Научная статья на тему 'Реализация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: проблемы теории и правоприменительной практики'

Реализация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: проблемы теории и правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВИДЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / ХАРАКТЕР И СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / TYPES OF CRIMINAL PUNISHMENTS / CHARACTER AND LEVEL OF SOCIAL DANGER OF COMMITTED CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Дворецкий Михаил Юрьевич

Анализируется реализация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, проблемы теории и правоприменительной практики. Исследуются особенности реализации отдельных видов в настоящее время, вносятся предложения по их оптимизации и повышению эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Дворецкий Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL TRACK OF DRUGS, PSYCHOTROPIC THINGS AND THEIR ANALOGUES: PROBLEMS OF THEORY AND LAW-APPLIED PRACTICE

The realization of criminal responsibility for illegal track of drugs, psychotropic things and their analogues, problems of theory and law-applied practice are analyzed. The features of separate types realization nowadays are researched, the offers of their optimization and efficiency rise are given.

Текст научной работы на тему «Реализация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: проблемы теории и правоприменительной практики»

УДК 343.2/.7

РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

© Владимир Юрьевич СТРОМОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, проректор по экономико-правовым вопросам и инфраструктурному развитию, e-mail: [email protected] © Михаил Юрьевич ДВОРЕЦКИЙ

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета государственного управления и права, e-mail: [email protected]

Анализируется реализация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, проблемы теории и правоприменительной практики. Исследуются особенности реализации отдельных видов в настоящее время, вносятся предложения по их оптимизации и повышению эффективности.

Ключевые слова: уголовная ответственность; виды уголовных наказаний; характер и степень общественной опасности совершенных преступлений.

Поскольку проблема наркотизации российского общества является многоаспектным социальным, экономическим, правовым и медицинским явлением, создающим в настоящее время реальную угрозу безопасности государства, то при этом универсальные социальные, экономические и медицинские составляющие находятся в основном во внутригосударственной сфере, а правовая сторона носит также и международный характер. Так, по мнению экспертов Программы ООН по международному контролю над распространением наркотиков (ЮНДКП), даже несмотря не усиление координации действий и предпринимаемые меры, международному сообществу так и не удалось изменить негативную ситуацию к лучшему. Согласно официальным статистическим данным ООН, подтверждается тенденция стабильного роста их незаконного оборота. В соответствии с аналитическим докладом демографического департамента ООН: в 2003 г. прогнозировалось, что к 2050 г. население Земли будет примерно 9 млрд человек, а все возрастающая смертность составит более 200 млн человек, в т. ч. и массовой болезни наркоманов - СПИДа, и еще около 200 млн человек просто не родятся, т. к. снижение

рождаемости является ярко выраженной общемировой тенденцией.

Так, например, в Российской Федерации к началу 1997 г. население страны насчитывало 147,5 млн человек, сократившись до уровня 1989 г. на 1,2 млн человек. При этом динамика продолжительности жизни россиян сократилась на 6,6 года для мужчин и на 2,8 года для женщин, позволив по данному показателю России отстать от цивилизованных государств: для мужчин - на 16-18 лет, а для женщин - на 10-12 лет и находится среди государств мира с самой низкой рождаемостью. На основании самых оптимистичных прогнозов демографов, население страны до 2020 г. должно было сократиться еще на 7,5 млн человек. В свою очередь, в настоящее время численность работоспособного населения Российской Федерации впервые стало меньше, чем непосредственных пенсионеров. Одновременно количество лиц, регулярно употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, начиная с 1989 г., возросло почти в четыре раза. Вследствие того, что в 2000 г. наркоманами в мире являлись 180 млн человек, составляющих более 3 % населения Земли, а уже к 2013 г. их число превысит 250 млн человек, именно это обстоятельство позволяет констатировать

рост данного распространенного, статистически устойчивого и крайне негативного социального явления. Исходя же из официальной экспертной оценки ООН, в целом международной наркотрафик приносит прямой доход более чем в 400 млрд долларов США ежегодно, составляя почти 9 % всего мирового товарооборота, и в нем незаконно постоянно непосредственно принимают активное участие до 2 млн человек.

Поскольку наша страна вплоть до середины 80-х гг. ХХ в. находилась в стороне от мирового наркотрафика, то непосредственное потребление тогда ограничивалось только лишь отдаленными районами республик Средней Азии, использованием некоторыми рецидивистами морфия и курением анаши незначительной частью антисоциальной молодежи. Как нам представляется, весьма показательно, что в структуре советских правоохранительных органов отсутствовали специальные подразделения по борьбе с наркотиками. В свою очередь, в настоящее время согласно экспертным оценкам, ежегодный оборот наркотиков в Российской Федерации составляет более 300 т, а международная наркомафия считает ее наиболее перспективным транзитным регионом, сверхдоход-ным неисчерпаемым рынком сбыта и также непосредственно сверхрентабельной сырьевой базой. На сегодняшний день именно Российская Федерация является главным объектом экспансии мирового наркотрафика. В стране постоянно растет доля именно наркотических средств зарубежного происхождения, достигающая в настоящее время свыше 60 % всех употребляемых российскими гражданами наркотиков. Согласно пессимистичным выводам экспертов прогнозируется рост поставок наркотических средств и, прежде всего, героина из талибовского и постта-либовского Афганистана через среднеазиатские государства бывшего СССР. Вследствие того, что на сегодняшний день в Российской Федерации регулярно употребляют наркотики более 3,5 млн человек, составляющие 2,5 % всего населения страны и это в 2,5-3 раза больше, чем в начале 90-х гг. ХХ в., то каждый год на территории бывшего Советского Союза непосредственно реализуются: 350400 т героина, что составляет 10 % производимого в государствах «Золотого полумесяца» героина. По нашему мнению, Россия бы-

стро превращается в крупнейшую наркоимперию, поскольку объем продажи наркотиков в ней ежегодно удваивается, а преступность, связанная с их оборотом, увеличилась в десятки раз. В свою очередь, в результате регулярно осуществляемых операций подразделениями МВД, ФСБ, таможенной службы и наркополицейскими из оборота изымается только лишь чуть более 1 % всех распространяемых наркотических средств и психотропных веществ. По этому поводу бывший руководитель Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Виктор Черкесов констатировал: «Считается эффективной работа спецслужб, когда из оборота изымается от 7 до 15 % всех наркотиков, и пока мы не можем подойти даже к нижнему порогу этих значений». Как нам представляется, сопоставив данные показатели (конфискуемые в настоящее время 500 т наркотиков, составляющих чуть более 1 % от всего распространяемого и 15 % на далекую перспективу противодействия наркотрафику) необходимо сделать вывод о чрезвычайной сложности и крайней негативности ситуации в этой сфере.

Одной из основных причин наркотизации российского общества является фактическая недооценка ее реальной социальной опасности, непосредственной угрозы, прежде всего, самому генофонду страны. Крайне неудовлетворительной остается деятельность практически всех органов государственной власти и управления разных уровней по выявлению, постановке на учет, лечению больных наркоманией, их последующей реабилитации и ресоциализации. Исходя из того, что наркотизмом считается массово распространенное, статистически устойчивое социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и психотропных веществ с соответствующими последствиями, представляются несоответствующими действительности официальные данные, характеризующие количество лиц, употребляющих наркотики не в медицинских целях, не отражая при этом действительного уровня. Так, например, уровень зарегистрированных лиц, непосредственно больных наркоманией (первичное обращение в медицинское учреждение), вырос в следующих пропорциях: с 0,9 % в 1970 г., 1,3 %

в 1980 г., 2,1 % в 1985 г., 31,0 % в 1997 г., 43,5 % в 2003 г. до 55,7 % в 2012 г. И это далеко не полные статистические данные в силу крайне высокой латентности наркотизма.

Приведенные сведения статистики о зарегистрированных преступлениях, связанных с наркотиками, непосредственно показывают следующие обстоятельства: во-первых, постоянный рост регистрируемых преступлений, начиная с 1990 г.; во-вторых, наибольшую долю среди них составляет общественно опасное деяние в виде нелегального изготовления или приобретения, или хранения, или пересылки наркотических средств или психотропных веществ. Большая часть

именно этих преступлений совершается без цели сбыта, т. е. самими потребителями наркотиков. Необходимо также отметить низкий удельный вес преступлений, непосредственно совершаемых наркоманами (0,1-0,3 %) и лицами, находившимися в состоянии наркотического и токсического опьянения (0,2-0,9 %). Так, материалы уголовных дел свидетельствуют, что большинство преступлений наркоманы совершают ради добычи самих наркотиков или средств для их последующего приобретения. Поскольку подавляющую массу осужденных за этот вид преступлений составляют подростки и молодежь в возрасте до 30 лет, то очень высок удельный вес лиц, не имеющих постоянного источника доходов. По нашему мнению, устойчиво прослеживается тенденция возрастания доли наркоманов женского пола (например, наибольший рост наблюдался с 6,5 % в 1992 г. до 13,1 % в 1997 г.). Как нам представляется, безусловно, наркомания относится к условиям, способствующим общему росту всей преступности в стране. Само число преступлений, связанных с наркотиками (ст. 228-234 УК РФ), в Российской Федерации, как правило, возрастает (например, если в 1989 г. их было зарегистрировано 13 тыс. 446, в 2000 г. эта цифра уже составила 243 тыс. 572 деяния, в 2006 г. - 209 тыс. 892 деяния, а в 2011 г. -213 тыс. 487 деяния), т. е. увеличившись в 2011 г. по сравнению с предыдущим пятилетним периодом на 1,7 %.

На основании вышеизложенных нами фактов можно сделать вывод о том, что отечественным законодателем неудовлетворительно первоначально были сформулированы составы деликтов, непосредственно свя-

занных с рассматриваемым явлением, недостаточно разработана координация деятельности тех субъектов, которые призваны осуществлять контроль и противодействие наркотизации. Под правовой политикой противодействию наркотизации общества следует понимать научно обоснованную, целенаправленную, системную деятельность, направленную на создание эффективного механизма урегулирования отношений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, по оптимизации нейтрализации и предотвращения причин и условий, обусловливающих данное явление. Она должна непосредственно заключаться в разработке и осуществлении нормативно-правового планирования, в принятии законов, в реализации и совершенствовании действующего законодательства. Правовая политика в настоящее время имеет приоритеты, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, ставя главной своей целью позитивное воздействие на причины и условия данного вида преступности, ее динамику и структуру, которые, в первую очередь, приведут к непосредственному приостановлению роста оборота и незаконного потребления наркотиков, а затем к поэтапному сокращению наркомании и связанных с ней преступлений до минимального уровня опасности для российского общества и государства.

В сформулированных на сегодняшний день законодательных инициативах предложено следующих два концептуальных направления противодействия наркотизации:

1) усиление всех видов юридической ответственности; 2) контроль над действиями государственных служащих. Поскольку даже и не ставя под сомнение важность и актуальность их реализации именно в настоящее время, представляется то, что они являются только лишь частичным решением этой проблемы. Нам необходимо констатировать, что исходя из заявленной темы, мы проанализируем роль уголовного права в предупреждении данного вида преступности через один из основных его уголовно-правовых институтов. По нашему мнению, именно посредством института уголовной ответственности определяется, какие виды общественно опасных форм поведения, непосредственно свя-

занных с наркотизацией, объявляются преступлениями, т. е. закрепляются масштабом криминализации. Четкость критериев криминализации и, прежде всего, социальная обоснованность уголовно-правового запрета выступают своеобразным гарантом по обеспечению прав человека и гражданина в рассматриваемой сфере, т. к. исключает необоснованное расширение, или наоборот, уменьшение круга деяний, подпадающих под действие уголовного закона. Соответствующая уголовно-правовая политика современного правового государства фактически осуществляется непосредственно способами криминализации, декриминализации, пенализации, депенализации, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, реализуется согласно положениям следующих общеправовых принципов:

«1) социальной обусловленности;

2) научной обоснованности;

3) устойчивости и предсказуемости;

4) легитимности, демократической сущности;

5) гуманности и нравственности;

6) справедливости;

7) гласности;

8) сочетания интересов личности и государства;

9) приоритетности прав человека;

10) соответствия международным стандартам» [1, с. 33].

Поскольку предлагаемые меры по усилению уголовной ответственности сводятся в основном к ужесточению санкций в УК РФ и являются реакцией государства на уже со-

вершенное деяние, то данные законодательные инициативы представляется возможным поддержать только лишь с учетом соразмерности и целей наказания [2-4].

1. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000, ноябрь.

2. Асеев А.А., Дворецкий М.Ю. Направления совершенствования уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Проблемы экономической безопасности России и роль таможенных органов в ее обеспечении: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. Ростов н/Д, 2007. С. 61-72.

3. Дворецкий М. Ю. Направления повышения эффективности уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в российском уголовном законодательстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2 (58). С. 497-503.

4. Дворецкий М.Ю., Комиссаров В.С. Современная уголовно-правовая политика в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов // Вестник Московского государственного университета. Серия 11 «Право». 2008. № 2. С. 35-45.

Поступила в редакцию 12.09.2012 г.

UDC 343.2/.7

REALIZATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL TRACK OF DRUGS, PSYCHOTROPIC THINGS AND THEIR ANALOGUES: PROBLEMS OF THEORY AND LAW-APPLIED PRACTICE

Vladimir Yuryevich STROMOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Process Department, Vice Rector for Economical and Law Questions and Infrastructural Development, e-mail: [email protected]

Mikhail Yuryevich DVORETSKY, Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service at President of Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Dean of State Management and Law Faculty, e-mail: [email protected]

The realization of criminal responsibility for illegal track of drugs, psychotropic things and their analogues, problems of theory and law-applied practice are analyzed. The features of separate types realization nowadays are researched, the offers of their optimization and efficiency rise are given.

Key words: criminal responsibility; types of criminal punishments; character and level of social danger of committed crimes.

38б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.