ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
УДК 614.8.084:371.398:681.5
А.В. Лукьянович, Т.А. Веденеева, А.А. Пашков
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РСЧС И НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧС, ВЫЗВАННЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ АКТАМИ
В статье рассмотрены пути внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процессы информирования и подготовки различных групп населения к действиям при ЧС, вызванных террористическими актами. Раскрыты основные направления деятельности МЧС России по рассматриваемой тематике и представлены перспективные направления реализации современных достижений науки и техники в области информирования и подготовки специалистов РСЧС и населения.
Ключевые слова: террористический акт, теракт, обучение, информирование, оповещение, защита населения, ЧС, информационно-коммуникационные технологии.
A. Lykyanovich, T. Vedeneeva, A. Pashkov
THE IMPLEMENTATION OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF INFORMATION AND TRAINING PEOPLE TO ACT IN EMERGENCIES CAUSED BY TERRORIST ACTS
The article deals with the way the introduction of modern information and communication technologies in the process of informing and training of different groups to act in emergencies caused by terrorist acts. Revealed the main activities EMERCOM of Russia on the above topics and presents prospects for further integration of modern scientific and technological advances in information and training of the population.
Keywords: act of terrorism, terrorist attack, training; informing; warning system; protection of the population; emergency situation, information and communication technologies.
Террористические акты, в отличие от большинства чрезвычайных ситуаций (ЧС), носят внезапный и сугубо избирательный характер и направлены на людей и важные для экономики и национальной безопасности государства объекты.
Террористическое воздействие на объекты энергетики, инфраструктуры и жизнеобеспечения в значительной степени повышает объём негативных последствий таких воздействий, величину людских потерь и материального ущерба. В связи с этим значительно увеличивается трудоёмкость работ по ликвидации ЧС, вызванных терактами, возникает необходимость в организации оперативного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по организации работ, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий террористических актов [1].
В последнее время всё более проявляется тенденция к увеличению количества учитываемых, при совершении террористического акта, условий на основе автоматизации процессов управления. Компьютерное моделирование процессов принятия решений сегодня становится центральным направлением автоматизации деятельности должностных лиц, принимающих решение по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, вызванных террористическими актами. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) существенно повышают эффективность работы должностных лиц как в МЧС России, так и в других ФОИВ.
Весьма важным условием снижения негативных последствий террористических актов является повышение эффективности системы подготовки представителей органов управления и спе-
циалистов МЧС России в области принятия управленческих решений и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при террористических актах, а также информирование и подготовка населения к действиям при угрозе и возникновении ЧС, вызванных террористическими актами [2]. Достижение высокого уровня такой подготовки возможно благодаря применению современных информационных технологий визуализации, представления и передачи информации, таких как компьютерные тренажёрные комплексы, мультимедийные электронные издания, средства автоматизации процессов принятия решений и т. п.
Специалистами МЧС России, в том числе сотрудниками федерального государственного бюджетного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), институт) проводится большая работа по созданию и внедрению современных методов, технических средств и новейших ИКТ в сфере противодействия терроризму. К основным мероприятиям, проводимым в данной области, относятся: минимизация или ликвидация последствий проявления терроризма;
разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему условий, в том числе по обеспечению защищённости потенциально опасных объектов от террористических посягательств;
повышение эффективности систем мониторинга состояния окружающей среды и опасных производственных объектов и сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерскими службами и локальными системами оповещения;
поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств ликвидации последствий ЧС, вызванных террористическими актами, и (или) минимизации их последствий;
проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов ЧС;
совершенствование системы информирования и оповещения населения с использованием современных ИКТ;
совершенствование системы подготовки и обучения различных групп населения к действиям в ЧС, вызванных террористическими актами;
совершенствование методов оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС и террористических актов;
развитие системы жизнеобеспечения населения.
В настоящее время ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) осуществляет, на основе заданий МЧС России, следующие мероприятия:
научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности; научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения в области гражданской защиты;
проведение работ по вопросам обеспечения комплексной безопасности населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами;
развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых ИКТ и дистанционных форм обучения;
научно-методическое обеспечение совершенствования систем управления в кризисных ситуациях.
При участии специалистов института разрабатывается ряд направлений, непосредственно связанных с внедрением новейшей техники и информационных технологий в процессы информи-
рования и подготовки различных групп населения к действиям при ЧС, вызванных террористическими актами. К этим направлениям можно отнести:
создание систем поддержки принятия решений, автоматизации управления и анализа обстановки при угрозе и возникновении терактов;
создание компьютерных тренажёрных комплексов для отработки управленческих решений и организации проведения АСДНР в ЧС, вызванных террористическими актами;
разработка мультимедийной электронной продукции для различных групп населения по вопросам противодействия терроризму;
развитие технических систем информирования и оповещения населения, базирующихся на использовании современных ИКТ, в местах массового пребывания людей; создание и развитие автоматизированных центров обучения.
1. Основное назначение систем поддержки принятия решений - сокращение времени, необходимого для выработки и принятия оптимального решения, направленного на ликвидацию ЧС, с целью предотвращения и (или) сокращения потерь среди населения, а также экономического и экологического ущерба.
В целях повышения эффективности работы руководителей и специалистов территориальных органов МЧС России, принимающих управленческие решения по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, вызванных терактами, по заказу МЧС России разрабатывается мобильный аппаратно-программный комплекс «Антитеррор» (АПК «Антитеррор») (рис. 1) [2].
Для учёта особенностей ликвидации последствий ЧС, вызванных террористическими актами, при разработке АПК «Антитеррор» был проведён анализ обстановки, складывающейся в результате террористических актов с применением традиционных видов оружия, компонентов оружия массового поражения, нетрадиционного оружия (так называемого нелетального оружия), разработаны типовые сценарии развития ЧС, вызванных терактами, методики оценки сложившейся обстановки и типовые сценарии проведения межведомственных мероприятий по противодействию терроризму.
АПК «Антитеррор» позволяет выполнять следующие функциональные задачи: создание и внедрение базы данных (БД) информации о произошедших ЧС, инициированных террористической деятельностью;
создание и внедрение БД информации о типовых сценариях возникновения и развития ЧС террористического характера;
ведение справочной информации по опасным и критически важным объектам; решение информационно-расчётных задач: «Оценка последствий выброса АХОВ», «... взрыва», «... разрушения ГТС»;
выполнение комплекса информационно-картографических задач - ГИС-обеспечение функциональных задач, включая возможность визуализации трёхмерных моделей опасных и критически важных объектов;
создание и внедрение БД нормативных правовых и нормативно-технических документов в области противодействия терроризму;
создание и внедрение справочной БД по опасным веществам и материалам, используемым террористами при совершении террористических актов.
Комплекс будет являться мощным инструментом поддержки принятия решений, направленных на ликвидацию ЧС, который способен учитывать особенности различных форм терроризма, реализовывать автоматизацию обработки поступающих данных, планировать операции по ликвидации ЧС и осуществлять контроль их выполнения, а также проводить оценку последствий террористических актов и их анализ.
2. Существующая сегодня система управления ликвидацией последствий ЧС в МЧС России не в полной мере учитывает специфику ЧС, вызванных террористическими актами, и требует адаптации к решению задач противодействия терроризму. При этом должны совершенствоваться как аппаратно-программные средства системы управления и связи МЧС России, так и организационные и методические документы, определяющие и регламентирующие действия органов управления, аварийно-спасательных формирований при ликвидации ЧС, обусловленных угрозами и проявлениями терроризма.
Эффективность деятельности МЧС России, принятие тех или иных управленческих решений и организация проведения АСДНР в ЧС, вызванных террористическими актами, являются показателями, требующими постоянного совершенствования.
В этих целях, а также для организации взаимодействия с Рис. 1. Типовой образец ^л-лт-.
заинтересованными ФОИВ при ликвидации последствий терро-
аппаратно-программного * * ^
комплекса «Антитеррор» ристических актов в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разрабатывается
специализированный компьютерный тренажёрный комплекс (КТК) (рис. 2) [2].
Основными задачами создания КТК являются:
- отработка соответствия принимаемых органами управления МЧС России управленческих решений руководящим и организационным документам;
- отработка организации взаимодействия МЧС России с другими организациями и ведомствами;
- отработка постановки задач и организации управления силами и средствами МЧС России и приданными подразделениями.
КТК включает набор технических и программных средств для обеспечения теоретической и практической подготовки должностных лиц и специалистов МЧС России по следующим направлениям: управление силами и средствами в ходе ликвидации ЧС, вызванных террористическими актами; организация взаимодействия сил и средств при ликвидации ЧС; спасение и оказание первой помощи пострадавшим; обеспечение мер безопасности при проведении работ (рис. 3).
Для организации подготовки специалистов планируется тренажёрными комплексами оснастить высшие учебные заведения и учебные центры МЧС России. Также КТК может применяться в научно -технических и научно-исследовательских организациях МЧС России как средство моделирования функционирования органов управления МЧС России, обеспечивающее проведение исследований по оптимизации организационных структур МЧС России и методов повышения эффективности алгоритмов взаимодействия органов управления и специалистов МЧС России при принятии управленческих решений и орга-
Рис. 2. Организационная схема компьютерного тренажёрного комплекса
Рис. 3. Вариант проведения занятий с применением компьютерного тренажёрного комплекса
низации проведения АСДНР в ЧС, вызванных террористическими актами. При этом КТК будет позволять решать следующие исследовательские задачи: определение оптимальных организационных структур различных подразделений МЧС России, функциональных обязанностей должностных лиц и перечня решаемых ими задач; совершенствование алгоритмов действий и взаимодействия должностных лиц по решению возложенных задач и организации управления при ликвидации ЧС.
3. Мультимедийные учебные пособия в области противодействия терроризму могут быть использованы в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, в учебных центрах и учебно-консультационных пунктах, а также в различных заинтересованных министерствах и ведомствах, общественных и коммерческих организациях.
Комбинированное использование компьютерной графики, анимации, живого видеоизображения, звука, других медийных компонентов даёт возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым.
С содержательной точки зрения пособия могут включать тематические занятия и дополнительные информационные материалы в текстовом, графическом, аудио- и видеоформате. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя со средством отображения мультимедийных данных (посредством мыши, клавиатуры или иных манипуляторов), тем самым контролируя процесс обучения. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно компоновать материал для занятия, вести поиск учебных разделов, переходить от одного учебного раздела к другому посредством гипертекстовых ссылок, вызывать контекстные справки, контролировать процесс воспроизведения аудио- и видеоматериалов, открывать с помощью ссылок тематические интернет-ресурсы, пользоваться электронной справкой по работе с пособием, осуществлять контроль усвоения материалов путём тестирования [3].
В 2010 - 2011 гг. в институте разработаны:
мультимедийное пособие «Организация работы территориальных органов МЧС России по вопросам противодействия терроризму» [4], содержащее информационно-справочные материалы и нормативную правовую базу в области противодействия терроризму, методики оценки обстановки, сложившейся в результате теракта, особенности межведомственного взаимодействия, технологии ликвидации ЧС, перечень и тактико-технические характеристики средств ведения АСДНР (рис. 4);
мультимедийное учебное пособие для населения «Действия при угрозе и совершении террористических актов» предназначено для совершенствования существующей системы подготовки, обучения и информирования различных групп населения в области предупреждения и снижения последствий опасных и ЧС, вызванных террористическими актами. В пособии рассмотрены сущность и цели современного терроризма, приводятся его классификация, а также правила поведения и психофизиологической адаптации при террористических актах, организационные меры противодействия этому опасному явлению (рис. 4) [5];
электронный справочник спасателя «Ликвидация последствий террористических актов, связанных с применением современных средств поражения», предназначен для совершенствования существующей системы подготовки и обучения спасателей в области предупреждения и снижения последствий ЧС, вызванных терактами. В справочнике рассмотрены сущность и цели современного терроризма, возможность применения различных видов оружия и последствия его применения, возникающие в районах совершения терактов. Особое внимание в справочнике уделено нормативным и организационно-методическим основам обучения и деятельности спасателей, раскрыты технологии ликвидации ЧС и представлены средства ведения АСДНР. В заключительных разделах подробно раскрыты виды травм и первая помощь при них, а также меры и техника безопасности (рис. 4) [6].
Рис. 4. Титульные страницы электронных изданий
4. В рамках развития и совершенствования системы оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС различного характера активно развёртывается и функционирует Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), базирующаяся на использовании современных ИКТ.
Анализ функционирования системы показывает, что, несмотря на мощное информационное влияние, оказываемое на людей с применением терминальных комплексов ОКСИОН, существуют условия, в которых информирование и оповещение с их помощью малоэффективно [7]. Так, например, низкое расположение экранов уменьшает круг потребителей транслируемой информации, а нерациональный формат представления не позволяет воспринимать и усваивать сообщения на дальнем расстоянии.
Поэтому, в рамках развития системы информирования и оповещения населения, специалистами института исследуются возможности применения светотехнических лазерных установок [8], которые являются одним из возможных путей повышения эффективности процесса информирования и оповещения населения. Преимущество их применения заключается в ярком, чётком и большом масштабе проекции, возможности передачи информации на расстояния до 2 - 3 км, использование в качестве экранов плоских поверхностей искусственного и естественного происхождений, что позволяет одновременно довести информацию до значительного количества людей (рис. 5).
5. Террористические акты, произошедшие в 2010 - 2011 гг., показали необходимость повышения эффективности подготовки органов управления и обучения населения в области противодействия терроризму. Возникла острая необходимость переподготовки и повышения квалифика-
44 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3
ции специалистов МЧС России, оперативного интенсивного освоения ими новых видов деятельности, связанной с особенностями ликвидации последствий ЧС, вызванных терактами. Становится актуальным внедрение новых высокоэффективных технологий обучения. Всё это требует повышения качества и эффективности преподавания, профессионализма педагогов на уровне требований времени.
Рис. 5. Состав и варианты проекционных изображений мобильного комплекса светотехнической лазерной установки
Одним из способов решения проблем в данном направлении является создание автоматизированных центров обучения, сочетающих современные достижения научно-технического прогресса в виде автоматизированных систем и технологий обучения (рис. 6).
Рис. 6. Типовые варианты автоматизированных центров обучения
Основными задачами центров являются [9]:
- разработка новых методов проведения занятий;
- апробация информационных и методических материалов, учебных пособий и мультимедийных разработок (продуктов) в области противодействия терроризму в целях выявления недостатков и выработки рекомендаций по их дальнейшему использованию;
- проведение научных исследований по оценке степени восприятия разработанных учебно-методических продуктов в области противодействия терроризму на различные категории населения;
- научно-методическое сопровождение работ по созданию экспериментальной базы для отработки навыков действий населения и специалистов в условиях ЧС, вызванных терактами.
В состав оснащения автоматизированных центров входят автоматизированные рабочие места обучаемых и преподавателя, современное компьютерное и периферийное оборудование, автоматизированные системы проведения тестирования и опросов, программные комплексы контроля и организации обучения, компьютерные тренажёры и мультимедийная обучающая продукция, современный лабораторный практикум и многое другое.
Создание автоматизированных центров обучения позволит вывести систему обучения и качество преподавания на новый уровень, где при минимальных затратах можно получить максимальный эффект от обучения.
Перспективными направлениями деятельности по интеграции современных ИКТ в области информирования и подготовки населения к действиям при ЧС, вызванных террористическими актами, являются:
1. Создание и развитие территориально распределённой системы автоматизированных центров обучения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе противодействия терроризму, развитие системы дистанционного обучения [9].
2. Разработка на базе создаваемого КТК сетевой автоматизированной системы обучения органов управления МЧС России и других заинтересованных ФОИВ, направленной на отработку совместных действий при принятии решения в кризисных ситуациях, включающей в себя мобильный (передвижной) сегмент системы.
3. Разработка сопутствующего программного обеспечения, позволяющего моделировать обстановку с использованием технологий виртуальной реальности.
Использование современных ИКТ в процессе обучения будет способствовать расширению возможностей учебного процесса во всех сферах деятельности людей, повышению качества преподавания в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального и послевузовского образования.
Литература
1. Адаптация системы управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций к решению задач противодействия терроризму, в том числе разработка методики по проведению анализа обстановки, складывающейся при угрозах и проявлениях терроризма, с использованием аппаратно-программных средств информационной поддержки : отчёт о НИР (закл.) / ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. - М., 2009.
2. Разработки мультимедийного пособия по организации работы территориальных органов управления МЧС России по противодействию терроризму и предложений в технический проект компьютерного тренажёрного комплекса для отработки управленческих решений и организации проведения АСДНР в ЧС, вызванных террористическими актами : отчёт о НИР (закл.) / ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. - М., 2010.
3. Жуков В.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности / В.Н. Жуков, А.В. Лукьянович // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. Вып. 6.
4. Организация работы территориальных органов МЧС России по вопросам противодействия терроризму // Мультимедийное пособие / ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. - М., 2010.
5. Действия при угрозе и совершении террористических актов // Мультимедийное учебное пособие для населения / ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. - М., 2011.
6. Ликвидация последствий террористических актов, связанных с применением современных средств поражения // Электронный справочник спасателя / ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. - М., 2011.
7. Лукьянович А.В. Развитие ОКСИОН в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» / А.В. Лукьянович, А.В. Алымов, А.А. Пашков // Технологии гражданской безопасности. 2011. Вып. 2. Т. 8.
8. Дурнев Р.А. Лазерный мобильный комплекс информирования и оповещения в местах массового пребывания людей / Р.А. Дурнев, М.В. Муркова // Технологии гражданской безопасности. 2008. Вып. 4. Т. 5.
9. Прищепов Д.З. Новые образовательные технологии обучения населения в области жизнедеятельности / Д.З. Прищепов, А.Ю. Тараканов, М.Е. Норсеева // Технологии гражданской безопасности. 2010. Вып. 4. Т. 7.