УДК 332.1
В. А. Моисеев, К. Ю. Прокофьев
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Проведён обзор теоретических подходов к реализации стратегии инновационного развития, представленные в периодических изданиях. Также проанализированы и обобщены положения документов (стратегий, программ) региональных органов государственной власти в сфере реализации стратегии инновационного развития регионов.
Ключевые слова: инновационная стратегия, инновационное развитие региона, механизм реализации инновационной стратегии, регион.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегии) призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития. В ней определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [8].
Стратегия задаёт долгосрочные ориентиры развития регионам нашей страны для становления их на инновационный путь развития. Для достижения данных ориентиров органами власти субъектов РФ (в соответствии с основной Стратегией) разработаны собственные стратегии и программы инновационного развития регионов страны. Поэтому вопросы, связанные с реализацией стратегии инновационного развития регионов, имеют важное значение для инновационного развития Российской Федерации.
Целью данной статьи является обзор подходов к реализации стратегии инновационного развития регионов.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
♦♦♦ Проанализировать и обобщить теоретические подходы к реализации стратегии инновационного развития, представленные в периодических изданиях.
♦♦♦ Проанализировать и обобщить положения документов (стратегий, программ) региональных органов государственной власти в сфере реализации стратегии инновационного развития регионов.
Вопросам реализации стратегий инновационного развития посвящены труды многих учёных.
На рис. 1 представлена модель разработки и реализации инновационной стратегии развития региона, предложенная И. А. Кутеевым [5, С. 473-476], представляющая собой структуру цикла в виде непрерывного и достаточно динамичного процесса, позволяющего обеспечить необходимую адекватность и гибкость.
Представленная модель отражает основные этапы разработки и реализации стратегии, раскрывающие процедуру действий замкнутого цикла. Укрупнив эти этапы можно выделить 4 блока: формирование концепции, стратегический анализ, разработка стратегии и реализация стратегии. На первом этапе предполагается определение миссии инновационного развития региона, его целей и замысла, то есть
определение мини стратегии. С её помощью выстраивается простейший, т. н. «управленческий мост» от стратегии объекта управления к его тактической деятельности. Замысел стратегии должен содержать основные (ключевые) направления развития региона. Эффективность функционирования регионального комплекса во многом зависит от правильной постановки целей.
Рис. 1. Модель процесса разработки и реализации стратегии инновационного развития региона
В общем виде экономическая цель развития региона формируется как стремление к повышению производства за счёт улучшения его организации и управления, а также внедрение новых технологий и информационных систем. После определения целей и установления величины разрыва между их желаемым уровнем вносятся необходимые коррективы в основные направления развития. Окончательные характеристики целей устанавливаются после развёртывания данных направлений в соответствующие частные стратегии. Инновационная концепция стратегии региона включает сеть частных стратегий и содержит системное представление о
целях и основных направлениях развития, способах и средствах достижения этих целей.
Заключительным этапом в процессе выработки инновационной концепции стратегии развития региона является разработка общей стратегии, которая предполагает:
- выбор приоритетов развития в соответствии с определёнными критериями;
- разработку целевых программ, содержащих индикаторы достижения определённых показателей, последовательность действий, обоснование потребности в ресурсах, расчёт экономической эффективности;
- разработку мероприятий, обеспечивающих нормативно-правовую защищённость, совершенствование экономического механизма функционирования организационно-правовых форм хозяйствования;
- определение конечных сроков реализации стратегии.
В работах Суминой Е. В., Чалкина Т. А. [12, С. 83-88], [13, С. 210-214] предлагается следующая модель выбора приоритетов для региональной инновационной модели развития, представленная на рис. 2.
В трудах С. В. Попова, Д. А. Колесниченко [9, С. 36-42], Л. В. Кураковой [4, С. 201-204], говорится о необходимости перехода к инновационному пути развития и ускорению темпов экономического роста за счёт реализации в регионах стратегии инновационно-технологического прорыва.
Механизм реализации стратегии инновационного прорыва подтверждает тот факт, что инновационная сфера не является единой организационной системой, её составляющие присутствуют как в производственном, так и непроизводственном секторах экономики.
Стратегия прорыва определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, развитие новых компетенций рационализации отраслевой и управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс развитию региональной экономики.
Иерархическая структура (подсистема) инновационной стратегии прорыва связана с выделением и исполнением четырёх стратегических уровней: макроуровня, регионального уровня, отраслевого уровня и микроуровня.
Рис. 2. Модель выбора приоритетов для региональной инновационной модели развития
Возможные типы региональных инновационных стратегий приведены в табл. 1.
Таблица 1
Типы региональных инновационных стратегий
Наименование региональной инновационной стратегии Цель реализации
Мезорегиональные стратегии
Самообеспечения Ориентация на снижение зависимости региона от ввоза продукции и интеллектуальных услуг из других регионов
Мобилизационная Стремление обеспечить развитие за счёт мобилизации собственных интеллектуальных, производственных и сырьевых ресурсов
Привлечения внешних ресурсов Стремление обеспечить собственное развитие за счёт привлечения интеллектуальных и прочих ресурсов
Реализация исключительных возможностей Стремление обеспечить развитие за счёт имеющихся в регионе исключительных ресурсов, особенностей развития его производственной и научной базы, географического положения и т. д.
Интеллектуальной кооперации Попытка повышения инновационного уровня посредством осуществления совместных проектов с другими регионами
Технологической ниши Концентрация усилий по разработке и производству особенных технологий и продуктов
Интеллектуального и технологического лидерства Стремление превратить регион в экспортера интеллектуальных продуктов и технологий
Государственные стратегии развития территорий
Выборочного приоритетного развития Концентрация государственных ресурсов в отдельных приоритетных регионах, имеющих исторически высокий уровень развития
Равномерного развития Выравнивание уровней развития посредством направления более значительных ресурсов в слаборазвитые регионы
Пропорционального распределения ресурсов Распределение ресурсов пропорционально избранному параметру (численности населения, территории и пр.)
Региональный аспект макростратегий
Локализации Стремление реализовать макроинновационную стратегию с использованием потенциала ограниченного числа высокоразвитых регионов
Концентрации Стремление реализовать макроинновационную стратегию за счёт привлечения и развития потенциала максимально возможного числа регионов
Основные положения стратегии инновационно-технологического прорыва предполагают следующие моменты:
1. Государство и бизнес концентрируют инновационно-инвестиционные ресурсы на узком диапазоне стратегических инновационных приоритетов, призванных обеспечивать распространение пятого и освоение пилотных направлений перспективного шестого технологических укладов. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, обеспечить высокие темпы экономического роста.
2. Создаётся законодательная база, функционирующая инфраструктура, эффективные организационные формы, надёжная кадровая составляющая для осуществления стратегии инновационного прорыва. Необходимо ориентировать на это систему образования, общественные организации, средства массовой информации.
3. Государство при этом берёт на себя стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе, создание благоприятного инновационного климата, развитие венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса, поддержание экспорта отечественной наукоёмкой продукции и импортозамещение на отечественном рынке.
4. Развивается международное стратегическое партнёрство в инновационно-технологической сфере и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках.
Формула стратегии выглядит следующим образом: «человеческий фактор» (квалифицированные кадры, образование, культура, традиции) + научно-технический потенциал + природные ресурсы, используемые в интересах области + синтез экономических методов стимулирования хозяйственной деятельности = новая экономика региона, представляющая собой научно-производственный комплекс российского значения со всей системой жизнеобеспечения населения.
В общем виде модель разработки и реализации предложенной инновационной стратегии социально-экономического развития региона представляет собой структуру цикла в виде непрерывного и достаточно динамичного процесса, позволяющего обеспечить необходимую адекватность и гибкость. Предлагаемая модель включает четыре основных блока, представленных на рис. 3.
1 блок^/ Форм] иро ванне миссии
Стратеги1 1еский анализ
!31> Разр ................... апо гка стратегии
4 блок _Реализация стратегии_
Рис. 3. Модель разработки и реализации стратегии инновационно-технологического прорыва
При данной модели разработки и реализации стратегии инновационно-технологического прорыва основные направления регулирования инновационной деятельности в регионе включают в себя ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий и экономико-финансовый.
В нормативно-правовой блок входят решения законодательных органов власти в рамках установления правовых основ взаимоотношений представителей власти, научной и предпринимательской сфер и совершенствование механизма контроля за соблюдением этих правил. К мероприятиям в рамках нормативно-
правового блока следует отнести: установление порядка финансирования, механизма реализации научных, научно-технических программ и проектов региона; закрепление контроля за ходом выполнения и использованием целевых средств.
Организационно-управленческий блок способствует ускорению формирования механизма и обеспечению чёткого организационно-управленческого сопровождения инновационного развития. В рамках данного блока авторы предлагают мероприятия по созданию Регионального инновационного центра, являющегося координирующей структурой и связывающей администрацию области, научные коллективы и производство посредством реализации функций по формированию, экспертизе, координации, организационно-техническому сопровождению программ и проектов. Кроме того, функцией предлагаемой структуры является ежегодное проведение мониторинга регионального инновационного потенциала и создание единой, постоянно обновляемой, информационной базы данных инновационных проектов.
К мероприятиям экономико-финансового блока предлагаем отнести: предоставление льгот по местному налогообложению, аренде помещений, выделению земли, оборудованию, кредитов; предоставление льгот инвесторам, финансирующим региональные инновационные проекты; при совместном участии администрации и вузов проведение ежегодных конкурсов работ студентов, аспирантов, учёных; учреждение ежегодной областной премии результатов в области образования, науки и техники, а также за активное участие бизнеса в региональной инновационной деятельности; формирование регионального резервного фонда; создание венчурного фонда и т. п.
Неотъемлемой частью процесса формирования механизма регулирования инновационной деятельности в регионе является создание эффективной инновационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, одновременно несёт нагрузку как инструмента управления инновационным риском.
В работах Коломыцева В. М. [3, С. 377-382] предлагается следующие элементы механизма реализации стратегии инновационного прорыва, представленный на рис. 4.
Законодательное обеспечение инновационной деятельности
Долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование
инновационного развития
Приоритетное финансирование и стимулирование реализации стратегических инновационных приоритетов, страхование рисков
Формирование национальной инновационной системы, ориентированной на технологический прорыв
Оргструктуры, информация и кадры для инноваций
Инновационное партнерство предпринимателей, государства, творческих личностей и
гражданского общества
Рис. 4. Основные элементы механизма реализации стратегии инновационного развития
В работах Е. С. Никишиной, Н. М. Филимоновой [6, С. 295-298], С. М. Баша-риной [14, С. 146-151] предлагается классифицировать регионы в зависимости от уровня жизни населения региона путём составления матрицы «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона», представленной в табл. 2.
Таблица 2
Матрица стратегических направлений развития регионов «индекс иннова-
ционного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона»
Индекс уровня жизни населения региона Индекс инновационного развития региона
Высокий 1 В Развитие вопреки растущему негативу 2 В Отличники
Низкий 4 В Катастрофа (кризисное состояние) 3 В Торможение негатива не влияет на развитие негатива
Выбор стратегии развития региона обусловливается уровнем инновационного развития и уровнем жизни населения региона. При реализации различных стратегических направлений, нацеленных на достижение различных приоритетов, возможно использование идентичных механизмов (см. табл. 3).
Таблица 3
Типология региональных стратегий влияния инновационного развития региона на уровень жизни населения
Класси- Предлагае-
Характеристика региона мая Механизмы
фикация
региона стратегия реализации стратегии
развития
1 В. Раз- Регионы этой группы Стратегия Основной идеей создания регио-
витие во- могут оказаться очень фокусиро- нального инновационно-
преки рас- перспективными, по- вания технологического механизма
тущему скольку инновационный является использование пре-
негативу рынок расширяется, но имуществ интеграции различных
(высокий требуют значительных наукоемких производств, техно-
уровень средств для поддержания логий и поисковых прикладных
качества роста, которые у региона научно-исследовательских работ
жизни есть. Применительно к на единой территории или сово-
населе- этой группе регионов купности специализированных
ния/ низ- необходимо решить: территорий, где созданы особые
кий уро- увеличить долю иннова- условия благоприятствования
вень ин- ционного рынка данных для всех правовых форм органи-
новаци- регионов или прекратить зации инновационных сооб-
онного его финансирование ществ. Стимулирование воспри-
развития) имчивости промышленности к инновациям, особенно в период только формирующегося рынка, при низком уровне конкурентности продукции. Разработка новых технологий
2 В. От- Эти регионы рыночные Стратегия Организационное развитие
личники лидеры. Они приносят активной (технопарки, научные центры),
(высокий значительную прибыль обороны правовая поддержка инноваци-
уровень стране благодаря своей высокораз- онного бизнеса, создание и раз-
качества конкурентоспособности, витых ре- витие технопарковых структур,
жизни но также нуждаются в гионов помощь инновационному бизне-
населения финансировании для су для выхода на внешний ры-
/высокий поддержания высокой нок
индекс доли динамичного инно-
иннова- вационного рынка. Высо-
ционного кий уровень конкуренции
развития) в различных отраслях, монополизация рынка, наличие высокоразвитой инфраструктуры
Продолжение таблицы 3
3 В. Тор- Регионы, обладающие Вертикаль- Инвестиционная готовность к
можение значительным инноваци- ная инте- поддержке инновационной ак-
негатива онным потенциалом. грация тивности научно-
не влияет Они являются основным (кластери- технологических коллективов.
на разви- источником финансовых зация) Общая инновационная среда и
тие пози- средств для диверсифи- сложившаяся структура регио-
тива (низ- кации и научных иссле- нальной экономики, окружаю-
кий уро- дований щей те или иные технологиче-
вень каче- ские ячейки. Восприимчивость
ства жиз- промышленности и рынка к на-
ни насе- учно-технологической продук-
ления/ ции в сложившейся экономиче-
высокий ской ситуации в стране. Наличие
индекс гарантий защищенности интел-
иннова- лектуальной собственности как
ционного на внутреннем, с учетом его осо-
развития) бенностей, так и на внешнем рынках и многих других факторов жизненно важных для всего инновационного процесса
4 В. Ката- Это регионы, которые на- Антикри- Выявление внутренних резервов
строфа ходятся в невыгодном со- зисная развития, привлечение специа-
(низкий циально-экономическом стратегия. листов и инвестиций, создание
уровень положении. Сохранение Горизон- инновационных зон. Управление
качества таких регионов связано со тальная инновационными проектами с
жизни на- значительными финансо- интеграция. помощью метода проактивного
селе- выми расходами при не- Реструкту- управления и классификации
ния/низкий больших шансах на улуч- ризация рисков инновационных проектов
индекс ин- шение положения. Харак- бизнеса
новацион- терен спад в производстве,
ного разви- высокий уровень безрабо-
тия) тицы, низкое качество инфраструктуры, недостаточность собственных средств
Регионы, находящиеся в квадрантах 1 В, 3 В, 4 В, имеют высокие риски вложения финансовых средств. Поэтому для такой группы регионов целесообразно осуществление антикризисных стратегий, предполагающих создание благоприятных условий для ведения бизнеса (создание предпринимательских зон, правовая поддержка), что позволит обеспечить перелив финансовых средств из регионов с высоким уровнем развития, стимулировать экономическую активность и занятость. Для этой группы регионов рекомендованы стратегии диверсифицированного роста, которые заключаются в выборе приоритетных направлений развития инновационного предпринимательства.
Регионы со средней и высокой привлекательностью внешней среды и средней и высокой конкурентоспособностью инновационного предпринимательства (2 В, 3 В) обладают значительной долей крупных предприятий, поэтому основной стратегией является развитие инновационного предпринимательства с целью не допустить его вытеснение с рынка. По данным департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ, 3/4 осуществляемых в настоящее время поглощений являются враждебными, т. е. с учётом доминирующей техники предполагают скупку акций с применением шантажа, угроз и подкупа, противоправного доступа к реестру акционеров и др.
На основании вышеизложенного могут быть сформулированы стратегии инновационного развития, рекомендуемые для отдельных регионов, в зависимости от квадранта, в котором они находятся:
1 В. Осуществление развивающего финансирования, которое даст возможность совершенствовать инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства. Особое значение имеет наличие развитой производственной (и социальной) инфраструктуры. Создание промышленных и научных парков также является важным инструментом повышения инвестиционной привлекательности ареала. Могут быть применены меры финансового стимулирования: субсидии, льготные займы, налоговые льготы, в том числе за счёт разрешения ускоренной амортизации, предоставления транспортных услуг и энергии по сниженным тарифам. Целесообразно избирательное стимулирование инновационного развития предпринимательства в приоритетных отраслях экономики в зависимости от специфики региона.
2 В. В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью крупного бизнеса. Поэтому необходима правовая поддержка инновационного предпринимательства, с целью не допустить его вытеснения с рынка. Осуществление поддерживающего финансирования путём оказания налоговых льгот. В условиях ограниченности инвестиций особую значимость приобретает активизация инновационного бизнеса. Он может на первых порах послужить «катализатором» роста отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь первоочередное значение имеют дерегулирование, направленное на преодоление многочисленных барьеров, а также льготное налогообложение.
3 В. Создание правовых условий для развития инновационного предпринимательства. Налаживание взаимосвязей инновационного предпринимательства с крупным бизнесом (аутсорсинг, субконтрактация, технопарки), что даст возможность, как показывает опыт развитых стран, за счёт использования потенциала инновационного предпринимательства повысить конкурентоспособность региона и уровня жизни населения.
4 В. Продвижение инноваций, которое заключается в установлении на федеральном уровне предписывающих мер по осуществлению поддержки инновационной деятельности. Как показывает практика ведения бизнеса на различных отдельно взятых предприятиях, стратегия развития определяется установками высшего руководства. Тот же вывод можно сделать и для отдельных регионов, где осуществление эффективной поддержки в области инновационной деятельности зависит от отношения местных властей, обусловливающих общую региональную политику.
Механизм реализации стратегии инновационного развития регионов, предложенный в трудах Даванкова А. Ю., Маркиной Ю. В. [1, С. 31-34], включает следующие этапы:
1. Сбор и анализ информации об уровне инновационной активности в регионе.
2. Анализ спроса на новые информационные технологии, современные материалы, продукты, услуги и доведение результатов анализа до структур, занятых в сфере научно-технических исследований и разработок.
3. Определение стратегических целей и приоритетов инновационного развития на основе долгосрочного прогноза научно-технологического и социально-экономического развития региона с учётом российских и мировых тенденций.
4. Реализация избранных инновационных приоритетов. Осуществляется в виде региональных программ и важнейших инновационных проектов государственного значения.
5. Контроль реализации инновационных программ и важнейших инновационных проектов. Мониторинг позволит оперативно вносить возможные изменения и уточнения, необходимость в которых может возникнуть в ходе реализации программ. Поэтому осуществление такого контроля — важный этап в реализации региональной стратегии инновационного развития.
6. Оценка результатов реализации избранных инновационных приоритетов.
Отдельно следует отметить, что в работах Пыльневой Т. Г., Кутеева И. А.,
Королёва Ю. А., Ефимовой И. Н., Соловечика К. А., Горетова И. Н., Бирюкова А. В., А. Ю. Яковлева-Чернышова, О. А. Мызрова, К. Ю. Прокофьева [10, С. 22-29] большие надежды на ускорение инновационного развития регионов связываются с созданием в России особых экономических зон и совокупности особых экономических зон одного типа или нескольких типов, т. е. кластеров.
Под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции [7].
Далее проведём анализ и обобщение положений документов (стратегий, программ) региональных органов государственной власти в сфере реализации стратегии инновационного развития регионов.
Для анализа случайным образом были отобраны документы (стратегии и программы) в сфере реализации стратегии инновационного развития 10 субъектов РФ, в число которых вошли: Забайкальский край, Камчатский край, Липецкая область, Пензенская область, Республика Ингушетия, Ростовская область, Самарская область, Тверская область, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округа — Югра.
Основной целью реализации изучаемых стратегий и программ является создание условий для перехода экономик регионов на инновационный путь развития.
В результате анализа документов региональных органов власти в сфере реализации стратегии инновационного развития выяснилось, что для достижения поставленной цели, в общем, ставятся следующие задачи:
1. Формирование системы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения инновационной деятельности.
Формирование системы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения инновационной деятельности включает в себя: подготовку кадров, профессионально работающих в специализированном секторе инновационной деятельности, кадровое обеспечение организаций инновационной инфраструктуры; внедрение в учебный процесс программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области интеллектуальной собственности, управления инновациями и коммерциализации технологий; подготовку научных кадров в системе послевузовского образования региона, специализирующихся на привлечении финансовых и управленческих ресурсов для реализации инновационных проектов; подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере управленческих решений, направленных на внедрение инновационных механизмов во все сферы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; организация при высших учебных заведениях края краткосрочных курсов в области интеллектуальной собственности, инновационного менеджмента, коммерциализации разработок; организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, занимающихся обучением специалистов в сфере инновационной деятельности, в ведущих инновационных центрах и высших учебных заведениях Российской Федерации и т. д.
В результате проведённого исследования [11, С. 94-97] был сделан вывод о перспективных потребностях в следующих высококвалифицированных кадрах: инженерах, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса; специалистах по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности; преподавателях, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку кадров для инновационных сфер деятельности.
В качестве перспективных областей инновационного развития экономики, в которых могут быть востребованы высококвалифицированные специалисты, определены такие, как: «Ядерные и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Создание новых материалов», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и электроника».
В целом, система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями края и приоритетами развития научно-технической сферы. Необходимо создать новые возможности для подготовки кадров в ведущих вузах и научных центрах России, практиковать подготовку специалистов для научно-исследовательской работы из числа наиболее перспективных студентов вузов по
индивидуальным программам с углубленным изучением методик проведения НИР, организации научной деятельности и т. п.
2. Предоставление финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности:
1. гранты из бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе, предоставляемые на: научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, в том числе на финансирование научно-исследовательских работ победителей совместных (региональных) конкурсов, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; сертификацию и патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей; финансирование расходов на создание и обеспечение деятельности инновационной инфраструктуры и т. д.
2. субсидирование за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации: части процентной ставки за пользование кредитом (займом); лизинговых платежей в части дохода лизингодателя; части вознаграждения за предоставление банковской гарантии; части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам и т. д.
3. предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации;
3. Развитие информационного обеспечения инновационной деятельности.
Информационное обеспечение инновационной деятельности является важным фактором для организации взаимодействия между разработчиками проектов, потенциальными инвесторами, хозяйствующими субъектами, на базе которых возможна реализация инновационных проектов.
Основными задачами развития информационной системы являются: расширение возможностей доступа к информационным ресурсам для всех заинтересованных лиц на различных условиях, в том числе коммерческих; обеспечение потребителей информацией о рынке научных услуг, инновационных продуктов и проектов, потребностях экономики; обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления информационными ресурсами, позволяющими оценивать потенциал научно-технического комплекса и состояние инновационной деятельности в крае, использовать данную информацию для принятия мер в сфере инновационного развития.
Решение данных задач предлагается осуществлять путём широкого внедрения информационных технологий во все сферы деятельности, размещения сведений об инновационных проектах и научно-технических разработках в информационной среде, организации мероприятий, способствующих развитию инновационной среды (семинары, конференции, выставки, Интернет-порталы и т. д.), с участием организаций инновационной инфраструктуры, органов государственной власти, бизнеса и иных заинтересованных структур и общественных институтов.
Формирование системы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения инновационной деятельности включает в себя:
На развитие информационного обеспечения инновационной деятельности направлены следующие меры: формирование единого банка данных инновацион-
ных проектов и научно-технических разработок, подготовка каталога указанных проектов и разработок. Предусматривается постоянная актуализация банка данных; развитие информационного общества и формирование электронного правительства в субъектах Российской Федерации; проведение научно-практических конференций, с представлением презентаций инновационных разработок; формирование глобальных инфокоммуникационных сетей, дающих возможность свободного обмена информацией любых объёмов, в том числе аудио-, видеоданными, получения государственных услуг в электронном виде и т. д.
4. Совершенствование законодательного обеспечения инновационной деятельности.
Формирование организационно-экономических и правовых условий инновационной деятельности предусматривает разработку нормативных правовых актов и иной документации, определяющих: разработку регламентирующих документов и механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерциали-зуемых научно-технических разработок; законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, направленные на стимулирование инновационных процессов в экономике Российской Федерации; законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы производителям инновационных продуктов в части поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и т. д.
5. Создание и развитие инновационной инфраструктуры
Основными мероприятиями по развития инновационной инфраструктуры являются: развитие действующих элементов инфраструктуры (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды и другие), создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание «технологических коридоров»), обеспечивающих быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции; создание территорий инновационного развития, обеспечивающих развитие новых прорывных технологических платформ, комплексное развитие инновационной инфраструктуры территорий с высокой концентрацией научного потенциала; организационная и информационная поддержка взаимовыгодных связей в инновационной сфере деятельности между организациями на областном, межрегиональном, международном уровнях и т. д.
Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержи инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. Именно она материализует взаимодействие структурных объектов РИС и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития [2, С. 233-238].
Таким образом, рассмотренные механизмы реализации региональной стратегии инновационного развития регионов позволяют проследить взаимосвязь и последовательность работ по формированию и реализации инновационных приоритетов. Многообразие теоретических и практических подходов к реализации стратегий
инновационных развитий регионов говорит о том, что механизмы реализации могут упрощаться, уточняться, корректироваться, дополняться в зависимости от масштабов и сложности решаемых задач. В целом, формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного развития регионов позволит реализовать цели государства по переведению экономики страны на инновационный путь развития.
Литература
1. Даванков А. Ю., Маркина Ю. В. Стратегия инновационного развития региона // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2009. № 4. С. 31-34.
2. Егорова М. В. Инновационная система региона: базовые модели анализа и направления развития // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 1. С. 233-238.
3. Коломыцев В. М. Формирование долгосрочной инновационной стратегии развития экономики России и механизмы её реализации // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 377-382.
4. Куракова Л. В. Формирование инновационной системы как стратегическое направление развития региона // Вестник ТГУ. 2008. № 7 (63). С 201-204.
5. Кутеев И. А. Инновационная составляющая стратегии развития самодостаточного, стабильно-динамичного региона // Вестник ТГУ. 2008. № 10 (66). С. 473-476.
6. Никишина Е. С., Филимонова Н. М. Разработка стратегических направлений инновационного развития регионов // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 295-298.
7. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ
8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
9. Попов С. В., Колесниченко Д. А. Инновационное развитие России: региональный аспект // Вестник ТГУ. 2010. № 3 (83). С. 36 - 42.
10. Прокофьев К. Ю. Место территориальных кластеров в механизме инновационного развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 14. С. 22-29.
11. Прокофьев К. Ю. Особенности кадрового обеспечения инновационного развития экономики России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 1-1 (163). С. 94-97.
12. Сумина Е. В. Научно-технологическая составляющая инновационной стратегии социально-экономического развития территорий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 8. С. 83-88.
13. Сумина Е. В., Чалкин В. А. Научно-технологическое развитие территорий как основа инновационной стратегии экономики России // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2012. № 3. С. 210-214.
14. Филимонова Н. М., Никишина Е. С., Башарина С. М. Разработка стратегических направлений инновационного развития регионов. Экономические стратегии. 2010. № 7-8. С. 146-151.
Об авторе (ах)
Моисеев Владимир Алексеевич — кандидат технических наук, доцент заведующий кафедрой «Организация строительства и управление недвижимостью», инженерно-строительный факультет, Псковский государственный университет, Россия.
Прокофьев Константин Юрьевич — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Организация строительства и управление недвижимостью», инженерно-строительный факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
V. A. Moiseev, K. Yu. Prokofiev
REALIZATION OF INNOVATIVE REGIONS' DEVELOPMENT STRATEGY
In the article the review of theoretical approaches to realization of innovative regions ' development strategy presented in periodicals is carried out. Also regional public authorities documents ' provisions in the sphere of realization of innovative regions ' development strategy are analyzed and generalized.
Key words: innovative strategy, innovative development of the region, the mechanism of innovative strategy realization, region.
About the author(s)
Moiseev Vladimir Alekseevich, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Construction organization and the management of real estate, Faculty of Construction Engineering, Pskov State University, Russia.
Prokofiev Konstantin Yurievich, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Construction organization and the management of real estate, Faculty of Construction Engineering, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]