МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
А. К. Пакин
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАКЕТА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
В статье раскрывается сущность Третьего энергетического пакета, принятого Европейским союзом; показано его влияние на сотрудничество ЕС с Россией в сфере энергетики.
Ключевые слова и словосочетания: Третий энергетический пакет, вертикально интегрированные компании, имущественно-правовое разъединение, независимый системный оператор, независимый транспортный оператор.
На протяжении 15 лет Европейский союз (ЕС) ведет работу по либерализации своего внутреннего энергетического и газового рынков. Создание единого, интегрированного энергетического рынка ЕС видит в качестве важной задачи энергетической политики. Как полагают в ЕС, это приведет к большей прозрачности деятельности его операторов, более эффективной работе национальных регулирующих органов, будет способствовать развитию трансграничной торговле энергоносителями и инвестированию, а также усилит солидарность между государствами - членами ЕС, способствуя развитию конкуренции между ключевыми поставщиками энергоресурсов и, как следствие, падению цен на них, что является главной целью ЕС.
В настоящее время основные проблемы европейского внутреннего энергетического рынка вызваны наличием на нем вертикально интегрированных энергетических компаний, которые не только контролируют основные мощности (электроэнергетические передающие системы, газотранспортные сети и основные газохранилища), но и пользуются значительным влиянием на оптовом и розничном рынках энергии. Вертикально интегрированные компании негативно влияют на состояние европейского внутреннего энергетического рынка: препятствуют конкуренции в целях сохранения своих господствующих позиций на рынке (и соответственно более высокой прибыли); не имеют стимула инвестировать в новые сети и трансграничные стыковочные узлы; препятствуют доступу к сетям компаний, производящих энергию из возобновляемых источников; стремятся усилить свое рыночное влияние путем кросс-субсидирования передающей и поставляющей деятельности, а также являются затратными и сложными для регулирования, в частности, вследствие имеющихся у них возможностей для дискриминационного поведения. При этом в негативном влиянии на европейский внутренний энергетический рынок в первую очередь обвиняются иностранные вертикально интегрированные энергетические компании.
Снижение стоимости энергии для конечных потребителей достигается за счет принятия законопроектов по реформе рынков природного газа и электроэнергии. На сегодняшний день таким является Третий энергетический пакет, который вступил в силу 3 сентября 2009 г. и включает следующие документы: Газовую директиву ЕС; Электроэнергетическую директиву ЕС; Регла-
мент об условиях доступа к газовым сетям; Регламент об условиях доступа к электросетям; Регламент о создании Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики. Перечисленные акты приняты совместным решением Европейского парламента и Совета ЕС. Директивы являются обязательными для государств-членов только относительно срока реализации и требуемого результата, при этом формы и методы его достижения оставлены на усмотрение государств. В свою очередь регламенты, в отличие от директив, представляют собой акты общего характера, адресованы всем субъектам права ЕС и наделены прямым действием.
Основой Третьего энергетического пакета стал комплекс мер по структурному реформированию вертикально интегрированных компаний (ВИК), направленный на отделение естественно-монопольной деятельности (транспортировка) от конкурентных видов (производство, продажа). Главной целью является лишение собственника системы транспортировки фактических возможностей и коммерческих стимулов для дискриминации неаффилированных с ним компаний.
Для достижения поставленной цели государствам - членам ЕС предлагаются следующие модели разъединения:
1. Имущественно-правовое (ownership unbundling). Запрещается прямо или косвенно контролировать одновременно производство и транспортировку, что влечет полную дезинтеграцию ВИК. Система транспортировки должна быть передана независимому лицу либо предприятие должно разделиться на принадлежащие разным собственникам компании, занимающиеся транспортировкой и производством (поставкой) энергии. В настоящее время данная модель поддержана меньшинством государств - членов ЕС.
2. Независимый системный оператор - НСО (Independent System Operator). Предполагается, что система транспортировки номинально остается в собственности ВИК, но фактически все правомочия по владению и пользованию системой передаются независимому системному оператору, который не связан с ВИК. НСО назначается на основании предложений ВИК и с одобрения Комиссии и выполняет весь комплекс полномочий по управлению системой. Кроме того, ВИК обязана оказывать НСО всяческое содействие, в том числе финансировать инициированные НСО инвестиционные проекты.
3. Независимый транспортный оператор - НТО (Independent Transmission Operator). ВИК передает право собственности на систему транспортировки газа и все функции по ее управлению своему дочернему обществу, которое отделяется от других сегментов предприятия «высокими и надежными китайскими стенами». Модель НТО - самая популярная среди государств - членов ЕС. Ее предложили Франция и Германия как альтернативу моделям имущественно-правового разъединения и НСО. Однако «на выходе» модель НТО превратилась в очень сложный и обременительный комплекс мер.
Согласно Третьему энергетическому пакету, компании из третьих стран, которые присутствуют на рынке ЕС, должны трансформировать организацию своей деятельности в соответствии с пакетом (разделение собственности) не только на территории Евросоюза, но и на территории страны происхождения. Данная «оговорка» представляет собой комплекс мер, призванных защитить
Пакин А. К. Реализация Третьего энергетического пакета в Европейском союзе 109
выделяемые из ВИК транспортные сети от поглощения зарубежными корпорациями. Базовая идея состоит в том, что транспортные сети на территории Евросоюза не должны контролироваться компаниями из третьих стран, если эти компании на национальном рынке не соответствуют существующим в Евросоюзе требованиям о разделении функций либо если такой контроль может поставить под угрозу безопасность поставок энергии. Это означает, что национальный регулятор вправе отказать такой компании в выдаче лицензии на осуществление деятельности по транспортировке.
Следует отметить, что право ограничивать компании третьих стран в покупке активов на территории ЕС было зарезервировано на национальном уровне. Однако, согласно Газовой директиве ЕС, объекты новой крупной газотранспортной инфраструктуры, которые включают в себя соединительные газопроводы между государствами - членами ЕС, терминалы сжиженного природного газа (СПГ) и хранилища газа, могут быть временно освобождены от применения к ним требований имущественно-правового разъединения, доступа третьих лиц и регулирования тарифов. При этом перечень объектов, подходящих для получения освобождения, не включает в себя системы транспортировки, соединяющие государства - члены ЕС с третьими странами, что может привести к нарушению синхронизации правового режима трансграничных проектов, которые объединяют государства - члены ЕС как между собой, так и с третьими странами.
Для ограничения прав иностранных инвесторов в сфере энергетики на уровне ЕС было введено правило: подконтрольные иностранцам операторы систем транспортировки могут быть сертифицированы лишь в том случае, если докажут, что их сертификация не повлечет риски надежности поставок. Все вышеперечисленные факторы создают риски, связанные с расторжением долгосрочных контрактов. При этом в мировой практике основным видом контракта на поставки природного газа является долгосрочный контракт с условием «бери или плати». Данный подход важен с точки зрения энергетической безопасности. Положения Третьего энергопакета, основная цель которого -повышение конкуренции между поставщиками, направлены против долгосрочных контрактов. Кроме того, в настоящее время запланирована проверка двусторонних межправительственных соглашений государств - членов ЕС на соответствие общей политике ЕС, что может привести к разбирательствам в Европейском суде. В данной ситуации возникает опасность отказа от долгосрочных контрактов в пользу краткосрочных и спотового рынка, что может повлечь за собой рост ценовой волатильности, а также другие негативные последствия.
Чтобы обеспечить равенство условий для компаний-резидентов и нерезидентов, вводится так называемая оговорка о третьей стране. Она предусматривает, что транспортные сети на территории ЕС не должны контролироваться компаниями из третьих стран, если эти компании не соответствуют существующим в ЕС требованиям о разделении функций либо если такой контроль может поставить под угрозу безопасность поставок энергии. Это означает, что национальный регулятор вправе отказать такой компании в выдаче лицензии на осуществление деятельности по транспортировке. Учитывая желание Евро-комиссии продвигать свои требования не только относительно России, но и
государств - членов ЕС, представляется, что прямое невыполнение нового законодательства неконструктивно и создает значительные финансовые риски.
Третий энергопакет оказывает существенное влияние на сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики. Для стран ЕС становится обязательным выполнение системных кодексов, которые регулируют деятельность операторов электроэнергетических сетей. Главной проблемой в этой сфере является то, что энергосистемы Прибалтийских стран работают синхронно с Единой энергосистемой России и составляют с ней единое технологическое пространство. «Системный оператор Единой энергетической системы» осуществляет централизованное управление режимами, пропускной способностью, резервами, ограничениями, противоаварийной автоматикой и т. д. До 40% пропускной способности между энергосистемами Центра и Северо-Запада Российской Федерации обеспечивается сетями Прибалтийских стран. Энергосистема Калининградской области связана с основной энергосистемой России также через Прибалтику. Принятые в ЕС принципы определения ключевых технологических параметров существенно отличаются от методологии, применяемой в российской энергосистеме, что может привести к недостаточной управляемости энергосистемы Прибалтики и угрозе возникновения аварийных ситуаций.
В Третьем энергопакете не нашла отражение специфика энергетической отрасли ЕС, которая состоит в растущей зависимости от импортных поставок. С одной стороны, правовой режим ЕС, постоянно меняющийся на протяжении последних 10 лет, распространяется в равной степени на европейский бизнес, как государств - членов ЕС, так стран в него входящих. С другой стороны, существует оговорка о третьих странах. Данный факт может нанести существенный вред инвестиционному климату. Кроме того, меры в виде смены собственников или изменения их прав означают нарушение прав иностранных собственников и режима транзита.
На территории ЕС работают газопроводы, осуществляющие транзит газа, в правах собственности на которые участвуют российские поставщики газа. При создании этих объектов были осуществлены крупные российские инвестиции. Режим их работы определяется межправительственными соглашениями, соглашениями акционеров и т. п.
Пока сложно делать однозначные выводы о последствиях имплемента-ции Третьего энергетического пакета ЕС. Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что первые прецеденты по разделению вертикально интегрированных компаний в рамках реализации Третьего пакета окажут большое влияние на перспективы осуществления многих инфраструктурных проектов с участием ЕС.
Список литературы
1. Гудков И. В. Третий энергетический пакет Европейского союза // Нефть, Газ и Право. - 2010. - № 3.
2. Конопляник А. А. Европа - больше, чем Европа. Третий энергетический пакет ЕС будет иметь последствия для поставщиков энергоресурсов за пределами Евросоюза // Нефть России. - 2011. - № 8.