УДК 811.111 ББК 81.00
Е.П. Чернобровкина, Р. С. Суворовцева
речевая агрессия в молодежной субкультуре: защита или нападение?
В статье анализируются коммуникативные стратегии и тактики, используемые представителями американской молодежной субкультуры в конфликтных ситуациях. В связи с этим рассматриваются концепции анализа молодежной субкультуры, специфика американской молодежи, типы вербальных агрессоров и их поведение на трех уровнях функционирования агрессии.
Ключевые слова: речевая агрессия; коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общении; типы языковых личностей; молодежная субкультура; концепции анализа
Е.Е Chernobrovkina, R.S. Suvorovtseva
verbal aggression of american youth: attack or defense?
The paper addresses the problem of growing verbal aggression in American youth subculture. The authors analyze the categories of verbal aggression on three different levels. The concepts of youth subculture, specific features of American youth culture, verbal aggressors and young people’s behavioral patterns have been studied.
Key words: verbal aggression; communicative strategies; verbal aggressors; youth subculture; concepts of analysis
Главный интерес социальной лингвистики в данное время сосредоточен в сфере межличностной коммуникации языковых личностей. Именно здесь, в свободном коммуникативном пространстве, языковая личность может реализовать себя полностью, без ограничений и в разных формах. Наиболее полно языковую личность можно рассмотреть в речевых ситуациях психологического напряжения, в коммуникативных конфликтах.
Агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому [Шаронов, 2004, с. 14]. Среди форм агрессивных реакций, упоминаемых в различных источниках, необходимо выделить следующие: физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия - действия, окольными путями направленные на другое лицо, а также ни на кого не направленные взрывы ярости; речевая агрессия - выражение негативных эмоций как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Агрессию коммуникативного конфликта К.Ф. Седов объясняет снятием напряжения, подобным катарсису, причем разные языковые личности стремятся к различному вербальному катарсису [Седов, 2000]. Проанализировав обширный материал повседневного общения, исследователь выявил и описал три типа языковой личности: инвективную, куртуазную, рационально-эвристическую.
Особенности данных типов языковой личности состоят в следующем:
1. Инвективная личность демонстрирует пониженную семиотичность, коммуникативные проявления становятся отражением эмоционально-биологических реакций. Эмоциональный катарсис достигается путем прямой вербальной агрессии.
2. Куртуазная личность отличается повышенной степенью семиотичности речевого поведения, тяготением к этикетизации.
3. Рационально-эвристическая личность опирается на рассудочность, здравомыслие, проявляет негативные эмоции в непрямых,
косвенных формах, достигает разрядки через иронию [Седов, 2000, с. 6].
Языковая личность отталкивает, блокирует, держит на дистанции другую языковую личность, речевого партнера, путем агрессивных речевых тактик. Их использование представителями американской молодежной субкультуры осуществляется посредством выявления и анализа речевых способов выражения речевой агрессии, которые имеют выразительный и содержательный планы*. В выразительном плане способы агрессии делятся на синтаксические, лексические, морфологические средства. В содержательном плане способы выражения - это определенные тактики или стратегии поведения.
Согласно современному американскому психологу П. Эвансу существуют определенные «категории вербальной агрессии» [Эванс, 2004, с. 10]. К ним относятся:
- Замкнутость. Агрессор, использующий данную стратегию, отказывается слушать своего партнера, отрицает его переживания, отказывается делиться своими мыслями и переживаниями, проявляет сдержанность в словах и действиях.
- Блокировка. Основная цель блокировки - остановить обсуждение, прекратить общение и скрыть информацию.
- Стремление возражать. Поскольку для агрессора партнер - это враг, точка зрения, не совпадающая с собственной, является неверной. Практически на любое утверждение агрессор будет возражать. В данной категории четко разделяются ментальные схемы «свой мир - чужой мир».
* Материалом исследования послужили скрипты современных молодежных сериалов и фильмов, являющихся показательным примером разговорной речи американской молодежной субкультуры: Южный парк (South Park), Шестнадцать (б teen), Дария (Daria), Клиника (Scrubs), Баффи - истребитель-ница вампиров (Buffy the Vampires Slayer), ФНД филмз (FND films), Далеко от совершенства (Less than perfect), Дьявол во плоти (Devil in flesh), Она мужчина (She’s the man).
Вышеупомянутые фильмы и сериалы были выбраны в соответствии со следующими критериями: год выхода/создания или время действия (представленные фильмы и сериалы отображают жизнь в период 1998-2009); место действия (США, Канада); жанр и содержание (молодежные комедии, триллеры и сериалы); характеристики героя - возрастной и социальный статус (детская, подростковая и молодежная среды - школьники и студенты), которые свидетельствуют о том, что полученные нами данные отображают современную американскую молодежную субкультуру и разговорную, живую речь.
- Обесценивание достижений и чувств другого. В данной категории вербальный агрессор обесценивает опыт, чувства, переживания партнера.
- Вербальная агрессия в форме шуток. В основном это унизительные комментарии, направленные против личности речевого партнера и его интеллектуальных способностей или компетенции.
- Искажение информации. Искажение информации представляет собой преподнесение фактов в ракурсе, выгодном речевому агрессору. Данная стратегия осуществляется через приведение фактов в контексте, создающем иллюзию правды.
- Обвинение другого. Агрессор критикует жертву, говорит, что оппонент делает все не так, как надо, выглядит глупо, не умеет что-либо и т.д.
- Угрозы и оскорбления. Это самый откровенный из всех типов вербальной агрессии. Инвективы, нецензурные слова, слова с отрицательным переносным и эмоционально-окрашенным значением. Вербальный агрессор обычно угрожает партнеру лишить его чего-то важного или пугает его тем, что он может испытать сильную боль (моральную или физическую).
- Опошление смысла происходящего и намеренная забывчивость. Агрессор нарочно забывает вещи, важные для партнера, например, встречи, даты, обещания, просьбы. Забывание фактов включает отрицание и скрытую манипуляцию. П. Эванс считает данную категорию самой опасной, потому что эта категория фактически отрицает реальность партнера.
- Патронаж - это один из вариантов отказа в эмоциональной поддержке. Формой патронажа является перебивание. Например, агрессор может просто перебивать оппонента, не выслушав, и заканчивать за него предложения. Агрессор может преуменьшать умственные или физические достоинства собеседника.
Отношения коммуникантов и их эмоциональные состояния отражаются не только лингвистическими, но и экстралингвистиче-скими средствами. Среди экстралингвистиче-ских компонентов высказываний можно выделить основные четыре параметра - жесты, мимика, позы, интонация.
Из всего комплекса экстралингвистических компонентов агрессивных высказываний наиболее доступными в плане непосредственного наблюдения и фиксации являются фонационные особенности речи [Покровская, 1998]. Изменение силы голоса маркирует агрессию: возрастающая сила голоса или, наоборот, угрожающий шепот. В ситуации агрессии меняются также тембр и темп речи. Например, голос делается прерывистым и хриплым, темп речи ускоряется или замедляется, в агрессивном состоянии коммуникант может растягивать слова или, наоборот, не выговаривать окончания слов. Могут появляться посторонние просодические элементы - паузы, вздохи, цоканье, междометья.
Рассматривая специфику жестов в ситуациях проявления агрессии, необходимо обратить внимание на то, что характерное для таких случаев эмоциональное напряжение провоцирует раскрепощение пантомимической сферы [Покровская, 1998]. Этим объясняется увеличение использования числа жестов в ситуации речевой агрессии. Выделяются следующие жесты: жесты отвержения (поднятая ладонь руки, отталкивание оппонента, сохранение дистанции); оскорбительные жесты (кулак с средним пальцем); жесты, изображающие комплекцию, рост собеседника; издевательские жесты (иронические аплодисменты и свист); жесты-угрозы (сжатые в кулаки руки, нависание над противником); указательные жесты (агрессивное указание на оппонента, тыканье пальцем в противника).
Агрессивные высказывания часто сопровождаются характерными позами, которые можно разделить на наступательные и оборонительные (защитные) [Лабунская, 1989]. Наиболее известные наступательно-агрессивные позы - руки на пояснице (руки в бока), наклонение корпуса вперед (нависнуть), приближение к оппоненту (сокращение дистанции). Оборонительно-защитные позы - руки с поднятыми ладонями, скрещивание рук или ног, наклон головы, ссутулиться.
Агрессия, как впрочем, и любая другая эмоция, определяет любое мимическое движение: приподнятые, нахмуренные брови, вытянутое лицо, раздвинутые и оттянутые назад губы, расширенные ноздри, стиснутые зубы, краснеющее или бледнеющее лицо, приподнятая голова, наморщенный нос, скривленный рот,
поджатые губы. По взгляду и движению глаз нередко можно установить роли агрессора и жертвы. В.А. Лабунская отмечает, что коммуникант, собирающийся установить доминирующую позицию в диалоге, четко фиксирует свой взгляд на адресате. Если агрессия защитная или скрытая, то говорящий часто отводит взгляд, опускает глаза, фиксирует взгляд на произвольно выбранном объекте или разглядывает окружающие предметы, стараясь не встречаться глазами с оппонентом.
Речевая агрессия - это один из способов снятия фрустрации, напряжения, гнева, это стремление к преодолению чувства неполноценности, к достижению ощущения превосходства путем самоутверждения за счет партнера. Речевая агрессия - это средство манипулирования, доминирования и защиты своего внутреннего пространства.
Как отмечают исследователи агрессии, именно молодежная субкультура выступает одним из источников усвоения агрессивных моделей взаимодействия: физической, косвенной, вербальной. Последняя часто трансформируется в особые феномены, функционирующие как часть особого речеповеденческого кодекса.
Феномен молодежной субкультуры - многогранное и сложное понятие, которое представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социальнопсихологических свойств. Это частичная культурная подсистема внутри системы базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей [Левикова, 2004].
Американская молодежная субкультура, как и любая молодежная культура, противостоит культуре большинства, имеет определенные возрастные рамки и социальный статус ее членов, что обусловлено социальной и экономической зависимость от базовой культуры общества. Американская молодежная субкультура эклектична: включает в себя различные микрогруппы (popular, jocks, cheerleaders, Fashion Club members, outcasts, geeks, brains, nerds, goths, emos, punks, rappers, skateboarders). В американской субкультуре представлены различные подгруппы и направления, между ними нет оппозиций. В амери-
канской молодежной субкультуре нет строгих границ между группами - член одной группы может принадлежать одновременно другой или присоединяться к другой подгруппе, пробуя, таким образом, различные социальные роли, реализуя себя более многосторонним образом. Американская молодежная субкультура децентрирована: многочисленные микрогруппы и объединения не являются доминирующими в субкультуре, не подчиняются другим группам и не признают какого-либо одного лидера.
С целью выявления способов выражения речевой агрессии в американской молодежной субкультуре представляется целесообразным проанализировать поведение ее представителей на трех уровнях: в столкновении с базовой культурой, с взрослыми, в столкновении с другими микрогруппами, внутри микрогруппы, в трех реализациях - инвективном, куртуазном и рационально-эвристическом типах личности.
I. Инвективная личность:
1. В столкновении с базовой культурой, культурой взрослых:
Представители молодежной субкультуры в столкновении с базовой культурой, культурой взрослых не принимают во внимание ни старший возраст оппонентов, ни их более высокий социальный статус (руководители, учителя, другие взрослые), выражают агрессию эксплицитно в эмоционально-оценочных формах. Доминирующие категории - категории обесценивания, возражения, угрозы, оскорблений, опошления смысла.
Рассмотрим пример из сериала Scrubs, серия 13, студентка медицинского университета Denise: You better watch your lips, grandpa, cause you might be the first old man I beat up (по отношению пожилому мужчине). Агрессор Дениз пугает, или точнее, предостерегает оппонента, используя категорию угрозы, оформленную сложноподчиненным предложением you do that, because I. Одновременно агрессор унижает оппонента, намекая на его преклонный возраст - используется категория оскорбления, - old man. В экстралингвистиче-ском аспекте отмечены прямой взгляд, нахмуренные брови.
2. В столкновении с другими микрогруппами:
На данном уровне помимо категорий искажения, обесценивания, оскорбления, угрозы присутствуют категории блокировки, патронажа, что можно объяснить равенством или превосходством в социальном и возрастном положении с оппонентами. Частое употребление инвективной лексики, повторов, высказываний от первого лица, повелительного наклонения, риторических восклицаний и вопросов сигнализирует о более эмоциональном и свободном проявлении инвективной личности. Об этом свидетельствует также раскрепощение пантомимической сферы. По сравнению с предыдущим уровнем появляются жесты, позы, мимические движения более открытого и агрессивного характера - раздвинутые и оттянутые назад губы, расширенные ноздри, стиснутые зубы, нависание над противником, сокращение дистанции, указательные жесты (тыканье пальцем в противника) и оскорбительные жесты (схватить оппонента за ухо).
В примере из сериала Scrubs, серия 1, студент медицинского университета Drew: I’m gonna hurt you, little man (обращаясь к студенту курсом младше). Агрессор использует категории угрозы и оскорбления, выраженные кратким простым предложением (угрожающий потенциал несет в себе слово hurt). Оскорблением является словосочетание little man (намек на физические характеристики, маленький рост, и социальные, младший курс). Экстралингвистически агрессию выражают: угрожающий шепот, низкий регистр голоса, нависание над противником, сокращение дистанции, указательные жесты (тыканье пальцем в противника), раздвинутые и оттянутые назад губы, стиснутые зубы.
3. Внутри микрогруппы:
Инвективная личность проявляет агрессию таким же образом (те же категории, языковые средства, экстралингвистические компоненты), как и в столкновении с другими микрогруппами, что, возможно, говорит об ее эмоциональной недоступности и закрытости, повышенной самозащите внутреннего пространства.
В примере из сериала South Park, 13 сезон, Эрик Картман, ученик средней школы: Stan! Me and Kenny don’t give two shits about stupid ass wha-a-a-les! (отвечая на просьбу друга помочь ему в защите китов). Агрессор использует стратегию обесценивания чувств друго-
го (забота друга о китах), выраженную инвек-тивной лексикой stupid ass, стратегию опошления смысла происходящего, выраженную сниженно-разговорным выражением don’t give a shit. В экстралингвистическом аспекте отмечены растягивание слов, сокращение дистанции, нависание над противником.
II. Куртуазная личность:
1. В столкновении с базовой культурой, культурой взрослых:
В отличие от инвективной личности, данный тип проявляет пассивную агрессию, прибегая к категориям осуждения, искажения, блокировки, выраженным краткими нераспространенными предложениями, иронией, риторическими вопросами, отрицательными синтаксическими конструкциями. В экстра-лингвистическом аспекте преобладают жесты отвержения и презрения - уход от оппонента или поворачивание к нему спиной, скрещенные на груди руки, намеренное растягивание слов, избегание прямого визуального контакта. Например:
Where IS everybody? Ahem. Theresa, is there a labor stoppage I should be apprised of? No one’s he^^lping ME (обращаясь к консультанту-продавцу, выражая недовольство недостатком внимания). Пассивная агрессия выражается через категории искажения информации и осуждения, выраженные риторическими вопросами, иронией, отрицательным предложением. Зафиксировано растягивание слов, выделение голосом определенных слов, поджатые губы, потирание висков, покашливание как способы привлечения внимания и выражения недовольства, раздражения.
2. В столкновении с другими микрогруппами:
В основном, пассивная агрессия проявляется в экстралингвистическом плане - разговор с оппонентом в положении боком, а впоследствии и спиной, раздраженный вздох, растягивание слов, выделение голосом определенных слов. Появление категорий намеренной забывчивости, возражения и патронажа, выраженного стилистически игрой слов, эпитетами и метафорами с иронической коннотацией, сарказмом и иронией, свидетельствует о возрастающем уровне агрессии. Типичные жесты отвержения и презрения сопровождаются обсуждением оппонента в его присутствии в третьем лице.
Подобное происходит в фильме Devil in the flesh (Роуз, ученица средней школы): What do you want, Megan? - Миган: IT’s Meegan, with two e. - Роуз Ooh, two e. Fabulous, Megan (продолжая идти). Агрессор использует категории патронажа и намеренной забывчивости (неправильное произнесение имени оппонента), выраженных иронией (fabulous), повтором, краткими простыми и неполными предложениями.
3. Внутри микрогруппы:
Преобладание тех же категорий, языковых средств и экстралингвистических компонентов высказываний говорит о схожести поведения куртуазной личности в ситуациях конфликта с другими микрогруппами и внутри микрогруппы. Отличительной чертой является более имплицитный, скрытый характер агрессии внутри микрогруппы, о чем свидетельствует тот факт, что эмоционально-окрашенная лексика встречается редко, используется, в основном, нейтральная лексика в ироническом контексте, с отрицательной коннотацией. Отличительный прием на данном уровне - агрессор обращается к другому лицу, хотя сообщение предназначено именно присутствующему оппоненту.
III. Рационально-эвристическая личность:
1. В столкновении с базовой культурой, культурой взрослых:
Рационально-эвристический тип личности в интеракции с базовой культурой не допускает использования инвективной лексики, сниженно-разговорной или эмоционально-окрашенной лексики, предпочитая нейтральную лексику в ироническом негативном контексте и категории пассивной агрессии - искажение информации, шутки.
В примере из сериала Buffy the Vampires Slayer, Xander Harris, ученик средней школы (наблюдая за директором, заставляющим студентов записываться в программу): Principal Snyder must be in charge for volunteers program. Note his interesting approach to voluntary concept. Агрессор проявляет свое критическое отношение к подходу директора набирать волонтеров через категорию агрессии в форме иронии (эпитет interesting с иронической коннотацией).
2. В столкновении с другими микрогруппами:
В столкновении с другими микрогруппами агрессия возрастает, о чем свидетельствует ускорение темпа речи, оскорбления и эмоционально-окрашенная лексика, сигнализирующие об эмоциональности коммуниканта. Все же в ситуациях конфликта с представителями других микрогрупп рациональноэвристическая личность предпочитает категории обесценивания достижений и чувств другого, искажения информации и вербальной агрессии в форме шуток, содержащих сарказм, иронию, риторические вопросы, эпитеты с иронической коннотацией, что свидетельствует о пассивном характере ее агрессии.
Пример из сериала Daria, Lawndale High School students Jane и Daria: Daria - Wow, I can see why girls want to ride in this car. Делая ироническое замечание о машине другого студента, которая недавно была разбита, Дария демонстрирует свою агрессию пассивно (междометие wow, ирония girls want to ride this car) через категорию шутки, демонстрируя также ускорение темпа речи и прямой взгляд.
3. Внутри микрогруппы:
Отличительная черта данного типа личности - внутри микрогруппы она использует категории замкнутости и блокировки, что, во-первых, свидетельствует о ее сравнительной открытости и стремлении вести полемику в конфликтной интеракции с базовой культурой и другими микрогруппами, во-вторых, о большой эмоциональной близости и глубоких личностных отношениях, которые данная личность имеет внутри микрогруппы.
Пример из сериала Daria: Jane - Listen, I’m going home to change and then I think I’m going to go for a run. Daria - I’ll walk with you. Jane -Actually, I think I’m going to walk by myselffor a little while. See you later. Джейн избегает общества подруги, обидевшись на нее, и не проявляет желания открыто выяснить отношения, в связи с чем агрессия носит имплицитный характер, выражаясь в категории замкнутости, которая создается только за счет контекста и экстралингвистического аспекта - избегания визуального контакта, скрещенных на груди рук, положения боком к оппоненту и ухода.
Лингвистический анализ речевой агрессии в речи представителей американских молодежных субкультур позволяет нам сделать следующие выводы. Наиболее часто употре-
бляемые средства выражения агрессии это стилистические приемы метафоры, иронии, сарказма, а также эпитеты, риторические вопросы, отрицательные синтаксические конструкции, краткие нераспространенные предложения. Среди экстралингвистических способов выражения агрессии наиболее распространенными являются нахмуренные брови, жесты отвержения, презрения, оскорбительные жесты, жесты угрозы, скрещенные на груди руки, поджатые губы, выделение голосом определенных синтагм, растягивание слов на высоком или низком регистре, закатывание глаз, раздраженные вздохи, паузы, стиснутые зубы, повышенный голос, сокращение дистанции.
Вербальная агрессия в Америке рассматривается как эффективный способ самозащиты и личностного самоутверждения. В культурологии существует известная точка зрения, согласно которой американская общественная и индивидуальная культура исторически складывалась как в значительной степени агрессивная и насильственная. Насилие рассматривается как «очевидное измерение общества, характеризующееся тем, что человек находит выход нерастраченной энергии» [Стернин, 2000, с. 199].
В результате нашего исследования было выявлено, что доминирующим типом личности в молодежной субкультуре Америки является инвективный тип. Это можно объяснить рядом факторов: возрастной и социальные аспекты, эмоционально биологические реакции (гормоны, половое созревание, социализация в школе) влияют на личностные характеристики представителей молодежной субкультуры, поэтому им свойственны низкая степень социализации и повышенная конфликтность. Повышенный уровень вербальной агрессии в молодежной субкультуре Америки также можно объяснить отсутствием цензуры и процветающим культом свободы слова и пропагандой насилия в СМИ, интернете, кино, музыке, литературе.
Библиографический список:
1. Лабунская, В.А. Психология экспрессивного поведения / В.А. Лабунская. - М.: Знание, 1989.
2. Левикова, С.И. Молодежная субкультура / С.И. Ле-викова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
3. Покровская, Я.А. Взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в речевом жанре оскор-
бления / Я.А. Покровская // Языковая личность: жанровая речевая деятельность: тезисы докл. науч. конф. (Волгоград, 6-8 окт. 1998 г.). - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 70-81.
4. Седов, К.Ф. Типы языковых личностей по способности к кооперации в речевом поведении / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов, 2000. - С. 6-12.
5. Стернин, И.А. Толерантность и коммуникация / И.А. Стернин // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. - Екатеринбург, 2000. - С. 123-140.
6. Шаронов, И.А. Приемы речевой агрессии: ирония и насмешка / И.А. Шаронов // Агрессия в языке и
7.
речи: сб. науч. ст. / Под ред. И.А. Шаронова. - М.: РГГУ, 2004. - С. 38-53.
Эванс, П. Как справиться с вербальной агрессией / П. Эванс. - М.: Астрель, 2004.
УДК 800
ББК 81.00
Е.В. Чунчаева
стратегический потенциал юмористического рекламного дискурса
Основной целью рекламы было и остается эффективное воздействие на сознание и подсознание адресата. Расширяя персуазивные возможности, рекламный дискурс все чаще использует юмор. В статье предложен новый подход к классификации стратегий в юмористическом рекламном дискурсе с учетом персуазивного и юмористического потенциала визуального и вербального ряда.
Ключевые слова: юмор; стратегии юмористического рекламного дискурса; эмоциональное кондиционирование; вербальный и визуальный ряд рекламного сообщения
E.V. Chunchaeva
the strategic potential of humorous advertising discourse
Advertising is the driving force influencing human cognition and the unconscious. The impact on the target audience by means of humor has become a common trend in advertising. The article focuses on а relatively new approach in pragmatics, namely strategies of humorous advertising discourse. A new classification of strategies taking into account verbal and visual aspects of TV ads is given.
Key words: humor; strategies of humorous advertising discourse; emotional conditioning; verbal and visual aspects of TV ads
В современном мире реклама является не просто контентным элементом человеческой культуры. Из простого источника информации реклама становится стратегическим суг-гестором, центробежно стремящимся различными способами, среди которых юмор, подчинить все своему влиянию.
Прерогативой юмористического рекламного дискурса (далее ЮРД) является апелляция к эмоциям. Воздействие на адресата посред-
ством эмоций играет в рекламе особую роль [Мокшанцев, 2000; Кармин, 2004; Медведева, 2004; Бернадская, 2008; McLuhan, 1996; Brosi-ш/РаЫ; 1998; Felser, 2001; Schierl, 2001; Ма^ tenklott, 2002; КгоеЬег-Ше1^с^ 2004; Fahr-тапп, 2006; Foll, 2007; Liebmann, 2007]. Исследователи обозначают такое целенаправленное эмоциональное воздействие термином «эмоциональное кондиционирование» (далее ЭК) ^сЫег1, 2001, с. 191; КгаеЬег-Ше1^Л,