РАЗВИТИЕ АПК
УДК 631. 15
реализация стратегического управления сельскохозяйственным производством региона
ю. н. тетерин,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и менеджмента E-mail:yurt17.07@yandex. ш нижегородский государственный инженерно-экономический институт, г. Княгинино
В статье рассматриваются отраслевой и рыночный подходы при формировании стратегического управления сельскохозяйственным производством региона. Дается оценка состояния сельского хозяйства региона и его государственного регулирования. Обосновывается необходимость перехода к стратегическому управлению сельскохозяйственным производством. Предлагается экономический механизм перехода сельскохозяйственной организации к стратегическому управлению.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, отраслевое и рыночное управление, стратегический подход к управлению, экономический механизм, система стратегий.
В Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р, указывается, что целью развития агропромышленного комплекса в Приволжском федеральном округе является обеспечение потребностей населения округа в доступных и высококачественных продуктах питания на основе роста эффективности
агропромышленного производства и повышения его конкурентоспособности [3]. Основными задачами, в частности, считаются.
1. Совершенствование агропродовольствен-ного рынка за счет развития инфраструктуры и логистического обеспечения на протяжении всего производственно-технологического цикла и товарооборота в агропромышленном комплексе. Для сбытовых агроструктур актуальными являются вопросы эффективности государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции с целью достижения необходимой рентабельности сельскохозяйственного производства.
2. Ускоренное развитие приоритетных подотраслей животноводства:
— мясного и молочного скотоводства;
— свиноводства;
— птицеводства.
Это планируется осуществить на территории всех субъектов округа.
Овцеводство будут развивать в Республике Татарстан, Оренбургской и Саратовской областях, рыбоводство — в Республике Мордовия и Республике Татарстан, Самарской и Саратовской областях
(на водохранилищах Волжско-Камского каскада, площади которых превышают 1,3 млн га).
Следовательно, объектом управления при решении проблем развития АПК являются как виды экономической деятельности (ВЭД), так и рынки. Конъюнктура рынков характеризуется постоянной изменчивостью, требующей стратегического подхода к управлению. Ключевым звеном в эффективной реализации стратегий развития сельского хозяйства региона считается сельскохозяйственная организация.
К сожалению, стратегический подход к управлению сельскохозяйственным производством не получил должного распространения из-за определенных трудностей методологического и практического характера. Поэтому разработка проблем стратегического управления необходима и актуальна для повышения эффективности функционирования и развития сельскохозяйственного производства.
Проблемы управления сельскохозяйственным производством нашли свое отражение в трудах экономистов-аграрников И. Ушачева, А. Алтухова, А. Петрикова и др. Вместе с тем, проблемы стратегического управления на основе сочетания отраслевого и рыночного принципов в настоящее время, по мнению автора, недостаточно изучены.
По данным Росстата [4], Приволжский федеральный округ занимает первое место среди регионов РФ по выпуску продукции сельского хозяйства (табл. 1).
Приволжский федеральный округ выступает одним из главных в стране производителей мяса, молока, яиц, меда, ярового рапса, занимает второе место в России по валовым сборам зерна, семян подсолнечника, картофеля, овощей, плодов и ягод, шерсти, третье место — по сборам сахарной свеклы, льноволокна. Округ выделяется высокоинтенсивным сельским хозяйством и высокоразвитой пищевой и перерабатывающей промышленностью.
Многие субъекты Российской Федерации, входящие в Приволжский федеральный округ (ПФО), являются крупнейшими
о я
ю
^
« а и «
И 2
<и
3
и «
X
<и
Я
*
5
3
и «
Й т
о ю и ^ н ~
и «
<и
ч =
и
<и =
а
ч а
ч
Л V ^ £
о -
« М ®
Е 1-н
п в ®
" 8
О
И О
и
О «
и л Ч <и о
к
Я „ ^ Й
^ Й о 'Я К
с з
и Й
<и
:В о
§ 3
о ^
§ «
= Б
м У
О 0-
^ т
и И
^ <ц
о
о о
ос о о
о о
чо о о
о о
о о
о о
о о
о о
о о о
г 3
5
я
6
и £ е
и (в
1С
^
и
Г-
Г-
сл
00
СЛ
о о
СЛ
чо г-00
чо о
г-
чо чо
чо 00
о
СЛ
г-
СЛ
чо
о о
чо
чо
чо
СЛ
г-
чо
о о
чо
о сл о г-
сл 00
о
о
чо
00
чо
чо
чо г-
<4 хч
г-оо
СЛ
<4 00
чо о
00 00
00
00 00
о
СЛ
СЛ 00 СЛ
чо хч
00 00
о о
хч хч г-
чо о о
СЛ 00
г-
СЛ
3
« X
I
X -
л а
о «
о «
в а
о -
о
X
к
8
Е
Й м Й И
в
»13
л
»13
о а
л »§
о а
л
ОТ к
о
производителями сельскохозяйственной продукции в стране. Так, Республика Башкортостан и Республика Татарстан входят в пятерку лидеров по объему производства картофеля, овощей, молока, мяса, меда. Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Нижегородская и Ульяновская области ежегодно получают более 1 млн т зерна.
Особенностью округа является разнообразие условий ведения сельского хозяйства, во многом связанное с его значительной протяженностью с севера на юг. В Кировской области и Пермском крае преобладают переувлажненные участки средней тайги с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами, а на юге, в Саратовской и Самарской областях — сухие степи с черноземами и каштановыми почвами.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
— трудности со сбытом сельскохозяйственной продукции (низкие закупочные цены, недостаточность мощностей для длительного хранения зерна, неразвитость рыночных механизмов — зерновая биржа, электронные торги и т. д.);
— слабый уровень селекции и производства новых сортов семян и пород скота;
— низкий уровень экономических взаимоотношений между предприятиями химической отрасли, производителями минеральных удобрений и сельскохозяйственными товаропроизводителями;
— недостаточный уровень развития рынка сельскохозяйственных угодий, включающий продажу, аренду и сделки, в том числе с земельными долями;
— высокий уровень износа материально-технической базы сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности;
— проблема мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
— дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов с необходимым уровнем подготовки;
— неполная переработка вторичных продуктов и непищевых отходов, внедрение которой могло бы существенно снизить себестоимость продуктов питания и позволить значительно улучшить экологическую обстановку в регионе.
Многофункциональный агропромышленный комплекс округа обеспечивает четверть объема сельхозпродукции России, треть объемов зерна. В
хозяйствах ПФО содержится около трети поголовья крупного рогатого скота, четвертая часть поголовья свиней и производится треть объема молока Российской Федерации. В округе находится четвертая часть сельскохозяйственных угодий и треть пашни России. Технический парк округа составляет около 30 % всех тракторов и комбайнов страны.
Сложность решения стратегических проблем развития сельского хозяйства ПФО усугубляется высоким уровнем зависимости от природно-климатических факторов (например, засуха в 2010 г.). Наблюдавшаяся в последние годы положительная динамика сельскохозяйственного производства в экономике регионов Приволжского федерального округа даже в условиях экономического кризиса во многом была обусловлена системной государственной поддержкой данной отрасли. На территории всех регионов округа в 2010 г. вводился режим чрезвычайной ситуации. При этом сельскохозяйственные культуры погибли на площади свыше 9 млн га, или 38 % от всей посевной площади по округу.
Самые значительные потери посевных площадей от засухи в абсолютных цифрах отмечены:
— в Оренбургской области — 1,9 млн га;
—в Республике Башкортостан и Саратовской
области — по 1,4 млн га;
— в Республике Татарстан — 1,3 млн га.
Половина посевных площадей погибла в
Республике Мордовия, Самарской и Ульяновской областях.
Базовым для всего агропродовольственного комплекса округа является зерновой рынок, обеспечивающий наращивание собственного производства муки, мяса, молока, яиц в рамках программы импор-тозамещения. По состоянию на 01.10.2010 в округе в хозяйствах всех категорий было намолочено зерна (в первоначально оприходованном весе) 6,7 млн т (29,5 % к уровню 2009 г.). В том числе:
— пшеницы — 3,4 млн т (27,5 % к уровню
2009 г.);
— ржи — 1 млн т (35,6 %);
— ячменя — 1 млн т (22,9 %);
— гречихи — 26,2 тыс. т (11,4 %).
Средняя урожайность зерновых по округу
составила 11,8 ц/га (против 21 ц/га в 2009 г.). Потребность в зерне в целом по округу составляет 17,4 млн т, в том числе на продовольственные цели — 4 млн т; на фуражные цели — 10,5 млн т.
Обеспеченность округа зерном за счет урожая
2010 г. составила 39 % от потребности. В целом
по округу площадь полей, занятых под сахарную свеклу (фабричную), в 2010 г. составила 217,5 тыс. га. Расширение площадей посева сахарной свеклы отмечено в большинстве территорий округа, выращивающих эту культуру. Однако половина засеянных площадей погибла от засухи (110,3 тыс. га). Площадь полей, занятых под овощи, в целом по округу составила 116,2 тыс. га. В 2010 г. выросли посевные площади овощей:
— в Республике Мордовия — на 6,4 %;
— Удмуртской Республике — на 7,3 %;
— Саратовской области — на 4,6 %;
— Оренбургской области — на 3,7 %;
— Ульяновской области — на 12,4 %.
Гибель овощных площадей составила 5 %.
Под картофель в 2010 г. в округе было занято
574,6 тыс. га (101,3 % к 2009 г.). В девяти регионах округа были увеличены площади полей под картофель. В наиболее значительной степени:
— в Нижегородской области — на 11,3 %;
— Республике Татарстан — на 4,7 %;
— Пермском крае — на 4,6 %;
— Ульяновской области — на 4,5 %.
В структуре посевных площадей, занятых под картофель, 82 % приходится на хозяйства населения; 13,2 % — на сельскохозяйственные организации; 4,8 % — на крестьянские и фермерские хозяйства. Из-за погодных условий 2010 г. более 10 % площадей картофеля (57,8 тыс. га) погибло. По состоянию на 01.10.2010 в округе было собрано 3 217,2 тыс. т картофеля (35,2 % к уровню 2009 г.). Урожайность составила 80,2 ц/га (против 148,5 ц/га в 2009 г.). Потребность регионов в картофеле (5,4 млн т) удовлетворена за счет урожая 2010 г. на 59,6 % (против 168,8 % в 2009 г.). Критерий обеспеченности картофелем, определенный Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, составляет 95 %. Наиболее высокий уровень обеспеченности картофелем за счет собственного производства:
— в Кировской области — 101,4 %;
— Саратовской области — 95,7 %;
— Республике Мордовия — 92,4 %.
В пяти регионах округа (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, Ни-жегородская_и Самарская области) обеспеченность картофелем составляет от 63 до 68 %. Республика Татарстан и Чувашская Республика обеспечены картофелем собственного урожая на 50 % от потребности. Самый низкий уровень обеспеченности
картофелем — в Оренбургской и Пензенской областях (32,2 и 24,4 % соответственно).
Животноводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства округа. На его долю приходится около половины всей валовой продукции сельского хозяйства округа. Во исполнение соответствующего поручения Президента Российской Федерации по состоянию на 01.10.2010 в пяти регионах округа разработаны отраслевые целевые программы развития мясного животноводства на период до 2020 г. (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Нижегородская и Пензенская области).
В Республике Башкортостан соответствующая программа находится на согласовании. В четырех регионах округа (Удмуртская Республика, Пермский край, Самарская и Саратовская области) программы находились в стадии разработки (2010 г.). В Оренбургской области реализуется целевая программа «Развитие мясного скотоводства на 2009—2012 гг.». В Республике Марий Эл, Кировской и Ульяновской областях реализация мероприятий по развитию мясного животноводства осуществляется в рамках региональных целевых программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.
По состоянию на 01.10.2010 поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий округа составляет 6,6 млн голов (95,4 % к уровню 2009 г.):
— коров — 2,6 млн голов (95,9 %);
— свиней — 4,6 млн голов (97,1 %);
— овец и коз — 3,1 млн голов (98,1 %).
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за 9 мес. 2010 г. на территории округа в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой в живом весе более 1,6 млн т (рост на 2,1 % к аналогичному периоду 2009 г.). Самообеспеченность мясом и мясопродукцией в объеме, определенном доктриной (85 %), достигается в целом по округу и девяти регионах. Самообеспеченность ниже порогового значения — в Пермском крае, Кировской, Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях.
Неблагоприятные погодные условия и ухудшение ситуации с кормами в 2010 г. оказали негативное
влияние на объемы производства молока. По итогам 9 мес. 2010 г. в хозяйствах всех категорий округа произведено 8,6 млн т молока (снижение на 1,1 % к аналогичному периоду прошлого года). Молоком и молочной продукцией округ в целом и десять регионов обеспечены полностью. Ниже установленного критерия обеспеченность молоком в Пермском крае, Кировской, Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях.
За 9 мес. 2010 г. в хозяйствах всех категорий округа производство яиц возросло на 3,2 % и составило 8,3 млрд штук. Значительный рост производства отмечается в Пермском крае (на 11,5 %), Республике Татарстан (на 9,9 %), Республике Мордовия (на 9,5 %).
В целях недопущения дальнейшего снижения объема производства животноводческой продукции, сохранения поголовья скота в регионах округа были приняты необходимые меры по заготовке кормов на осеннее-зимний период 2010—2011 гг. В среднем по округу заготовлено 15,7 ц кормовых единиц на одну условную голову (против 20,5 ц кормовых единиц в
2009 г.). В связи с недостаточностью кормовой базы семь регионов округа (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Оренбургская и Саратовская области) вели заготовку кормов за пределами своих регионов (884,3 тыс. т).
Снижение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции (в большей степени растениеводства) вызвало значительные ценовые колебания на внутреннем продовольственном рынке округа. Анализ потребительских цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости (15 наименований) по всем каналам реализации в регионах округа показал, что наибольший рост цен по состоянию на октябрь
2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. зафиксирован на следующие продукты:
— крупа гречневая, ядрица — 225,7 %;
— картофель — 171,8 %;
— яйца — 126,4 %;
— мука пшеничная — 125 %;
— сахар — 122,7 %.
Умеренный рост цен отмечается по следующей группе продуктов:
— масло подсолнечное — 112,8 %;
— молоко пастеризованное — 114,6 %;
— масло сливочное — 116,3 %.
Незначительно выросли цены на хлеб ржано-
пшеничный — 105,3 %, хлебобулочные изделия из муки — 104,3 %, рис — 100,7 %, говядину — 100,6 %.
Снижение цен произошло:
— на лук — 29,1 %;
— капусту белокочанную — 26,4 %;
— морковь — 0,3 %.
Анализ ценообразования за вышеуказанный период в разрезе регионов округа показал, что наиболее резкий скачок цен допущен:
1) на крупу гречневую:
— в Нижегородской области — 245,7 %;
— Удмуртской Республике — 240,4 %;
— Чувашской Республике — 231,3 %;
— Оренбургской области — 230,6 %;
— Ульяновской области — 228,7 %;
— Республике Башкортостан — 27,4 %;
2) на картофель:
— в Республике Марий Эл — 202,1 %;
— Удмуртской Республике — 199,1 %;
— Республике Мордовия — 96,6 %;
— Чувашской Республике — 195 %;
3) на яйца:
— Кировской области — 142,6 %;
— Республике Башкортостан — 138,5 %;
— Ульяновской области — 135,7 %;
4) на муку пшеничную:
— в Нижегородской области — 140,7 %;
— Пермском крае — 138,3 %;
— Удмуртской Республике — 131,6 %;
— Республике Татарстан — 130,7 %;
5) на сахар:
— в Нижегородской области — 128,5 %;
— Республике Марий Эл — 126,6 %;
— Удмуртской Республике — 125,8 %;
— Ульяновской области — 125 %;
— Кировской области — 123,5 %;
6) на хлеб из ржано-пшеничной муки:
— в Чувашской Республике — 119,2 %;
— Пензенской области — 110,5 %;
— Самарской области — 106,7 %;
— Республике Марий Эл — 106,7 %.
В абсолютных цифрах самые высокие цены на хлеб из пшеничной муки (за 1 кг) зафиксированы в Кировской области (30,7 руб.), Республике Марий Эл (28,8 руб.), Пермском крае (28,31 руб.), Самарской области (28,17 руб.). Хлеб из ржаной муки наиболее дорогой в Самарской области (24,68 руб.), Пермском крае (24,26 руб.), Пензенской области (23,39 руб.), Удмуртской Республике (23,38 руб.).
Самые низкие цены на пшеничный хлеб:
— в Республике Мордовия — 22,17 руб.;
— Пензенской области — 22,33 руб.;
— Оренбургской области — 22,45 руб.
Самые низкие цены на ржаной хлеб:
— в Оренбургской области — 19,9 руб.;
— Республике Татарстан — 20,03 руб.;
— Ульяновской области — 20,04 руб.
По молочной группе продуктов самые высокие цены установлены:
1) на масло сливочное — в Кировской и Нижегородской областях — 243,24 и 240,1 руб. соответственно;
2) на молоко пастеризованное — в Самарской области и Чувашской Республике — 30,46 и 30,64 руб. соответственно.
Самые низкие цены на масло сливочное — в Саратовской области (145,17 руб.), на молоко пастеризованное — в Саратовской области и Республике Марий Эл (22,73 и 23,54 руб. соответственно).
Самые высокие цены на сахар — в Пермском крае (39,48 руб.), Удмуртской Республике (38,57 руб.), а самые низкие — в Пензенской области (33,62 руб.).
По овощной группе продуктов самые высокие цены на картофель зафиксированы в Республике Мордовия (26,29 руб.), Ульяновской и Самарской областях (25,98 и 25,95 руб. соответственно); самые низкие цены — в Республике Татарстан (21,67 руб.) и Республике Башкортостан (22,64 руб.).
Органами исполнительной власти регионов округа в пределах установленной компетенции осуществляются меры организационно-правового и экономического характера, направленные на предотвращение роста цен на продовольственные товары первой необходимости. Во всех регионах созданы межведомственные комиссии, проводится ежедневный мониторинг оптовых отпускных и розничных цен на основные виды социально значимых продовольственных товаров. Вопросы ценовой политики на рынке сельхозпродукции регулярно рассматриваются на заседаниях региональных правительственных комиссий.
Органы исполнительной власти работают в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы по проведению контрольно-надзорных мероприятий в целях выявления и разделения объективных и искусственно созданных причин роста цен.
Для стабилизации ситуации по обеспечению населения продовольственными товарами во всех регионах округа продолжается работа по заключению договоров о поставках зерна, муки, круп, сахара и овощей из других субъектов Российской Федерации, менее пострадавших от засухи, и стран ближнего зарубежья. В округе широко внедрены формы и методы работы по обеспечению низкодоходных групп населения продовольственными товарами первой необходимости (ярмарочная торговля «выходного дня», «социальный хлеб», торговля разливным молоком, социальные отделы в торговых организациях и пр.).
Для стабилизации цен на молочную продукцию в регионах проводится закупки молока от населения перерабатывающими предприятиями и сельскохозяйственными потребительскими снабженческо-сбытовыми кооперативами.
В Республике Мордовия и Удмуртской Республике реализуются соглашения о сотрудничестве между предприятиями пищевой промышленности и крупными торговыми сетями по сохранению рекомендуемых предельных торговых надбавок на основные продукты питания: хлеб, молоко, муку, масло, яйцо. В Оренбургской области действует постановление правительства о рекомендованных размерах торговых надбавок на социально значимые продукты питания. В Чувашской Республике были утверждены минимальные гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию в 2010 г. от сельскохозяйственных товаропроизводителей республики.
Одним из основных направлений работы органов исполнительной власти регионов в сложившейся ситуации является реализация комплекса мер по оказанию государственной финансовой помощи хозяйствам, пострадавшим от засухи. Сельхозтоваропроизводителям округа на ликвидацию последствий засухи выделено 18,5 млрд руб., из них: 13,6 млрд руб. — за счет федерального бюджетного кредита и 4,9 млрд руб. — за счет собственных средств регионов. Наибольшие суммы финансовой помощи выделены хозяйствам:
— Республики Башкортостан — 6 млрд руб.;
— Республики Татарстан — 3,7 млрд руб.;
— Республики Мордовия — 1,9 млрд руб.;
— Оренбургской области — 1,5 млрд руб.;
— Саратовской области — 1,2 млрд руб.;
— Удмуртской Республики — 1 млрд руб.
В целях обеспечения продовольственной безопасности в округе реализуются меры государс-
твенной поддержки сельхозтоваропроизводителей по повышению доступности кредитов. За 9 мес. 2010 г. было принято к субсидированию кредитов различной категории на сумму 185 млрд руб. при годовом плане 147,7 млрд руб. Наибольший объем кредитов (46 %), принятых к субсидированию, составляют краткосрочные кредиты (85,7 млрд руб.). На субсидирование процентных ставок по всем видам кредитов сельхозтоваропроизводителям с начала года было выплачено 10,9 млрд руб. (из них 5,1 млрд руб. на инвестиционные кредиты до 8—10 лет).
На снижение рисков в сельском хозяйстве направлено из федерального бюджета 323 млн руб. (83 % от годового плана), из консолидированных бюджетов субъектов округа — 97,1 млн руб. (27,1 % от годового плана). На поддержку племенного животноводства было профинансировано: из федерального бюджета — 794,3 млн руб. (98,5 % от годового плана), из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 577,7 млн руб. (68,8 % от годового плана). На развитие элитного семеноводства из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов было направлено 270,1 млн руб.
Одним из основных факторов продовольственной безопасности является финансовая устойчивость агропромышленного комплекса. В соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» созданы межведомственные федеральная и территориальные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Реализация данного закона позволила ряду сельхозпредприятий стабилизировать финансовое состояние и избежать процедуры банкротства. В настоящее время в программе финансового оздоровления участвуют 4 513 сельхозтоваропроизводителей округа, что составляет 34,4 % от общего количества участников. С момента введения в действие данного закона сумма реструктуризированной задолженности по сельхозорганизациям округа по состоянию на 01.06.2010 составила 30,8 млрд руб. (35,9 % от общей суммы по Российской Федерации), в том числе половину составляют штрафы и пени по налогам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
В рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства принимались меры к укреплению материально-технической базы сель-
скохозяйственных организаций округа. Ими было приобретено 2 674 трактора, 828 зерноуборочных и 460 кормоуборочных комбайнов.
Характерным практически для всех регионов округа является привлечение инвестиций на основе частно-государственного партнерства. В регионах ПФО реализуется ряд крупных инвестиционных проектов:
— строительство завода по производству сыров твердых сычужных и традиционной молочной продукции (Кировская область);
— строительство молочного комплекса на 3 600 голов (Пензенская область);
— создание современного высокотехнологичного птицеводческого комплекса (Республика Марий Эл);
— создание межрегионального высокопроизводительного комплекса по производству мяса и мясных полуфабрикатов (Республика Мордовия) и др.
На финансирование мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений в округе направлено более 3,1 млрд руб., что составляет 64 % от запланированного объема на год. За 9 мес. 2010 г. построено и приобретено жилья общей площадью 309,8 тыс. м2, в том числе для молодых семей и молодых специалистов — 126,4 тыс. м2. Наибольшее количество жилья построено в Оренбургской области (125,6 тыс. м2), Республике Татарстан (47,2 тыс. м2), Республике Мордовия (28,2 тыс. м2).
Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без качественного кадрового обеспечения, уровень которого в настоящее время является недостаточным. Вопросы кадрового обеспечения решаются путем реализации различных целевых программ, которые действуют в большинстве регионов округа. Как положительный фактор следует отметить рост средней заработной платы работников сельского хозяйства регионов округа. В январе-августе 2010 г. среднемесячная заработная плата составила 8,3 тыс. руб. (108,9 % к соответствующему периоду 2009 г.). Наиболее высокий размер заработной платы зафиксирован:
— в Пензенской и Нижегородской областях — 9,7 тыс. руб.;
— Республике Марий Эл — 9 тыс. руб.
Самый низкий размер — в Удмуртской Республике (7,3 тыс. руб.), Чувашской Республике (7,5 тыс. руб.).
Таким образом, прогнозирование влияния факторов внешней среды, внедрение элементов риск-менеджмента, мониторинг рыночной конъюнктуры являются необходимыми элементами управления, что предполагает стратегический подход к управлению сельскохозяйственным производством на различных уровнях.
По мнению автора, для сельскохозяйственной организации очень важно участвовать с выгодой для собственного развития в реализации стратегических и других программ развития сельского хозяйства. Но для этого необходимо использовать модели управления, эффективные в рыночной экономике. Одной из таких моделей является стратегический подход на основе сочетания отраслевого и рыночного управления. Отрасль определяется характером используемых активов и представляет собой совокупность организаций, производящих продукты, вошедшие в границы отраслевого рынка, на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. В частности, специфическим активом сельскохозяйственной отрасли являются земельные ресурсы. Сельскохозяйственная организация, используя определенную технологию, преобразует ресурсы в готовую продукцию и предлагает ее рынку в качестве товара. В случае эффективности этого преобразования организация получает добавленную стоимость, часть которой она может направить на развитие производства.
Таким образом, объектом управления при отраслевом подходе являются имеющиеся в наличии ресурсы, технологии их использования и предложение продукта. Они относительно постоянны во времени, их можно точно оценить. Но сельскохозяйственная организация является открытой системой. Она приобретает ресурсы и реализует готовую продукцию у других предприятий и организаций, населения на открытом рынке. «Главный источник существования любой организации или предприятия — это привлечение и удержание потребителей (клиентов). Каждый работник всегда должен думать о том, как он может привлечь и удержать потребителя» [2].
Сельскохозяйственная организация заинтересована в приобретении качественных ресурсов (выступает в качестве покупателя) за наименьшую возможную цену и реализации своей продукции (выступает в качестве продавца) за наибольшую возможную цену. Рыночная цена, как известно, формируется при равновесии спроса и предложе-
ния и зависит от типа рынка, на котором находится фирма. Поэтому сельскохозяйственная организация вынуждена управлять спросом и предложением на ресурсных рынках и рынках готовой продукции. Отраслевой рынок представляет совокупность покупателей и продавцов, которым при определении своего экономического поведения приходится считаться друг с другом. «На принятие решений фирмой оказывают влияние различные ограничения. Фирма может реагировать на ограничение целей либо активно, либо пассивно» [1].
Таким образом, объектами управления при рыночном подходе являются спрос на товары и поведение организации в конкурентной среде. Спрос является величиной крайне непостоянной, часто меняющейся под воздействием цены и других факторов. Экономическое поведение конкурентов — явление сложное и противоречивое. Так как в рыночной экономике спрос и предложение величины взаимосвязанные, то в целях достижения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо управлять и спросом, и предложением, применяя и отраслевой, и рыночный подходы.
Нельзя управлять трудовым коллективом как рынком. Нельзя управлять покупателями как трудовым коллективом. Однако члены трудового коллектива одновременно находятся на рынке труда, а покупатели, как правило, являются членами трудовых коллективов. Следовательно, для решения проблем трудового коллектива и удовлетворения спроса покупателей на продукцию сельскохозяйственной организации необходим как отраслевой, так и рыночный подход с использованием отраслевых и рыночных методов управления. Отраслевой подход к управлению применяется, как правило, при управлении коллективом и производством, рыночный — при регулировании рынка (табл. 2).
Сочетание отраслевых и рыночных форм управления сельскохозяйственной организацией особенно эффективно при стратегическом управлении. Кроме того, стратегический подход к управлению сельскохозяйственной организацией позволяет:
— в какой-то мере предвидеть изменение рыночной конъюнктуры;
— определить на длительный период место организации в системе аграрных рынков;
— инновационно подойти к развитию производства;
Таблица 2
Характеристика отраслевых и рыночных форм управления сельскохозяйственной организацией
Зтапы управления Формы управления
отраслевые Рыночные
Сбор информации, анализ и прогнозирование Изучение отчетов, беседы с сотрудниками Мониторинг конъюнктуры рынка
Планирование Разработка производственных и других планов развития с учетом спроса на сельскохозяйственную продукцию и возможностей предприятия Сценарный метод планирования с разработкой прогнозов изменения экономических параметров рынка
Организация Организация производственного процесса Организация взаимодействия с покупателями посредством предоставления качественного товара в удобное для них время, в удобном месте
Мотивация Материальное и моральное стимулирование членов трудового коллектива Продвижение товара организации: реклама, стимулирование сбыта, прямые продажи, связи с общественностью
Контроль Контроль объема и структуры предложения продукции организации Контроль объема и структуры спроса на продукцию организации
— участвовать в различных программах государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
Для перехода к стратегическому управлению сельскохозяйственной организацией предлагается следующий поэтапный экономический механизм.
1 этап. Анализ среды организации. Цель — определить место организации в отрасли и сельскохозяйственном рынке.
Подцель 1 — место организации в отрасли. Определяется технологический уклад организации. Уровень развития техники и технологии сравнивается с лучшими показателями в отрасли. Определяются возможности и необходимость внедрения в сельскохозяйственной организации современных технологий и техники мирового уровня.
Подцель 2 — место организации на сельскохозяйственном рынке. Определяется тип аграрных рынков, на которых находится организация, доля рыка, занимаемая организацией, объем и структура спроса на продукцию, тенденции изменения спроса в краткосрочном и долгосрочном плане. Определяются приоритетные конкуренты, их стратегии. Определяются возможности организации занять большую долю рынка или найти рыночную нишу.
Подцель 3 — показатели общей экономической ситуации в районе, области, стране, мировые тенденции (уровень инфляции, стадия экономического цикла, другие макроэкономические показатели и тенденции их изменения). Определяется уровень необходимости и уровень возможности использования общей экономической ситуации.
Подцель 4 — уровень управления в организации производством, финансами, кадрами, маркетингом по сравнению с лучшими организациями в отрасли. Учет совместного влияния указанных факторов позволяет определить место организации в отрасли и на сельскохозяйственном рынке. Определяется уровень необходимости и уровень возможности повышения эффективности управления внутренней средой организации.
Подцель 5. Необходимость и возможность участия сельскохозяйственной организации в различных программах регулирования аграрного рынка.
2 этап. Принятие решения о направлениях развития. Формулирование целей.
Цель — выбрать оптимальное направление развития сельскохозяйственной организации.
По результатам анализа среды организации составляется специальная таблица (табл. 3).
При совпадении уровней необходимости и возможности реализации подцелей выбираются оптимальные направления развития сельскохозяйственной организации и формулируются цели развития и стратегии.
3 этап. Разработка системы стратегий. Для охвата организации в целом и отдельных сфер ее деятельности необходимо разработать цели, критерии их достижения и стратегии на корпоративном, деловом, функциональном и операционном уровне. На каждом уровне определяются цели и соответствующие им стратегии (табл. 4).
4 этап. Подготовка к реализации стратегий (табл. 5).
Таблица 3
Сводная оценка уровней необходимости и возможности
Подцели анализа экспертная оценка уровней необходимости и возможности реализации подцелей анализа среды организации (1—10 баллов)
Уровень необходимости Уровень возможности Примечания
Подцель 1
Подцель 2
Подцель 3
Подцель 4
Подцель 5
Таблица 4
Разработка системы стратегий
Сформулированные цели и критерии их достижения Группы стратегий и их виды
Стратегии развития конкурентные стратегии Стратегии ухода с рынка
Цель 1
Цель 2
Цель 3
Цель 4
И т. д.
Таблица 5
Подготовка к реализации стратегий
Наименование объектов стратегического управления Характеристики объектов стратегического управления
Состояние на начало реализации стратегии Уровень перемен Планируемое состояние на конец реализации стратегий
Объект 1
Объект 2
Объект 3
Объект 4
И т. д.
Таблица 6
Подходы к реализации стратегий
Наименование стратегий Подходы к реализации стратегий
Самостоятельное формулирование и реализация стратегии подчиненными Стратегию формулирует и реализует «мозговой центр» организации Руководитель ставит стратегическую цель. Персонал самостоятельно ее реализует изменение организационной культуры. Новые приоритеты Руководитель дает указания по реализации стратегии
Стратегия 1
Стратегия 2
Стратегия 3
Стратегия 4
И т. д.
5 этап. Реализация стратегий. Заключается в расчете необходимых для реализации стратегий ресурсов, организации их эффективного использования посредством выбора подхода к организации практической работы по выполнению стратегий (табл. 6).
6 этап. Контроль и регулирование стратегического управления. Выполняется в форме мониторинга изменения объектов стратегического управления, уровня перемен этих объектов, изменения среды
организации. По результатам мониторинга принимаются решения о:
— регулировании стратегии;
— приостановке или прекращении ее действия при критических изменениях параметров среды организации или достижении планируемого состояния объекта стратегического управления.
Таким образом, в рыночной экономике необходим как рыночный, так и отраслевой подходы к управлению. Сочетание рыночного и отраслевого
управления дополняет друг друга, поэтому дает максимальный эффект.
Стратегическое управление позволяет сельскохозяйственной организации предвидеть и своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и других факторов внешней среды. Переход к стратегическому управлению сельскохозяйственной организацией позволит реализовать стратегию социально-экономического развития региона. Это будет способствовать повышению экономической эффективности фун-
кционирования и развития сельскохозяйственного производства и повышению уровня жизни населения.
Список литературы
1. Джуха В. М. Экономика отраслевых рынков. Ростов н/Д: Феникс. 2010.
2. Управление маркетингом в АПК. М.: Изд. РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева. 2011.
3. URL: http://www. pfo. rn/?id = 37359.
4. URL: htth://www. gks. ru.