УДК 621.391.1
Н.С. Мальцева, А.А. Сорокин, М.С. Дурманов, А.И. Волкова
Астраханский государственный технический университет, Астрахань, 444057 e-mail:[email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СТЕНДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА БАЗЕ ОБОРУДОВАНИЯ КОМПАНИИ D-LINK
Современные телекоммуникационные сети основаны на использовании сетевых компьютерных технологий. В связи с этим ставятся жесткие требования в процессе обучения специалиста как в области телекоммуникаций, так и в области информационной безопасности. Важными знания и умениями являются: установка, настройка и обслуживание технических и программно-аппаратных средств; организация защиты информации техническими и программными средствами и др. Целью является реализация телекоммуникационного стенда для обучения информационным технологиям на базе оборудования компании D-Link. Показано преимущество использования оборудования D-Link по сравнению с оборудованием компании Cisco. Предложена реализация бюджетного варианта функционального стенда для изучения сетевых технологий в учебных заведения различного уровня.
Ключевые слова: информационные технологии, инфокоммуникации, обучающие инфокоммуника-ционные стенды, D-Link.
N.S. Maltseva, A.A. Sorokin, M.S. Durmanov, A.I. Volkova
Astrakhan State Technical University, Astrakhan, 444057 e-mail: [email protected]
TELECOMMUNICATION STAND USE FOR INFORMATION TECHNOLOGIES TRAINING
BASED ON D-LINKCOMPANY EQUIPMENT
Modern telecommunication networks are based on the use of network computer technologies. In this regard, there are strict requirements in the process of training a specialist, both in the field of telecommunications and in the field of information security. Important knowledge and skills are the installation, configuration and maintenance of hardware and software; organization of information security by hardware and software, etc. The goal is to implement a telecommunication stand for information technology training based on the D-Link' equipment. There is an advantage of using D-Link equipment over Cisco equipment. The budget version of the functional stand for the network technologies study in educational institutions of different levels is proposed.
Key words: information technologies, information and communication systems, training information and communication stands, D-Link.
Современные телекоммуникационные сети основываются на широком использовании сетевых компьютерных технологий. В связи с этим среди профессиональных навыков, которые должны быть сформированы в процессе обучения специалиста как в области телекоммуникаций, так и в области информационной безопасности, важнейшими являются знания и умения, связанные со способностью оценивать и обеспечивать уровень защищенности локальных вычислительных сетей и инфокоммуникационных систем.
В их число входят: установка, настройка и обслуживание технических и программно-аппаратных средств; организация защиты информации техническими и программными средствами; осуществление безопасной передачи данных через сети общего пользования. Для формирования этих умений необходимо иметь не только теоретические, но и практические знания особенностей моделей взаимодействия открытых систем.
Десятая национальная (всероссийская) научно-практическая конференция
Стенды «Компьютерные сети» позволяют проводить множество практических работ по базовым навыкам отрасли. Как обобщенные, так и детализированные навыки можно получить по следующим дисциплинам: компьютерные сети (сети ЭВМ) и телекоммуникации; информационные системы; технические средства и методы защиты информации; инженерно-техническая защита информации.
Существует множество вариантов реализации учебных стендов на базах аппаратуры разных телекоммуникационных компаний. Передовую нишу среди этих компаний занимают компании Cisco и D-link.
Телекоммуникационное оборудование, а в частности, учебные стенды компании Cisco, находятся в высокой ценовой категории по сравнению с оборудованием компании D-link. Также есть возможность использования пакета программ Cisco Packet Tracer, но данная обучающая программа в недостаточной степени обеспечивает «прямой контакт» с оборудованием, что целесообразно для более углубленного освоения учебной программы.
В связи с увеличением количества устройств в сетях и усложнением сетевой инфраструктуры для снижения стоимости обслуживанияи эксплуатации наблюдается стремление внедрять унифицированные системы управления. Несмотря на высокий уровень надежности, производительности и расширенного функционала оборудования компании Cisco, немалую часть пакета лабораторных и практических работ для изучения компьютерных локальных сетей можно реализовать на базе бюджетного оборудования компании D-link. Широкий выбор и низкая ценовая категория оборудования позволяют подобрать необходимые комплектующие для создания множества разновидностей стендов для обучения информационным технологиям, что позволяет быстро изменять сложность и вариативность обучающих стендов, а также способствует развитию
В рамках проводимых исследований предложена реализация стенда на базе бюджетного маршрутизатора D-link DIR-320 [1], позволяющего получить основные навыки в конфигурации различных протоколов, в том числе DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol) - протокол для автоматического назначения IP-адресов компьютерам - клиентам сети, настройка сетей, поддерживающих бесклассовую IP-адресацию, конфигурирование различных способов подключения к сетям провайдеров, в т. ч. при помощи различных методов настройки VPN (Virtual Private Network). Дополнительно имеется возможность основ конфигурирования Wi-Fi сети, включая различные виды протоколов обеспечения безопасности. Освоить основы трансляции портов PAT (Port Address Translation), настройку демилитаризованной зоны, использования различных методов защиты сетевого оборудования от несанкционированного доступа. Дополнение стенда бюджетной IP-камерой, например, такой как D-link DCS-930 L в комплекте с программным обеспечением D-ViewCam, позволяет изучать основы формирования систем видеонаблюдения и настройки на базе персонального компьютера видеосервера.
Таким образом, использование бюджетного сетевого оборудования открывает возможности реализации достаточно функциональных стендов для изучения сетевых технологий в учебных заведениях различного уровня.
нестандартного мышления учащихся.
Структурная схема представлена на рисунке.
Клиент №1
Структурная схема
Литература
1. Мальцева Н.С., Барабанова Е.А., Гранкин С.С. Методика интерактивного обучения лиц с ограниченными возможностями // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2015. - № 3. -С. 122-128.
2. Сорокин А.А., Дмитриев В.Н. Основы построения локальных сетей при помощи оборудования CISCO: Учеб. пособие. - Астрахань, 2016.
3. Сорокин А.А., Назаркин Р.В., Тихонов В.А. Основы построения локальных сетей при помощи оборудования HUAWEI: Учеб. издание. - Астрахань: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 2017.
4. Универсальный беспроводной маршрутизатор с поддержкой сетей WiMAX, 3G GSM и CDMA и встроенным коммутатором [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dlink.ru/ru/ products/5/ 1466.html [1].