УДК 378.4:796.01
М. С. Найда, А. Н. Савчук
РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентностный подход, образовательные стандарты.
В системе среднего профессионального образования (СПО) сложились противоречия между:
- потребностью государства и общества в специалисте среднего звена, обладающем сформированными практико-ориентированными умениями в контексте компетентностного подхода, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических предпосылок и практических оснований для их результативного формирования в процессе профессиональной подготовки;
- осознанием педагогическим сообществом СПО необходимости формирования практико-ори-ентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в соответствии с новым образовательным стандартом и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения данного процесса;
- потребностью будущих специалистов по физической культуре и спорту успешно решать профессиональные задачи в процессе будущей производственной деятельности и недостаточной сфор-мированностью их практико-ориентированных умений [1-3].
Страны, принимающие участие в Болонском процессе, апеллируют к компетенциям как к ведущему критерию, определяющему уровень подготовленности современного выпускника школы и вуза к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Необходимость введения компетентностно-го обучения обусловлена процессами гармонизации системы образования в рамках Болонского процесса, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина «профессиональная компетентность» [4].
В контексте данного исследования практикоориентированные умения будущего специалиста по физической культуре и спорту — это совокупность последовательно воспроизведенных практических действий, основанных на теоретических знаниях и обращенных на решение образовательных и воспитательных задач в соответствии с профессиональной направленностью. Практические
действия будущего специалиста по физической культуре и спорту ограничиваются проведением тренировочных и соревновательных процессов, обозначенных в междисциплинарных курсах (МДК) профессиональных модулей. Теоретические знания обусловлены профессиональными знаниями, полученными в ходе изучения специальных дисциплин МДК. Такого рода знания всегда являются основой любой профессиональной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования подготовка специалиста по физической культуре и спорту с позиции обеспечения качества образования определяется противоречием между:
- интегративной сущностью современных образовательных систем и недостаточной степенью включенности заинтересованных сторон в международную многофакторную профессиональную деятельность в современных условиях;
- необходимостью актуализации интегративных аспектов воздействия на развитие профессиональных образовательных систем различного уровня и недостаточной разработкой психологопедагогической составляющей такого влияния;
- научным представлением региональных про-
фессиональных ресурсов (рекреационных, организационных, социальных) как объекта экономики, географии, экологии и других наук и отсутствием методологических оснований в теории и методике профессионально-педагогического образования,
обеспечивающих системный подход к использованию региональных педагогических ресурсов в профессиональной подготовке специалистов соответствующего направления и профиля в рыночных условиях;
- традиционными подходами к оценке качества системы подготовки специалиста по физической культуре и спорту и стремлением рынка труда иметь дело с компетентной личностью;
- потребностью в обеспечении процесса формирования готовности студентов к профессиональной
деятельности и недостаточно сформированными теоретическими основами их подготовки в рыночных условиях;
- необходимостью количественной и качественной оценки профессиональной компетентности выпускника СПО и отсутствием универсальных показателей и критериев для этой оценки;
- объективной необходимостью использования современных информационно-коммуникационных технологий как актуального ресурса для формирования готовности студентов к профессиональной деятельности и недостаточной теоретической и практической базой их эффективного применения в данной области;
- необходимостью количественной оценки качества системы подготовки специалиста и отсутствием интегральных критериев для определения этого качества;
- необходимостью адаптации педагогических технологий в систему подготовки специалиста по физической культуре и спорту и неразработанностью проблемы субъектности, целеполагания и информационного поиска в процессе подготовки [4].
Можно выделить следующие компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту: гносеологический; аксиологический; праксиологический [5-7]. Все они взаимосвязаны между собой и образуют единое целое, что позволило создать структуру профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту (рисунок).
Компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту
Гносеологический -знания:
1) содержание профессиональной деятельности;
2) содержание решаемых профессиональных задач;
3)поиск и прием информации, ее переработка и принятие решений;
4)профессиональная специфика мышления
Праксиологический -умения, практический профессиональный опыт:
практико-
производственные
умения:
1) коммуникативные;
2)гностические;
3) конструктивные;
4) организаторские
5) практический профессиональный
Аксиологический -ценности:
1) ценностные отношения;
2) ценностные ориентации;
3) мотивы учебной и профессиональной деятельности;
4) профессионально важные качества личности;
5)готовность к самообразованию
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту
Структура профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту
Специалист по физической культуре и спорту должен обладать профессиональными ком -петенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. К ним относятся:
- организация и проведение тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта;
- организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;
- методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности.
Одна из основных задач профессионального обучения - развитие умений, так как уровень развития умений лучше всего определяют подготовленность специалиста по физической культуре и спорту, становясь особенностями его личности.
ФГОС СПО через оценку компетенций выдвигает свои требования к практическому опыту, знаниям и умениям. И если оценка компетенций (ком -петентностей) и полученных профессиональных знаний рассматривалась во многих научных работах, то оценка умений выпускников различных специальностей СПО, тем более в свете практикоориентированной направленности нового ФГОС, -лишь фрагментарно. Анализ третьего государственного стандарта позволил выявить умения, развить которые возможно как в ходе изучения учебного материала, так и в процессе прохождения производственной практики. Здесь выделяют различные умения, например:
- создавать психологически комфортную развивающую среду;
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
- анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
- осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
- использовать современные инновационные технологии в сфере образования;
- осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
- осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять учебно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить (аттестация);
- оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым [8].
В начале опытно-экспериментальной работы (в 2008 г.) были определены одна контрольная и четыре опытно-экспериментальные группы из числа студентов 3-го курса специальности 050141 «физическая культура». На базе Красноярского и Дивногорского училищ олимпийского резерва были отобраны пять групп по 10 человек в каждой. В контрольной группе (КГ) применялась традиционная система обучения. В четырех опытно-экспериментальных группах применялись четыре варианта сочетания педагогических условий, по одному в каждой группе. В первой опытно-экспериментальной группе (ОЭГ-1) проверялась действенность всего комплекса педагогических условий. Во второй (ОЭГ-2) применялось сочетание 1-го и 2-го педагогических условий. В третьей (ОЭГ-3) применялось сочетание 3-го и 4-го педагогических условий. В четвертой (ОЭГ-4) - сочетание 1-го и 5-го педагогических условий.
На констатирующем этапе эксперимента использовались методы диагностики, с помощью которых определялся уровень отдельных компетенций. Уро -вень сформированности личностной компетенции определялся с помощью опросников для выявления педагогической направленности личности, мотивации учебной деятельности, уровень сформирован-ности когнитивной компетенции определялся по среднему баллу успеваемости, уровень деятельностно-результативной компетенции - с помощью экспертной оценки и уровня методов педагогических исследований.
Образовательный процесс в экспериментальной группе был построен на основе разработан-
ной модели формирования профессиональной компетентности и обоснованных педагогических условий.
Результаты основной опытно-экспериментальной работы показали, что динамика роста уровня сформированности практико-ориентированных умений есть как у обучающихся контрольной, так и опытно-экспериментальных групп. Однако более положительная динамика сформированности прак-тико-ориентированных умений наблюдается у обучающихся ОЭГ-1, в которой применялось сочетание всех педагогических условий в комплексе (табл. 1).
Таким образом, реализация в практике обучения разработанных педагогических условий в их единстве и взаимосвязи делает возможным достижение обучающимися среднего и высокого показателей уровня сформированности практико-ориен-тированных умений.
Для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования было принято решение в 2010 г. провести повторную опытно-экспериментальную работу (дублирующий эксперимент). Для этого была сформирована вторая контрольная (КГ(Д)) и четыре опытно-экспериментальные группы (ОЭГ-1(Д), ОЭГ-2(Д), ОЭГ-3(Д), ОЭГ-4(Д)) из числа обучающихся 3-го курса училищ олимпийского резерва, начинающих изучать специальные дисциплины профессиональных модулей. В начале первого семестра был измерен исходный уровень сформированности практико-ориентиро-ванных умений. Результаты обработки входного теста и анкетирования показали разный уровень сформированных практико-ориентированных умений. Большинство обучающихся ОЭГ-1(Д) имели низкий уровень по всем показателям. Большинство обучающихся КГ(Д) имели средний уровень сфор-мированности практико-ориентированных умений. Затем была организована работа по реализации всех педагогических условий в ОЭГ-1(Д) и сочетание вариантов условий в остальных опытно-экспериментальных группах. В конце дублирующего
Таблица 1
Динамика уровня сформированности практико-ориентированных умений (основные данные)
Низкий уровень, % Средний уровень, % Высокий уровень, %
Группа Исход- Семестр Исход- Семестр Исход- Семестр
ный срез 1-й 2-й 3-й ный срез 1-й 2-й 3-й ный срез 1-й 2-й 3-й
КГ 62,2 51,1 36,6 7,0 29,8 43,3 59 71,9 - - 7,8 30
ОЭГ-1 62,2 7,8 - - 25,9 71,2 49,5 29,9 - 30 49,4 65,8
ОЭГ-2 74,4 40,2 17,2 - 21,0 59,6 61,4 73,6 - - 18,6 24,8
ОЭГ-3 74,6 49,8 15,6 - 24,8 44,8 68,2 73,6 - - 16,5 24,7
ОЭГ-4 75,2 42,9 8,9 5,9 21,4 52,3 75,8 65,9 - - 16,7 23,4
Таблица 2
Динамика уровня сформированности практико-ориентированных умений (дублирующие данные)
Группа Низкий уровень, % Средний уровень, % Высокий уровень, %
Исходный срез Семестр Исходный срез Семестр Исходный срез Семестр
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й
КГ(Д) 41,9 25,4 49,3 - 54,7 63 68 80 - 13,1 8,2 34
ОЭГ-1(Д) 59,6 21, В - - 40,8 69,9 50,9 53,7 - 6,8 48,9 49,5
ОГ-2(Д) 81,8 40 15,9 - 15,6 55,9 63,3 68,9 - 4,9 15,8 36,8
ОЭГ-З(Д) 76,8 25,5 12,8 - 20,8 66,4 75,1 73 - 8,5 16,8 31,9
ОЭГ-4(Д) 79 28,3 11 - 19 67,3 81,2 76,6 - 5,1 14,9 22,2
эксперимента в ОЭГ-1(Д) увеличилось количе- ной работы, подтверждены статистически значи-
ство обучающихся со средним и высоким уров- мые отличия результатов между контрольными (КГ,
нем сформированных практико-ориентированных КГ(Д)) и экспериментальными (ОЭГ-1, ОЭГ-1(Д))
умений, в остальных опытно-экспериментальных группами.
группах так же увеличилось количество обучаю- Можно констатировать тот факт, что весь щихся с высоким уровнем сформированных комплекс педагогических условий по развитию
практико-ориентированных умений (табл. 2). практико-ориентированных умений будущего спе-
Это подтверждает положительные результаты циалиста по физической культуре и спорту в про-
первоначальной опытно-экспериментальной ра- цессе его подготовки прямо воздействует на
боты. компоненты профессиональной компетентности
На основании данных, полученных в результате будущего специалиста по физической культуре и основной и дублирующей опытно-эксперименталь- спорту.
Список литературы
1. Адольф В. А., Найда М. С., Савчук А. Н. Развитие профессионального общения у студентов спортивных специальностей (на примере волейбола) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 49-53.
2. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа - вуз - предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С. 34-42.
4. Демченко С. А. Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» за рубежом и их содержательное наполнение // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. №13 (115). С. 243-246.
5. Адольф В. А., Ковалевич И. А. Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе // Воспитание школьников. 2009. № 9. С. 3-6.
6. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий: учеб.
метод. пособие. Омск: Изд-во ОМГПУ, 2003. 102 с.
7. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической
педагогики РАО 23 апреля 2002 г. М.: Эйдос, 2002. С. 5-6.
8. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
050141.
Найда М. С., аспирант
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: marinanaida@mail.ru
Савчук А. Н., кандидат педагогических наук, профессор
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
Материал поступил в редакцию 20.09.2013.
M. S. Naida, A. N. Savchuk
IMPLEMENTATION OF THE EDUCATION STANDARD OF SPECIALISTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
The implementation of the competence approach in secondary vocational education involves determining the type of the future expert, identification and formulation of the list of competencies, which one should have. We used the functional analysis of the professional expert.
Key words: secondary vocational education, competence approach, educational standards.
References
1. Adolf V., Nayda M., Savchuk A. Professional communication development of students of sports specialties (on the example of volleyball). Historical and socio-educational thought, 2013, no. 2 (18), pp. 49-53 (in Russian).
2. Adolf V., Stepanova I. The training of teachers from the perspective of quality of professional activity. Russian language in Armenia, 2009, part. 2, pp. 35-43 (in Russian).
3. Zimnyaya I. Core competencies as a new paradigm of the educational result. Higher Education Today, 2003, no. 3, pp. 34-42 (in Russian).
4. Demchenko S. A. The main approaches to the interpretation of definitions “Competence” and “Competence Building” approach and their content. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13, pp. 243-246 (in Russian).
5. Adolf V., Kovalevich I. Professional orientation as a condition of successful socialization in the information society. Upbringing of School Students, 2009, no. 9, pp. 3-6 (in Russian).
6. Ivanov D., Mitrofanov K., Skolova O. The competence approach in education: problems, concepts, tools: educational methodical textbook. Omsk, OSPU Publ., 2003, 102 p. (in Russian).
7. Core competencies and educational standards: a report of А. Hutorskoy on the Department of philosophy of education and theoretical pedagogics of RAE 23 April 2002. IVIoscow, Aydos Publ., 2002. Pp. 5-6 (in Russian).
8. The layout of the Federal state educational standard of secondary vocational education in 050141 speciality (in Russian).
Naida M. S.
V. P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University.
Ul. Ada Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: marinanaida@mail.ru
Savchuk A. N.
V. P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University.
Ul. Ada Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.