УДК 808.5
пчелина Татьяна михайловна
кандидат филологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет
«речевой голос» как основная категория звучащей речи
в античной риторике
В статье рассматривается сложный многокомпонентный звуковой феномен «речевой голос». В центре внимания автора - исследование речевого голоса и его составляющих в античной риторике. Первые попытки системного изучения звукового поведения оратора принадлежали древним грекам и римлянам, поскольку голос признавался важным средством риторического воздействия. В связи с этим древними риторами были разработаны специальные упражнения, направленные на формирование релевантных звуковых качеств голоса, способных создать экспрессивные образы в речи. Особое внимание уделялось таким компонентам речевого голоса, как интонация, качество голоса, или тембр, голосовое модулирование и тон голоса. Такие фонетические параметры, как дикция, качество артикуляции и звучность также играли важную роль при подготовке публичного выступления. В этот период были предприняты первые попытки разделения голосовых качеств на физиологически обусловленные и профессионально обусловленные. Описание составляющих речевого голоса носило импрессионистический характер, однако уже в это время было начато изучение речеголосовых качеств по трем направлениям: артикуляционному, акустическому и перцептивному.
Ключевые слова: античная риторика, красноречие, речевой голос, речеголосовые качества, риторическое воздействие, экспрессивные звуковые образы, импрессионистический метод.
Изучение понятия «речевой голос», выделение его составляющих и в целом систематизация знаний о звучащей речи были начаты более двух тысяч лет назад древними греками и позже римлянами в рамках риторического учения, которое определялось как искусство убедительной, эффективной и уместной речи. Древние риторы уделяли большое внимание звуковому оформлению речи, от которого зависела ее красота и красноречие оратора - по мнению Цицерона, оно являлось единственной по своей трудности вещью в мире [6].
Овладение красноречием возможно было только при развитии голосовых возможностей, именно поэтому голос (vox), будучи важным средством риторического воздействия, занимал ведущую позицию наравне с образом самого оратора, поскольку уже в этот период звучащий голос воспринимался как источник различного рода информации, прежде всего физиологической, свидетельствующей о природных возможностях голоса и личностной идентификации говорящего, психоэмоциональной, раскрывающей темперамент и характер человека, а также социальной, указывающей на социальный статус оратора. Известное высказывание древнегреческого философа Сократа является подтверждением этому: «Заговори, чтоб я тебя увидел» [2, с. 6].
Изучение речевого голоса античными риторами существенно отличалось от современных лингвистических методов исследования, однако уже в этот период предпринимаются попытки рассмотрения речевого поведения оратора исходя из их артикуляционного, акустического и перцептивного подходов. В рамках артикуляционного и звукового аспектов большое внимание уделялось работе над органами речи и дыханием. Таким образом, важными фонетическими параметрами являлись дикция оратора, качество артикуляции и звучность голоса,
зависящая от правильного дыхания. В связи с этим древние риторы стремились к разработке определенной системы упражнений, которая позволяла либо улучшить артикуляционные черты либо избавиться от недостатков, а также научиться управлять фонационными процессами. Например, древнегреческий оратор Демосфен, у которого была «некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого», старался ликвидировать данные недостатки следующим образом: «Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос, укрепляя тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхание, стихи или какие-нибудь длинные фразы» [3, с. 10-11]. Данный пример свидетельствует об отсутствии научной основы при анализе артикуляционных качеств и техники речи. Основная задача, которую преследовали древние риторы, заключалась в предоставлении определенных рекомендаций, направленных на улучшение качества звучания.
Перцептивный подход (связанный с восприятием слушателями звучащего голоса оратора) заключался в выявлении голосовых компонентов и изучении звуковых техник, направленных на создание эффективного звучания речевого голоса. Исследование и описание звуковых характеристик рассматривались в рамках единого понятия «голос» и носили импрессионистический характер. Важно отметить, что античными риторами были выделены основные составляющие речевого голоса, изучение которых было продолжено в дальнейшем современными исследователями. Ораторы уделяли особое внимание таким интонационным компонентам, как высота тона, громкость, темп.
© Пчелина Т.М., 2017
Вестник КГУ. J № 4. 2017
167
Интонация могла также рассматриваться как отдельное звуковое явление. Большое внимание уделялось мелодии, паузации, ритмической организации речи, качеству голоса и тону голоса.
В это время была предпринята первая попытка разделения звуковых характеристик на природно обусловленные и профессионально обусловленные. К главным голосовым качествам, которыми должен был обладать профессиональный оратор, относили прежде всего: громкость (от природы), твердость и гибкость (от обучения): magnitudo, firmitudo, mollitudo [1]. Как видим, все три характеристики относятся к разным фонетическим явлениям: громкость в современной фонетике является одним из компонентов интонации; твердость больше соотносится с качеством голоса (voice quality), а гибкость свидетельствует о возможности оратора модулировать свой голос, то есть использовать голосовую маневренность, которая применялась для трех видов вербальной коммуникации - разговора, спора и возвеличивания (sermo, contentio, amplification) [1, с. 55]. Последний компонент речевого голоса признавался сильным средством выразительности, поскольку голосовые модуляции способствовали созданию экспрессивной речи, обладающей большим контактным потенциалом.
Что касается громкостных характеристик, так же как и высоты тона голоса, то следует отметить, что важным признавалось умение использовать вариативное звучание. Например, Цицерон в своем трактате «Об Ораторе», обсуждая использование громкости во время выступления, писал: «...пусть в нашей речи среди всего этого восхитительного великолепия кое-что будет и приглушенно, и затенено, чтобы на этом фоне ярче блистало и выделялось главное» [6, с. 225]. Те же требования он предъявлял к высоте тона, которую ораторы должны были либо повышать, либо понижать, ослаблять, усиливать или видоизменять: «Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокого и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах» [3, с. 20]. Таким образом, уже в это время в рамках высоты тона выделяется три тональных уровня: низкий, средний, высокий.
Важно отметить, что правильное интонационное оформление также предполагало использование релевантного ритмического рисунка и паузации. Аристотель в своей книге III «Риторика», обсуждая стиль ораторской речи, первостепенное значение уделял ритму: «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид, и следует придать ему вид законченности, но не с помощью метра, потому что все незаконченное неприятно и невразумительно. поэтому-то речь должна обладать ритмом» [5, с. 27]. Позже Цицерон также признает важную роль ритма и выделит три типа пауз - ма-
лую, среднюю и большую. Он будет рассматривать паузу как средство членения текста на фразы, колоны и периоды.
Наравне с тремя основными качествами -громкостью, твердостью и гибкостью - античные риторы уделяли также особое внимание еще одному голосовому качеству - тону голоса: «Разговор предполагал в голосе одно постоянное качество, достоинство (dignitas) и три, проявляемых от случая к случаю: повествовательность для спокойного изложения, изобразительность для наглядного выражения и шутливость для эмоциональной окраски (narratio, demonstration, iocatio). Спор предполагал двоякое использование голоса: непрерывное при связном изъяснении мысли и прерывное при обмене репликами с партнером (continuatio, distributio). Возвеличивание предполагало две цели, для которых служил голос: возбуждение негодования по отношению к обвиняемому и возбуждение сострадания по отношению к подзащитному (cohortatio, conquestio)» [1, с. 55]. Упомянутые в данном примере качества - достоинство, повествовательность, изобразительность, шутливость - указывают на характеристики тона голоса, который было важно использовать при создании определенного мелодического образа. По мнению, например, Демосфена, тон голоса способен был придать речи большую убедительность.
Аристотель, в свою очередь, предостерегал ораторов от неуместного звучания тона голоса, что могло привести к отрицательной реакции слушателей и, как результат, к провалу вербальной коммуникации: «Итак, если оратор говорит жестким тоном нежные вещи или нежным тоном жесткие вещи, он становится неубедительным» [5, с. 27]. Позднее Цицерон предложил целую палитру звуковых оттенков. Он отмечал, что звучание тона голоса зависит от эмоционального состояния оратора и степени экспрессии, которую он хочет достичь во время выступления. Таким образом, гнев должен выражаться резким, возбужденным и порывистым тоном голоса. Жалостный, отчаянный, слезный тон голоса передает состояние тоски и уныния. При помощи подавленного, растерянного и унылого тона голоса создается образ испуганного человека. И, наоборот, напряженное, твердое, грозное звучание способно передать образ решительного оратора. Для радостного состояния характерен открытый, мягкий, нежный и непринужденный тон голоса. Противоположная эмоция - подавленность - создается при помощи сдавленного и приглушенного голоса с оттенком мрачной жестокости [6].
Данный краткий обзор показывает, что тон голоса рассматривался древними риторами как окказиональное голосовое средство, свидетельствующее о сиюминутном психоэмоциональном состоянии выступающего, направленное на созда-
ние экспрессивных мелодических образов с целью оказания сильного воздействия на слушателей.
Античная риторическая теория также отводила значительное место такому компоненту речевого голоса, как качество или тембр голоса. Данные голосовые качества считались тождественными, поскольку обучение технике речи было построено на описании положительных и негативных характеристик голоса и на стремлении избегать последних в своих выступлениях. Как отмечалось ранее, описание качеств голоса носило импрессионистический характер. Данный подход, как известно, используется в лингвистике и по сей день. Изучение работ древних риторов показывает, что была создана богатая палитра тембральных характеристик, которые должен был иметь в своем мелодическом арсенале искусный оратор. Среди них можно отметить «мягкое», «приглушенное», «затихающее», «нарастающее», «приятное», «благозвучное» качество голоса. Использовать подобное звучание оратор должен был «всегда в согласии и в соответствии с предметом обсуждения» [5, с. 43]. К голосовым недостаткам относили «слабое», «умирающее», «с отдышкой», «немузыкальное», «глухое» звучание [5].
Важно отметить, что, выявляя сильные и слабые стороны голоса оратора, античные мастера часто обращались к общему понятию «речь», которое охватывало все компоненты голоса (интонацию, качество, тембр и тон голоса). Таким образом, происходило тесное объединение «голоса» и «речи», которое стирало границы между двумя феноменами, образуя одно звуковое явление «речевой голос». Среди ключевых, эффективных характеристик речевого голоса выделялись «изящество», «красота», «благородство», «чувствительность», «пленительность», «страстность»; непозволительны были «небрежность» и «однообразие» речи, навевающие скуку. Все перечисленные качества отражали прежде всего общий голосовой образ оратора, который должен был оказывать эмоциональное воздействие на аудиторию. Таким образом, значение фактора «слушателя» был приоритетным уже для античной риторики. Цицерон в своем трактате «Оратор» писал: «Красноречие ораторов всегда руководствовалось вкусом слушателей. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам» [6, с. 335]. Данное высказывание доказывает, что аудитория была одним из ключевых аспектов для ораторов при подготовке своей речи.
Важной функцией речевого голоса являлась эмотивная функция, связанная с сознательной демонстрацией эмоций оратора, «которая используется в стратегических целях в самых разнообразных ситуациях общения. Основное ее предназначение - повлиять на восприятие собе-
седником речевой ситуации и на ее понимание» [4, с. 90]. Отличие эмотивности от эмоциональности состоит в том, что эмоциональность является в большинстве случаев незапланированным, иногда бессознательным проявлением эмоций индивида, в то время как эмотивность всегда является целенаправленной демонстрацией эмоций, направленных на объект воздействия [4, с. 90].
Эмотивная функция тесно связывалась с перцептивным аспектом речи, то есть с восприятием психологического состояния оратора слушателями. Древние риторы профессионально умели использовать акустические качества речевого голоса с целью создания эмотивного накала речи. Степень вовлеченности как оратора, так и публики в речевую коммуникацию была чрезвычайно важным фактором для античной риторики. Привлечь слушателей к своему выступлению, по мнению Платона, Аристотеля, Демосфена, Цицерона, Квинти-лиана, могла именно проникновенная страстность, которая воздействовала на волю людей и побуждала к активной деятельности. Понятие «страстная речь» было одним из ключевых при подготовке публичного выступления, так как эмотивность оратора вызывала эмоциональное сопереживание у публики, порождающее интерес к содержанию речи. Экспрессивность и воодушевляющая манера исполнения, создающие необходимое настроение у аудитории, способствовали реализации целей выступающего. Страстность и живое изображение вещей считались настолько эффективными риторическими приемами, что признавались подчас намного более важными, чем семантика произносимого текста: «В своей "Риторике" Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, который говорит с душой, даже в том случае, если он не говорит ничего основательного, важного» [3, с. 125].
Интересно отметить, что для античной риторики важно было изучение не только звукового поведения выступающего, но и кинесических средств, используемых им. Ораторы понимали, что невербальные средства играют важную роль при создании эффективной и гармоничной коммуникации между говорящим и слушателями. В связи с этим уделялось внимание использованию уместных жестов, поз и особенно выражению лица, умению «владеть глазами»: «Ведь движущая сила исполнения - душа, а образ души - лицо, а выразители ее -глаза... Поэтому очень важно уменье владеть глазами, тем более, что остальные черты лица не должны чрезмерно играть, чтобы не впасть в какую-нибудь глупость или уродливость» [6, с. 250-251].
Итак, данный краткий обзор позволяет сделать следующие выводы. «Речевой голос» как звуковое явление впервые начали изучать античные риторы. Данный феномен не рассматривался как научная фонетическая категория, но признавался эффективным звуковым средством, способным создать
Вестник КГУ № 4. 2017
169
мелодический образ эмотивного характера. В рамках речевого голоса выделялись такие составляющие, как интонация, качество голоса, или тембр, гибкость, или голосовое модулирование, тон голоса, которые необходимо было совершенствовать. Описание данных составляющих носило импрессионистический характер и не было четко классифицировано, хотя уже предпринимались попытки изучения речевого голоса по трем направлениям: артикуляционному, акустическому и перцептивному. Важнейшей функцией речевого голоса признавалась эмотивная, направленная на преднамеренную демонстрацию эмоций оратора с целью воздействия на слушателей. При этом отмечалась важность уместности и целесообразности звукового оформления речи.
Библиографический список
1. Античная поэтика. - М.: Наука, 1991. - 70 с.
2. Антонов В.П. Эффективность речевого общения и культура звучащей речи. - Абакан, 1996. -С. 6.
3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 240 с.
4. Ларина Т.В. Эмоциональность и эмотивность в коммуникации // Межкультурная коммуникация и перевод: материалы межвузовской конференции. - М., 2002. - 160 с.
5. Толмачев А. Об ораторском искусстве. - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1959. - 343 с.
6. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / под ред. М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1972. - 471 с.