^ННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ^РОЕКТЫ,ПРОГРЛММЫ,ДОДХОДЫ_
В статье освещается проблема поиска средств реализации современных образовательных задач, связанных с формированием нового идеала личности. В статье рассматривается один из способов реализации системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на примере учащихся начальной школы.
Шибаева Светлана Николаевна
учитель начальных классов МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейный Московская область [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Как организовать учебное сотрудничество учащихся начальной школы с целью развития их индивидуальности?
Ключевые слова: компетентность^ подход, метапредметные компетенции, учебное сотрудничество, партнерские отношения, индивидуальные свойства учащегося.
Современное образование в России находится на пути обновления, разработки и внедрения инноваций при сохранении всех лучших традиционных подходов, проверенных временем и приносящих гарантированный результат. Необходимость и возможность внедрения инноваций в образовательный процесс появилась в настоящее время в связи с изменившимися ценностными ориентирами современного общества, общей направленностью политики государства к новому национальному воспитательному идеалу - свободной в самоопределении и развитии личности. Поэтому закономерным стало появление и активное внедрение в образовательную практику стандартов второго поколения (далее ФГОС). Основной целью современного образования РФ выступает «воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Современный педагог должен направлять свои усилия на помощь в самоопределении личности (формировании внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки), при этом результатом освоения основных образовательных программ становится развитие «компетентности к обновлению компетенций». В содержании ФГОС под результатами освоения основных образовательных программ понимается сформированность предметных, личностных и метапредметных компетенций, где метапредметные компетенции раскрываются как:
• Регулятивные (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность).
• Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества).
• Познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнений логических операций).
Таким образом, ключевым методологическим основанием в современном образовательном процессе выступает системно-деятельностный подход, реализуемый через формирование универсальных учебных действий, т.е. компетенций.
Основными средствами реализации поставленных государственных целей является содержание образования, формы и методы организации образовательного процесса, современные средства обучения. Анализ функционирующей системы образования показывает, что не все преобладающие формы, методы, средства образовательного процесса отвечают современным требованиям к формируемому идеалу личности. В связи с этим ощущается острая нехватка новых технологий, способов социализации учащихся в изменившейся общественно-политической действительности. Известны два пути преобразования педагогической практики. Первый связан с модернизацией и инновационными решениями: внедрением в педагогическую практику образовательных программ, учебных пособий, организационно-методических комплектов, разработанных группами ученых-исследователей и отслеживанием изменений, результатов реализации предлагаемых программ. Второй связан с деятельностью учителей-практиков, которые, сталкиваясь с противоречиями и невозможностью их разрешения известными способами, начинают поиск средств достижения изменившихся целей (то есть инновационной деятельностью учителя). Таким образом, оба пути инновационны. Учитель, имея непосредственный контакт с учащимися, наблюдая «живую» реакцию обуча-
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ющихся на предлагаемые формы, средства, методы образовательного процесса, обобщая свои наблюдения и опыт, может предоставить ценный материал для ученых-исследователей о наиболее эффективных педагогических средствах. Важно, при разработке основных путей преобразования педагогической практики, учебно-методических комплектов, утвержденных министерством образования, необходимо учитывать опыт учителей - инноваторов.
Одним из путей реализации компетентностного подхода на практике может выступать учебное сотрудничество, позволяющее создать условия для коммуникативного взаимодействия учащихся, развития их индивидуальности. Учебное сотрудничество, или обучение на основе сотрудничества - педагогический подход, при котором учащиеся работают вместе в небольших группах, где каждый член группы может участвовать в выполнении чётко обозначенной коллективной задачи. «Задача современного учителя в настоящее время - не преподносить знания школьникам, а более практическая и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить себя самого» [3, с.164].
Сотрудничество учителя и учащегося предполагает партнерство, знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая, в конечном счете, ведет к целе-полаганию, автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.
Ребенок и учитель выстраивают партнерские отношения, становятся сотрудниками в поиске знаний, необходимых для решения учебной задачи; их отношения строятся как взаимодействие равноправных субъектов (партнеров) образовательного процесса, направленных на развитие индивидуальных свойств учащегося. С другой стороны, учебное сотрудничество может использоваться как способ организации учителем взаимодействия детей в парах и в группах. Формами сотрудничества выступают деловые, ролевые игры, совместно-распределённая деятельность при работе в диадах, триадах, группах разного состава. Учебная самостоятельность старшеклассника существенно зависит от опыта учебного сотрудничества, который он приобрел в начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ребенка в совместный поиск нового знания.
Л.С. Выготский к исследованию совместной деятельности подходил как к форме обучения и развития ребенка. Ученый считал, что человеческая деятельность по своему происхождению является совместной, общественной. Между участниками деятельности происходит распределение ролей и соответствующих им функций осуществления совместной деятельности. В процессе деятельности учащиеся обмениваются ролями, т.е. каждый учащийся осваивает роль другого, и совместно разрабатываются новые роли для достижения цели деятельности. Роли, которые учащиеся выполняют в процессе деятельности, Выготский называет способами осуществления деятельности. Таким образом, происходит интериоризация внешних,
коллективно распределенных ролей (действий), во внутренние, индивидуальные. При этом Л.С. Выготский придавал решающее значение социокультурному механизму взаимодействия взрослого и ребенка [2].
Организовать работу можно в больших и малых группах, группах гомогенного и гетерогенного состава. При этом важно предлагать учащимся задания проблемного, творческого, поискового характера. Репродуктивные задания не способствуют решению той развивающей задачи, о которой говорил Л.С.Выготский: «Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, оно не ведет за собой развитие, а само плетется у него в хвосте. ... Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут»[1]. Приведем примеры интерактивного обучения учащихся начальных классов.
Урок чтения в 4 классе по теме:
«Иван Крылов. Басни»
«Свинья под Дубом», «Квартет»
Учебник литературное чтение «В океане света».
Книга для чтения в 4 классе. Авторы РН. Бунеев, Е.В. Бунеева, часть 1.
Тип урока: закрепление новых знаний
Задачи:
1. Развивать умения находить в басне мораль, иносказание.
2. Выяснить значение понятия «архаизмы», формировать у учащихся умение находить архаизмы в тексте, заменять их современными синонимами.
3. Развивать творческие способности учащихся.
Класс делится на 4 группы по 5-6 человек, группы
получают задание, при этом в первой и третьей, второй и четвертой группах задание одинаковые, с целью последующего сравнения ответов.
Задание для 1 и 3-й группы.
Учащимся предлагается текст басни Крылова «Квартет» и несколько пословиц.
• Сформулируйте мораль басни, найдите иносказание. Какая пословица, по вашему мнению, точнее всего передает мораль басни.
Задание для 2 и 4-й группы.
Учащимся предлагается текст басни Крылова ««Свинья под Дубом», толковый словарь Ожегова.
• Выясните значение слова «архаизм», найдите архаизмы в басне. Прочитайте басню, заменив архаизмы современными синонимами.
Урок истории в 4 классе по теме: Посмотри в свое «зеркало»
Учебник А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.
Окружающий мир. Человек и человечество.
Тип урока: введение новых знаний
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «личность человека».
2. Обосновать роль сознания в процессе формирования личности.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
33
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
3. Выяснить значение «силы воли» в процессе формирования личности.
Класс разбивается на 5 групп по 4-5 человек.
Задание для 1 и 3-й группы.
Учащиеся работают со словарем Ожегова, детским толковым словарем, материалами со страницы 12 учебника истории.
Проблемный вопрос: в чем разница выражений -«лицо человека» и «личность человека»?
Задание для 2-й группы.
Учащиеся работают с текстом учебника истории на странице 13.
Проблемный вопрос: как сознание может помочь человеку стать личностью?
Задание для 4-й группы.
Учащиеся работают с текстом учебника истории на странице 14-15.
Проблемный вопрос: какие признаки отличают человека от других живых существ?
Задание для 5-й группы.
Проблемный вопрос: какова роль силы воли в формировании личности человека?
Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение миниатюра «Вид из окна»
Учебник «Русский язык», 4 класс, часть 2.
Авторы РН. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина.
Задачи:
1. Развитие письменной речи учащихся.
2. Обогащение активного словаря учащихся глаголами-синонимами.
Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек, выбор партнеров по команде осуществляется по желанию учащихся. Всем группам предлагается одинаковое задание. Предварительно учитель читает сочинение с нарушениями правил письменной речи. Анализ сочинения комментируется так: «Мальчик невнимательно слушал учителя на уроке и написал вот такое сочинение. Помогите ему исправить ошибки».
Далее, учащимся предлагается задание.
Задание
Представьте, что вы едете в машине, или в автобусе, или в вагоне поезда и сидите у окна. За окном -или городские улицы, или сельские, или картины природы.
Нарисуйте свою картину с помощью 7 - 9 предложений с однородными членами:
подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами. В качестве сказуемых можно использовать глаголы: мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку и др. Подумайте, какое настроение вы хотите передать?
Начать свое сочинение можно так:
• Когда мне случается путешествовать, я люблю расположиться у окна....
• Когда в выходной мы едем на автобусе на дачу, то я обязательно сажусь у окна...
• Куда бы и на чем мне не приходилось ехать, я стараюсь занять местечко у окна...
• В моей комнате прекрасный вид из окна...
После совместного обсуждения в группах, учащиеся записывают каждый своё сочинение.
Урок математики в 4 классе по теме: «Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу»
Учебник Л.Г.Петерсон.
Задача:
1. Организовать мыслительную деятельность учащихся по выведению правила вычитания смешанных чисел с переходом через единицу.
Учащиеся работают в группах по 4-5 человек с одинаковым заданием. Им предлагается алгоритм из вопросов и заданий, в результате выполнения которого, учащиеся должны прийти к выводу о способе вычитания смешанных чисел с переходом через единицу.
Задание
1. Постройте квадрат со стороной 3 см. Раздели-
те его на 9 равных частей. Заштрихуйте 4/9 квадрата. Какая часть квадрата осталась не заштрихованной? Каким числом можно обозначит весь квадрат (целое)?_____
2. Составьте из чисел 4/9, 5/9, 1 все возможные равенства. Объясните их смысл.
3. Выполни действия:
1-7/20=_______
1-13/41=______
4. Выполни действия:
3-13/4=
4 1/3- 2 2/3=
Если затрудняешься, подумай, как можно преобразовать целую часть уменьшаемого, чтобы получить дробную часть или необходимое смешанное число.
Таким образом, организация учебного сотрудничества в образовательном процессе направлена на решение современных образовательных целей, позволяет организовать межличностную коммуникацию и ускорить процесс социализации учащегося.
Литература
1. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. - М.: 1991. -С. 386, 388
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960.
3. Едренникова С. И. и др. Развитие творческих качеств личности на основе сотрудничества и сотворчества учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
4. Сиденко А.С. О моделях учебного процесса и теоретических основах проектирования http://www.riskland.ru/lib. 2003. http://www.riskland.ru/lib.
5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 208 с.
6. Чернышева Т.Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.
7. Фролов А.А., Мухина С.С. Формирование образовательной и социальной компетентности обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.
34
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011