Банина Т. Н. воспитатель МБДОУ Д/С № 16, Североморск, Россия
Ребенок в мире современных технологий Использование активных форм и методов организации работы с детьми дошкольного возраста
Аннотация: Формирование гуманных чувств у детей - сложная задача, решение которой в дошкольном детстве. Желание педагога разнообразить деятельность детей, сделать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ещё более интересным и познавательным, выводит на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества дошкольников. Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства педагогической работы. Компьютер, мультимедийные средства - инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Современные условия воспитательно - образовательного процесса характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательно -образовательного процесса.
Воспитатель должен организовывать жизнь дошкольников так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений.
В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, в образовательных ситуациях, в разных видах деятельности) воспитатель использует все возможности для обогащения социально -нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения ребенка.1
Свою работу осуществляю, решая задачи программы «Детство». Новизна программы определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.2
1 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт -Петербург, Детство - Пресс, 2011 г., С. 138.
2 Там же. С. 5.
Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения.3
В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников. Интеграция нравственных переживаний и эстетических чувств создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.4
В программе «Детство» в единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия развития самостоятельности и творчества детей. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества и в природоведческой сфере.
Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства, методы, формы обучения и воспитания детей.
Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
в своей работе я определила цель: воспитание гуманной, социально -активной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности;
задачи:
• способствовать расширению и углублению представлений детей о природе родного края;
• помочь освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями, отдельные способы охраны природы;
• развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
• воспитывать элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
• ориентировать родителей на экологическое воспитание детей в семье.
Одним из условий решения этих задач является - разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности в пространстве города: беседы, диалоги, экскурсии, занятия-путешествия и т. д.
Непременным условием решения этих задач является региональный компонент. Я решаю общие задачи на материале, доступном пониманию детей о своем родном крае.
При этом мною используются следующие формы и методы: • занятия - исследования;
3 Там же. С. 10.
4 Там же. С. 11.
• работа с экологической сказкой;
• очеловечивание животных, растений;
• интервьюирование;
• метод детской самодеятельности;
• виртуальные экскурсии, путешествия;
В своём выступлении я хочу подробнее остановиться на некоторых из них, наиболее актуальных, по моему мнению, для меня, для моих воспитанников и их родителей.
1. Занятия - исследования Программа «Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости.5
В дошкольном возрасте процесс познания происходит у ребенка эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, имеет возможность получить знания из многих источников, ему знакомы разные способы, то есть методы исследований (наблюдение, эксперимент, чтение книги, просмотр видео, вопросы к другому).
Занятия - исследования провожу по классическим этапам (мотивация деятельности - составление плана исследования - сбор материала - выводы), где дети самостоятельно решают проблему. Выдвигают гипотезы, добывают сведения и информацию, делают выводы.
2. Работа с экологической сказкой В своей работе использую такую форму, как работа с экосказкой. Её название, героев, содержание придумываем вместе с детьми, готовим атрибуты своими руками. Инсценировки показываем родителям, ребятам других групп, сотрудникам ДОУ.
3. Очеловечивание животных и растений Использую такой метод, как очеловечивание животных, растений. Так можно загадать загадку, прослушать жалобы и просьбы природы, разговор объектов природы, оживить рисунок, взять интервью у какого - либо объекта природы. Здесь же используется метод детской самодеятельности.
4. Виртуальные экскурсии При внимательном отношении родителей каждая прогулка может стать средством формирования гуманных чувств.
Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсия выполняет целый ряд функций:
5 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт -Петербург, Детство - Пресс, 2011 г.. С. 13.
• реализует принцип наглядности обучения
• повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;
• расширяет кругозор;
• такая форма работы выполняет интегративную функцию.
Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать?
Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых возможно лишь виртуально. А привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности. Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью взрослого создать свою презентацию.
Использовать такую форму работы, как виртуальная экскурсия можно разыми способами:
• фотопутешествие (с каким - либо героем);
• видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);
• видеопутешествие (какой - либо семьи).
Семейный день можно сделать по - настоящему захватывающим и увлекательным. Особенно, если не забывать смотреть вокруг глазами ребёнка, разделять его радость и удивление; побуждать высказываться, думать, сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим инструментом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих педагогических задач, а самое главное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.