Библиографический список
1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания дошкольного возраста: учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.,1985.
2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. - М., 2007.
3. Швалева, Т.А. Теория игры и игрового метода: учебное пособие для студентов. - Абакан, 2007.
4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М., 2007.
5. Швалева, Т.А. Игра. Творчество. Ребенок: учебное пособие для студентов. - Абакан, 2007.
Bibliography
1. Keneman, A.V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya doshkoljnogo vozrasta: uchebnik / A.V. Keneman, D.V. Khukhlaeva. - M.,1985.
2. Stepanenkova, Eh.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka: uchebnoe posobie. - M., 2007.
3. Shvaleva, T.A. Teoriya igrih i igrovogo metoda: uchebnoe posobie dlya studentov. - Abakan, 2007.
4. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - M., 2007.
5. Shvaleva, T.A. Igra. Tvorchestvo. Rebenok: uchebnoe posobie dlya studentov. - Abakan, 2007.
Статья поступила в редакцию 09.11.12
УДК 37.032
Shiryaev A.N. IMPLEMENTATION OF A SPECIAL COURSE AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF CADETS TO THE SERVICE AND COMBAT ACTIVITIES IN THE SPECIAL FORCES OF INTERNAL TROOPS. In
article the special course as one of pedagogical conditions of formation of readiness of the cadet to SBD in divisions of a special purpose of internal troops is considered.
Key words: cadet, pedagogical condition, service and combat activities, special course, readiness formation.
А.Н. Ширяев, зам. начальника каф. огневой подготовки Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: shiryaev-69@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦКУРСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
В статье рассматривается специальный курс как одно из педагогических условий формирования готовности курсанта к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск.
Ключевые слова: курсант, педагогическое условие, служебно-боевая деятельность, спецкурс, формирование готовности.
В ходе обучения курсантов идет процесс систематического накопления, переработки и использования разнородной информации, создающей предпосылки к интеграции знаний. В этих условиях интегративная сущность и содержание высшего военного образования предопределяются самой жизнью, изменением содержания и структуры, ее функций и задач. Качество профессиональной подготовки курсанта определяется не только знаниями и умениями, но и уровнем овладения служебно-бое-вой деятельностью1 подразделений специального назначения, способностью решать интегративные служебно-боевые задачи.
В связи с этим в качестве одного из условий формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения, на наш взгляд, следует рассматривать проектирование и реализацию в образовательном процессе в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования2 спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» в основе которого интегративный подход.
Философский энциклопедический словарь трактует интеграцию как сторону процесса развития, которая связана с объединением в целое прежде разнородных частей и элементов [1]. Еще одно весьма близкое определение: интеграция - это объединение каких-либо частей в целое; термин употребляется для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности [2].
Таким образом, в общем смысле интеграция определяется как единство, объединение в целое каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства [3]. В педагогических исследованиях под интеграцией понимается процесс формирования целостности знаний, способов и видов деятельности, ценностных отношений, а также результат этого. Известно, что понятие «интегративность» характеризует состояние, «интеграль-ность» - свойство целостного образования, понятие «механизмы интеграции» - систему последовательно связанных звеньев, обеспечивающих процесс формирования целостности [4].
1 далее СБД
2 далее ВОУВПО
B педагогической литературе опубликованы работы, в которых раскрываются методологические, педагогические, дидактические аспекты проблемы интеграции: Б.С. Гершунский, B.C. Шубинский - воздействие интеграции на развитие педагогической науки [5; 6]; B.H. Максимова, B.H. Федорова - влияние происходящих в науке процессов интеграции на обучение [7]; Ю.С. Тюнников - методика выявления и показа интеграционных процессов в учебно-воспитательной работе [6]; А.А. Пинский -минимизация полипредметности через интеграцию учебных дисциплин [8]. В трудах А.П. Беляевой, M.H. Берулавы, А.А. Кирсанова, Ю.С. Тюнникова рассмотрены противоречия, объективные закономерности, предпосылки, определяющие интеграционные процессы, принципы и типы интеграции, механизмы взаимодействия учебных дисциплин [4; 6; 9; 10].
Под интегративными учебными курсами нами понимаются те учебные курсы, которые изучаются с целью расширения и углубления межпредметных знаний, их обобщения и систематизации, а также формирования межпредметных учебно-познавательных умений и решения каких-либо иных образовательных проблем, основанных на проявлениях межнаучной интеграции.
И.Ю. Алексашина основную задачу построения интегрированного учебного курса видит в определении «фактора (интегратора) - доминанты, ведущей к организации определенных компонентов в систему, обнаружению специфических оснований возможных связей между ними. Вместе с тем «системообразующий фактор существенно меняет функциональное назначение знания». Таким образом, основанием построения интегрированного курса должна стать система ведущих идей, в отличие от линейного курса, который строится на системе понятий [3].
В связи с этим предполагается, что спецкурс «СБД офицеров BB в подразделениях СпН» должен включать в себя основные знания по различным дисциплинам, традиционно преподаваемым в военном институте. Причем эти знания должны быть организованы так, чтобы представлять собой систему, а не разрозненные отрывочные фрагменты.
Спецкурс «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» направлен: на углубление связей между предметами; систематизацию и обобщение знаний о СБД подразделений специального
ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН СПЕЦКУРСА «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения»
№ п/п Наименование раздела, темы Вид занятий
Лекция Групповое Практическое Семинар Всего
1. РАЗДЕЛ 1 «Профессиональное становление и развитие офицера спецназа ВВ МВД России» 2 14 16
1.1. Тема № 1. Структура СБД подразделений специального назначения 2 2
1.2. Тема № 2. Целеполагание и планирование СБД подразделений специального назначения 2 2
1.3. Тема № 3. Технологический этап деятельности. Реализация принятого решения 2 2
1.4. Тема № 4. Анализ результатов СБД подразделений специального назначения 2 2
1.5. Практикум по решению профессиональных задач 8 8
2. РАЗДЕЛ 2 «Общая характеристика СБД подразделений специального назначения» 4 8 2 2 16
2.1. Тема № 5. СБД подразделений специального назначения как социально-психологическое явление 2 2 4
2.2. Тема № 6. Основные виды СБД подразделений специального назначения 8 8
2.2.1 Занятие 1. Управленческая деятельность офицера спецназа внутренних войск 2 2
2.2.2. Занятие 2. Педагогическая деятельность офицера спецназа внутренних войск 2 2
2.2.3. Занятие 3. Административно-хозяйственная деятельность офицера спецназа внутренних войск 2 2
2.2.4. Занятие 4. Социально-правовая деятельность офицера спецназа внутренних войск 2 2
2.3. Тема № 7. Профессионально обусловленные требования к личности офицера спецназа внутренних войск МВД России 2 2 4
3. РАЗДЕЛ 3. Организация процесса СБД подразделений специального назначения 2 4 2 8
3.1. Тема № 8. Особенности и перспективы развития профессии офицера спецназа внутренних войск МВД России в современных условиях 2 2
3.2. Тема № 9. Основы самообразования и саморазвития офицеров спецназа внутренних войск МВД России 2 2
3.3. Тема № 10. Профессиональное развитие и карьера офицера спецназа внутренних войск МВД России 2 2 4
ИТОГО 6 14 18 2 40
назначения; развитие целостного профессионального мышления за счет решения познавательных и практических задач, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин; личностную ориентацию профессиональной подготовки, обеспечивающую более тонкий подход при формировании у курсантов интереса к СБД в подразделениях специального назначения, собственно профессиональной мотивации.
При проектировании данного спецкурса мы исходили из того, что по отношению к некоторым военно-профессиональным дисциплинам он является интегративным, обобщающим курсом. Спецкурс основан на знаниях, приобретенных в процессе изучения дисциплины огневой подготовки, дисциплины служебно-боевого применения ВВ, дисциплины организации морально-психологического обеспечения, дисциплины математических методов в профессиональной деятельности и т.д., и способствует их расширению и углублению.
Цель этого спецкурса - сформировать у курсантов целостное представление о СБД подразделений специального назначения, навыки целесообразной организации практической деятельности, умения соотносить свои личностные качества с требованиями СБД подразделений специального назначения, целенаправленно осуществлять свое личностное и профессиональное развитие.
Для достижения этой цели мы выделили основные задачи спецкурса:
- сформировать у курсантов представления о структуре и видах СБД подразделений специального назначения;
- ознакомить курсантов с видами СБД подразделений специального назначения, задачами и методами их работы, а также с требованиями, которые эта деятельность предъявляет
к личности офицера спецназа; сформировать навыки самопознания и самооценки;
- сформировать у курсантов умения и навыки целесообразной организации практической деятельности;
- сформировать у курсантов представление о процессе их профессионального становления, обучить основам самовоспитания и проектирования профессиональной карьеры.
В основу спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» нами положена следующая совокупность ведущих идей:
- идеи предметности, развития, изменяемости и системной организации СБД в подразделениях специального назначения;
- идея целостности теории и практики;
- идея о том, что СБД в подразделениях специального назначения - это часть жизни офицера спецназа, во многом определяющая его социальный статус, образ жизни, характер;
- идея об универсальном обобщенном характере организации процесса практической деятельности;
- организация процесса практической деятельности: этапы организации деятельности, постановка цели и задач, анализ ситуации, принятие решения, реализация конкретных действий, анализ результатов и их корректировка;
Проектирование спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» осуществлялось на основе проблемно-комплексной теории отбора содержания образования, способствующей обеспечению связи процесса обучения с реальной действительностью, способностью ориентироваться в ней, созданием технологий разрешения профессиональных проблемных ситуаций.
Выделенные нами основные идеи и понятия обуславливаются как методическими требованиями, так и содержанием процесса военно-профессиональной подготовки курсанта к СБД в подразделениях специального назначения, что, в свою очередь, способствует организации целостности процесса преподавания военно-профессиональных и специальных дисциплин. Включение в содержание спецкурса элементов содержания гуманитарных дисциплин позволяет создать широкое образовательное поле, в котором курсант может получить целостное представление о месте и роли СБД подразделений специального назначения в системе общественных отношений, выделить существенные особенности этой деятельности и соответствующие им качества личности, что в целом может способствовать формированию в дальнейшем индивидуального стиля данной деятельности.
Поставленные задачи потребовали построения определенной логики изложения спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения», в котором мы выделили три основных раздела, составляющих программу спецкурса. Данный спецкурс включает три раздела, составляющих 40 часовую программу: раздел 1 - «Профессиональное становление и развитие офицера спец-
Библиографический список
наза ВВ МВД России», раздел 2 - «Общая характеристика СБД подразделений специального назначения», раздел 3 - «Организация процесса СБД подразделений специального назначения».
Таким образом, реализация спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» раскрывает перед курсантом целостную картину СБД в подразделениях специального назначения, дает знания о наиболее общих способах ведения СБД, показывает место, занимаемое военно-профессиональными знаниями и умениями и их роль в СБД подразделений спецназа. Заметим также, что спецкурс является условием актуализации знаний курсантов о СБД подразделений специального назначения, он способствует их активному расширению, актуализации потребности в самосовершенствовании, самореализации через СБД подразделений специального назначения, порождает стремление к самооценке, сопоставлению своих способностей с требованиями СБД подразделений спецназа. Тем самым реализация спецкурса «Служебно-боевая деятельность офицеров внутренних войск в подразделениях специального назначения» может стать действенным педагогическим условием формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения.
1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1999.
2. Кемеров, В.Е. Современный философский словарь. - М.; Екатеринбург, 1996.
3. Алферов, A.M. Социально-психологический анализ набора курсантов в ТАИИ // Научно-технический сборник. - Тула, 2003. - № 20.
4. Беловолов, В.А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление / В.А. Беловолов, С.В. Бунин, Е.М. Левин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10.
5. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М., 1998.
6. Шубинский, В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика. - 1992. - № 3, 4.
7. Максимова, В.Н. Аксиологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. - 2002. - № 2.
8. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов // Советская педагогика. - 1987. - № 9.
9. Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилищах: теоретическо-методологичес-кий аспект / под ред. А.А. Плинского. - Томск, 1988.
10. Кирсанов, A.A. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалистов. - М., 1994.
Bibliography
1. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1999.
2. Kemerov, V.E. Sovremennihyj filosofskiyj slovarj. - M.; Ekaterinburg, 1996.
3. Alferov, A.M. Socialjno-psikhologicheskiyj analiz nabora kursantov v TAII // Nauchno-tekhnicheskiyj sbornik. - Tula, 2003. - № 20.
4. Belovolov, V.A. Professionaljnaya deyateljnostj oficera VV MVD Rossii kak psikhologo-pedagogicheskoe yavlenie / V.A. Belovolov, S.V. Bunin, E.M. Levin // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 10.
5. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (v poiskakh praktiko-orientirovannihkh obrazovateljnihkh koncepciyj). - M., 1998.
6. Shubinskiyj, V.S. Chelovek kak celj vospitaniya // Pedagogika. - 1992. - № 3, 4.
7. Maksimova, V.N. Aksiologicheskaya teoriya v kontekste problemih kachestva obrazovaniya // Pedagogika. - 2002. - № 2.
8. Dik, Yu.I. Integraciya uchebnihkh predmetov / Yu.I. Dik, A.A. Pinskiyj, V.V. Usanov // Sovetskaya pedagogika. - 1987. - № 9.
9. Berulava, M.N. Integraciya soderzhaniya obthego i professionaljnogo obucheniya v proftekhuchilithakh: teoretichesko-metodologicheskiyj aspekt / pod red. A.A. Plinskogo. - Tomsk, 1988.
10. Kirsanov, A.A. Lichnostno-orientirovannaya professionaljnaya podgotovka specialistov. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 14.11.12
УДК 372.851
Shcherbinina S.G. ROLE IN THE DEVELOPMENT CHARACTERISTICS EXPLANATION OF UNDERSTANDING.
This paper analyzes in detail the concept of «explanation» in the philosophical, psychological and pedagogical literature, as a factor ща understanding. Itfetermines the effect of kinds of explanations on the achievement of the various characteristics of understanding.
Key words: explanation, types of explanation, understanding the characteristics of the phases of understanding.
С.Г. Щербинина, аспирант АГАО им. В.М. Шукшина, преп. КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж», г. Барнаул, E-mail: sn.bcro@mail.ru
РОЛЬ ОБЪЯСНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ХАРАКТЕРИСТИК ПОНИМАНИЯ
В статье подробно анализируется понятие «объяснение» в философской и психолого-педагогической литературе, как один из факторов понимания. Определяется влияние видов объяснения на достижение различных характеристик понимания.
Ключевые слова: объяснение, виды объяснения, характеристики понимания, фазы понимания.
Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания.
Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта, а постижение сущности объекта или явления означает его понимание.
Объяснение - это рассуждение, выявляющее основания определенного факта, гипотезы, закона или отдельной теории. В большинстве случаев объяснение выглядит дедуктивным умозаключением, в котором объясняемое оказывается логическим выводом из принятых посылок. Но хотя всякое объяснение опи-