Научная статья на тему 'Реализация здоровьесберегающих технологий в колледже'

Реализация здоровьесберегающих технологий в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в колледже»

здоровьесбережение

ван тренажерный зал, оснащенный спортивным инвентарем. В нем в вечернее время в студенты могут заниматься физкультурой под присмотром руководителя физического воспитания. Чаще спортзал посещают юноши, так как тренажеры подразумевают силовую нагрузку. Но и для девушек имеется необходимый спортивный инвентарь — гимнастические мячи, обручи, скакалки, гантели. Большой популярностью пользуется настольный теннис. Каждый вечер вокруг теннисного стола собирается большое количество студентов. В общежитии регулярно проводятся теннисные турниры «Первая ракетка общежития».

Немаловажную роль в формировании навыков здорового образа жизни играет правильная организация режима дня, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Студенты, проживающие в общежитии, должны самостоятельно обустроить свой быт: приготовить еду, навести порядок в комнате, постирать белье, выполнить

домашнее задание. Отсутствие правильной организации приводит к недосыпанию, повышенной раздражительности, стрессам, что не лучшим образом сказывается на их успеваемости и на состоянии здоровья в целом.

В начале учебного года воспитатели проводят занятия со студентами-первокурсниками по темам: «Научная организация труда студента», «Как организовать свой быт». В течение всего учебного года они учат студентов создавать и поддерживать благоприятные условия для проживания. Ведут разъяснительную работу, совместно со студенческим советом контролируют санитарное состояние комнат и бытовых помещений общежития.

Администрация и педагогический коллектив техникума стараются создавать благоприятные условия для проживания и обучения, а воспитатели — окружить теплом и заботой каждого студента.

реализация здоровьесберегающих технологий

в колледже

Г. В. Лебединский, преподаватель ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны»

Вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса приобрели в последнее время особенно важное значение. Для решения вопросов здоро-вьесбережения в нашем педагогическом колледже разработана программа формирования здорового образа жизни студентов, в рамках реализации которой колледж сталкивается с очень сложной проблемой — нежеланием значительной части студентов придерживаться правил здо-ровьесбережения. Поэтому важную роль играет в этом процессе содержание каждого предмета и позиция каждого преподавателя колледжа.

Преподаватель информатики и ИКТ, как и любой предметник, в условиях реализации ФГОС нового поколения должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, заданий на использование обобщенных способов деятельности и создания студентами собственных продуктов в освоении знаний по ЗОЖ. Чтобы решать эти задачи, важно понять что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Именно педагог способен сделать для здоровья обучающихся больше, чем врач. Образовательная организация остается той социальной структурой, в которой

обучающиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить устойчивые навыки здорового образа жизни на всю жизнь. Формирование здоровья педагогическими средствами имеет более широкий фронт, нежели педагогическое сопровождение лечения, профилактики и реабилитации, но является стратегическим направлением и базируется на системном подходе [1, с. 414].

Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяют как здоровьесберегаю-щие образовательные технологии [2, с. 34].

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как

- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ -

качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», так и как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [3, с. 20].

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [4].

Целями здоровьесбережения на занятиях считаю создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья студентов; создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению их к здоровому образу жизни.

Вредные факторы на уроках информатики:

• стесненная поза в течение длительного времени;

• воздействие электромагнитного излучения; вокруг монитора — электростатические и электромагнитные поля, от монитора — незначительное рентгеновское излучение;

• утомление глаз, нагрузка на зрение; из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у некоторых студентов возникает головная боль и головокружение;

• постоянная нагрузка на суставы кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими;

• стресс при потере информации во время работы за компьютером; это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

Для снижения вредного влияния ПК решаю следующие задачи:

1. Поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий. В классе должны быть специальные компьютерные столы и стулья, компьютеры размещены вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди. Для поддержания воздушно-теплового режима (температуры 19-21 °С и влажности

50-60 %) использую кондиционер и естественную (сквозную) вентиляцию. Комбинирую естественное и искусственное освещение. Проводится ежедневная влажная уборка.

2. Создание психологически комфортной среды в процессе обучения. В одних случаях — доброе слово или народная мудрость, в других — юмор, афоризм с комментарием, стихотворения, музыкальная минутка и т. п., но всегда стараюсь понять студентов и помочь им. У них не должно быть стеснения или страха, если требуется обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряженность и скованность приводят к утомлению и усталости), чувство успеха при выполнении заданий положительно влияет на здоровье человека.

3. Грамотное построение занятий с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки. Для этого необходимо придерживаться инструкций по технике безопасности и правил поведения в компьютерном кабинете, рекомендаций по соблюдению правильной осанки, временных ограничений работы за компьютером, применять комплексы упражнений для снятия напряжения. Систематически провожу гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение — сидя на стуле. 1-2. Плавно наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение — сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4. Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Правую руку вперед, левую вверх. 3-4. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. Исходное положение — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4. Локти отвести назад, прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. Исходное положение — сидя. 1-2. Поднять руки через стороны вверх. 3-4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Предоставление знаний по предмету, несущих воспитательное воздействие, в том числе формирующих здоровый образ жизни студентов; при составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На занятиях в зависимости от содержания учебного материала планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например: составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни; составление графиков и диаграмм; разработка презентаций, плакатов, эмблем; поиск информации в интернете и разработка веб-страниц; разработка презентаций для других занятий (физика, химия, биология и т. д.), где можно освещать вопросы здоровья. Осуществление межпредметных связей, проектной деятельности, индивидуальной и групповой работы.

Содержание занятий составляют задачи, практические работы, которые связаны с темой здоровья — физическим, психическим и духовно-нравственным. Через выполнение таких работ студенты знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Занятия нацелены на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, факторов, воздействующих на организм, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью, собственному и окружающих.

Пример задания практической работы:

В 4-м классе во время внеклассной работы по математике с помощью таблицы решается задача: «Стакан лимонада содержит 15 калорий, 1 кусок торта — 150 калорий, 1 драже «Тик-Так» — 2 калории. Во время обеда Буратино выпил 5 стаканов лимонада, съел 20 драже «Тик-Так» и 4 куска торта. Мальвина съела 2 драже «Тик-Так», 1 кусок торта и выпила 1 стакан лимонада. Пьеро выпил 2 стакана лимонада и съел 2 куска торта. Дуремар съел 3 куска торта и выпил 2 стакана лимонада. Сколько стаканов лимонада было выпито, кусков торта и драже «Тик-Так» съедено; сколько калорий употребил каждый участник обеда; сколько калорий содержалось во всем выпитом лимонаде, всех съеденных кусках торта и драже «Тик-Так». Смодели-

ЗДОРОВьЕСБЕРЕЖЕНИЕ

руйте задачу при помощи электронной таблицы. Ответьте на вопросы в задаче.

5. Использую современные педагогические технологии. Среди классификационных параметров технологии уровневой дифференциации потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье студентов видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого студента на уровне его возможностей и способностей. У преподавателя появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному. Сильные студенты активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание. Важная отличительная особенность технологии — разработанный подход к оцениванию знаний студентов.

Особые средства обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс, — контроль и оценка, направленные на дифференциацию уровня знаний студентов. В колледже действует рейтинговая система оценивания, которую и я применяю. Каждый вид учебной работы студента оценивается определенным количеством баллов. Если он набрал меньше баллов, чем хотел бы, в отведенное для консультаций время имеет возможность добрать. Это позволяет сводить к минимуму стрессы.

Для адаптации первокурсников к условиям образовательной среды создана психофизиологическая лаборатория в составе педагогов-психологов М. В. Синченко, Е. В. Раткевич, преподавателя информатики Г. В. Лебединского и социального педагога Е. Н. Галынской В работе используем опросник Климова «Профессиональное предпочтение», методику Филлипса на выявление уровня тревожности, опросник Басса-Дарки на выявление агрессии. С помощью данного инструментария выявляем особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в колледже, даем рекомендации руководителям групп, преподавателям, способствующие благоприятной адаптации. Преподаватели, руководители групп, социальный педагог, соблюдая рекомендации, работают по созданию благоприятной психологической атмосферы в группах, осуществляют систему мероприятий, способствующую успешной адаптации студентов: вовлечение в творческую, трудовую деятельность, проведение групповых тематических часов, психологических тренингов, совместных экскурсий.

- здоровьесбережение -

Здоровьсберегающий подход в развитии успешности студентов перспективен. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, интерес к познавательной деятельности в целом. Способом решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья студентов несомненно является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

1. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-метод. пособие / ред. кол-

легия: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина [и др.]. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 627 с.

2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. редакцией Э. М. Казина. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 355 с.

3. Смирнов Н. К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.

4. Ещенко Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя информатки. — URL: http:// econf.rae.ru/article/4972.

5. Здоровьесберегающие технологии в образовании. — URL: http://wiki.uspi.ru/index.php.

комплексное здоровьесберегающее

и психолого-педагогическое сопровождение

профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста

Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж» Н. В. Кречетова, начальник отдела учебно-методической работы

Много лет в основе образовательной деятельности Анжеро-Судженского политехнического колледжа лежит формирование здорового образа жизни обучающихся. Накопленный опыт позволил с сентября 2014 года стать базовым учреждением Кузбасского регионального института развития профессионального образования на период проведения инновационной деятельности по теме «Комплексное здоровьесберегаю-щее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста».

Заинтересованными в результатах деятельности являются не только педагоги, но и студенты, родители, выпускники, социальные партнеры.

На первом этапе проведен анализ здоровье-сберегающей деятельности колледжа, выявлены ее сильные и слабые стороны, определены основные направления. Конечным результатом инновационной деятельности станет программа комплексного здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения студентов колледжа.

Для разработки и апробации программы были определены две группы студентов первого го-

Л. П. Гаранина

Н. В. Кречетова

да обучения по специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (50 человек), составлена профессио-грамма с участием работодателей и выпускников колледжа.

Результаты диагностики, анализ успеваемости и опрос классных руководителей подтвердил наличие дезадаптации у обучающихся групп риска, что проявлялось в снижении интереса к учебе, повышенной утомляемости. Возникла необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на повышение адаптивных возможностей организма и коррекцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.