ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ
Реализация технологии «Портфолио достижений выпускников» в техникуме
В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Для реализации данного требования студенты Ир-битского мотоциклетного техникума по завершению освоения учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» сдают промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета (защиты портфолио достижений).
СТОЛЕТОВА Елена Сергеевна,
преподаватель Ирбитского мотоциклетного техникума, г. Ирбит
(Свердловская область)
В Положении о «Портфолио достижений выпускников Ирбитского мотоциклетного техникума», утвержденном 10 ноября 2014 года, портфолио определяется как «систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента Ирбитского мотоциклетного техникума и их презентации для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда».
Основными целями формирования «Портфолио достижений выпускников» являются:
- анализ и представление значимых результатов, процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста;
- обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося;
- накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в образовательной организации, степени сформированное™ общих и профессиональных компетенций.
Примерная структура портфолио обучающегося техникума
1. Титульный лист
Компоненты педагогической технологии «Портфолио достижений выпускников»
Аннотация
В статье сообщается об опыте проведения в колледже промежуточной аттестации студентов в форме дифференцированного зачета (защиты порт-фолио достижений) по завершению освоения учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»
Ключевые слова:
«Портфолио достижений выпускников», дифференцированный зачет, компоненты педагогической технологии
¡> I [ш-1 ■ 1 ки ч1! I ЕЫ 11 > птшент:
экспертнаи и цепки готовых проект»
Ир» 1ф<ШСДСМ]]И 11|)0>1СЖ>ТО'ШОИ
аттестации но УЦ ОГСЭ.Об Эффект ив его с Екшедсмнс на рынке трэда.
ЦелеВбп компонент:
ОС Эффектнинос мо рынке труда, олнакомдеиис обучающим я с фирмой и срока ни
Iфоведешш 11ромежу то1111ни
Проект
"Портфолио достижений выпускника
ГАОУ СПО СО "ПМТ" "
аттестации.
) р е а пи га е ию | еш.е и ко мно I
и н.1 и ее иду а. 1ЫI ос к ы I т.. и 1С 11 не
(ЕПу< 1:1101 ПНМ11СИ НЕЗСауДНТОрНОН рнбоТЬЕ, 1111р|10. ЕС[11ЕОП ЕЕ а ф0рМНр0ВШ1Ие ЕЕ
иакон.иенис структурных шмеитов прртфолно дос I ижеЬий.
Сод е НС1 тел ьн ые г компонент
формулируется и доееоситсн до студсЕ1тов в соответствии с Рабочей и р о е р а ммо и УД ОГС 3.06' )ффект и в нас
иовсдсеенс па рынке труда. По, [ожением о (юрефолио достижении »ынуекпимн* ГАОУ СПО СО "ИМТ^
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2. Содержание
3. Презентационное портфолио
4. Портфолио достижений
5. Учебно-исследовательское портфолио
6. Диагностическое портфолио
7. Портфолио участия в общественной жизни
8. Оценочное портфолио
9. Творческое портфолио
10. Сводная таблица, отражающая структурные компоненты портфолио и подтверждение их реализации
С помощью «Портфолио достижений выпускников» как педагогической технологии эффективно отслеживается сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося. Наиболее значимыми и востребованными являются следующие компетенции:
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, участниками образовательного процесса);
- самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Применение в профессиональной деятельности технологии «Портфолио достижений выпускников» осуществляется в соответствии с взаимосвязанными компонентами: целевым,
содержательным, организационным, эксперт-но-оценочным, которые образуют целостную систему.
В 2014/2015 учебном году в группах 4-го курса технических специальностей техникума проведена апробация «Положения о портфолио достижений выпускников». По ее итогам у обучающихся были выявлены следующие затруднения:
- недостаточное количество документов, подтверждающих участие студентов в мероприятиях разного уровня или полное их отсутствие;
- страх перед нехваткой временного ресурса на выполнение проекта;
- низкий уровень мотивации при выполнении внеаудиторной работы.
Для ликвидации указанных проблем во втором семестре 2014/2015 учебного года студенты 1-го курса по специальности «Информационные системы (по отраслям)» выполняют проект «Портфолио достижений студента Ирбитского мотоциклетного техникума» в рамках изучения учебной дисциплины «Введение в специальность».
Так осуществляется преемственность «порт-фолио студента — портфолио выпускника Ирбитского мотоциклетного техникума», повышается мотивация к образовательным достижениям студентов, начиная с 1-го курса, закладываются предпосылки для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации.
Педагогическая технология «Портфолио достижений выпускников» помогает эффективно отслеживать сформированность ключевых компетенций студентов
НОВЫЕ КНИГИ
Пожарская О. В. Портфолио выпускника/абитуриента. Как создать «досье успехов»
Изд-во: Учитель, 2015. 40 с.
Материалы и рекомендации пособия позволят учащемуся систематизировать документы и другие объективные показатели, подтверждающие его индивидуальные достижения и заслуги в обучении, творчестве, предметных олимпиадах, спорте, а предложенные для заполнения результатами шаблоны и формы-таблицы помогут грамотно и эффектно оформить свое «досье успехов» и отразить все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни.