Е.В. Кузнецова, канд. пед. наук, доцент, Е.С. Лукашенко, канд. филол. наук, доцент, кафедра английского языка и профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, Россия, [email protected], [email protected]
РЕАЛИЗИЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассмотрены особенности использования технологии проблемного обучения в преподавании английского языка для профессиональной коммуникации студентам нелингвистических направлений подготовки. Авторами подчеркиваются преимущества проблемного обучения, которые заключаются, прежде всего, в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а побуждает обучающихся искать пути и средства решения стоящих перед ними проблемных задач. В статье приводится и анализируется пример проблемной ситуации, используемой при обучении студентов направления подготовки «Международные отношения» в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова, сконструированной на основе радио- и теленовостных сообщений, которые позволяют воссоздать для обучающихся фрагмент профессиональной реальности. Применение данной технологии способствует выстраиванию прочных межпредметных связей, поскольку для решения поставленной преподавателем задачи обучающимся необходимы помимо языковых знания, основанные на материале, изучаемом в рамках профессиональных дисциплин. При этом английский язык становится средством формирования профессиональных умений. Технология проблемного обучения дает возможность применять интегративный подход в обучении, который в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов призван сформировать необходимые обучающимся компетенции, что позволит им успешно осуществлять будущую профессиональную деятельность.
Ключевые слова: проблемное обучение, профессионально-ориентированное обучение, английский язык, проблемная ситуация, коммуникация на иностранном языке, критическое мышление, аудирование, интегративный подход.
Современные требования к качеству подготовки профессиональных кадров, в основе которых лежит необходимость соединить воедино теоретические знания и практические навыки и умения, предполагают изменение цели и содержания обучения. Общее направление образования на развитие познавательного потенциала личности обучающегося ставит дополнительные задачи перед педагогической наукой. В поисках новых форм организации учебного процес-
са, новых методов обучения исследователи уделяют особое внимание анализу возможностей различных концепций обучения. В данном контексте все большую популярность завоевывает проблемное обучение, сущностной характеристикой которого является проблемность как «активизирующее мыслительную деятельность условие обучения, воспитания и развития, принимаемое и реализуемое субъектами проблемного взаимодействия в учебном процессе»1.
Использование принципа проблемности означает, что «знания не передаются обучаемому в детерминированном, завершенном виде, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач»2. Таким образом, проблемное обучение призвано реализовать следующие цели:
1) создание прочной базы знаний на основе использования проблемных ситуаций;
2) развитие у обучающихся мыслительной деятельности и навыков решения проблемных задач; 3) формирование навыков самоуправляемого познания; 4) развитие навыков общения и коммуникабельности; 5) обеспечение обучения, центрированного на обучающемся; 6) стимулирование навыков критического мышления.
В современных условиях многополярной межкультурной коммуникации, определяемой процессами глобализации, особая роль принадлежит английскому языку. Не-
В образовании идет переориентация направления обучения иностранному языку с обучения чтению, как приоритетной цели, на обучение общению.
обходимость его использования во время путешествий, при личных контактах и в работе определила потребность в изучении английского языка вообще и английского языка для профессионального общения в частности. В этой связи в образовании идет переориентация направления обучения иностранному языку с обучения чтению, как приоритетной цели, на обучение общению. Это находит отражение в образовательных стандартах, где в качестве одного из требований, предъявляемых к выпускнику нелингвистических направлений подготовки, обозначена способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке. Целью обучения иностранному языку является достижение обучающимися определенного уровня коммуникативной состоятельности, которая определяется умением реализовывать коммуникативное намерение с целью решения задач в условиях профессионального общения. Предполагается, что коммуникант способен четко и ясно изложить свою точ-
ку зрения, аргументировать ее, добиваясь взаимопонимания. Кроме того, для продуктивного иноязычного общения необходимо продемонстрировать умение слушать собеседника, при этом не должно возникать «разрывов» в коммуникации, которые могут проявляться в появлении недопонимания, недоразумений. Для того чтобы этого избежать, участник общения должен обладать сформированными навыками ауди-рования, правильно понимать речь и верно интерпретировать позицию партнера, ко -торым может являться как носитель языка, так и представитель другой культуры, говорящий на изучаемом языке.
Сложность обучения английскому языку как языку профессионального общения (англ. English for Specific Purposes - ESP) заключается в том, что количество часов, отведенных на языковые дисциплины, очень ограниченно, а задачи, стоящие перед студентами, весьма существенны. Так, программа дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» для студентов направления подготовки «Международные отношения», разработанная на кафедре иностранных языков факультета международных отношений, экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, которая заключается в умении порождать и воспринимать устные и письменные высказывания в профессионально ориентированных ситуациях общения3. Виды речевой деятельности в профессиональной сфере характеризуются более сложным умением - «умением понимать и корректно использовать терминологически насыщенную речь в межкультурном общении, умением выбирать и реализовывать речевые формулы адекватно коммуникативному намерению и ситуации общения»4. Таким образом, студент должен овладеть всеми видами речевой деятельности на основе
профессиональной лексики, а также навыками общения как в неформальной, так и в деловой обстановке.
Еще одним значимым моментом является то, что профессионально-ориентированное обучение иностранному языку предполагает отсутствие начального этапа обучения, то есть обучающиеся уже должны владеть языком на продвинутом, среднем или, по крайней мере, базовом уровне. Кроме того, преподавателям английского языка для профессионального общения требуются больше усилий, опыта, дополнительное обучение, так как нужно, во-первых, быть компетентным в той профессиональной области, которой овладевают студенты, во-вторых, уметь отбирать материал для обучающихся и представлять его. П. Стри-венс отмечает, что преподавателю в данном случае необходимо: 1) изучить теоретические материалы, относящиеся к сферам будущей деятельности обучающихся, 2) изучить профессиональную лексику, 3) быть готовым к тому, что студенты могут исправлять ошибки преподавателя, связанные с неточностями в профессиональной сфере5.
Таким образом, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку должно быть направлено на поиск таких форм обучения, которые способствовали бы реализации межпредметных связей и были нацелены на изучение явлений и ситуаций, характерных для будущей профессиональной деятельности. Междисципли-нарые связи, которые понимаются как возможность применять знания, полученные в результате освоения одной дисциплины, при изучении другой, играют важную роль в организации полноценного интегрированного занятия6. Технология проблемного обучения на основе проблемных ситуаций помогает выстроить стабильные межпредметные связи, обеспечивает коммуникативную направленность учебных занятий, а так-
Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку должно быть направлено на поиск таких форм обучения, которые способствовали бы реализации межпредметных связей и были нацелены на изучение явлений и ситуаций, характерных для будущей профессиональной деятельности.
же используемого учебного материала, что возможность анализировать, интерпрети-дает возможность при преподавании англий- ровать, делать выводы и умозаключения; ского языка воссоздать некоторый целост- 4) позволяет студентам высказать свою точный фрагмент культурной и профессиональ- ку зрения, проанализировать ее, сопоставив
ной реальности.
Проблемная ситуация создается преподавателем путем постановки познавательной проблемы. Так, при обучении профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов направления «Международные отношения» используется работа с ситуациями, созданными на основе радио- и теленовостных сообщений на английском языке. Содержание новости должно касаться международной или региональной проблемы, конфликта. Таким образом, материал является аутентичным, содержит профессиональную лексику, терминологию и погружает обучающихся в профессиональный контекст, то есть позволяет приблизить содержание обучения к практическим нуждам обучающихся. Студенты работают над новостным сообщением по следующему алгоритму:
1. Кратко изложите содержание новостного сообщения.
2. Прокомментируйте новостное сообщение: сообщите предысторию конфликта или проблемы.
3. Изложите различные точки зрения на данную проблему, конфликт, мнение официальных властей. Кто еще вовлечен в данный конфликт?
4. Проведите параллели с событиями в других странах.
5. Сформулируйте вывод. Выразите согласие или несогласие с определенной точкой зрения. Предложите различные сценарии дальнейшего развития конфликта.
Работа над подобными заданиями оказывается весьма эффективной, так как она
1) способствует интеграции знаний, полученных в ходе изучения других дисциплин;
2) позволяет студентам определить пробелы в своих знаниях и восполнить их; 3) дает
Технология проблемного обучения на основе проблемных ситуаций помогает выстроить стабильные межпредметные связи, обеспечивает коммуникативную направленность учебных занятий, а также используемого учебного материала, что дает возможность при преподавании английского языка воссоздать некоторый целостный фрагмент культурной и профессиональной реальности.
с мнением других.
Проблемные ситуации на основе новостных сообщений следует использовать для студентов старшего этапа обучения. У них уже должны быть достаточно хорошо развиты навыки и умения аудирования иноязычной речи, навыки работы с информацией (подбор, анализ, синтез, интерпретация).
Для успешного выполнения подобных заданий необходим широкий кругозор, который обычно формируется к старшим курсам.
В зависимости от уровня подготовки студентов задания могут полностью выполняться на занятии либо представлять собой конспекты ответов, заготовленных дома. Работа организуется в парах или малых группах, студентам предлагается обменяться мнениями и затем выработанные решения, сделанные выводы представляются на обсуждение всей академической группе. Преподаватель осуществляет контроль за работой, поочередно подходя к каждой паре/группе, при необходимости задает наводящие вопросы, вносит необходимые уточнения, разъяснения. Коррекция лексических и грамматических ошибок может происходить как непосредственно во время работы с парой/малой группой, так и в конце занятия при работе со всей группой.
Использование технологии проблемного обучение обеспечивает переход от коммуникативного подхода к интегративному, что на современном этапе становится одним из важных требований к процессу организации образовательного процесса. Очень важной является возможность предоставить и обеспечить условия для применения полученных знаний и умений за рамками самой языковой дисциплины. Это может быть
реализовано путем вовлечения студентов в проектную деятельность на иностранном языке, участие в международных проектах, при создании портфолио и др. Для решения задачи междисциплинарной интерграции необходимо уделять большое внимание отбору языкового материала, учитывающего профессиональную ориентацию студентов. Отбор должен проходить при тесном взаимодействии преподавателей по иностранному языку и профилирующих кафедр. Междисциплинарное взаимодействие подобного рода позволяет также определить содержательную сторону учебных материалов, последовательность их прохождения по курсам, терминологический минимум, примеры коммуникативных ситуаций.
Подводя итог, отметим, что цель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку определяет вектор поиска условий ее реализации через синтез знаний. В настоящее время интегративный подход в обучении иностранным языкам набирает силу, и хочется надеяться, что организация образовательного процесса в вузе на его основе принесет существенные результаты. I'
Литература
1. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. С. 4.
2. Погостинский Ю.А. Принципы и элементы проблемного обучения // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: тезисы докладов научно-методической межвузовской конференции. СПб: Изд-во СПбГУП, 1998. С. 255-256.
3. Рабочая программа дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» для направления подготовки 031900.62 Международные отношения / сост. С.И. Жолобов. Н. Новгород, 2014. С. 3.
4. Кузнецова Е.В. Методика обучения специалистов в области информационных технологий компьютерно-опосредованному общению на иностранном языке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012. С. 9.
5. Strevens P. The Learner and Teacher of ESP // ESP in the Classroom: Practice and Evaluation. Ed. D. Chamberlain & R.J. Baumgardner. Oxford: OUP, 1988. P. 39-44.
6. Игнатова В. А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования // Образование и наука. 2013. № 2. С. 3-17.
PROBLEM EDUCATION TECHNOLOGY'S REALIZATION IN TEACHING PROFESSION-ORIENTED ENGLISH LANGUAGE
E.V. Kuznetsova, Candidate of Pedagogy, Docent, E.S. Lukashenko, Candidate of Philology, Docent, The department of English language and professional communication, Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected], [email protected]
This article is devoted to the consideration of problem education technology's application features in teaching English language for professional communication of non-linguistic students. The authors underline advantages of this method; first of all, lecturer doesn't provide knowledge in prepared form but provokes students to search ways and means for solving problems. The article provides and analyzes an example of problem situation used for students of "International relations" in Linguistics University of Nizhny Novgorod, on the base of radio and TV news which allow recreating of professional reality's fragment. Application of this technology promotes creation of stable inter-subject links because for solving this problem students need not only linguistic skills, but also knowledge of professional subjects. In this case English language becomes a mean for professional skills' formation. The technology of problem education gives an opportunity to use integrative approach in education, which, in realization of federal state educational standards, should form all the necessary competences and it will help them to do professional activity successfully.
Key words: problem-based learning, professionally-oriented training, English language, problem situation, communication in a foreign language, critical thinking, listening, integrative approach.
References
1. Kovalevskaia E.V Genezis i sovremennoe sos-toianie problemnogo obucheniia: avtoref. dis... dok. ped. nauk [The Genesis and current state of problem-based learning. Abstract of doctor of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2000.
2. Pogostinskii Iu.A. Printsipy i elementy problemnogo obucheniia [Principles and elements of problem-based learning]. Problemy iperspektivy vysshego gumanitarnogo obrazovaniia v epokhu sotsial'nykh reform: Tezisy dokladov Nauchno-metodicheskoi mezhvuzovskoi konferentsii [Problems and prospects of higher humanitarian education in the era of social reform. Abstracts of Scientific-methodical conference]. St. Peterburg, Izd-vo SPbGUP Publ., 1998, pp. 255-256.
3. The working program of the subject "Practicum in culture of verbal communication" to guide the preparation 031900.62 International relations. Ed. by. S.I. Zholobov (in Russian). N. Novgorod, 2014.
4. Kuznetsova E.V. Metodika obucheniia spetsialistov v oblasti informatsionnykh tekhnologii komp'iuterno-oposredovannomu obshcheniiu na inostrannom ia-zyke: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [The technique of training of specialists in the field of information technologies of computer-mediated communication in foreign language. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. N. Novgorod, 2012.
5. Strevens P. The Learner and Teacher of ESP. ESP in the Classroom: Practice and Evaluation. Ed.D. Chamberlain & R.J. Baumgardner. Oxford: OUP, 1988, pp. 39-44.
6. Ignatova V. A. Integratsiia i differentsiatsiia kak universal'nye kategorii nauki i ikh otrazhenie v teorii i praktike estestvennonauchnogo obrazovaniia [Integration and differentiation as universal categories of science and their reflection in the theory and practice of science education]. Obrazovanie i nauka - Education and science, 2013, no. 2, pp. 3-17.