Фестник^Т^ИЖ № 2, 2012
УДК 65.01.637.1
Профессор И.П. Богомолова, аспирант Е.Ю. Колесова
(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10
Реализация стратегии диверсификации на предприятиях молочной отрасли
Рассмотрено понятие «диверсификация» и перспективы ее использования на предприятиях молочной отрасли. Проанализированы проблемы рационального использования вторичного молочного сырья. Разработаны рекомендации, направленные на развитие отрасли.
Described the current state of the dairy industry, detect-mined common problems and their causes in the industry. Develop recommendations for direction on the development of the industry.
Ключевые слова: диверсификация, молочная отрасль, сыворотка.
Молочная отрасль является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса по обеспечению населения продовольствием и занимает третье место в общем объеме производства пищевых продуктов в РФ. Проблемы молочной отрасли становятся еще актуальнее в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны в целом и ее отдельных регионов. Включение молочных продуктов в пищевой рацион повышает его полноценность и способствует лучшему усвоению всех компонентов. По научно обоснованным нормам молоко и молочные продукты должны составлять одну треть пищевого рациона.
В настоящее время российский молочный рынок характеризуется нестабильностью ситуации, вызванной негативным влиянием мировой конъюнктуры. Вследствие влияния экономического кризиса произошло снижение покупательской активности, что негативно отразилось на объеме потребительского рынка молочной продукции и, как следствие, на доходах производителей молока и молокопере-работчиков.
Сегодня молочная отрасль находится под давлением жесткой конкуренции и ограничения спроса на продукцию в связи с ростом цен на неё и низкой платежеспособностью населения. Инвестиции государства в сферу АПК характеризуются недостаточными объемами и уменьшением удельного веса капитальных государственных вложений.
© Богомолова И.П., Колесова Е.Ю., 2012
Ценовые тренды на мировом молочном рынке также не способствуют укреплению позиций отечественных производителей. Появление широкого спектра импортных продуктов, с одной стороны, поставило предприятия в тяжёлое положение в силу более высоких производственных затрат, с другой стороны, убедило отечественных производителей в необходимости освоения новых технологий и видов продукции.
Характерно, что решающая роль на рынке принадлежит сегодня крупным предприятиям и компаниям, преимущество которых проявляется в более низкой себестоимости продукции, возможностях обеспечения экологической безопасности, глубокой комплексной переработке сырья при минимальных его потерях, а также в инвестировании в новые экономически выгодные технологии. В этих условиях остальные предприятия должны постоянно развиваться, улучшать качество продуктов, повышать свою эффективность, другими словами, быть конкурентоспособными.
Опыт экономически развитых предприятий России и зарубежья свидетельствует, что в условиях нестабильности и жесткой конкуренции одним из эффективных способов выживания предприятия и наращивания им финансовых средств, а также инструментом устранения диспропорций производства и перераспределения ресурсов является диверсификация.
Проведенный анализ показал, что наиболее оптимальным направлением реализации стратегии диверсификации на предприя-
тиях молочной отрасли является освоение новых видов производства, что позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятий, получить дополнительную экономическую выгоду и предупредить возможное банкротство. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала, методом оптимизации структурных преобразований в экономике, средством повышения конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и экономики в целом (рисунок).
Рисунок. Характеристики экономических преимуществ диверсификаций
Сегодня многие хозяйственные системы успешно диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка.
Приоритетным направлением реализации диверсификации производства на предприятиях молочной промышленности, на наш взгляд, может стать полное и рациональное использование молочной сыворотки.
Сыворотка является побочным продуктом, получаемым при изготовлении молочных продуктов (сыров, творога) и предназначенным для дальнейшей переработки. По данным Международной Молочной Федерации, куда входит и Россия, всего в мире ежегодно
вырабатывается около 19 млн т сыра и творога, объемы получаемой при этом сыворотки составляют около 145 млн т. Растущие объемы молочной сыворотки, ее высокая пищевая и биологическая ценность обусловливают необходимость поиска прогрессивных, экономически целесообразных и малоэнергоемких способов ее переработки и утилизации. Проблема комплексного и рационального использования сыворотки не решена как в нашей стране, так и во всем мире. Международная Молочная Федерация эту проблему считает наиболее актуальной. Опыт передовых предприятий отрасли показывает, что при организации промышленной переработки молочной сыворотки прибыль, получаемая от реализации продукции, увеличивается на 28 - 30 %.
Необходимость, целесообразность и возможность промышленной переработки молочной сыворотки в настоящее время у профессионалов молочного дела всего мира и нашей страны не вызывает сомнений. Задача состоит в том, как осуществить это на практике с наименьшими затратами, независимо от системы экономических отношений, объемов производства и форм собственности предприятий.
Анализ практического опыта экономически развитых стран свидетельствует о том, что решение проблем полного и рационального использования молочной сыворотки возможно, экономически выгодно и экологически необходимо. Концептуально решения этих задач должны быть адаптированы к рыночной ситуации, сложившейся в нашей стране, с учетом тенденций и прогнозов развития (модернизации) отрасли до 2020 года для обеспечения Продовольственной безопасности России.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что решение проблемы возможно только на основе промышленной переработки молочной сыворотки в пищевые продукты, кормовые полуфабрикаты, технические и медицинские препараты. Ассортимент получаемых продуктов из (и на основе) молочной сыворотки превышает по экспертным оценкам 10 000 наименований.
Целесообразность рационального использования молочной сыворотки как одного из видов вторичного молочного сырья не имеет альтернативы и обоснована как с экономической, так и с экологической точек зрения.
Первая связана с расширением ресурсных возможностей за счет более глубокой комплексной переработки сырья и вовлечением неиспользованных отходов в качестве источника сырья для получения продуктов питания и кормов. Молочная сыворотка содержит
около 50 % сухих веществ молока, поэтому практикуемый на сегодня в России повсеместный ее слив в канализацию эквивалентен ежегодной потере 1,13 млн т молока.
Вторая точка зрения обусловлена экологическими факторами: молочная сыворотка в непереработанном виде создает экологическую опасность для окружающей среды, так как ее загрязняющая способность превышает аналогичный показатель для бытовых сточных вод в 500-1000 раз. Финансовые потери только на утилизацию сливаемой сыворотки на очистных сооружениях России оцениваются в 12-15 млрд р. в год. Установлено, что затраты на очистку сточных вод, загрязненных молочным производством, перерабатывающим 100 т молока в сутки, равноценны затратам на очистку сточных вод города с населением 80 000 человек. Отметим, что за рубежом считается, что организация переработки молочной сыворотки, даже при высоком уровне стоимости энергоносителей, гораздо выгоднее, чем экологические штрафы за слив сыворотки без обработки в водоемы. И если учесть последнюю информацию об ужесточении требований по охране окружающей среды и увеличении штрафов за сброс стоков в очистные сооружения, то непереработанная сыворотка может привести к убыткам даже крупные предприятия. За рубежом считается, что организация переработки сыворотки, даже при высоком уровне стоимости энергоносителей, гораздо выгоднее, чем экологические штрафы за ее слив без обработки в водоемы.
Переработка молочной сыворотки в России, несмотря на многочисленные разработки в этой области, сдерживается по нескольким причинам. Среди них можно выделить:
- незначительные инвестиции в молочную отрасль;
- отсутствие современных технологий и оборудования для комплексной переработки сыворотки;
- отсутствие массового производства лечебно-профилактических и специализированных продуктов на основе различных биокомпонентов сыворотки из-за недостаточной информации о преимуществах подобных продуктов питания;
- либерализм экологической службы в отношении сброса сыворотки в сточные воды.
Однако включение отечественных молочных предприятий в рыночные отношения приводит к постоянному нарастанию спроса на внедрение инновационных высокоэффективных технологий, позволяющих получать максимально возможную прибыль. Молочная 176
сыворотка является неиспользованным резервом для получения прибыли.
Анализ опыта передовых предприятий отрасли показывает, что в зависимости от объемов и ассортимента продукции, вырабатываемой из молочной сыворотки, дополнительная прибыль составляет 15-35 % прибыли, получаемой от основного производства, максимально возможный уровень - 50 %.
Таким образом, диверсифицируя деятельность предприятия посредством рационального использования молочной сыворотки, м ожно решить задачи:
- получения предприятием прибыли за счет реализации дополнительной продукции без увеличения объемов закупаемого молока;
- повышения экологической безопасности производства, уменьшение финансовых потерь от штрафных санкций за слив молочной сыворотки в водоемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова, И.П. Брендинг как инструмент управления конкурентоспособностью молокоперерабатывающих предприятий [Текст]: монография / И.П. Богомолова, З.В. Гаврилова. - Воронеж: изд-во «ИСТОК», 2009. - 180 с.
2. Мельникова, Е.И. Творожная сыворотка: опыт переработки и новые технологические решения [Текст]: монография / Е.И. Мельникова, Е.Б. Станиславская, Л.В. Голубе-ва - Воронеж, 2009. - 236 с.
3. Рыбалова, Т.И. Молочная индустрия: пора надежд [Текст] / Т.И. Рыбалова // Переработка молока. - 2011. -№ 3. -С.16.
4. Мещеряков, Ю.Е. Диверсификация как способ повышения эффективности на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. Экономические проблемы пищевой промышленности в третьем тысячелетии [Текст]: сборник научных трудов / под ред. В.В. Денискина. М., - 2001, - С. 147-150
5. Официальный сайт Института конъюнктуры аграрного рынка [Электронный ресурс] http://www.ikar.ru/.