Научная статья на тему 'Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на жилище: проблемы и перспективы'

Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на жилище: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1004
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА / БЕСПРОЦЕНТНОЕ ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ / ЖИЛИЩНЫЙ СЕРТИФИКАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иорданова Светлана Александровна

В работе анализируются нормы законодательства, регулирующие права сотрудников органов внутренних дел на жилище, а также делается вывод о декларативном характере данных норм. Однако автор не только констатирует данные права, а также предлагает пути развития и совершенствования государственной жилищной политики в сфере обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO HOUSING FOR THE LAW ENFORCEMENT OFFICIALS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The legislation norms regulating the rights to housing for the law enforcement officials are analyzed in this article. The conclusion concerning the declarative nature of these norms is drawn. Along with stating the given rights the author suggests the ways of development and improvement of the national housing policy in the sphere of housing provision for the law enforcement officials.

Текст научной работы на тему «Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на жилище: проблемы и перспективы»

УДК 347.254:34.08(045)

ИОРДАНОВА Светлана Александровна, соискатель кафедры конституционного и муниципального права Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший юрисконсульт Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Автор 2 научных публикаций

РЕАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В работе анализируются нормы законодательства, регулирующие права сотрудников органов внутренних дел на жилище, а также делается вывод о декларативном характере данных норм. Однако автор не только констатирует данные права, а также предлагает пути развития и совершенствования государственной жилищной политики в сфере обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел.

Обеспечение жильем, сотрудник органов внутренних дел, договор социального найма, беспроцентное ипотечное кредитование, безвозмездные жилищные субсидии, жилищный сертификат

В настоящее время характер отношений, связанных с предоставлением гражданам жилья серьезно изменился. Это следствие осуществляемой в России социально-экономической реформы, составляющей частью которой являются изменения в жилищной сфере. Одно из главных направлений и условий жилищной реформы - создание необходимой правовой базы, соответствующей положениям Конституции Российской Федерации о праве граждан на жилище и долгосрочной государственной жилищной политике.

На сегодняшний день, в связи с развитием рыночных отношений, применяются различные способы удовлетворения граждан жилыми помещениями: традиционный (по договору социального найма путем бесплатного предоставления гражданам жилья) и рыночный.

Для определенной части населения приобретение жилья с помощью рыночных способов является практически нереальным из-за несоответствия между их материальным положением и ценами на жилье. Данная ситуация характерна и для населения Архангельской области, где уровень бедности пока выше, чем в среднем по Российской Федерации1.

В экономически развитых регионах России легальные доходы сотрудников милиции существенно ниже доходов в торговле, на транспорте и в промышленности. Десятилетия невнимания к бытовым проблемам сотрудников органов внутренних дел привели к тому, что сегодня десятки тысяч семей сотрудников милиции живут в крайне тяжелых жилищных условиях без каких-либо перспектив их улучшения. В настоящее время в системе МВД России со-

стоят на учете по улучшению жилищных условий около 150 тыс. человек2. Важной задачей остается обеспечение жильем семей сотрудников ОВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Гарантии обеспечения жильем сотрудников милиции, обусловленные особенностями службы в органах внутренних дел, установлены в статье 30 закона «О милиции»3, в соответствии с которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется в первоочередном порядке.

Проблема состоит в том, что в Жилищном кодексе РФ4, вступившем в силу с 1 марта 2005 года, сотрудники милиции, наряду с сотрудниками других правоохранительных органов, не отнесены к категориям граждан, которым предоставляется жилье по договорам социального найма. В основном, чтобы получить жилье, гражданин, в установленном законом порядке, должен быть признан малоимущим. Однако следует согласиться с мнением президента РФ Дмитрием Медведевым, «что приравнивать сотрудников внутренних дел к малоимущим - это плохая практика»5.

В настоящее время наиболее распространенной формой улучшения жилищных условий среди населения является приобретение жилья на собственные средства, в том числе и при ипотечном кредитовании. Однако при существующих ценах на жилье и размере денежного довольствия большинству сотрудников органов внутренних дел невозможно приобрести жилье за счет собственных средств или участвовать в ипотечных программах. Именно поэтому приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению постоянным жильем сотрудников органов внутренних дел должно являться предоставление им беспроцентных кредитов с погашением части основного долга за счет бюджетов различных уровней.

Следует отметить, что в соответствии с законом «О милиции» сотрудники органов внутренних дел имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооператив-

ное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов.

Также безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в органах внутренних дел и (или) федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, 10 и более лет в календарном исчислении, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий (приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 631 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство»6).

Однако данные нормы в значительной своей мере носят декларативный характер, поскольку, во-первых, они наделяют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления данными правомочиями, а не возлагает на них соответствующие обязанности, и, во-вторых, специальный порядок реализации данной нормы до настоящего времени не урегулирован. Кроме того, региональная политика, по существу, строится на безусловном доминировании федеральной власти в решении практически всех важнейших вопросов территориального развития7. Поэтому решение жилищных проблем сотрудников органов внутренних дел в условиях неурегулированного и доминирующего федерального законодательства и отсутствия у органов внутренних дел собственного жилищного фонда напрямую зависит от активной позиции руководства управлений внутренних дел субъектов РФ.

Так, например, в Татарстане, по предложению министра МВД республики, сотрудники органов внутренних дел включены в перечень

работников бюджетной сферы, имеющих право на приобретение жилья на льготных условиях кредитования8. В Курской области в рамках программы «Молодая семья» сотрудники ОВД имеют возможность получить субсидии и сертификаты, на основании которых они смогут приобрести готовое благоустроенное жилье или начать строительство индивидуальных домов9.

Надо сказать, что только в последние годы начался решаться вопрос по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел и в Архангельской области. Расположенный на ул. Парижской коммуны в Архангельске 41-квартирный жилой дом, предназначенный для сотрудников милиции и их семей, был заложен в 90-е годы. Однако постоянные проблемы с финансированием позволили закончить строительство и сдать дом только в 2006 году10.

В настоящее время одним из наиболее реальных способов улучшить свои жилищные условия является приобретение жилого помещения с помощью безвозмездных жилищных субсидий. Право на получение и использование такой субсидии подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Жилыми помещениями путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов обеспечиваются увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел, а также граждане, уволенные со службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. При этом следует иметь в виду, что под гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, применительно к данной подпрограмме понимаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Ошибочно полагать, что предоставление государством жилищного сертификата - это

полная оплата стоимости жилья. П. 1 Постановления Правительства РФ № 153, а также п. 2 и 6 Правил определяют, что выдача жилищного сертификата является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В решении Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 года № ВКПИ07-40 отмечено, что государство в данном случае не несет обязанности по приобретению жилого помещения с полной оплатой его стоимости за счет средств федерального бюджета11.

В ходе проведенного анализа правовых норм автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день не решены проблемы обеспечения жильем на законодательном уровне.

Во-первых, Жилищным кодексом РФ не регламентированы вопросы предоставления сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений по договорам социального найма.

Во-вторых, не определены случаи и порядок, при которых сотрудники органов внутренних дел вправе подать заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы.

В-третьих, сотрудники милиции, не вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, фактически лишены возможности участвовать в государственной целевой подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В-четвертых, не реализуются нормы льготного жилищного кредитования сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, в связи с изменением конституционного принципа решения жилищной проблемы в России, требуется иной подход при реализации сотрудниками ОВД права на жилище.

Отмечу, что наиболее эффективным способом получения жилья сотрудником органов внутренних дел в настоящих условиях является получение государственного жилищного сертификата.

Однако участвовать в подпрограмме сотрудник может только при условии его увольнения со службы, прослужив в органах внутренних дел, финансируемых из федерального бюджета, 10 и более лет. Таким образом, сотрудник стоит перед выбором: увольняться по основаниям, дающим право на участие в подпрограмме, и иметь возможность получить государственный жилищный сертификат или продолжать службу. Имея плохие жилищные условия, сотрудники предпочитают первый вариант. Но в таком случае органы внутренних дел теряют квалифицированных и опытных специалистов, что не может не отразиться на результатах служебной деятельности.

Кроме того, многие подразделения милиции, стоящие на страже правопорядка, финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципального бюджета. Для данной категории сотрудников вообще исключена возможность каким-либо образом улучшить свои жилищные условия.

Поэтому, наряду с предоставлением государственной финансовой помощи, необходимо развивать льготное кредитование сотрудников ОВД.

В частности, государство может компенсировать кредитным организациям снижение процентной ставки по долгосрочному жилищному кредиту, предоставлять банкам, осуществляющим жилищное кредитование сотрудников ОВД, государственные гарантии на погашение получаемых кредитов, либо частично или полностью погашать их за счет государственных средств (государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов или иных источников финансирования).

Отмечу, что беспроцентное ипотечное кредитование с частичным погашением основного долга за счет государства, во-первых, более выгодно государству в финансовом отношении, так как будут привлекаться не только государственные средства, но и собственные средства сотрудников, во-вторых, позволит охватить большую часть сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, в-третьих, сохранит для органов внутренних дел квалифицированных специалистов.

Временным решением жилищных проблем сотрудников органов внутренних дел является предоставление служебных жилых помещений и общежитий. Поэтому нецелесообразно передавать специализированные помещений из системы органов внутренних дел в распоряжение органов местного самоуправления.

Для использования социального найма как способа решения жилищных проблем сотрудников ОВД необходимо принять федеральный закон, которым в число лиц, имеющих право на получение бесплатного жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, должны быть включены сотрудники органов внутренних дел. Данным законом должны быть предусмотрены условия и порядок предоставления сотрудникам ОВД жилого помещения на основе договора социального найма.

Решение жилищной проблемы и получение жилья сотрудниками органов внутренних дел -серьезный стимул для дальнейшего прохождения службы, возможность создания условий для качественного отбора кандидатов в органы внутренних дел, что в значительной степени влияет на результаты служебной деятельности милиции.

Примечания

1 Залывский Н.П., Бунина А.А., Ильина ИВ. Социальная ответственность руководителя за использование и развитие человеческого потенциала в условиях российского рынка//Вестн. Помор, ун-та. 2006. № 2(10). С. 58.

2 Официальный сайт МВД. ЦРЬ: II www.mvd.ru.

3 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991.18 апреля. № 16. Ст. 503.

4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 14.

5 Официальный сайт МВД.

6Бюллетень норматив, актов федер. органов исполн. власти. 2002. № 36.

7ДороговцеваА.А. Региональная политика России и проблемы регионов Европейского Севера II Вестн. Помор, ун-та. 2005. №1(7). С. 92.

8 Официальный сайт МВД.

9 Там же.

10 Там же.

11 Документ официально не опубликован. URL: II http://base.garant.ru.

Iordanova Svetlana

REALIZATION OF THE RIGHT TO HOUSING FOR THE LAW ENFORCEMENT OFFICIALS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The legislation norms regulating the rights to housing for the law enforcement officials are analyzed in this article. The conclusion concerning the declarative nature of these norms is drawn. Along with stating the given rights the author suggests the ways of development and improvement of the national housing policy in the sphere of housing provision for the law enforcement officials.

Контактная информация: e-mail: svetaiordanova71 @mail.ru

Рецензент - Чертова H.A., доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.