PRINCIPLES UNDERLYING TERMINOLOGICAL DICTIONARY FOR AN ELECTIVE COURSE "TV NEWS PROGRAM"
T. V. Kolesnikova
The paper deals with principles of compiling a dictionary of terms used in TV news programs. The dictionary would enable journalism majors to acquire a good understanding of the subject, to learn basic principles of a TV news text, and to understand its peculiarity.
Key words: term, TV news text.
© 2011
Е. В. Макарова
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Словарь языковой личности формируется на основе речетворческой деятельности. В образовательном процессе такая деятельность продуктивна на уроке русского языка, где учащийся — развивающаяся языковая личность.
Ключевые слова: языковая личность, словарь языковой личности, речетворческая деятельность.
Сложность и многогранность проблем, связанных с понятием «языковая личность», позволяет рассматривать её сегодня с разных аспектов. Человека как языковую личность исследуют и лингвисты, и культурологи, и психологи, и методисты, и специалисты других областей. Языковая личность часто рассматривается в русле антропоцентрической парадигмы, где изучение языка находится в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной и духовной жизнью. Языковая личность стоит в центре мироздания, относительно образования — в центре образовательного процесса. Эту личность, как отмечает Ю. Н. Караулов, «... следует трактовать не только как часть объёмного и многогранного понимания личности в психологии, не как ещё один из ракурсов её изучения <...> а как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический и другие компоненты, но преломлённые через её язык, её дискурс» [Караулов 2003: 27].
Л. Г. Самотик отмечает, что в русистике «... сложился интерес к изучению языковой личности в двух направлениях: описание так называемой элитарной языковой личности, которую в большинстве случаев представляют писатели <.> и диалектной языковой личности, язык которой описывается на основе записи речи диалектологами» [Самотик 2008:102]. По её мнению «.особое значение
Макарова Елена Владиславовна — аспирант кафедры журналистики и речевой коммуникации Магнитогорского государственного университета. E-mail: [email protected]
при этом имеет лексикографический аспект исследования: в словаре индивида отражается "жизнь души" человека, круг его интересов и мировосприятие, через посредство языка высвечивается человеческая личность» [Самотик 2008: 102]. Мы считаем, что исследование языковой личности в лексикографическом аспекте актуально и на материале текстов и речи школьников, так как учащийся является развивающейся языковой личностью. Словарь языковой личности современного носителя исследуется недостаточно, что позволяет говорить о перспективности работы в данном направлении. Кроме того, исследователи подчёркивают, что большинство работ лексикографов основано на описании фрагментов языкового яруса личности, где описываются особенности интонации, варианты лексики и др., а отсутствие системного, комплексного описания лексикона языковой личности свидетельствует о наличии проблемы создания словарей такого типа. Словарь языковой личности школьника, как мы полагаем, активно обогащается на уроках русского языка и литературы, так как учащийся непосредственно «работает» со словом. Словесное речетворчество на уроке русского языка не может не отразиться на словаре языковой личности школьника. Как отмечает В. М. Борисова, «обобщённые идеи, понятия, концепты складываются у каждой языковой индивидуальности в упорядоченную картину мира» [Борисова 2006:187].
Исследуя проблему создания словаря языковой личности, необходимо, прежде всего, чётко определить само понятие «языковая личность». По мнению В. П. Тимофеева, «языковая личность» постоянно изменяется [Тимофеев 1971: 35], Ю. Н. Караулов же считает, что языковая личность — личность структурно-опре-дёленная [Караулов 2003: 36]. Отметим, что в процессе обучения языку школьник обогащает свой словарный запас и в активной, и в пассивной форме, поэтому динамичность процесса обучения, динамичность дискурса являются необходимой составляющей развития личности. Структурирование же языковой личности представляет возможным вычленить уровни языковой личности школьника, что необходимо для реализации в процессе обучения русского языка концепции его развития. Вслед за Ю. Н. Карауловым мы выделяем вербально-семантический, тезаурусный, мотивационно-прагматический уровни языковой личности, отводя место образному уровню [Пономарёва 2004: 14]. Развитие образного мышления направлено на активизацию речетворческого потенциала учащегося. Речетворче-ский подход к обучению языку позволяет организовать на уроке работу по развитию личности учащегося, а развитие образного мышления формирует у учащихся особое мироощущение.
Исследование лексикона языковой личности — трудоёмкий, а главное длительный процесс, длящийся иногда десятки лет. Возможно ли такое наблюдение в рамках обучающей среды, школы? Можно ли через призму языка конкретного носителя (учащегося) исследовать речевую культуру данной общности?
Школьник рассматривается нами как языковая личность, личность говорящая и пишущая. Готовность учащегося «говорить и писать» является показателем развития уровня образного мышления, который в свою очередь зависит от богатства словарного запаса. Для того чтобы слово стало для учащегося частью его личного опыта, следует научить школьника развивать речетворческие способности, эстетическое чувство слова, так как объём словесного запаса не является показателем глубины развития языковой личности. Часто мы можем встретить такое явление,
как оперирование учащимися лексемами без осознания их лексического значения, понимание же роли языковой единицы в художественном тексте становится неразрешимой задачей, и вследствие этого — неинтересной и второстепенной. Для того чтобы изучение языка, русской речи проходило без отрыва от формирования языковой личности учащегося, необходима систематическая целенаправленная работа со словом, начиная с младшего школьного возраста. Сензитивными являются те возрастные периоды, когда учащийся стремится выразить свою индивидуальность: личность — пятый класс как переходный от начальной школы к средней и девятый класс, когда выражение своего «я» может достигнуть максимальной формы. Пятиклассник как формирующаяся языковая личность остро нуждается в работе не просто со словом, а со словом в художественном тексте. Как на уроке развития речи, так и на уроке грамматики, лексики и др. помощь учителя в истолковании значения слова необходима, так как в целом ряде случаев наставник поможет школьникам справиться с разнообразными по сложности лингвистическими задачами.
Немаловажным становится культурологический аспект словаря языковой личности, ведь с уровнем образования и культуры личности школьника напрямую связано богатство его тезауруса. Достаточно сложно представить шкалу, по которой можно было бы определить степень культурологической значимости языка носителя, так как это, прежде всего, понимание того, что в нём отражается картина мира, вся человеческая жизнь, пропущенная через человеческое сознание, выраженная на разных уровнях языковой системы. Е. В. Любичева подчёркивает, что «через слово и его фоновые значения постигается сущность общекультурных символов, выстраиваются ассоциативно-семантические связи внутренней образной системы текста и общекультурной символики» [Любичева, Ольховик 2002: 15]. Речетворческий подход к обучению предполагает работу со словом через постижение символа, концепта, а «восприятие символического, образного значения слова в художественном тексте основывается на знании и понимании номинативного значения слова [Пономарёва 2004: 60]. По Д. С. Лихачёву, концепт в известной мере расширяет значение, предоставляя возможности для «сотворчества», «домысливания», «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова [Лихачёв 2000: 136]. Дискурс языковой личности выступает здесь тем речевым материалом, «полотном», который концентрирует в себе всё богатство языковой личности, отражение её лексического, концептуального, мотивационного наполнения. Описание словаря языковой личности означает погружение в глубины сознания индивида, разграничение индивидуального и социокультурного. Создавая текст, учащийся отбирает слова из имеющегося личного опыта, тем самым он намеренно или неосознанно использует лексику, как свою, так и чужую. Механизм отбора слов личностью при создании высказывания, а также создании текста обеспечивается стереотипностью и частой повторяемостью способов согласования слов и управления ими в речи. Пассивный словарный запас языковой личности актуализируется лишь в сфере отдельных жанров и в ситуациях общения на уроке или в обыденной жизни, поэтому только постоянная речетворческая деятельность может решить проблему «обеднённости» языка учащихся.
В современном отечественном языкознании круг проблем, связанных с вопросом «язык и личность», получил глубокую теоретическую разработку: определе-
ны в общих чертах основные понятия, создаются типологии структуры языковой личности. Решение проблемы создания словаря языковой личности требует и теоретического, и практического обоснования. Л. Г. Самотик отмечает, что «... словарь языковой личности ценен как эмпирическая база для исследования народной речевой культуры через призму языка его конкретного носителя» [Самотик 2008: 105]. Словарь языковой личности школьника, как мы считаем, обогащается посредством работы со словом вообще и словом в тексте. Именно уроки речетвор-чества развивают образное мышление учащегося, что приводит к практическому владению словом, осмыслению слова как части словаря, словаря языковой личности. Проблема создания словаря языковой личности пересекается с проблемой обучения слову в современной школе, где слово нередко изучается в отрыве от речи, поэтому названная проблема должна решаться в едином речетворческом ключе.
ЛИТЕРАТУРА
Борисова В. М. Проблема языковой личности автора как категория художественного текста // Филол. науки, Удмуртск. гос. ун-т, 2006. — № 5 (2). — С. 185-190.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — 3-е изд. стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с.
Лихачёв Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — 440 с.
Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я мир. Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы: пособие по рус. яз. для учителей-словесников. — СПБ.: ДНК, 2002. — 288 с.
Пономарёва Л. Д. Развитие образного мышления в процессе художественной рече-творческой деятельности: учеб. пособие. — Магнитогорск: МаГУ 2004. — 230 с.
Самотик Л. Г. Полный словарь диалектной языковой личности. Барышни и крестьянка // Вестник Томск. гос. ун-та, 2008. — №2 (3). — С. 102-108.
Тимофеев В. П. Личность и языковая среда. — Шадринск: Шадринск. гос. пед. ин-т, 1971. — 122 с.
SPEECH PRODUCTION AS STUDENT VOCABULARY BUILDING PROCESS
Ye. V. Makarova
Linguistic personality vocabulary is developed on the basis of speech production. In teaching-learning process suchlike practice is efficient at Russian language lessons that present students as developing linguistic personality
Key words: linguistic personality, linguistic personality dictionary, speech production.