УДК 800.855 U.D.C. 800.855
РЕАЛИЗАЦИЯ ЖАНРОВОГО КАНОНА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧИ (на примере обращений граждан в официальные инстанции)1
В статье рассматривается построение обращений граждан в официальные инстанции (жалоба, заявление, ходатайство) с точки зрения канона жанра. В ходе исследования выявлено, что автор документа оказывается перед выбором: разрушить жанровый канон или остаться в рамках жанра. В большинстве случаев авторы делают выбор не в пользу жанрового канона, хотя именно он воспринимается должностными лицами как абсолютная норма. Также в статье с помощью примеров показывается, как разрешается коллизия между частным и официальным при создании текстового произведения.
Ключевые слова: жанровый канон, официально-деловая речь, документ, жанр, обращения граждан, жалоба, заявление, ходатайство, просьба.
А. В. Алексеева A. V. Alekseeva
THE GENRE CANON IN FORMAL SPEECH (the case of citizens appeals in official institutions)
The article is devoted to the structure of citizens' appeals to competent authorities (complaints, applications, petitions) from the point of view of the genre canon. The study reveals that the author of the documents has a choice either destroy the genre canon or stay within the genre. In most cases, the authors do not make a choice in favour of the genre canon genre, even though it is treated as an absolute norm by officials. Also, with the help of examples the article shows how to resolve a conflict between the private and the official to create the text.
Key words: genre canon, formal business speech, document, genre, citizens' appeals, complaints, applications, petitions, requests.
Построить документ в соответствии с каноном жанра достаточно сложно. Например, жалоба с точки зрения инструкций по делопроизводству должна включать пять компонентов, последовательность которых строго не закреплена, но рекомендуема для достижения поставленной цели: 1) вступительные этикетные формулы, обращение;
2) указание на причину отрицательной оценки действий конкретных лиц, их вину и меру причастности к факту, событию, ситуации с предоставлением доказательств противоправного деяния, явившегося поводом для жалобы;
3) правовая оценка, указание на то, какие нормы, правила, законы, инструкции были нарушены; 4) просьба о помощи в создавшейся ситуации, предложения по преодолению отрицательных последствий; 5) заключительные этикетные формулы.
Большая часть из проанализированных в ходе исследования жалоб включает основные компоненты канона жанра с некоторой трансформацией: а) изложение обстоятельств дела - информационная часть, в которой рассказывают о деянии, послужившем причиной жалобы; б) анализ обстоятельств дела. Это наиболее важная и объемная часть документа, в которой автор предлагает свою трактовку события, обосновывая ее с опорой на факты. В этой части перечисляются нормы закона, упоминаются документы, в которых зафиксированы нормы, нарушенные должностным лицом или гражданином; в) оценка людей и событий, например: Тов. ФИО вбила себе в голову, что в доме должен быть ТСЖ. Зачем нам пенсионерам, инвалидам, репрессированным, ветеранам и др. бедным людям эти
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 1204-00219 «Речевая деятельность в официально-деловой сфере: порождение и восприятие современного русскоязычного документа».
непомерные расходы? Зачем менять коней на переправе? Ведь скоро отопительный сезон. Эта ненормальная женщина, одержимая навязчивой идеей, нас погубит. Зачем меня - офицера запаса, строителя БАМа, железной дороги, участвующего в освоении целины какая-то никчемная женщина, попирая демократические законы, толкает вместе со всем домом обманом в «светлое будущее» (В статье приводятся примеры из документов организаций Омска и Омской области с сохранением орфографии и пунктуации авторов. Было проанализировано 1960 обращений граждан и 1720 ответов на обращения общим объемом 3680 единиц, относящихся к периоду 1998-2013 г.). Автор обращается к нравственным и этическим оценкам поступка должностного лица, поэтому эта часть текста наиболее эмоциональна. Адресант пытается привлечь адресата на свою сторону, повлиять на его решение. Заметим, что если информация оказывается в меру эмоциональной, рассматриваемая часть текста выполняет свою роль; г) характеристика личности анализируемого субъекта входит в структуру текста, когда жалуются на конкретное физическое лицо; д) заключение жалобы содержит указания на то, какой исход автор считает справедливым в соответствии с законодательством или этическими нормами.
Считаем, что признаки, выделенные Н. В. Орловой в характеристике жанра осуждение («многословность и описательный тип дискурса, причиной которых является неочевидность ситуации с точки зрения морально-нравственных критериев и необходимость выставить ее "в негативном свете"» [1, с. 54]), присутствуют и в рассмотренных нами жалобах, наряду с многозначной структурой, допускающей широкий спектр индивидуальных осмыслений.
Отметим также эмоциональный аспект жалоб: авторы, оформляя текст «по горячим следам», находятся в возбуж-
денном эмоциональном состоянии, что накладывает отпечаток на характер документа, существенно снижая уровень его официальности.
В некоторых документах запрет на эмоциональные формы так очевиден, что автор оказывается перед выбором: разрушить жанровый канон или остаться в рамках жанра и употреблять сугубо рациональную аргументацию, но не достичь желаемого эффекта. В большинстве случаев авторы делают выбор не в пользу жанрового канона, хотя именно он воспринимается адресатами - должностными лицами - как абсолютная норма; подобный выбор можно считать победой субъективного фактора. Таким образом, в соответствии с целями адресант строит документ так, чтобы вызвать сочувствие адресата, желание помочь. При этом он должен создать текст, обладающий свойствами официального документа. Вследствие этого возникает антиномия между личным характером интенции и содержания и институциональностью роли получателя. Интимно-личное начало этой коммуникации требует использования экспрессивной лексики, а фигура получателя - формализованного языка. Это создает диссонанс. Податель жалобы начинает текст вполне официально, он идентифицирует себя в традиционной для официальных документов форме: Уважаемая Администрация Президента Российской Федерации. Пишет вам гражданин ИОФ, проживающий в Омской области. Статус документа заставляет отправителя употреблять лексику и обороты, свойственные деловым документам, однако частное содержание «размывает» такое словоупотребление и в текст жалобы «вкрапляются» отступления разговорного характера, например: ...этот Горчаков Ю. И., что напротив живет, ни смотря, что ему 77-78 лет, на одной ноге, он не отступается как грязный мужичонка; Пишу третий раз ничего толку нет не знаю сколько еще писать.; «Может вы мне поможите так-как свое управление на все просьбы смотрит с закрытыми глазами.; Обратиться к вам меня заставила обида. Данные отступления, восходящие к обыденной коммуникации, приводят к снижению официальности текста. Тем не менее сохранение жанровой структуры позволяет констатировать, что автором учтены сущностные характеристики речевого жанра жалоба. Полная нейтрализация официального начала, вообще говоря, маловероятна, так как адре-сованность в инстанцию является прагматически релевантной чертой обращений граждан.
Таким образом, коллизия между частным и официальным разрешается здесь простым способом: создается текстовое произведение, в котором эклектически соединены компоненты, выражающие эти начала. Неразрешенность антиномии между частным и официальным выражается в нейтрализации одного из начал. Если в жалобе превалирует официальное начало и строение, соответствующее канону жанра, то она оказывается неспособной эмоционально воздействовать на адресата, он не может «вжиться» в проблемы пишущего и сопереживать ему. Тем самым текст не сможет выполнить той функции, которая на него возлагается.
Иногда игнорирование официального статуса адресата превращает документ во фрагмент бытовой коммуникации и влечет трактовку текста как несоответствующего официально-деловой коммуникативной ситуации: ИО.,
дайте им хороших тумаков, Горгазу Советского района, чтоб к Газовым печам были детали. На этом все. Будьте Вы и остальные здоровы; Пожалуйста, помогите решить вопрос, не загоняйте людей на помойки. Это очень стыдно и не делает чести никому; Милые вы наши родные большие братья, кто же о нас позаботиться, если не вы? Считаем, что такие тексты не просто малоэффективны, они выбывают из официальной коммуникации как нарушающие ее.
Оформить заявление в соответствии с каноном жанра, в отличие от жалобы и просьбы, проще: документ должен содержать указание на конкретное действие, относящееся к заявителю, иногда необходимо предоставление доказательств, дающих право реализовать права заявителя, т. е. указание на то, какие нормы, правила, законы регламентируют действие.
С точки зрения жанрового канона заявление интерпретируется как комплекс из четырех компонентов, наличие и последовательность которых регламентированы инструкциями: 1) заголовочная часть, включающая информацию об адресате (должность И. О. Фамилия), информацию об адресанте (ФИО, статус, иногда дополнительная информация, например, паспортные данные); 2) собственно просьба (информирование о необходимости совершить определенное действии); 3) мотивировка просьбы (изложение обстоятельств дела - информационная часть, в которой рассказывают о причине обращения, анализ обстоятельств ситуации с опорой на факты, нормы закона, документы); 4) подпись заявителя, расшифровка подписи, дата.
Приведем пример полной реализации жанрового канона:
ОАО «Омская энергосбытовая компания» Начальнику департамента продаж теплоэнергии И. О. Фамилия
от собственника, проживающего по адресу: И. О. Фамилия
Документы, подтверждающие права на собственность:
ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с увеличением оплаты за отопление в размере 100 % (ноябрь 2008 г. - 14,56р. - декабрь 2008 - 28 руб. м2 прошу предоставить информацию за указанный период по счетчикам на оплату - договор 9950 ТСЖ «Подгорный-2».
Являясь собственником жилья в соответствии с «Жилищным кодексом РФ» абоненты имеют право получать соответствующую информацию при подтверждении полномочий от юридического лица.
Доверенность ТСЖ «Подгорный-2» прилагаю.
Ответ прошу направить по адресу:
ФИО, подпись, дата
Являясь комплексным жанром, заявление включает, во-первых, побудительные высказывания, во-вторых, аргу-ментативные сообщения, подкрепляющие эти побуждения. При этом аргументативные сообщения способны не только следовать после побудительных высказываний, но и предшествовать им.
ФИЛОЛОГИЯ
Часто в заявлениях видим совпадение жанровых признаков просьбы и жалобы, например: Беззаконие, бумага все вытерпит, и как обследовалось наше жилье в общежитии, и как мы живем, голодные и полуодетые. Сейчас нет денег даже на хлеб и лекарства необходимые. Делопроизводители дают ответ в рамках жанра: На Ваше заявление к главе администрации об отказе в выделении материальной помощи сообщаю, что Вашей семье постоянно оказывалась и впредь будет оказываться материальная помощь из районного бюджета. Так в течение прошлого года через Фонд социальной поддержки было выделено 4024 руб. За два последних года Вы с сыном дважды оздоравливались по бесплатным путевкам в санаториях «Колос» и «Автомобилист». В январе 2008 года по решению Правления фонда Вам выделено 300 руб. для приобретения лекарств.
Анализ количественных данных показал, что большинство адресантов ошибаются, думая, что они пишут именно заявление: из 240 документов, которые идентифицировались отправителем как жанр заявление, канону жанра соответствовало только 105 документов, т. е. меньше половины.
Ходатайство в соответствии с каноном жанра должно содержать указание на конкретное действие, относящееся к ходатаю, с предоставлением доказательств, дающих право реализовать имеющиеся права (указать нормы, правила, законы, которые регламентируют действие). Стандартный набор компонентов совпадает с жанром заявлений: это комплекс из четырех компонентов, отличие в том, что их последовательность не регламентирована нормативными документами: 1) заголовочная часть, включающая информацию об адресате и об адресанте; 2) собственно просьба (информирование о необходимости совершить определенное действии); 3) мотивировка просьбы (изложение обстоятельств дела - информационная часть, в которой рассказывают о причине обращения, анализ обстоятельств ситуации с опорой на факты, нормы закона, документы); 4) подпись ходатая, расшифровка подписи, дата. Наблюдаем тенденцию приведения разных ситуаций к образцу, в котором воплощен предшествующий опыт человека, что порождает ритуализа-цию речевого поведения и находит выражение в формулярах. У должностных лиц появляется возможность быстро реализовать стратегический подход в стандартных речевых ситуациях. Следовательно, чем более формализована речевая ситуация, тем быстрее и результативнее она разрешается. Ходатай, используя коммуникативно-
ситуационные, прагматические стратегии, определяет выбор речевого жанра, причем более чем в 30 % анализируемых документов в реализации наблюдаем совпадение жанровых признаков у просьб, ходатайств, заявлений. Причину видим, во-первых, в том, что у ходатайств и заявлений совпал стандартный набор комплекса компонентов канона речевого жанра, во-вторых, в разграничиваемых жанрах совпала предикатная лексика, интенция реализуется с помощью лексемы просьба. Поэтому авторы не всегда различают переходы между границами жанров. Но, кроме предикатов, в семантико-синтаксических структурах, оформляющих речевые жанры обращений граждан, есть распространители, достраивающие семантическую ситуацию: а) о чем просят: в просьбах адресанты просят помочь в сложной жизненной ситуации; в заявлениях - помочь в реализации законных прав; в ходатайствах - просят за гражданином законодательно закрепить определенный социальный статус; б) как просят, сообщают, что требуют, почему, зачем. Для заявлений и ходатайств характерна клиширован-ность, минимальность словесного выражения, однопла-новость смыслов, конкретность тематики - это связываем
Оршкная С. А. Воробчукову KouMHft' J-rjraDs администрации В.Рарову ИмпШЬ,2Гу^ер11згору,Л .Полежаеву Копия Ж 3 П11езид«ии®>осягйокой Федераотл В.В.Цупщу
рЁ&шаеречье, проживающие по ул.
Здравствуйте Сергей лилтольекд Обращаются к Вам жители р.1 лУмпеглая, Мйпкореторок, i',n лег'Ок
л.:.»1яем Вам поведан, па одедцдопих. лыбарах для осуществления • их.". :£ieinni!.4 ...la ¡.»г ' ' "
ft лш с этим наш ! пакта человеку, за которого мы решая отдать СБС.1Г голоса. X.'. '
Ьатее десяти лег шип;: y:i иди остались без вода. »
!....t прошли все пнс-генщш . начиная с поселкового совета до администрации L [резидента (копии отпрсок пряйагаем).
Hi года е год картина повторяется, а воз к ныне там. Глава админист-ршдаи H.t'apos бойкотирует нее наши поручешн н просьбы. Его устраивает,. что тар. ч.тягшые и зтожилыо шэди таскают фляги с водой, которые
стране а::далн все н здорош.е я .[учтпттетоды жтанн.
■ да людей не жзает нзяего. Человек монархических взглядов у pyje рк.: . на. любящий пок.имие.ия, ®с,е; ЕЩОВ.и.ВДслщпте
Г: ргзл.. i а страны.
' '¡юн ш года б год ti пд;1ст:]?ачрущенатеплоЕая база нашего региона, ет водоснабжение иа);тир, когда-то благоустроенных с сан узлами, как после бомбежка и таких гомеров множество, оим поведением г-1 и шящыияег, пятно недоброжелательности ко »исходящему вокруг. У нас сложилось мнение, "что это нпколу. не-"jia, втжнгашщая -л-уа. гу \аос и беспредел его Коропевсксга ¿¡ели-яовнлка. И поэтому ььг решите бойкотировать на выборах все по-литячес! де партии, откоторых ;:ак от «няамолока.
отсутстг Пнвзшю,
BCÍMy III
ну-.ыцш i чества
.фi & С i'fc^jtftí?
и
ffi^MZHftV-i-
¿MÍ ^feifr
ib < ¿á fbMaH iwJco c н ^
// $axtifiad ~
Сс/гфеШ'-с
игшр^рЩ.
Г:е с- м /
с наличием формуляров-образцов. Для просьб, поскольку они оформляются не по шаблонам-образцам, характерны такие особенности и недостатки, как отказ от продолжения высказывания, перегрузка состава предложения повторами: полисиндетон, параллелизм, анафора, эпифора (структурные особенности); выражение модального значения убежденности, оценки (смысловые особенности); ссылки на более раннюю информацию, дробное членение информации на сегменты (информационная особенность).
Рассмотрим еще один речевой жанр - гражданский наказ, занимающий определенное место в составе коллективных обращений. Отметим, что одним из факторов, повышающих эффективность деловой коммуникации, является создание коммуникативно точного с точки зрения реализации жанрового канона текста. В случае с рассматриваемым жанром добиться этого сложно, поскольку определенного канона нет, есть только наименование жанра, пришедшее из истории делопроизводства. Законодательными актами права определены субъекты отношений, которые в гражданском наказе могут быть инициативной гражданской организацией, общественным объединением или, как в нашем случае, инициативными гражданами: Обращаются к Вам жители, проживающие по ул. Юбилейная, Мелиораторов, 60лет Октября... наш Вам наказ человеку, за которого мы решили отдать свои голоса.
Обращение граждан наглядно иллюстрирует наличие двух начал - личного и официально-делового. Пишущие понимают необходимость достижения максимальной эффективности деловой коммуникации, ориентируясь в первую очередь на убеждение получателя в своей правоте и, как следствие, побуждение его к необходимым управленческим шагам в интересах отправителя. Однако очевидна высокая сложность задачи: повлиять на систему убеждений получателя. Несмотря на отмеченные недостатки в выборе жанра, ведущим началом в этом документе является, с нашей точки зрения, официально-деловое по следующим причинам: документ стал составляющим звеном коммуникации «гражданин - должностное лицо», относящейся к разряду деловых коммуникаций. В нем определены статусные роли участников. Но отмечаем отсутствие конкретно обозначенной проблемы: обращение построено как изложение фактов, имеющих опосредованное отношение к предполагаемой проблеме. Отсутствует конкретное требование (просьба, пожелание), что расценивается как информативная (содержательная) неточность. Косвенная интенция, на наш взгляд, плохо влияет на эффективность коммуникации «гражданин - должностное лицо». Макротема репрезентируется косвенно, прямо выражен ряд микротем, обличенных в коммуникативные формы, больше соответствующие жалобе по поводу отсутствия водоснабжения на названных улицах: Более 10 лет наши улицы остались без воды... Параллельно развиваются такие микротемы: предстоящие выборы : Желаем Вам победить на предстоящих выборах для осуществления своих дальнейших планов!; неблагоприятная экономическая ситуация в районе: Район из года в год нищает: разрушена тепловая база, отсутствует водоснабжение; Пивзавод как после бомбежки и таких примеров множество; информирование необходимых организаций, в том числе и Президента; непринятие должностными
лицами мер (содержательно-подтекстовая информация -«беззаконие»): Мы прошли все инстанции, начиная с поселкового совета до администрации Президента (копии отписок прилагаем). Из года в год картина повторяется, а воз и ныне там; отказ отдать свои голоса на предстоящих выборах: И поэтому мы решили бойкотировать на выборах все политические партии, от которых как от козла молока. На основании информации, полученной в результате интерпретации данного текста, сложно сделать вывод, чего хотят от главы администрации области, президента обратившиеся граждане: У нас сложилось мнение, что это никому не нужная игра, втягивающая страну в хаос и беспредел его Королевского величества чиновника?
Адресат был поставлен в затруднительное положение из-за сложности определения жанра, вычленения необходимой для исполнения информации, обусловленной скачкообразным развертыванием темы документа, повлекшим за собой сбои в восприятии информации, поскольку микротемы «отопления улиц» не было в первичном документе: Уважаемые жители улиц..., на ваше обращение сообщаю: в ходе подготовки к отопительному сезону 20032007 за счет средств района и Программы модернизации ЖКХ были выделены индивидуальные отопительные котлыжителям...(перечислены 76 человек), установлен котел и смонтировано отопление за счет средств МУП ветерану труда ИОФ. Информация документа-ответа частично отражает одну из микротем входящего документа: В 2004 году запланировано строительство 700 м водопровода по перечисленным улицам и объединение этих улиц с главным водопроводом поселка. Подвод водопровода к домам от трассы будет производиться за счет средств владельцев домов. Адресанты преследовали цель - разрешить личную проблему (плохое водоснабжение улиц) при помощи администрации района в лице главы (должностное лицо), призванного курировать социальные объекты на своей территории. Должностное лицо декодировало информацию, результатом официально-деловой коммуникации стал ответ адресантам с объяснениями, как будет проходить водоснабжение улиц.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что каждый третий документ (35 % от общего числа) обращений, относящихся к жанрам просьбы, жалобы, заявления, ходатайства, не соответствует требованиям, предъявляемым к качеству документной информации. Часто нарушаются жанровые каноны. Перечислим типичные несоответствия жанровому канону: субъективность, неполнота информации, избыточность информации, неточность информации, эмоциональность и неаргументированность, нелогичность структуры текста. Все это отрицательно влияет на официально-деловую коммуникацию.
1. Орлова Н. В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 51-56.
А. В. Алексеева