Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 159.922.7/316.6 З.В. Масаева
Реализация стандарта дошкольного образования как обеспечение психологической безопасности в образовательном пространстве постконфликтного региона
Масаева Зарема Вахаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета (Грозный, Россия)
В данной работе ставится вопрос о внедрении стандарта дошкольного образования для обеспечения психологической безопасности в условиях образовательной среды постконфликтного региона. Раскрыты оптимальные пути реализации стандарта дошкольного образования всеми участниками образовательного процесса в целях повышения уровня психологической безопасности с учетом имеющихся трудностей, связанных с особенностями постконфликтного региона. Раскрываются источники угроз, которые необходимо учитывать для обеспечения психологической безопасности. Обсуждаются способы психологического сопровождения реализации стандарта дошкольного образования. Ключевые слова: стандарт дошкольного образования, психологическая безопасность, образовательная среда, постконфликтный регион, угрозы, благополучие в образовательной среде, дошкольное образование.
The Implementation of the Federal State Educational Standard as Guarantee of Psychological Safety in the Learning Environment of a Post-Conflict Area Zarema V. Masaeva, PhD in Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia) This article deals with the implementation of the federal state educational standard as guarantee of psychological safety in the learning environment of a post-conflict area. The optimal ways of implementing the federal state educational standard for all participants in the learning process are distinguished, with the goal of increasing the level of psychological safety in respect to difficulties connected with the particularities of the post-conflict area. The sources of the threats that should be taken into account for guarantee of psychological safety are pinpointed. The psychological follow-up of the implementation of the federal state educational standard is discussed. Keywords: The Federal State Educational Standard for Preschool Education, psychological safety, learning environment, post-conflict area, threats, well-being in learning environment, preschool education and care.
В современном обществе имеется ряд регионов, переживших разнообразного рода военные конфликты, которые привели к человеческим жертвам, оставили после себя покалеченные судьбы людей. Вооруженные конфликты сопровождаются повреждениями систем жизнеобеспечения, инфраструктуры, экономики, общественных объектов. В этих случаях требуется широкомасштабная поддержка на государственном уровне эта-
па реабилитации постконфликтных территорий и их реинтеграции в общественную, экономическую и культурную жизнь. В первую очередь важно восстановить общественную инфраструктуру, включая предоставление молодому поколению образовательных услуг на всех уровнях образования, что позволило бы ускорить процесс восстановления психологического баланса и полноценного формирования личности.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
В свою очередь, для полноценного введения и реализации стандарта дошкольного образования необходимо обеспечение психологической безопасности в образовании. В ситуациях постконфликтного региона для достижения высокого уровня психологической безопасности важно учитывать особенности образовательного пространства. В настоящее время активно внедряется ФГОС ДО для обеспечения общего развития детей, что является весьма актуальным для организации безопасного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса. Введение стандарта дошкольного образования позволило по-новому посмотреть на этап дошкольного детства. В последнем нормативном документе подчеркивается потребность сохранения уникальности детства как существенного этапа в развитии личности, объявляется ценность детства как периода жизни значительного и важного тем, что совершается с ребенком в данное время, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему этапу жизни (Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., 2015).
Одним из существенных требований стандарта дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы является следование принципу психологической безопасности в образовании. Создание безопасной образовательной среды в детском саду является одной из главных задач педагога дошкольного учреждения. Безопасность образовательной среды становится критерием оценки качества его трудовой деятельности. Вопросу организации безопасности образовательной среды посвящено значительное количество научных работ (И.А. Баева. М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, В.И. Панов и др.). Вопросы моделирования, проектирования и мониторинга безопасного образования анализируются в работе И.В. Непрокиной, О.П. Болотниковой, А.А. Ошкиной. Безопасности, как явлению, без которого невозможно гармоничное формирование личности, посвящено исследование С.В. Пимоновой (Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. 2015. С. 65).
А.И. Сатреднинова подчеркивает злободневность вопроса создания безопасности в образовании, ссылаясь на возрастающую динамику критических ситуаций в детских садах, а также большую детскую заболеваемость и травматизм (Абдулшехидова Х.Э., Тутаева П., 2016. С. 10).
Традиционно понятие безопасности в дошкольном образовании включало в себя охра-
ну жизни и здоровья детей и организацию безопасных условий труда педагогов. Нынешний мир внес коррективы в подходы к проблеме безопасности. На сегодняшний день существенным аспектом становится организация психологической безопасности участников образовательного процесса.
И.А. Баева обращает внимание на то, что нынешняя социально-культурная среда предлагает бесчисленные образцы отрицательных действий детей и подростков. Особую злободневность приобретает вопрос защищенности от психологического принуждения во взаимодействии участников образовательного пространства, поскольку она становится одним из главных факторов социализации детей. В своем исследовании И.А. Баева рассматривает психологическую безопасность как состояние образовательного пространства, исключающее проявления психологического принуждения во взаимодействии, содействующее удовлетворению существенных нужд в личностно-доверительном общении, образующее референтные отношения и поддерживающее психическое здоровье вовлеченных в нее участников (Баева И.А., 2002. С. 94).
Главные последствия угроз психологической безопасности образовательного пространства можно условно распределить на внешние и внутренние. К внешним угрозам психологической безопасности относится манипулирование детьми, которое наносит существенный ущерб положительному формированию личности. Зачастую на практике это выражается в склонности воспитывающих взрослых сделать максимально за ребенка, лишая его тем самым независимости и инициативы.
Особенно интенсивное отрицательное воздействие на формирование личности ребенка этот фактор оказывает в период раннего возраста, поскольку именно возраст 2-3 лет является сензитивным для формирования таких значимых качеств личности, как независимость, предприимчивость, автономность и активность.
Один из рисков нарушения безопасности в образовании связан с индивидуально-личностными особенностями коллектива, участвующего в образовательном процессе и ежедневно входящего в непосредственное взаимодействие с детьми. Неслучайно в современных нормативных документах, которыми руководствуются дошкольные учреждения, особое внимание уделяется личностным качествам педагогов.
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
Требования стандарта дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы, адресованные современному педагогу детского сада, касаются организации образовательного пространства, многообразия материалов, оборудования и инвентаря, поддержки эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможности самовыражения, двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях, а также разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, творческой). Кроме того, все дети, в том числе и дети с ОВЗ, должны иметь в распоряжении свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, снабжающим все главные виды детской деятельности (Баева И.А., Гаязова Л.А., 2012. С. 35).
По существу, стандарт дошкольного образования предъявляет требования не к образовательным организациям, а региональным и муниципальным органам власти по обеспечению многообразия, вариативности, возможности для родителей выбора из разных дошкольных программ и педагогических практик. Задача органов управления дошкольным образованием в условиях внедрения стандарта дошкольного образования заключается в настраивании педагогических коллективов на спокойное продолжение работы на основе сложившейся системы и удобной дошкольной программы, изменяя ее по содержательно-педагогическим, а не конъюнктурным соображениям.
В целом можно сказать, что реализация стандарта дошкольного образования в целях повышения уровня психологической безопасности в условиях постконфликтного региона является многоступенчатой, предполагающей системный и комплексный подходы. В процессе реализации должны быть приняты следующие меры психологической поддержки: профилактика, коррекционно-развивающее направление, консультирование, разработка индивидуального образовательного маршрута воспитания обучающегося с учетом возрастных и индивидуальных черт. Помимо этого, важно организовать соблюдение всех условий для эффективного внедрения стандарта дошкольного образования, для комфортного проживания в дошкольном учреждении ребенка, педагога, родителя. Весьма существенным в данном случае является соблюдение требований стандарта дошкольного образования,
с учетом имеющихся постконфликтных обстоятельств, для полноценной сохранности психического здоровья участников образовательного пространства. Для повышения сохранности психического здоровья необходимо предварительно обеспечивать профилактическую работу, направленную на снижение возникновений рисков и угроз в образовательном пространстве. Для этого важно организовать активное взаимодействие всех участников образовательного процесса (родители, дети, педагоги) в реализации образовательной программы в соответствии со стандартом дошкольного образования. При реализации программы надо учитывать последствия военных конфликтов (ПТСР, заниженная самооценка, переоценка ценностей, низкий уровень профессионализма и др.), включая негативные моменты, оказывающие препятствие при обеспечении полноценной реализации программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Поэтому на данном этапе можно организовать психологическое сопровождение для организации психологической комфортности при обеспечении образовательных услуг дошкольного образования, а также психолого-педагогическую подготовку педагогов в целях формирования необходимых профессиональных компетенций, содействующих благополучному сопровождению образовательного процесса в соответствии с законодательными документами. ■
Литература
1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога // Сборник научных трудов «От истоков к современности». - М.: Когито-Центр. - 2015. - С. 9-11.
2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Развитие эмоциональной компетентности педагога как инициация формирования смыслообразования учащихся // Северо-Кавказский психологический вестник. -2015. - №4. - С. 34-36.
3. Абдулшехидова Х.Э., Тутаева П. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Материалы межрегиональной студенческой научно-практической конференции. - Махачкала, 2016. - С. 5-8.
4. Баева ИА. Психологическая безопасность в образовании. - СПб., 2002.
5. Баева ИА., Гаязова ЛА. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение //
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Психологическая наука и образование. - 2012. -№3. - С. 35-37.
6. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М., 2014.
7. Вифлеемский А.Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения. - М.: Сфера, 2016.
8. Зебзеева ВА. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. - М., 2015.
9. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагерма-зова Л.Ц. Взаимодействие педагогов и родителей для создания безопасного пространства в образовательной среде. //Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». -Тамбов: Консалтинговая компания Юком. -2015. - С. 65-66.
10. Масаева З.В., Ажиев М.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». - Тамбов: Консалтинговая компания Юком. - 2015. -С. 94-95.
11. Масаева З.В. Психологическая безопасность образовательного пространства постконфликтного региона. - Махачкала, 2016.
12. Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы / Под ред. Т.В. Цветковой. - М., 2015.
13. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. - М., 2015.
14. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. - М., 2015.
15. Нечаев М.П., Романова ГА. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. - М., 2014.
16. Основы психологии безопасности: учебно-методическое пособие / Сост. Д.Р. Мер-злякова. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.
17. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Майер АА., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. - М., 2014.
18. Русаков АС., Эйпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО. - М., 2016.
19. Холуева КА., Мухарлямова А.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск №1. -С. 3-4.
20. Хромов Н.И. Методика развития современного ребенка. - М., 2014.
21. Janoff-Bulman R., Berger A. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // Harvey J.H., Miller E.D. (Eds.). Loss and Trauma: General and Close Relationship Perspectives. Philadelphia, 2000.
22. Morrow V, Mayall B. What is Wrong with Children's Well-being in the UK? Questions of Meaning and Measurement// Journal of Social Welfare & Family Law [serial online]. 2009. September. №31 (3).
23. Ryff C, Singer B. Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being// Journal of Happiness Studies [serial online]. 2008. March. № 9 (1).
24. Shek D. After-school Time and Perceived Parental Control Processes, Parent-adolescent Relational Qualities, and Psychological Well-being in Chinese Adolescents in Hong Kong// Family Therapy [serial online]. 2007. № 34(2).
Статья поступила в редакцию 02.01.2017 г.
Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube:
http://www.youtube.com/user/JournalPreschool
Следите за новостями
от журнала «СДО» в Instagram:
https://www.instagram.com/sdo_preschool/