УДК 616-036.838-06: [615.851.83:615.825.4:615.8]]:378.016 (045)
реализация учебного процесса по дисциплине «медицинская реабилитация» на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии
В. В. Храмов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии, доктор медицинских наук; А. Ю. Полянина — ГБОу ВПО «(Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии; С. А. Толстокорое — ГБОУ вПо «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии, кандидат медицинских наук; Н. Н. Григорьева — ГБОУ ВПО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии, кандидат медицинских наук; И. А. Амирова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, аспирант кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии; И. С. Кирсанова — ГБОУ ВПО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии.
the course of medical rehabilitation at the department of kinesitherapy,
sports medicine and physiotherapy
V. V. Khramov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Doctor of Medical Sciences; A. Y. Polyanina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant; S. A. Tolstokorov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; N. N. Grigorieva— Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; I.A. Amirova- Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Post-graduate; I. S. Kirsanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant.
Дата поступления — 6.04.2016 г. Дата принятия в печать — 20.02.2017 г.
Храмов В. В., Полянина А. Ю., Толстокоров С. А., Григорьева Н. Н., Амирова И. А., Кирсанова И. С. Реализация учебного процесса по дисциплине «Медицинская реабилитация» на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (1): 96-98.
В статье рассматриваются основные аспекты преподавания клинической дисциплины «Медицинская реабилитация», аргументируется ее роль в полноценном восстановлении здоровья пациента, а также представлен алгоритм учебно-методического обеспечения.
Ключевые слова: реабилитация, учебный процесс, алгоритм учебно-методического обеспечения.
Khramov VV, Polyanina AY, Tolstokorov SA, Grigorieva NN, Amirova IA, Kirsanova IS. The course of medical rehabilitation at the department of kinesitherapy, sports medicine and physiotherapy. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (1): 96-98.
This article summarizes the main aspects of educational process on the clinical course "Medical rehabilitation". The role of this course in the full health restoration of a patient is noted in the work. The algorithm of training and methodological support is also discussed in the article.
Key words: rehabilitation, training process, algorithm of training and methodological support.
96 педагогика и образование
Медицина современности базируется на идее избавления человечества от последствий болезней как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. В то же время недостаточная эффективность лечебно-восстановительных мероприятий на фоне прорывного развития ряда направлений диагностики инициировала появление самостоятельной интегративной клинической дисциплины — реабилитации.
До настоящего времени термин «реабилитация» применялся главным образом в социальной сфере и обозначал процесс реализации совокупности мероприятий, обращенных на восстановление как социального, так и профессионального статуса индивида. В начале ХХ в он, как изначально пришедший из юриспруденции и обозначающий «восстановление по суду в правах», стал применяться в медико-социальном контексте. Франц Иозеф Ратер фон Бус в 1903 г впервые ввел данное понятие в книге «Система общего попечительства над бедными». По отношению к инвалидам оно стало использоваться с 1918 г. в организованном для инвалидов Институте Красного креста в Нью-Йорке. Первая и Вторая мировые войны способствовали инициированию развития реабилитационного направления, целью которого
Ответственный автор — Толстокоров Сергей Александрович Тел.89616475998 E-mail: [email protected]
стало решение такой важной социальной проблемы, как интеграция инвалидов в общество [1].
Вместе с тем, в связи с распространенностью хронической патологии, в последние десятилетия термин «реабилитация» становится востребованным в отношении комплекса мероприятий прикладного медицинского характера, целью которых является достижение выздоровления и связанных с этим психосоматических изменений организма человека. Практический интерес обусловлен в данном случае осознанием мировым медицинским обществом необходимости совершенствования преемственности процессов, направленных в конечном итоге на восстановление и компенсацию утраченных физиологических функций организма. Медицинской реабилитацией (именно такой термин лигитимирован в современной отечественной концептосфере) в зависимости от характера заболевания часто занимаются врачи разной специализации (кардиологи, ортопеды, невропатологи и др.), используя при этом в основном теоретические знания и практические навыки в рамках своих компетенций.
Однако к настоящему времени не сложилось единого мнения среди организаторов здравоохранения и специалистов о месте реабилитации в интегра-тивной системе оказания медицинской помощи, об основных организационно-методических принципах реализации реабилитационного процесса. Для ил-
люстрации данного утверждения достаточно изложить некоторые из определений медицинской реабилитации, имеющиеся в современной медицинской литературе. «Реабилитация в физиотерапии — лечение больных с различными заболеваниями, травмами или другими увечьями для восстановления здоровья и нормальной функции организма или для предотвращения дальнейшего ухудшения течения болезни» [2]. Следующее определение также показательно: «Медицинская реабилитация, или восстановительное лечение, представляет собой сложный процесс, в результате которого у больных создается активное отношение к нарушению здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, семье, обществу» (Разницын А. В., 2002) [2].
Наконец, в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержится следующая формулировка: «Медицинская реабилитация — комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество» [3].
В современном мире медицинские и социальные разделы реабилитации часто оказываются в разных измерениях: социальные требования не имеют влияния на цели лечебных воздействий, а медицина никак не контролирует реализацию социальных мероприятий. При этом даже на достигаемом уровне взаимодействия между ними сохраняются явные противоречия. Своеобразным индикатором такого состояния оказалось устойчивое стремление в социальной сфере к сохранению и развитию собственной сети профильных учреждений отчетливой медико-реабилитационной направленности. Отдельным, чрезвычайно интересным и поучительным в первую очередь для системы здравоохранения, является путь развития санаторно-курортных учреждений в его мотивационном и экономическом контексте.
Всё это лишний раз подтверждает, что согласование между медицинскими и социальными векторами реабилитации не может быть осуществлено по заранее установленным схемам. С одной стороны, социальные задачи должны определять цели и методы медицинской реабилитации, а с другой — последовательность и целесообразность восстановления социально значимых функций не должна приходить в противоречие с биологическим и психологическим потенциалом здоровья индивида. Только в таком случае понятие «медико-социальная реабилитация» приобретет реальное содержание.
Предметом изучения медицинской реабилитации как прикладного научного направления является система «Человек — Среда обитания», где базовой единицей наблюдения становится индивид в окружающем его предметно-бытийном пространстве. Лишь при интегральном анализе многомерных воздействий как экзогенных, так и эндогенных факторов на человеческий организм возможно создавать инди-
видуальные реабилитационные программы, дающие максимальный эффект.
Примечательно, что в отечественной номенклатуре медицинских специальностей медицинская реабилитация на сегодняшний день отсутствует, представляя, по сути, направление профессиональной деятельности. Здесь открывается возможность интегративного привлечения знаний заинтересованных медицинских специальностей. Однако базовыми специальностями, реализующими в данной сфере свои теоретические и практические компетенции и понятийный, аппарат являются лечебная физкультура и спортивная медицина (направление подготовки специалистов 31.08.39), а также физиотерапия (направление подготовки специалистов 31.08.50).
В настоящее время именно данным специалистам согласно приказу МЗ РФ от 8 октября 2015 г. №707 предоставлено право профессиональной переподготовки по ряду направлений с выраженной реабилитационной направленностью: «Мануальная терапия», «Остеопатия», «Рефлексотерапия», «Ультразвуковая диагностика», «Физиотерапия», «Функциональная диагностика» [4]. Цель заключается в подготовке специалистов для организации и проведения восстановительно-реабилитационных мероприятий в учреждениях здравоохранения соответствующего профиля или реабилитационных отделений при лечебно-профилактических учреждениях, владеющих знаниями форм, средств и методов медицинской реабилитации, механизмов их воздействия на организм пациента и умеющих использовать соответствующие компетенции на этапах лечебного процесса.
В числе общих задач, во-первых, освоения, профессионального направления «Медицинская реабилитация» на этапе постдипломного образования и, во-вторых, преподавания дисциплины «Медицинская реабилитация» обучающимся в вузе можно, на наш взгляд, выделить следующие:
1) формирование объема базовых, мультидис-циплинарных медицинских знаний, образующих профессиональные компетенции специалистов по направлению деятельности «Медицинская реабилитация»;
2) освоение инновационных технологий и методик в сфере профессиональных компетенций специалистов по направлению деятельности «Медицинская реабилитация»;
3) подготовка обучающегося, независимо от будущей специальности, к использованию в самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности необходимых навыков по направлению «Медицинская реабилитация».
Для решения указанных задач в соответствии ФГОС ВО и учебными планами на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии СГМУ разработан алгоритм учебно-методического обеспечения, включающий в себя ряд элементов:
1) рабочие программы по дисциплине «Медицинская реабилитация» для направлений подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело»; рабочие программы ординатуры, профессиональной переподготовки, общего и тематического усовершенствования по специальностям профессионального направления «Медицинская реабилитация»;
2) фонды оценочных средств;
3) лекционный курс с мультимедийным обеспечением и практические занятия;
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2017. Vol. 13, № 1
4) антропометрическое измерительное оборудование для формирования умений по определению физического развития и проведению функциональных проб;
5) использование элементов НИРС, УИРС в ходе образовательного процесса;
6) электронные версии учебников и учебных пособий по дисциплине «Медицинская реабилитация»;
7) аудио- и видеоматериалы по вопросам, при раскрытии которых в ходе учебного процесса желательна дополнительная визуализация: гимнастические комплексы, методики массажа, физиотерапевтические и бальнеологические процедуры и т.п. [5];
8) возможность посещения профильных лечебных учреждений региона в соответствии с темой практического занятия.
В учебном процессе использовались современные инновационные технологии, направленные на поиск актуальной информации по разбираемой проблеме с дальнейшей объективной оценкой возможного ее применения конкретно при работе с пациентами.
Освоение теоретической части курса способствует формированию умения использовать полученные теоретические знания в собственной практике. Это является базисом для изучения необходимых навыков организации реабилитационного процесса с назначением как лечебно-восстановительных, так и оздоровительных процедур пациентам разновозрастных групп и с различными заболеваниями. С одной стороны, существующие на данный момент сложности в организации обучения связаны прежде всего с дефицитом квалифицированных специалистов в сфере современных реабилитационных технологий, а с другой — с ограничением возможностей освоения на виртуальной модели по сравнению с реальным пациентом. Вместе с тем внедряемые в образовательный процесс инновационные методы и средства обучения открывают перед преподавателями и обучающимися дополнительные возможности.
Таким образом, необходимость выделения профессионального направления деятельности «Медицинская реабилитация» в самостоятельную дисциплину давно сформировалась у заинтересованного сообщества, занимающегося вопросами восстановления здоровья индивида. Исходя из этого, для
подготовки квалифицированных врачей в процессе получения высшего профильного образования и профессиональной постдипломной подготовки нами разработан алгоритм учебно-методического обеспечения, что позволяет создавать базис фундаментальных знаний и навыков для формирования необходимых компетенций. Процесс обучения рассматривается нами как подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности, как генератор оптимальных условий для постоянного совершенствования специалистов в рамках непрерывного профессионального образования.
Авторский вклад: написание статьи — А. Ю. Полянина, В. В. Храмов, Н. Н. Григорьева, С. А. Толсто-коров, И. А. Амирова, И. С. Кирсанова; утверждение рукописи для публикации — В. В. Храмов.
Referenses (Литература)
1. Rasnitsyn AV. General principles of medical rehabilitation: textbook. Grodno: GrGMU, 2002; 21 p. Russan (Разни-цын А. В. Общие основы медицинской реабилитации: учеб. пособие. Гродно: ГрГМУ, 2002; 21 с.).
2. Medvedev As. Fundamental sofmedical rehabilitation. Minsk: Belarusskaya Nauka, 2010; p. 4-13. Russian (Медведев А. С. Основы медицинской реабилитологии. Минск: Бе-ларусская Наука, 2010; c. 4-13).
3. Federal law of 21.11.2011 N 323-FZ (as amended on 29.12.2015) "On fundamentals of citizens' health protection in the Russian Federation" (as amended. and EXT., Preface. in force from 01.01.2016). М., 2016. Russian (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016. М., 2016).
4. The order of the Ministry of health of the Russian Federation from October 8, 2015707н N "On approval of Qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with tertiary education by field of study "Health and medical science". М., 2015. Russian (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»». М., 2015).
5. Khramov VV. Realization of educational process on disciplines of healthcentric paradigmatic direction at the Department of physical therapy, sports medicine and physiotherapy. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2011; (1): 168-171). Russian (Храмов В. В. Реализация учебного процесса по дисциплинам здравоцентрической пара-дигмальной направленности на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии. Саратовский научно-медицинский журнал 2011; (1): 168-171).