Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКЕТ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / КРИТИКА / ОТКАЗ / ОБРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калюгина Светлана Николаевна, Белашова Людмила Александровна

Кризис культуры, поразивший нашу страну, связан с утратой морально-этических ориентиров. Это проявляется не только в поведенческих моделях окружающих нас людей, но и в их речи, которая лишена лексических образцов, отражающих высокую нравственность. А ведь известно, что речь — это отражение образованности, интеллектуальности и духовности. Не зря ведь ещё великий Сократ, рассуждая о человеке, утверждал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». И в настоящее время, чуть ли не «белой вороной» кажется человек «заговоривший» языковыми нормами речевого этикета. Причиной данному явлению, на наш взгляд, явилось то, что этикет, в том числе и речевой, долгое время находился в забвении. Ведь коммунистическая мораль, формируемая социализмом, не допускала никаких проявлений принадлежности к буржуазности, к которой причислялись манеры, содержащиеся в этикете. Более того, пролеткульт, созданный в 1937 г., утверждал, что рукопожатие как невербальный этикетный знак приветствия, является средством распространения инфекции. Иное время сейчас, когда расширяется межкультурное коммуникативное пространство, увеличивается число деловых и личных контактов. И очень важно. Чтобы они были благожелательными и неконфликтными. А этому учит речевой этикет как регулятор речевого поведения человека. И в данной статье объясняются особенности его использования как устойчивой нормы речевого общения не только в повседневной жизни, но и в контактной зоне руководителя подчиненным, что и определяет актуальность данной статьи. Речевой этикет нами рассматривается не только как составляющая управленческой культуры, но и как здоровьесберегающая категория. Эндорфины, гормоны счастья, выделяющееся в организме человека, находящиеся в процессе этикетного приветливого общения, предохраняют от возникновения «инфарктогенных» ситуаций. Данный факт и определяет научную новизну статьи. В статье обосновывается необходимость введения в постоянную речевую практику руководителей языковых формул речевого этикета. Доказывается, что они способствуют формированию комфортного речевого взаимодействия с подчиненными, что является необходимой составляющей управленческой культуры. В связи с этим приведены конкретные «конфликтогенные» ситуации общения, такие как «Критика», «Отказ», и объяснены особенности их использования в речевом взаимодействии руководителя с подчиненным. Также даны результаты исследований ученых, убеждающих в необходимости употребление в общении этикетных речевых тактик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

речевой этикет в аспекте управленческой культуры

speech etiquette in terms of management culture

ПОЛУЧЕНО 07.04.16 ОДОБРЕНО 22.07.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.10.16

БЕЛАШОВА Л.А. Канд. пед. наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет

BELASHOVA L.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, North-Caucasus Federal University

e-mail: [email protected]

УДК 808 DOI 10.12737/22520

калюгина с.н.

Д-р экон. наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет

KALUGINA S.N.

Doctor of Economic Sciences, Professor, North-Caucasus Federal University

e-mail: [email protected]

Аннотация

Кризис культуры, поразивший нашу страну, связан с утратой морально-этических ориентиров. Это проявляется не только в поведенческих моделях окружающих нас людей, но и в их речи, которая лишена лексических образцов, отражающих высокую нравственность. А ведь известно, что речь — это отражение образованности, интеллектуальности и духовности. Не зря ведь ещё великий Сократ, рассуждая о человеке, утверждал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». И в настоящее время, чуть ли не «белой вороной» кажется человек «заговоривший» языковыми нормами речевого этикета.

Причиной данному явлению, на наш взгляд, явилось то, что этикет, в том числе и речевой, долгое время находился в забвении. Ведь коммунистическая мораль, формируемая социализмом, не допускала никаких проявлений принадлежности к буржуазности, к которой причислялись манеры, содержащиеся в этикете.

Более того, пролеткульт, созданный в 1937 г., утверждал, что рукопожатие как невербальный этикетный знак приветствия, является средством распространения инфекции.

Иное время сейчас, когда расширяется межкультурное коммуникативное пространство, увеличивается число деловых и личных контактов. И очень важно. Чтобы они были благожелательными и неконфликтными. А этому учит речевой этикет как регулятор речевого поведения человека.

И в данной статье объясняются особенности его использования как устойчивой нормы речевого общения не только в повседневной жизни, но и в контактной зоне руководителя подчиненным, что и определяет актуальность данной статьи.

Речевой этикет нами рассматривается не только как составляющая управленческой культуры, но и как здоровьесберегающая категория. Эндорфины, гормоны счастья, выделяющееся в организме человека, находящиеся в процессе этикетного приветливого общения, предохраняют от возникновения «инфарктогенных» ситуаций. Данный факт и определяет научную новизну статьи.

В статье обосновывается необходимость введения в постоянную речевую практику руководителей языковых формул речевого этикета. Доказывается, что они способствуют формированию комфортного речевого взаимодействия с подчиненными, что является необходимой составляющей управленческой культуры. В связи с этим приведены конкретные «конфликтогенные» ситуации общения, такие как «Критика», «Отказ», и объяснены особенности их использования в речевом взаимодействии руководителя с подчиненным. Также даны результаты исследований ученых, убеждающих в необходимости употребление в общении этикетных речевых тактик.

Ключевые слова: этикет, речевой этикет, управление, конфликтогены, критика, отказ, обращение. Abstract

The crisis of culture that hit our country is associated with the loss of moral and ethical guidelines. This is shown not only in behavioral models of the people around us, but in their speech, which is devoid of lexical patterns that reflect high morals. But we know that the speech is a reflection of education, intellectual and spiritual. Not for nothing because even the great Socrates, speaking of the person claimed: „Speak, that I saw you." And now, almost a „black sheep" people think „conspiracy" linguistic norms of speech etiquette.

The reason for this phenomenon, in our opinion, was that the etiquette, including voice, had long been forgotten. After the communist morality, formed socialism

did not allow any manifestations of belonging to a bourgeois, whose manners were ranked contained in etiquette.

Moreover, Proletcult, created in 1937, argued that a handshake as a greeting nonverbal etiquette, is a means of spreading the infection.

Another time, at a time when cross-cultural communicative space expands, the number of business and personal contacts increases. And it is very important,

that they were benevolent and non-contentious. And it teaches speech etiquette as a regulator of verbal behavior.

The article explains the features of its use as a stable rate of verbal communication not only in everyday life but also in the contact zone head subordinates that determines the relevance of this article.

Speech etiquette we considered not only as a component of the management culture, but also as a health saving category. Endorphins, hormones of happiness, liberated in the human body, in the process of communication etiquette affable, protect against the emergence of «painful» situations. This fact determines the scientific novelty of the article.

The necessity of introducing a permanent speech practice of managers linguistic formulas of speech etiquette. It is proved that they contribute to the formation of a comfortable speech interaction with subordinates, which is a necessary component of the management culture. In this regard, the specific „conflict" situations of communication, such as „criticism", „Failure" are given and the peculiarities of their use in the speech the head of the interaction with subordinates are explained. Also, the results of research of scientists are given, which are convince the need for the use in speech communication etiquette tactics.

Keywords: etiquette, speech etiquette, management, conflictogenity, criticism, rejection, appeal.

актуальность исследования категории речевого этикета в современное время

Важность исследования формирования речевого этикета у современного человека объясняется тем, что в стране бо-

лезненно происходит становление «новой» морали, которая возникла в постперестроечное время. «Новая» мораль характеризуется тем, что этот процесс ее становления протекал на стыке двух систем морали — социалистической, которая осталась от «строящегося» социализма, и капиталистиче-

Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России (№ 5 (26), 2016) 80:9-11

ской, возникшей в период рыночной экономики. Эту мораль исследователи называют «моралью дикого рынка», ведь ей не свойственны духовность, нравственность, этичность. На наш взгляд, она послужила одной из причин «кризиса культуры», который наблюдается сейчас в стране. Частным проявлением его является низкая речевая культура общающихся, отсутствие в речи образцов высокой духовности. Это приводит к напряженности в человеческих взаимоотношениях, поскольку не всегда используется этикет как регулятор человеческого поведения.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОдИМОСТИ

наличия в управленческой культуре речевого этикета

Этикет — это правила поведения в обществе, цель которых установление неантагонистических отношений между людьми.

Речевой этикет направлен на «сопровождение» этих правил через использование формул словесной вежливости. К ним относятся речевые формулы, применяемые в ситуациях приветствия, обращения, извинения, критики, отказа, телефонного разговора, просьбы и др. Когда человек слышит этикетные слова, он становится менее напряженным, доброжелательным, приветливым, к тому же, по исследованиям ученых, у него в крови выделяется гормон счастья — эндор-фин, приводящий к созданию в общении «поля положительного знака».

Изложенный факт в аспекте темы данной статьи важен. По результатам наблюдений лингвистов (Г. Гольдин, Б. Ву-шелева и др.), примерно 65% дипломированных специалистов , управляющих людьми, не отличаются речевой грамотностью и соблюдением этикетных речевых норм, около 50% молодежи, особенно учащихся, обращаются друг к другу по прозвищам, более половины, из которых обидные. Установлено, что языковая среда управленческих учреждений не всегда являет собой образец использования культурно-речевых норм. Проверка частотности употребления языковых формул вежливости позволяет констатировать факт: руководители, общаясь с подчиненными, нечасто используют формулы вежливости, не понимая, что управление людьми — это, прежде всего, культура, содержательным компонентом которой является этикет, речевой в частности.

Этикетный стиль — один из принципиальных критериев соблюдения управленческой культуры. Ведь сегодня умение общаться важнее обладания талантом. Общение не должно предполагать «бесчувственный» обмен информацией. Экспериментом, проведенным психологом Б.М. Ломовым, было доказано, что общение — это эмоциональный, интонационно насыщенный и этикетный процесс.

Так, для эксперимента были взяты две группы крысят. Первой группе при кормлении постоянно говорили этикетные фразы: «будьте добры», «будьте любезны», «разрешите вам предложить» и т.д., т.е. использовали весь спектр этикетных фраз в различных ситуациях общения. Речевое взаимодействие со второй подгруппой особей не предполагало речевого этикета вообще. В результате, крысята первой группы выросли в более крупных особей, с повышенным иммунитетом. Во второй — остались без изменений. Вследствие полученного результата был сделан вывод о том, что речевой этикет способен изменять характер не только коммуникаций, но и влиять на физиологические процессы.

В связи с этим в медицине принят термин «эпидемия инфаркта». Мы знаем, что инфаркт через вирусы и микробы не передается, а только путем неосторожно, необдуманно сказанного слова.

особенности использования речевых этикетных формул в ситуациях

КРИТИКИ, ОТКАЗА, ОБРАЩЕНИя

На наш взгляд, чтобы избежать конфликтных ситуаций, логично обратиться к конкретным этикетным ситуациям, являющимся наиболее «напряженными точками» в общении руководителя с подчиненными.

Критика — речевое действие, приносящее человеку сильную эмоциональную рану. Поэтому есть совет: прежде чем критиковать человека, найди то, за что его можно похвалить. Критика для руководителя должна превратиться в действие, о котором говорят: «критикуя — исцели, не раня». А в устном народном творчестве много лет тому назад по этому поводу создали пословицу: «Прежде чем критиковать, подержи мед на кончике языка». Отсюда, вероятно, и появилось правило, условно названное Три «К»: комплимент — критика — комплимент. Следуя ему, руководитель, беседуя с подчиненным, должен выстроить свою фразу следующим образом: «Вы всегда очень хорошо справлялись с моими заданиями (комплимент), но в этот раз у вас не получилось выполнить его также хорошо, как и прежде (критика). Я думаю, вы проанализируете замечания и справитесь с заданием лучше прежнего. Вы ведь очень квалифицированный специалист! (комплимент)»

Следующая языковая ситуация, требующая этикетных разъяснений, связана с отказом, поскольку он очень болезненно воспринимается собеседником и даже является в речевой коммуникации — конфликтогеном. Конфликтогенами называются слова, действия (бездействие), которые могут привести к конфликту. Чтобы избежать данной ситуации, смягчить отказ, рекомендуют следующие фразы: «Я бы с удовольствием, но не могу..», «С большой радостью помог бы Вам, но не обещаю...», «К сожалению, не получится...». Слово «нет!», поставленное на первое место, вызывает тревогу у собеседника, напряжение, даже агрессию. Этим фактом в речевом взаимодействии всегда пользуются японцы. Слова «нет» они боятся, избегают в общении, словно оно является нецензурным, и, чтобы отказать партнеру по коммуникации, применяют различные синонимические выражения. Например, при отказе соискателю в работе, слова: «Нет! Вы нам не подходите!» заменяют фразой: «Наш руководитель сейчас в командировке, и окончательный результат собеседования мы вам сообщим позже».

Обратимся к использованию речевого этикета в ситуации «обращения», поскольку до сих пор эта проблема остается открытой. Произошла она из-за изменений в обществе. В доперестроечное время, когда была одна коммунистическая партия, обращались друг к другу, употребляя слово «товарищ», выражая этим единомыслие. Сейчас, когда у нас в стране несколько партий, такое обращение уместно только к их членам. Обращение «товарищ» принято также в среде военных.

Анализируя формы обращения, выделим наиболее универсальную — безличную, с выражениями: «Будьте добры.», «Будьте любезны.». Во многих западных странах принято обращаться друг к другу, добавив к имени звание или должность: профессор, доктор и т.д. (не говоря об универсальных формах, таких как «министр», «господин» и т.п.). Причем необязательно, что у человека есть это звание. Так могут называть и музыкантов, и учителей, и врачей. В нашей стране официальная форма обращения — «господин» или «госпожа».

Если вы собираетесь писать заявление начальнику или отправлять кому-то факс, обязательно укажите: «Господину Петрову» или «Госпоже Ивановой». Общаясь со своим руководителем по телефону или с глазу на глаз, допускается на-

зывать его по имени и отчеству. Нарушений этикета в этом нет. К тому же психологи считают, что каждый человек, услышав в начале разговора свое имя, подсознательно настраивается на беседу, потому что оно самое приятное для него слово.

Проанализированные ситуации, в которых уместно употребление форм речевого этикета, не только повысят управленческую культуру руководителя, но и сделают его речевое взаимодействие с окружающими комфортным, благожелательным, а значит, более эффективным, поскольку только в умеренных и спокойных «температурах» решаются самые сложные задачи. И речевой этикет в данном случае выступает регулятором этой самой «температуры» и речевого поведения не только руководителя, но и его подчиненных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Brown P., Levinson S. Politeness. Some Universals in language Usage. Cambridge, 1987.

2. Браун Д. Светская этика. — М., 2014. — 45 с. — (Красота Этика XXI век).

3. Буева Л.П. Общественные отношения и общение. — М.: Наука, 1974. — 192 с.

4. Бушелева Б.В. Не нанеси обиды. Размышления о культуре общения. — М.: Правда, 1989. — 202 с.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М.: Просвещение, 1983. — 109 с.

6. Добрович А. Б. Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1995. — 336 с.

7. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. — М.: Наука, 1975. — 403 с.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвешчение, 1975. — 223 с.

9. Соковнин В.М. Общение и его средства. — Фрунзе: Илим, 1990. — 165 с.

10. Формановская Н.М. Употребление русского речевого этикета. — М.: Русский язык, 1984. — 192 с.

REFERENCES

1.

Brown P., Levinson S. Politeness. Some Universals in language Usage. Cambridge, 1987.

Braun D. Svetskaya etika [Secular ethics]. Moscow, 2014. 45 p. Bueva L.P. Obshchestvennye otnosheniya i obshchenie [Public relations and communication]. Moscow, Nauka Publ., 1974. 192 p.

Busheleva B.V. Ne nanesi obidy. Razmyshleniya o kul'ture obsh-cheniya [Don't apply resentment. Reflections on the culture of communication]. Moscow, Pravda Publ., 1989. 202 p. Gol'din V.E. Rech' i etiket [Speech and etiquette]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 109 p.

Dobrovich A.B. Psikhologicheskie issledovaniya obshcheniya [Psychological study of communication]. Moscow, Nauka Publ., 1995. 336 p.

Lomov B.F. Psikhologicheskie protsessy i obshchenie [Psychological processes and communication]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 403 p.

Leont'ev A.A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost' [Language, speech, speech activity]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1975. 223 p.

Sokovnin V.M. Obshchenie i ego sredstva [Communication and its means]. Frunze, Ilim Publ., 1990. 165 p. 10. Formanovskaya N.M. Upotreblenie russkogo rechevogo etiketa [The use of the Russian speech etiquette]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1984. 192 p.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

международные стандарты труда

(ЖЖЛ> ЧИрМИЖ Поличное Трупов« Dpi»»

Черняева Д.В.

международные стандарты труда (международное публичное трудовое ПРАВО)

Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2016. — 232 с.

Издание носит комплексный характер и призвано ознакомить читателей как с международными аспектами трудового права, так и с социально-трудовыми аспектами международного публичного права. Отражена деятельность международных организаций по регулированию социально-трудовых вопросов, рассмотрены институциональные механизмы регулирования данной области на международном уровне, исследованы способы обеспечения соблюдения международных трудовых норм и другие вопросы, непосредственно связанные с указанной тематикой.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических специальностей, а также тех, кто интересуется социально-трудовой проблематикой и международно-правовым регулированием труда в исторической ретроспективе и на современном этапе.

ozon.ru

Воловская Н.М.

социально-трудовые отношения

Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 186 с.

Знание основ социально-трудовых отношений позволит студентам качественно решать профессиональные задачи, а также грамотно позиционировать себя на рынке труда. В пособии анализируется теоретическое содержание основных категорий и понятий сферы труда, которые дают представление о труде как основе жизнедеятельности человека и общества, раскрывается сущность и содержание социально-трудовых отношений, их типы, субъекты. Особое внимание уделено трем основным группам социально-трудовых отношений: социально-трудовым отношениям занятости, социально-трудовым отношениям, связанным с организацией и эффективностью труда, и социально-трудовым отношениям, связанным с вознаграждением за труд. Для студентов различных направлений гуманитарного и экономического в первую очередь таких профилей, как 39.03.01 «Социология», 38.03.03 «Управление персоналом», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», а также аспирантов, преподавателей.

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.