теории жанров.
Заведующий отделом культуры Айвар Валеев говорит о смешении жанров как о следствии их незнания, с одной стороны, с другой - явлении постмодернизма. Руководитель службы «Стиль жизни» Владимир Спешков считает жанровое смешение отражением времени «микс», когда переплетаются разные культуры и течения. Как обратный процесс он отмечает появление тоски по классическим жанрам. Заведующая отделом писем Нина Чистосердова считает лучшим на сегодняшний день жанром жанр интересный. «Не правда, что длинные тексты сегодня не читают. Напишите интересный очерк или фельетон, и они будут прочитаны. Их мало, потому что писать их довольно сложно».
Как мы видим, один из основных критериев при построении текста - ориентация на читательский интерес. Исследователи считают, что на сегодняшний день в теории журналистики более подходящим является понятие «публицистический текст». Оно отражает раскованность публицистики, персонификацию журналистики, работу ее в режиме диалога с аудиторией. Но в любом случае текст должен опираться на доминирующие в нем жанровые признаки, чтобы позволять автору достичь целей: дать оперативную информацию и необходимый анализ происходящего, создать ее понятийно-образную картину.
Богданова Н.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОРПОРАТИВНОМ ИЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
С начала 1990-х годов в России наблюдалось медленное и постепенное, а с середины - быстрое и скачкообразное развитие различных структур «паблик рилейшнз» в государственных органах. Стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности РЯ-служб. проявляется, прежде всего, в определенной информационной политике. В настоящее
время она приобрела огромное значение в деятельности органов государства, что обусловлено вступлением человечества в новую фазу развития - открытое информационное общество.
По определению, данному профессором С. Блэком в его работе «Паблик рилейшнз. Что это такое?», паблик рилейшнз - это установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности. В целом же все существующие определения связей с общественностью сводятся к одному: природа «паблик рилейшнз» состоит в создании благоприятных условий для деятельности организации. Особенности связей с общественностью, которые, как мы уже определили, являются видом коммуникационной деятельности, зависят от коммуникационной системы, к которой они принадлежат.
Коммуникационная система - это логически завершенные комплексы действий по целенаправленному производству и распространению информации, призванной оказывать запланированное воздействие на целевые группы.
В данном случае место связей с общественностью находится в универсальной коммуникационной системе. Характер движения информации по универсальной коммуникационной цепи можно представить так: «передатчик информации - приемник информации - обратная связь».
Какие же задачи ставят перед собой связи с общественностью в государственной организации? Наиболее полным и конкретным является выделение функций РЯ-службы в госструктуре в книге А. Н. Чумикова и М. П. Бочарова «Связи с общественностью: Теория и практика».
- установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;
- информирование общественности о существе принимаемых решений;
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
- прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
- формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
На наш взгляд, главным фактором эффективности связей с общественностью является открытость и демократичность государственной службы и формирование позитивного образа государственных институтов в глазах граждан.
Закрытость государственных органов, их слабое взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что чревато протестом против бюрократизма и коррупции и даже социальными потрясениями.
Возможности РЯ активно используются для повышения открытости государственной деятельности и приближения к интересам граждан.
Мы считаем, что наиболее успешным средством реализации задач связей с общественностью в государственных структурах является создание корпоративного издания.
В целом корпоративное издание в теории журналистики рассматривается как одно из средств массовой информации. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета А. Д. Кривоносов дает такое определение: «корпоративное издание - это периодическое издание (журнал, газета, бюллетень), отражающее корпоративную философию субъекта РЯ - учредителя издания - и являющееся одним из инструментов позиционирования или приращения капитала данного субъекта РЯ».
Преимущество этого направления в информационной политике организации в том, что корпоративное издание дает возможность непосредственного обращения к аудитории и быстрого доступа к информации. Учреждая собственное средство массовой информации, государственный орган вырабатывает эффективный механизм доведения до общества сведений о своей деятельности, а также свободного выражения взглядов, мнений представителей государственной власти по подведомственным им вопросам.
В наш век всеобщей глобализации чаще всего в роли корпоративного издания выступает собственный Интернет-ресурс (вебсайт) организации.
Интернет-журналистика - это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятель-
ность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук - любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.
Что нового привносит в журналистику Web?
• интерактивность (возможность не только что-то сообщать обезличенному читателю, но и узнавать его реакцию);
• персональную ориентированность (возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя/группы читателей);
• инфоцентричность (возможность глубокой иерархичности информации, которая допускает практически любую степень детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение);
• мгновенность;
• измеримость (счетчик посещений, позволяющий оценить популярность той или иной публикации);
• гибкость (возможность излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять);
• экономичность (веб-издание при равных условиях намного дешевле бумажного).
Мы выбрали для анализа структуры корпоративного издания государственной организации официальный сайт Арбитражного суда Челябинской области.
Официальный сайт Арбитражного суда - это узко ориентированное информационное корпоративное издание, рассчитанное как на внешнюю (потенциальные и реальные участники судебного разбирательства, люди, непосредственно относящиеся к юриспруденции, представители средств массовой информации, а также широкая общественность, интересующаяся экономическими спорами), так и на внутреннюю целевую аудиторию (судьи и работники аппарата суда).
Особую роль в дизайне сайта играет государственная символика Российской Федерации (цвет, флаг, герб), а также символ судебной власти - статуя Фемиды, богини Правосудия. Официальный стиль в данном случае не только способствует узнаванию госу-
дарственной организации, но и поддерживает и укрепляет авторитет правосудия.
Сайт призван воплощать в реальность информационную политику судебной системы, направленную на гармонизацию отношений судебной власти и общества, пропаганду идей правосудия, формирование положительного образа судебного органа, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации, формирующих общественное мнение. Суды в большинстве своем остаются в информационной блокаде, что лишает их возможности публично отстаивать свои интересы. Серьезный урон авторитету судов наносят некомпетентные, тенденциозные, нередко заданные выступления отдельных средств массовой информации. А все это, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие. Поэтому создание Интернет-ресурса, который предоставляет широкой аудитории непосредственную и правдивую информацию о суде - это своеобразная реабилитация в глазах общества.
Содержание данного сайта полностью посвящено деятельности арбитражного суда, который осуществляет правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содержание подчиняется структуре сайта, который состоит из нескольких разделов:
• Главная страница - своеобразное «лицо» суда. Здесь публикуется обращение к посетителям сайта председателя суда, помещается его фотография и краткая биографическая справка, которая предоставляет читателям возможность узнать человека, руководящего и направляющего деятельность суда.
• Новости. Постоянно обновляемый раздел, который предоставляет достоверную информацию о деятельности Арбитражного суда и всех его преобразованиях и нововведениях. Здесь же публикуются пресс-релизы, а также доклады председателя по итогам работы суда за конкретный период времени, приуроченный к какому-либо собранию или совещанию.
• О суде. Раздел, который содержит информацию о том, что собой представляет арбитражный суд, его история создания и развития, его цели, задачи, организационная структура, представлены также сотрудники организации, контактная информация
каждого из них. Здесь же публикуются отчеты разной степени периодичности о деятельности суда, приводится статистика по количеству и качеству рассматриваемых дел.
• Арбитражный процесс. Здесь содержится подробное изложение процесса обращения гражданина в орган арбитража, поэтапное рассмотрение его действий,
• Арбитражная практика. Раздел, который содержит обобщение уже сложившейся судебной практики, на которую, помимо законодательства, опираются судьи.
• СМИ и суд. Этот раздел создан специально для средств массовой информации. В нем они могут найти правовые основы взаимодействия суда и СМИ (положение об аккредитации средств массовой информации при арбитражном суде, положение о порядке предоставления информации представителям СМИ), которые регулируют это процесс, информируют журналиста о его правах и обязанностях. Также в разделе представлен обзор публикаций об арбитражном суде, интервью с председателем суда, его заместителями, а также судьями в различных периодических изданиях, что позволяет систематизировать информацию.
Сегодня сайт совершенствуется и развивается. В ближайшем будущем будет изменен дизайн, расширено содержание, добавлены новые разделы:
• Календарь судебных слушаний для того, чтобы стороны, участвующие в процессе, представители СМИ и граждане, которые хотели бы присутствовать на открытом судебном заседании, смогли узнать его дату, время и место, где будет проходить судебное разбирательство.
• Поиск по номеру дела.
• Фотогалерея.
• Обратная связь: возможность задать вопрос и получить на него ответ, который будет опубликован в этом разделе.
• Также будут публиковаться судебные акты, решения суда, что позволит облегчить ориентирование прессы в рутине судопроизводства, продемонстрирует заинтересованность судов в привлечении внимания общественности к своей работе.
Главной целью, которую преследует создание и поддержание судом собственного Интернет-издания, является необходимость
беспристрастного и объективного освещения деятельности арбитражного суда, а также формирование положительного отношения к правосудию, поддержание авторитета судебной власти. Это обусловлено сегодняшним состоянием журналистики (желтая пресса, ангажированность отдельных изданий), а также специфичностью категории споров, рассматриваемых в арбитраже. Часто арбитражный суд рассматривает довольно «громкие» дела, которые вызывают общественный резонанс и желание представителей средств массовой информации, лояльных какой-либо стороне процесса, вмешаться в процесс и оказывать «давление» на суд. Поэтому открытость и прозрачность правосудия как объективный критерий независимости судебной власти необходима, дабы судебный орган не производил впечатления того, что он неоправданно скрывает информацию или старается «отгородить» судебный процесс от СМИ, а в конечном итоге, и от общественности. Результатом же соблюдения принципа гласности правосудия будет общий рост доверия к судебным решениям, снижение конфликтного информационного фона и уменьшение числа негативных публикаций.
Издание ориентируется еще и на судей и работников аппарата суда. Поэтому оно отражает взаимодействие руководителей и подчиненных, конфликтные ситуации, их преодоление, анализ управленческих решений и другие наиболее важные стороны корпоративных отношений. На сайте публикуются приказы и распоряжения руководства, информация по реорганизации управления, о вакансиях, перемещениях сотрудников, поощрениях. Таким образом, возможность осведомления «внешнего» читателя о внутренних делах также способствует укреплению доверия к организации, которая не боится о себе рассказывать.
Подводя итог, хочется сделать вывод о том, что сайт Арбитражного суда Челябинской области - это перспективно развивающееся направление информационной политики судебной системы, направленной на создание положительного образа суда. Сайт соответствует главному критерию авторитетности правосудия - гласности и открытости перед лицом общественности. Это наглядно подтверждает структура сайта, которая позволяет дать обширное представление о деятельности Арбитражного суда, то
есть находит реализацию одна из главных задач связей с общественностью в государственных структурах - поддержание информационного открытости.
Винни кова А.
КИНОРЕЦЕНЗИЯ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ
Все журналистские тексты подразделяются на жанры в соответствии с теми характеристиками, какие они имеют. По сходству этих характеристик журналистские произведения могут быть объединены в отдельные группы в соответствии с определенными жанровыми признаками.
Л. Е. Кройчик - один из наиболее авторитетных исследователей в области теории жанров - дает такое определение этому понятию: «Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а системой элементов формы» [1; 135], элементы жанра создает причудливая комбинация ответов на вопросы: что? кто? где? когда? каким образом? почему? В конечном итоге Л. Е. Кройчик определяет жанр как относительно устойчивую структурно-содержательную организацию текста, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней автора.
Тексты подразделяются на жанры в соответствии с определенными характеристиками, наиболее существенные из которых обусловлены, прежде всего, своеобразием предмета журналистики и способом отображения. «В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении и конфликты, а также личность человека» [3; 4].
A.A. Тертычный под журналистскими жанрами понимает устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками - жанрообразующими факторами.