Научная статья на тему 'Реализация страховых принципов в пенсионном законодательстве'

Реализация страховых принципов в пенсионном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1203
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ / СТРАХОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕНСИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / OBLIGATORY PENSION INSURANCE / PENSION REFORM / LABOUR PENSIONS / INSURANCE PRINCIPLES / PENSION RIGHTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хвостунцев Андрей Михайлович

Посвящена отдельным аспектам пенсионной реформы в России. Автор анализирует пенсионное законодательство и формулирует его принципы. Предлагается закрепить в пенсионном законодательстве принцип сохранности пенсионных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хвостунцев Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация страховых принципов в пенсионном законодательстве»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 128-131.

© А.М. Хвостунцев, 2009 УДК 349.232

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАХОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

А.М. ХВОСТУНЦЕВ

Посвящена отдельным аспектам пенсионной реформы в России. Автор анализирует пенсионное законодательство и формулирует его принципы. Предлагается закрепить в пенсионном законодательстве принцип сохранности пенсионных прав.

Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, пенсионная реформа, трудовые пенсии, страховые принципы, пенсионные права граждан.

The article characterizes some aspects of the pensionary reform in Russia. The author analyzes the pension legislation and formulates principles of pension insurance. It is offered to fix a principle of safety of the got pension rights in the pensionary legislation.

Ключевые слова: obligatory pension insurance, pension reform, labour pensions, insurance principles, pension rights of citizens.

Существенное влияние на содержание правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также на правовое положение их субъектов оказывают принципы.

Под принципами обязательного пенсионного страхования можно понимать основополагающие идеи, закрепленные в различных источниках права или непосредственно вытекающие из них и находящие свое отражение в юридической практике, которые служат для целей нормотворчества и правового регулирования общественных отношений в сфере обязательного пенсионного страхования.

В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) не содержится перечня принципов [1]. Однако, учитывая, что обязательное пенсионное страхование входит в систему обязательного социального страхования, основные принципы его осуществления, закрепленные в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» [2] можно отнести и к принципам обязательного пенсионного страхования [3].

Кроме этого, в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации принципами пенсионного страхования являются всеобщ-

ность обязательного государственного пенсионного страхования, принцип целевого использования средств, принцип солидарности поколений, субъектов федерации и отраслей экономики, принцип эквивалентности размера трудовой пенсии продолжительности страхования и заработку, с которого уплачивались страховые взносы [4].

Закрепленные в законодательстве принципы обязательного пенсионного страхования можно условно разделить на четыре группы.

Во-первых, принципы, свойственные всей системе обязательного пенсионного страхования, которые реализуются на всех его стадиях:

- всеобщность и обязательность обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих по найму, и самозанятого населения;

- принцип справедливости и юридического равенства при осуществлении обязательного пенсионного страхования;

- финансовая устойчивость системы обязательного пенсионного страхования, обеспечиваемая эквивалентностью уплаченных страховых взносов и выплачиваемого страхового обеспечения.

Вторая группа - принципы формирования фонда обязательного пенсионного страхования:

- установление тарифов страховых взносов федеральным законом;

- обязательность уплаты страховых платежей;

- солидарность материальных обязательств между поколениями, отраслями экономики, регионами, отдельными организациями, работодателями и гражданами.

В третью группу входят принципы управления финансами обязательного пенсионного страхования:

- паритетность участия представителей субъектов социального страхования, в том числе профсоюзов как представителей застрахованных лиц, в органах управления системой обязательного пенсионного страхования;

- контроль со стороны представителей субъектов социального страхования за средствами обязательного пенсионного страхования;

- автономность и целевое использование средств обязательного пенсионного страхования.

Четвертая группа - принципы назначения и выплаты страхового пенсионного обеспечения:

- гарантированность выплат по обязательному пенсионному страхованию;

- связь между продолжительностью страхования, заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и размером пенсии;

- индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав застрахованных лиц;

- индексация размеров страховых пенсий в связи с увеличением стоимости жизни.

Некоторые из указанных принципов имеют декларативный характер и на практике не реализуются, например, профсоюзы в настоящее время не играют значимой роли в управлении системой обязательного пенсионного страхования.

Отдельные категории самозанятых граждан сейчас освобождены от уплаты страховых взносов, то есть принцип всеобщности обязательного пенсионного страхования претерпел определенные изменения. Так, страховые взносы в виде фиксированного плате -жа теперь не уплачиваются страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу

в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии, являются обязательными лишь для лиц 1967 г. рождения и моложе.

Принцип зависимости размера пенсии от продолжительности страхования и заработка, с которого уплачивались страховые взносы, также утрачивает свою актуальность, поскольку общий трудовой стаж и среднемесячный заработок учитываются лишь при конвертации пенсионных прав.

Закрепленный в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, в последнее время несколько изменил свое содержание. Так, при реформировании пенсионной системы предполагалось, что размер трудовых пенсий в первую очередь будет зависеть от суммы поступивших в пенсионный фонд страховых взносов за застрахованное лицо. Соответственно, если страхователь не уплачивает взносы, то у государства не возникает обязательств перед застрахованным лицом.

Подобное толкование этого принципа в пенсионном законодательстве приводило к ограничению прав пенсионеров на получение страхового обеспечения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения позволяют не включать периоды, за которые не уплачены страховые взносы, в страховой стаж застрахованного лица, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер

её страховой части [5]. Для обеспечения в таких случаях права застрахованных лиц на трудовую пенсию государство должно установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, а также источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. До установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц на получение трудовой пенсии при неуплате или ненадлежащей уплате страхователями взносов в Пенсионный фонд должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в бюджет ПФР необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия, за счет средств федерального бюджета. То есть, Конституционный Суд РФ, признавая право на трудовую пенсию, учитывая страховые принципы, указывает, что за счет бюджета пенсионного страхования пенсии, не обеспеченные страховыми взносами, выплачиваться не должны. Дополнительные расходы, возникающие в связи с выплатой трудовых пенсий, не обеспеченных уплатой страховых взносов, возмещаются пенсионному фонду из средств федерального бюджета. Таким образом, сохраняется устойчивость финансовой системы обязательного пенсионного страхования.

В период реформирования пенсионной системы и постоянного изменения законодательства об обязательном пенсионном страховании возможно нарушение пенсионных прав граждан. Об этом свидетельствует практика Конституционного Суда Российской Федерации. Например, Постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П Конституционный Суд установил, что нормы Закона о трудовых пенсиях «по своему конституционноправовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования» [6]. Поэтому при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах ра-

бот, имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования. Например, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц трудовой стаж может быть определен как в льготном порядке, так и календарно. В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам, действовавшим для исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится в льготном порядке, а при определении расчетного размера трудовой пенсии по нормам, действовавшим для исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится календарно [7]. То есть, в случае, если ранее действовавшее законодательство предусматривало более выгодный вариант определения размера пенсии, он может быть применен при определении права на трудовую пенсию и её размера.

Законодателем с 2005 г. также был изменен круг лиц, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии. Первоначально в 2002 г. при установлении тарифа страховых взносов застрахованные лица были разделены на три группы. Первая - мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше. За них уплачивались взносы только на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это связано с тем, что в течение 10 лет и менее они не смогут накопить сколько-нибудь значительных сумм в накопительной части пенсионной системы. Вторая группа - мужчины с 1953 по 1966 г. р. и женщины с 1957 по 1966 г. р. Большая часть страховых взносов (12 %) направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии на распределительной основе, а на финансирование накопительной части идет 2 %. Третью группу составили лица 1967 г. р. и моложе. За них на финансирование страховой части трудовой пенсии уплачивается 8 %, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 6 %. В 2004 г. были внесены изменения в Закон об обязательном пенсионном страховании и из накопительной системы были исключены застрахованные лица, принадлежащие ко второй группе [8]. С 2005 г. вся сумма страховых взносов, упла-

чиваемых за данную категорию застрахованных лиц, направляется на формирование страховой части пенсии. Положения Федерального закона от 20 июля 2004 г. в данной части признаны Конституционным Судом РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку не препятствуют реализации указанными застрахованными лицами своих пенсионных прав. Однако при этом было указано, что федеральному законодателю надлежит конкретизировать условия и порядок участия застрахованных лиц (мужчин с 1953 по 1966 г. р. и женщин с 1957 по 1966 г. р.) в формировании их пенсионных накоплений [9].

С одной стороны Конституционный Суд РФ не усмотрел нарушения пенсионных прав граждан, поскольку эти лица еще не достигли пенсионного возраста и не являются получателями пенсии. Но в данном случае интересна позиция профессора С.П. Маврина, указавшего, что застрахованные лица, «приобретя в пассивном варианте статус выгодоприобретателя, одновременно с этим приобрели определенные законные ожидания в отношении их будущей пенсии... Однако с указанными правами нельзя обращаться произвольно - вводить, отменять без компенсационных механизмов. Мы полагаем, что такое немотивированное лишение людей законных ожиданий в известной мере можно рассматривать как некое ущемление достоинства человека и противоречие ч. 1 ст. 21 Конституции РФ» [10].

Таким образом, необходимо закрепить принципы осуществления обязательного пенсионного страхования в Законе об обязательном пенсионном страховании. Одним из важных принципов должен стать принцип сохранности и гарантированности государством приобретенных пенсионных прав. Этот принцип нашел свое отражение в практике

Конституционного Суда РФ, но закрепление его в законодательстве послужит основанием для использования его в нормотворческой деятельности и станет важной гарантией прав застрахованных лиц.

1. СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832; 2002. -№ 22. - Ст. 2026; 2003. - № 1. - Ст. 13; Ст. 2; № 52 (ч. 1). - Ст. 5037; 2004. - № 27. -Ст. 2711; № 30. - Ст. 3088; № 49. - Ст. 4854; Ст. 4856; 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 9; № 45. -Ст. 4585; 2006. - № 6. - Ст. 636; № 31 (ч. 1). -Ст. 3436; 2007. - № 30. - Ст. 3754.

2. СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686; 2003. -№ 1. - Ст. 5; № 52 (ч. 1). - Ст. 5037; 2004. -№ 10. - Ст. 836.

3. О принципах социального страхования см.: Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: монография. - Омск: ОмГУ, 2000. - С. 104-109.

4. СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3388.

5. СЗ РФ. - 2007. - № 29. - Ст. 3744.

6. СЗ РФ. - 2004. - № 6. - Ст. 450.

7. Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П» // Пенсия. - 2004. -№ 9.

8. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004.

- № 30. - Ст. 3088.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2007 г. № 14-П // СЗ РФ. -2007. - № 53. - Ст. 6674.

10. Маврин С.П. Пенсионное уравнение // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.