Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»
РЕЧЕВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ РАССТРйСТВА. ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ, ДИАГНОСТИКИ И СЕНСОРНОГО ПРОФИЛЯ
Гогилова А.Д., Гогилов П.Н.
Научный руководитель: доцент кафедры, к.м.н. Поздняк В.В. Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Актуальность исследования: речевые нарушения сказываются на формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняя обучение, общение с окружающими [1]. В настоящее время существует множество классификаций нарушений речи, но ни одна из них не отражает различий между языковыми и речевыми расстройствами [2].
Цель исследования: выявить особенности клиники детей с языковыми и речевыми расстройствами и разграничить их, изучить сенсорный профиль этих детей
Материалы и методы: проведена клинико-психопатологическая оценка развития речи и поведения в группе, изучены логопедические карты 15 детей 4-7 лет детского сада № 93 Выборгского района. Осуществлялось экспериментально-психологическое обследование по адаптированным тестам (Гейдельберскому и Ляксо), оценка сенсорного профиля.
Результаты: выделены 2 группы детей в зависимости от ведущего компонента в нарушении речи: Дети с умственной отсталостью(2 чел) и расстройствами аутистического спектра(3 чел) с преимущественным нарушением понимания речи, ее семантического строя. Дети с преобладающим экспрессивным нарушением речи и ее фонетико-фонематического строя
В 1 ой группе отмечались эхолалии, персеверации, отсутствие жестов, низкие познавательные способности, плохое прохождение Гейдельберского теста (понимание и иммитация грамматических структур, взаимосвязь вербальной и невербальной информации, моделирование бытовых ситуаций, обобщение и классификация понятий). Во 2ой группе отмечались более высокие познавательные способности, лучшее прохождение Гейдельберского теста, присутствовали невербальные компоненты общения. Однако отмечались более ярко выраженные дефекты артикуляции и звукопроизношения. В сенсорном профиле обеих групп были выявлены значительные отклонения, проявляющиеся нарушениями тактильной и слуховой перцепции.
Выводы: в группе детей с языковыми расстройствами лидирует нарушение прагматической части речи, страдает ее понимание и коммуникативная функция, а изменения в логопедическом строе речи менее существенны. В группе детей с речевыми расстройствами преимущественно нарушается фонематика и звукопроизношение, то есть логопедический строй речи. Вышесказанное позволяет разграничить языковые и речевые расстройства по клинике и способствует своевременной диагностике таких заболеваний, как умственная отсталость и расстройства аутистического спектра. При анализе сенсорного профиля в обеих группах чаще выявлялись нарушения слуховой перцепции. Литература
1. Поздняк В.В. Динамика речевых расстройств и нарушений поведения у детей / В.В. Поздняк // Прикладные информационные аспекты медицины. 2018.
2. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты. Кор-нев А Н., 2005.
FORCIPE
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
ISSN 2658-4174