Лингви стика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 643-646
УДК 808.5
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА
© 2010 г. С.Н. Митина
Нижегородский государственный педагогический университет vsmitin@mts-nn.ru
Поитупила в редакцию 24.03.2010
Раскрывается влияние коммуникативного пространства на речевое развитие личности. Основная причина, создающая барьер для постижения культуры речи у старшеклассников и студентов, - намеренное искажение языка, языковая игра, обращение к сленгу, что приводит к замыканию в социальном, интеллектуальном, речевом развитии.
Ключевые илова: речевое развитие, языковая личность, языковое пространство, молодежный сленг, нормы языка, культура речи.
Речевое развитие языковой личности (школьников и студентов) - тема чрезвычайно актуальная и напрямую связана с вопросами культуры речи.
Сегодняшний общественный кризис заставляет задуматься о значимости языка в жизни общества, в становлении молодого поколения. Язык любой нации изначально предполагает объединяющее начало и, как зеркало, отражает нравственное состояние его носителей. Способ реализации языка - речь. В речевой деятельности проявляется сущность человека, его мысли, слова, чувства, дела. Развитие речевой деятельности у студентов и старшеклассников, отсутствие у них должного уровня культуры речи делают эту проблему особенно значимой.
Речевое развитие приобретает особую остроту в старших классах, т.к. возраст учащихся соответствует подростковому периоду, одному из самых трудных психологических этапов в жизни человека. Ведущий вид деятельности подростков, по мнению А.К. Марковой, - деятельность общения, которая чрезвычайно важна для формирования личности, т.к. именно в общении старшеклассники осваивают нормы социального поведения, нормы морали. Подросток обладает иногда гипертрофированной потребностью в самостоятельности, что выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля взрослых. Всю жизнь подростков пронизывает общение, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. В это время особо значимо для старшеклассников личностное общение. Их круг не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущем
возрасте. У подростков появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы и компании, базирующиеся на общности интересов и развлечений. Соответственно расширяется и языковое пространство, в котором пребывает член такого коллектива.
Известно, что одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости». Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В этом возрасте, по данным Л. Колберга, у школьников еще нет истинной нравственности, и нормы морали остаются для них чем-то внешним. Этим нормам большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, получить их одобрение. Поскольку подросток ищет для себя референтные группы среди сверстников и нуждается в близких друзьях, часто мнение последних становится для него определяющим и толкает его на такие поступки (в том числе речевые), на которые он самостоятельно не решился бы и о которых позже станет сожалеть.
Эффективность общения старшеклассников зависит от их речевого развития, речевого поведения, индивидуальных черт личности. В отрочестве школьник - практический пользователь языка. Рассматривая речевые задачи, стоящие перед школьниками данного возраста, многие исследователи отмечают, что погруженный в языковое пространство подросток должен обрести истинную структуру языка и научиться использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отноше-
ний с людьми. Но освоение такой программы представляет для учащихся значительную трудность.
Основная причина, создающая барьер для постижения истинной культуры языка, культуры речи - это возрастная речевая зависимость подростков. В силу специфики возраста (ориентацию на сверстников, конформизм) старшеклассники-подростки могут изменять свою речь в соответствии со стилем общения личности собеседника либо усваивать или присваивать особенности его речи, манеры общения и поведения. Старшеклассники стремятся к отделению от других возрастных групп, особенно взрослых, что отражается в их речевом поведении. Очень часто общение они осуществляют на основе языковой игры, которая заключается в нарушении речевых норм, намеренном искажении языка, обращении к сленгу.
Термин иленг (от англ. slang) впервые появился в лингвистической литературе в середине XVIII века и имел значение ‘вульгарный язык’. Позднее под сленгом начали понимать стоящую вне пределов литературного языка разговорную речь, состоящую из неологизмов, из слов, употребляемых в специальном значении. Со временем данный термин становится общепринятым обозначением «незаконной» разговорной речи. Исследователь В.А. Хомяков определил сленг «как периферийный лексический пласт, лежащий как вне пределов литературной разговорной речи, так и вне границ диалектов общенационального языка» [2:628]. Особенность сленга заключается в том, что он включает, с одной стороны, слой специальной лексики и фразеологии, а с другой стороны, слой широко распространенной экспрессивной лексики и фразеологии нелитературной речи.
Сленговая речь для подростков (в значительной степени и для юношества) - это своего рода знак, указывающий на принадлежность к определенной группе. Сленг осознается его пользователями как преднамеренный вызов общепринятым законам, а, следовательно, уже само по себе его употребление «освобождает» участников общения от соблюдения правил речевого этикета. При таком взгляде на проблему речевой зависимости старшеклассников и студентов не вызывает сомнения тот факт, что многое в их общении определяет окружающая среда, языковое пространство. Вместе с тем необходимо отметить, что диапазон для ориентации в общении школьников, студентов младших курсов, казалось бы, достаточно многомерен: окружение друзей, семья, массовая культура, школа, вуз, классическая литература и др.
Однако языковое пространство, в которое погружается школьник, студент-первокурсник, выглядит весьма однообразно: примерно половину его составляет молодежный сленг.
С целью выявления особенностей языкового пространства, в котором пребывает молодежь, влияния т.н. «тусовочного» общения на речевое развитие было проведено выборочное анкетирование студентов 1 курса ППФ НГПУ и старшеклассников ряда школ г. Нижнего Новгорода и области. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты:
- Как Вы понимаете термин «молодежный сленг»?
- Пользуетесь ли Вы сленгом? В каких случаях? Где?
- Читаете ли Вы молодежные журналы, газеты, в которых употребляется сленг?
- Считаете ли Вы допустимым использование сленга в СМИ?
- Считаете ли Вы употребление сленга в своей речи и речи своих товарищей нормальным явлением?
В результате анкетирования было выявлено следующее. Большинство респондентов-студен-тов не смогли дать правильное толкование термина «молодежный сленг». Абсолютное большинство считает употребление сленга в молодежном общении нормой. А это и общага - ‘общежитие’, универ - ‘университет’, вундер - ‘умный’, букварь - ‘человек с широким кругозором’, халява (халява ложииь!) - предэкзаменационное ритуальное восклицание; к часто употребляемым относятся: клаии, иупер - для выражения восторга, балдежный - ‘отличный, превосходный’, базарить, базланить, базлать - ‘говорить о чем-то’; метелка, ворона - ‘девушка’, шнурки в ита-кане - ‘родители дома’, шандыбина лохматить
- ‘говорить о политике’.
Примерно 70% респондентов видят в использовании такой лексики дань моде или традицию поколений. 8% опрошенных оставили свой ответ без пояснений, а остальные 22% считают, что сленг помогает им отгородиться и иметь свою территорию общения. 94% употребляют сленг в своей речи, пользуясь им только в общении с друзьями в неофициальной обстановке.
Старшеклассники несколько иначе понимают значение сленга, они пользуются им в определенных случаях, когда их обидели или они хотят кого-то обидеть. Следовательно, сленг для значительной части подростков - это не столько способ соотнести себя с определенной молодежной группой, сколько источник слов, позволяющих выразить или испытать опреде-
ленные чувства. Для подростков главное - непосредственная психологическая реакция на ситуацию, чем-то задевшую их. Использование сленга, грубых, бранных, нецензурных слов, как и цель их употребления (обидеть, отомстить или подшутить над кем-то) становится для подростков одним из способов утвердиться в глазах сверстников за счет нарушения норм речи, поведения.
Анализ ответов на третий и четвертый вопросы выявил неоднозначное восприятие школьниками и студентами использования сленга в молодежных журналах и газетах. Примерно 56,2% студентов считают, что употребление сленга в печати допустимо. 25,8% выступают против употребления сленга в СМИ (это вредно, язык публикаций примитивен). 8% высказались за ограниченное использование в печати (в юмористических рассказах, фельетонах) и 10% относятся безразлично к данной проблеме - «мне фиолетово» все, что связано с жаргоном в СМИ.
Ответы учеников старших классов школ показывают, что они против жаргона в печати, т.к. непонимание значений многих слов препятствует восприятию текста. Достоинство сленга на страницах молодежных журналов 16% подростков видят в том, что он вводит их в круг избранных читателей, открывает для них взрослое, запретное. Налицо явный парадокс: много непонятных слов в журнале это и плохо, т.к. не все понятно, и хорошо, т.к. взрослые из-за таких слов читать не будут. В таком восприятии молодежного сленга в СМИ отражается психология подростка: вырваться из-под власти учителей, родителей, внушаемых ими правил и послушать тех, кто говорит на другом, эпатажном языке.
Нижегородский ученый-лингвист, профессор М.А. Грачев утверждает, что «жаргон современной молодежи намного грубее, чем жаргон их предшественников. Больше употребляется циничных названий девушек, женщин, родителей» [1: 87].
Если в 80-90-е гг. была мода на жаргонные словечки английского происхождения, то сейчас - на арготизмы. Например, широко употребляются в молодежном сленге слова: прикольный - ‘смешной’ (из блатной лексики прикол - ‘забавный случай’), ботаник - в молодежном сленге это ‘старательный ученик’, в арго - ‘человек умственного труда’.
Оскорблением для молодого человека является слово лох, что означает ‘простак, разиня, необразованный, ограниченный человек’ [3:356]. А ведь когда-то лох было безобидным словом и обозначало крестьянина. Потом пере-
шло в арго шулеров, стало обозначать жертву карточной игры, затем словом начали пользоваться уголовники, а на следующем этапе оно перешло в молодежный жаргон.
Криминализация молодежного сленга не может не волновать общество. Естественно, и учителей школ, и преподавателей вузов беспокоит, как надолго затянется у молодого поколения эта «детская сленговая болезнь», так как молодежный сленг (особенно в последнее время) не просто речевая забава или игра, которая пройдет с возрастом, а средство выражения мыслей, чувств и эмоций молодых людей.
Не может не беспокоить и происходящая феминизация молодежного сленга, в создании молодежных жаргонизмов активное участие принимает женская половина, хотя до последнего времени считалось, что молодежный сленг
- это, в основном, мужской словарь.
Существуют разные пути проникновения сленга в среду молодежи. И СМИ играют в этом едва ли не основную роль. Старшеклассники и студенты - главные потребители субкультуры. Их речевая зависимость от продуктов этой культуры очень существенна: они присваивают многое из того, что подается им с экранов телевизоров, со страниц СМИ (лексику, манеру общения, стиль жизни, мировосприятие). Причем массовая культура буквально навязывает себя, используя для этого верное средство - сленг. Какие же мысли можно выразить на сленге, исковерканном языке, в состав которого, как явствует из «Толкового словаря МС», составленного Никитиной, входит 12000 слов, большинство из которых обозначают секс, алкоголь, наркотики и все, что с ними связано?
Увлечение сленгизмами не проходит бесследно, т.к. сленг настолько прилипчив, что говорящие на нем длительное время привыкают думать, оформлять свои мысли с его помощью, т.е. очень примитивно. Происходит замыкание в социальном, нравственном, интеллектуальном развитии носителей такой речи. Переход в другое языковое пространство для них становится проблематичным.
Таким образом, рассматриваемые нами вопросы являются важными и требуют особого внимания к проблеме формирования языковой личности, обучения культуре речи в школе и вузе.
Спииок литературы
1. Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне // Русский язык в школе. 2005. № 4.
2. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.
3. Молодежный сленг. Толковый словарь. М., 2004.
SPEECH DEVELOPMENT OF A PERSONALITY IN THE CONTEXT OF THE LANGUAGE SPACE
S.N. Mitina
The article reveals the influence of the communicative space on speech development of a personality. The main reason that creates a barrier to the development of speech culture in high school and university students is in the deliberate distortion of the language, language games, the use of slang, which results in their lagged social, intellectual and speech development.
Keywords: speech development, language personality, language space, youth slang, language norms, speech culture.