятия государства, получившего позднее много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».
При доказывании дела в суде основная цель - победа в прениях и убеждение суда в своей правоте. А. С. Александров указывал: «Первое стратегическое условие успеха в судебном доказывании: формирование благоприятного отношения судей к делу, использование личных качеств судей, устранение из состава суда тех, кто предубеждён против дела юриста» [1, с. 234]. Эти условия были хорошо известны зачинателям римского права. М. Т. Цицерон был уверен в их силе. В «Пособии для уголовной защиты» Л. Е. Владимиров указывал: «Цицерон ставит первым условием правильного исполнения обязанностей защитника, глубокое и всестороннее ознакомление с делом» [2, с. 119]. Это тем более важно, так как от умения защитника зависит судьба клиента. Поэтому он должен учесть все факты, обыграть возможные действия обвинения и выяснить всё, что полезно для оправдания его клиента.
Фактически проблема доказывания заключается в выяснении границ материального основания иска. Применяя формулу М. Т. Цицерона, это можно назвать определением основного вопроса дела и ответа на него. Риторическое искусство М. Т. Цицерона и его последователей не только заложило основы римского права, но и стало импульсом развития общемировой правовой культуры.
сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2015. С. 163-166. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 93).
6. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные наук // Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии 1739-1758 гг. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1952. С. 89-378.
7. Рождественский Ю. В. Теория риторики: учеб. пособие / Ю.В. Рождественский; Под ред. В.И. Аннушкина. 4-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2006. 512 с,
8. Цицерон М. Т. В защиту Марка Целия Руфа // Речи в двух томах. Т. 2. (62-43 гг. до н.э.). Издание подг. В. О. Горенштейн, M. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. С. 155-180.
9. Цицерон М. Т. О природе богов // Философские трактаты. М.: Издательство «Наука», 1985. С. 60-190.
10. Цицерон М. Т. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С.77-252.
11. Цицерон М. Т. Первая речь против Луция Сергия Катилины [В сенате, в храме Юпитера Статора, 8 ноября 63 г.] // Речи в двух томах. Т. 2. (62-43 гг. до н.э.). Издание подг. В. О. Горенштейн, M. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. С. 292301.
12. Цицерон М. Т. Речь против Гая Верреса [Вторая сессия, книга IV, «О предметах искусства». 10 г.] // Речи в двух томах. Т. 2. (62-43 гг. до н.э.). Издание подг. В. О. Горенштейн, M. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. С. 59-109.
13. Cicero M. T. De Oratore: Or, His Three Dialogues Upon the Character and Qualifications of an Orator. Boston: R. P. & C. Williams, Cornhill Square, 1822. xv + 296 p.
14. Enos R. I. The literate mode of Cicero's legal rhetoric. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1988. xiii + 127 p.
15. Honohan I. Civic Republicanism. London; New York: Routledge, 2002. vii + 328 p.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александров A. C. Введение в судебную лингвистику. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. 420 с.
2. Владимiровъ Л. Е. Advocatus miles. Пособiе для уголовной защиты. - СПб.: Издание Книжнаго магазина и Юридическаго издательства Ив. Ив. Зубкова под фирмою «Законоведение», 1911. 230 с.
3. Дубрава И. Д. Учения Цицерона о государстве и праве // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 130-135.
4. Квинтилiан М. Ф. Двенадцать книгъ риториче-скихъ наставленш. В 2 частях. Перевод А. Никольского, члена Императорской Российской Академии. Часть 1. СПб: Типографiя Императорской Россшской Академш, 1834. 485 с.
5. Кулиева Д. Ш. Педагогический дискурс Цицерона: основные понятия и культурные доминанты // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-