Научная статья на тему 'Реализация словообразовательного и фразеообразовательного потенциала лексической единицы русского языка'

Реализация словообразовательного и фразеообразовательного потенциала лексической единицы русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
471
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / ПОЛИСЕМИЯ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ФРАЗЕООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова А. Р.

Статья посвящена исследованию развития лексической единицы русского языка в трех направлениях: полисемия, словообразование, фразеообразование. В статье рассматриваются факторы, детерминирующие формирование полисемии и реализацию деривационного и фразеообразовательного потенциала. Раскрытие словообразовательных и фразеообразовательных возможностей лексемы показано на примере полисеманта рука, на базе которого в национальном русском языке сформировались обширные словообразовательное и фразеообразовательное гнезда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF DERIVATIONAL AND PHRASE*CREATION POTENTIAL OF A LEXICAL ITEM OF RUSSIAN LANGUAGE

The article is devoted to research of evolution of a lexical item of Russian language in three directions: pol+ ysemy, derivation, creation of phraseological items. The factors determining formation polysemy, realization of derivational and phrasecreation potential are considered in the article. Disclosure of word+formation and phrase+creation abilities of a lexeme is considered on an example of polysemant an arm on the basis of which were generated derivation and phraseological clusters in national Russian language

Текст научной работы на тему «Реализация словообразовательного и фразеообразовательного потенциала лексической единицы русского языка»

А.Р. Попова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Орловского государственного университета.

РЕАЛИЗАЦИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ФРАЗЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена исследованию развития лексической единицы русского языка в трех направлениях: полисемия, словообразование, фразеообразование. В статье рассматриваются факторы, детерминирующие формирование полисемии и реализацию деривационного и фразеообразовательного потенциала. Раскрытие словообразовательных и фразеообразовательных возможностей лексемы показано на примере полисеманта рука, на базе которого в национальном русском языке сформировались обширные словообразовательное и фразеообразовательное гнезда.

Ключевые слова: лексическая единица, полисемия, словообразование, фразеообразование.

Лексическая единица русского языка - потенциальный источник для создания разнообразных номинантов, формируемых при ее участии - материальном и семантическом.

С одной стороны, слово, элемент языковой системы, само является системной единицей, структурированной и с точки зрения содержания (лексическое значение есть ядерно-периферийная структура), и с точки зрения формальной, материальной (своеобразным центром, ядром является корневая морфема, аффиксы же в различной степени тяготеют к периферии). С другой же стороны, многогранное, подчиняющееся определенным закономерностям развитие и развертывание этой системы, в свою очередь, порождает системные единицы, такие как лексема-полисемант, словообразовательное и фразеообразовательное гнездо.

Слово - уникальная единица языка, способная единовременно к развитию двумя способами: вглубь, при изменении идеального содержания с полным сохранением материальной оболочки (результат: иерархически организованная система полисеманта, а также лексемы, образованные лексико-грамматическим и лексико-семантическим спо-

собами словообразования) и вширь, при изменении идеального содержания с частичным сохранением материальной оболочки (результат: лексемы, образованные морфемными способами словообразования; фразеологические единицы, включающие исходную лексему в качестве компонента). Развитие слова вглубь и вширь соответствует трем направлениям, трем путям номинации: формирование новых значений; создание производных слов; образование фразеологических единиц, в состав которых данное слово входит в качестве компонента [Гак 1995:109]. При этом полученные вторичные номинанты (непосредственные семантические и лексические дериваты, а также ФЕ с соответствующим словом-компонентом), в свою очередь, могут обладать семантической, слово- и фра-зеообразовательной продуктивностью.

Поскольку язык есть система систем, со сложной иерархией единиц, их многообразными связями и отношениями, действующими законами их функционирования, слово, наследуя системообразующее свойство языка, выступает базой для таких стройных системных образований, как полисемант, словообразовательное и фразеообразовательное

гнездо, одновременно включая себя в данные образования как один из их элементов, являясь в то же время "точкой пересечения" и для других упорядоченных группировок (синонимический ряд, лексико-семантическая группа и др.).

Универсальность, глобальность слова, способность к его развитию проявляется:

- в многообразии его связей как единицы лексической системы с другими ее элементами (это и "семантические межсловные связи", и " семантические внутрисловные связи различных лексикосемантических вариантов слова, определяющие смысловой рисунок полисемантичных слов", "лексические функциональные связи слов стилистических, эмоционально-окрашенных, диалектных, профессиональных и других с нейтральной общеупотребительной лексикой" [Уфимцева 1986:268];

- в способности оказывать влияние на связи и отношения других уровней, помимо лексического (слово вступает в "... лексические и лексико-грамматические межсловные отношения, предопределяющие правила связи словесных значений и законы их синтагматической сочетаемости; лексикограмматические парадигматические связи, создающие возможность лексикализации грамматических форм и образования новых словарных единиц при конвертировании и словообразовании" [Уфимцева 1986:268]. Можно сказать, что "слово - основная единица языка, которую мы наблюдаем на каждом уровне его, выступающую разными своими сторонами" [Сердобинцев 1981:5];

- в системообразующей функции слова, реализующей себя не только на лексическом, но и на фразеологическом уровне языка (в межуровневых лексико-фразеологических семантических связях и группировках, в участии в образовании фразеологических единиц, группирующихся во фразеологические гнезда).

Постоянно, на протяжении всего своего существования слово претерпевает воздействие различных языковых и внеязыковых явлений и процессов -причем их интенсивность, темпы и периодичность не обязательно соответствуют друг другу. Кроме того, сама "направленность" данных процессов может быть различной: так, их воздействие ориентировано или на семантические характеристики слова, или на его деривационные возможности, или на фра-зеообразовательный потенциал, а возможны и глобальные изменения, затрагивающие любые два или даже все три указанных аспекта.

Неравномерность, непараллельность и разно-направленность действующих на слово сил делает его развитие в национальном языке одновременно закономерным и противоречивым, исторически обусловленным и в то же время во многом непредсказуемым, системным - и нарушающим типические свойства выстроенных от него же систем (словообразовательное гнездо и фразеообразователь-ное гнездо).

Реализацию мощной порождающей способно-

сти отдельной лексемы можно проследить на примере лексемы рука, которая в современном русском языке находится в активной фазе своего "жизненного цикла" [Поликарпов 2007:37] - фазе мощного и разностороннего развития, которое, по-видимому, будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку как сама лексема-родитель, так и многие вторичные номинанты (производные лексемы различных степеней деривации, фразеологизмы со словом рука и его производными, отфразеоло-гические лексемы) потенциально способны к дальнейшему развитию.

Развитие полисемии, слово- и фразеообразо-вание у лексемы рука обусловлено единой системой факторов - экстралингвистических, системноязыковых и внутренних, заключенных в самом слове (точнее, в лексеме-моносеманте или отдельном ЛСВ полисеманта). Движущие силы - и катализаторы, и ингибиторы развития слова - в общей сложности подразделяются на:

1) внешние, экстралингвистические, выражающие, в конечном счете, объективную потребность носителей языка в номинации той или иной реалии. К таковым относятся: а) прагматическая значимость обозначаемой реалии; б) степень освоенности реалии носителями языка;

2) системно-языковые, обусловливающие поиск и выбор номинанта как заполнителя соответствующей ниши при недостаточности, нерезульта-тивности, несоответствии определенным задачам уже существующих номинаций: а) принадлежность слова/ЛСВ к "основному словарному фонду"; б) принадлежность слова/ЛСВ к активному/пассивному запасу лексики; в) наличие/отсутствие для слова/ЛСВ иного номинанта той же реалии (слова или ФЕ); г) частотность слова/ЛСВ; д) развитость парадигматических отношений у слова/ЛСВ; е) место слова/ЛСВ в структуре лексико-семантической группы (центр/периферия) и синонимическом ряду; ж) место слова в структуре словообразовательного гнезда - ступень деривации; з) наличие/отсутствие ограничений сочетаемости у слова/ЛСВ;

3) внутренние, заключенные в самом слове, его различных семантических, грамматических, структурных и других особенностях: а) наличие/отсутствие у слова полисемии (для слово- и фразео-образования); б) семантическая близость производящего ЛСВ полисеманта к первичному значению; в) наличие/отсутствие коннотации у слова/ЛСВ; в) наличие/отсутствие связанности значения у слова/ЛСВ; г) частеречная принадлежность слова; д) морфемный состав слова; е) количество слогов в слове; ж) происхождение слова (исконно русское или заимствованное); з) "возраст" слова/ЛСВ, длительность функционирования единицы в языке.

Все данные факторы обнаруживают себя в трех направлениях развития слова рука (при образовании полисемии, производных лексем, фразеологических единиц), специфически проявляясь в каждом из них. При этом первичными и доминиру-

ющими являются факторы экстралингвистические, а в группе системно-языковых - как показывает исследованный материал, фактор принадлежности слова к "основному словарному фонду", предполагающий ее общеизвестность и включенность в состав литературного языка.

В целом лексема рука является базой для создания более 2000 единиц национального русского языка, в числе которых: единицы словообразовательного гнезда, ФЕ с компонентом рука, ФЕ с компонентами-дериватами разной степени данного слова, отфразеологические лексемы (отбор фактического материала был произведен по 125 источникам - словарям литературного языка, народных говоров, жаргона, арго, профессиональной лексики). В целом семантика данных единиц покрывает значимую часть общего семантического пространства языка [Попова 2003:13]. Интересно, что и лексический, и фразеологический состав номинантов, созданных на основе слова рука, в большей мере представлен диалектными единицами (примерно 2/3); намного менее в количественном отношении пласт ЛЕ и ФЕ литературного языка (примерно 1/3); единиц, функционирующие в иных сферах (жаргон, профессиональная лексика и фразеология), относительно немного.

По-видимому, такое соотношение объясняется следующими причинами: а) количество диалектных и литературных единиц в национальном русском языке огромно в целом и намного превышает количество социально ограниченных единиц; б) литературный и диалектный словники русского языка во многом представлены в различных источниках, в том числе и богатейших в количественном плане (например, "Словарь современного русского литературного языка", "Словарь русских народных говоров"); в) явное доминирование диалектной лексики и фразеологии связано с тем фактом, что, в отличие от литературного языка, системы кодифицированной, универсальной, говоры в своей совокупности отражают богатое, разностороннее переосмысление и развитие того или иного значения слова-вершины и воплощение его в разнообразных по форме и содержанию лексемах и ФЕ.

Состав ЛЕ и ФЕ отличается широким диапазоном свойств данных номинативных единиц: лексемы и фразеологизмы различаются стилистическими особенностями, наличием/отсутствием и характером коннотации, сферой употребления (отметим, например, что даже в относительно небольшой группе профессионализмов - 3,97% - имеют место единицы, связанные с токарным, типографским, кондитерским производством, фотоделом, представлены термины, употребляющиеся в экономике, философии, физике, и мн. др.).

Лексема рука - вершина словообразовательного и фразеообразовательного гнезда - полисе-мант, насчитывает в национальном языке 32 значения, что является одной из причин ее огромной слово-фразеообразовательной продуктивности.

Некоторые лексико-семантические варианты (далее - ЛСВ) слова рука отличаются крайне высокой продуктивностью; в то же время существуют и сло-во-фразеообразовательно бесплодные ЛСВ. Приведем некоторые статистические данные. Вследствие того, что многие ЛЕ и ФЕ характеризуются многозначностью и в разных значениях соотносятся с разными значениями слова рука, целесообразно рассматривать количественные показатели минимальных единиц лексического / фразеологического уровней: слов-моносемантов или ЛСВ слов-полисемантов / ФЕ-моносемантов или ФСВ фразеологизмов-полисемантов.

Первое, основное, соматическое значение слова "рука" - "верхняя конечность человека" породило 578 минимальных единиц лексического уровня (52,5%, то есть более половины всего словообразовательного гнезда) и 305 минимальных единиц фразеологического уровня (28,8% от общего количества ФЕ). Отметим, что вопрос о границах и объеме фразеологии, безусловно, является спорным в лингвистике; при подсчете ФЕ учитывались: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, устойчивые составные терминологические наименования, микроидиомы, устойчивые сравнения, обладающие единой синтаксической функции и, как правило, соотносимые с определенной частью речи. Кроме того, отмечается более 200 устойчивых единиц, к которым относятся: пословицы, поговорки, пожелания - добрые и недобрые, клятвы, формулы речевого этикета, ритуальные формулы, угрозы, выражения согласия и отказа, зафиксированные в словарях как устойчивые.

Прямое производное значение "верхняя конечность человека как орудие труда, деятельности", наиболее близкое к первичному, выступает мотивационной базой для 344 минимальных единиц лексического уровня и 329 минимальных единиц фразеологического уровня. Отметим, что фразео-образовательная активность производного значения оказывается выше, чем у значения основного, что объясняется безусловной актуальностью значения, отражающего основную функцию руки -труд, деятельность. Большинство ФЕ, мотивированных данным значением слова рука, принадлежат народным говорам.

Именно эти два ЛСВ оказываются максимально актуальными для человека, что подтверждается их резко выделяющейся слово- и фразеообразова-тельной активностью.

Значительной слово- и фразеообразователь-ной активностью обладает и ЛСВ "символ власти, владычества": трудовая деятельность и власть -две самые распространенные ассоциации человека с понятием "рука, руки". Лексема рука в этом значении участвует в создании, соответственно (56 / 101 минимальных единиц лексического / фразеологического уровня).

Довольно активно происходит слово и фразео-

образование от ЛСВ "эта часть тела как единица измерения" (33 / 22 минимальных единиц лексического/фразеологического уровня) и "сторона, бок" (18 / 35 минимальных единиц лексического/фразеологического уровня). Как известно, руки выступают как средство ориентации в пространстве: при помощи рук производится измерение дины чего-либо, расположение рук справа/слева относительно туловища ассоциируется с определением правой/левой стороны. "Большая часть народно-бытовых мер получили свои названия по названию предмета, используемые в качестве измерителя. Среди них в особую группу выделяются названия мер длины, связанные с антропомерными измерителями" [Романова 1975:104], в числе которых и руки человека.

Как можно заметить, одни и те же ЛСВ являются наиболее слово- и фразеообразовательно продуктивными, и, напротив, встречаются ЛСВ, обладающие незначительной и даже нулевой активностью. Такая закономерность объясняется сходством, типологичностью системы факторов, обусловливающих данные процессы. Невысокая степень фразеообразовательной активности при полном отсутствии активности словообразовательной наблюдается лишь в тех случаях, когда ЛСВ является несвободным, а созданные при его участии ФЕ есть подтверждение закрепленности ЛСВ в строго определенном окружении.

Самым существенным фактором, объясняющим наличие значительных слово- и фразеообра-зовательных возможностей у ЛСВ слова рука, оказывается его общеизвестность, актуальность, принадлежность литературному языку. Все диалектные и жаргонные ЛСВ слова рука обладают либо крайне низкой продуктивностью, либо не обладают ею вообще.

Таким образом, актуальное, востребованное, яркое значение развивается сразу несколькими способами: находит отражение и в производных ЛЕ, и во фразеологизмах (в том числе и с компонентами - соответствующими дериватами), не утрачивается оно и в отфразеологической лексике, и во вторичных ФЕ. Напротив, значение нераспространенное, узкое, специфическое проявляется не систематически, а лишь в каком-либо одном из путей вторичной номинации.

Развитие лексемы рука наиболее ярко осуществляется в двух направлениях - в выстраивании словообразовательного и фразеообразовательно-го гнезд (далее - СГ и ФГ). Семантика производных ЛЕ и ФЕ как бы продолжает развитие семантики лексемы рука, соотносит ее с иными объектами действительности.

Совокупность единиц, составляющих СГ с вершиной - полисемантом рука, в лексико-семантической системе занимает значительное место и играет заметную роль. В количественном плане данное СГ представляет собой результат сверхпродуктив-ного развития вершинной лексемы рука, однако не

менее ценным и значимым оно предстает в плане семантическом.

Многие из дериватов слова рука разной ступени деривации семантически многоплановы, развивают полисемию (а некоторые - и мегасемию, и насчитывают при этом свыше 15 значений), что способствует распространению сем, содержащихся в значении исходного слова, на обозначения все новых и новых объектов. Таким образом, исходная лексема рука оказывается объединяющим началом для огромного круга наименований предметов и необычайно продуктивным формально-семантическим средством номинации.

Семантика производных слов очень разнообразна, в них воспроизведены: сама рука - часть тела человека / живого существа; предметы - в основном, артефакты (детали быта, одежда, инструменты и мн. др.), по тому или иному признаку соотносимые с рукой; человек с его физическими, психическими, социальными и другими характеристиками, меры длины, абстрактные понятия и т.д. Таким образом, предметная сфера, покрываемая единицами исследуемого СГ, необычайно широка и многообразна.

Единицы СГ разноплановы по своей принадлежности к той или иной форме существования языка. В обширном СГ с вершиной рука и даже в рамках некоторых его частных подгнезд существуют лексические единицы, различающиеся с точки зрения новизны/устарелости, стилистической принадлежности, эмоциональной окрашенности.

В СГ с вершиной рука активно реализуются парадигматические отношения: синонимические, антонимические, гиперо-гипонимические - но для однокоренных лексем такие отношения возможны лишь в пределах одного частного СГ (естественного, достаточного богатого и разветвленного), восходящего к определенному ЛСВ полисеманта рука.

ФГ с вершиной рука, насчитывающее 901 единицу, представляет собой результат реализации огромного фразеообразовательного потенциала существительного-полисеманта рука. Сам количественный состав анализируемых фразеологических единиц свидетельствует о значительной доле влияния рассматриваемой единицы лексического уровня на уровень фразеологический.

Анализируемое ФГ, безусловно, представляет и немалую семантическую ценность, во-первых, в плане номинативном, поскольку его единицы обозначают крайне широкий спектр явлений, нередко будучи уникальными номинантами того или иного объекта; во-вторых, ФЕ представляют ценность в плане реализации своей внутренней формы: сама сочетаемость лексемы рука раскрывает особенности осмысления, с одной стороны, данного органа тела и, с другой, сопоставляемых с ним объектов. Так, например, ФЕ дают представление о системе сравнений руки с какими-либо предметами или же предметов с рукой; о роли руки, рук в совокупности других органов человека - посредством ФЕ с двумя

компонентами-соматизмами; о системе переосмысленных тактильных ощущений рук; о целом ряде антропоморфных мер, связанных с рукой и ее частями, о способах ориентации в пространстве при помощи рук и многих других аспектах. Семантическая ценность ФГ проявляется и в существовании большого количества ФЕ-полисемантов, дающих представление о различных осмыслениях той или иной внутренней формы, того или иного образа.

В ФГ с вершиной рука проявляется антропоцентризм, свойственный всей фразеологической системе. Так, многие ФЕ номинируют самого человека по каким-либо признакам, выражают его эмоции, чувства, состояния, действия, верования и представления, обычаи и традиции, моральные нормы, характеристики и оценки окружающих объектов; также обращает внимание крайне незначительное количество в столь богатом ФГ обозначений неодушевленных предметов.

Единицы каждого частного ФГ дают возможность увидеть, насколько далеко простирается семантика, заложенная в его вершине - ЛСВ: если ЛСВ как бы намечает определенную тему, то соответствующие ФЕ ее разносторонне раскрывают: таким образом мы имеем представление о реализации пространственной модели мира при помощи руки/рук, о системе взаимодействия субъектов в процессе получения/передачи чего-либо, о субъ-ект-объектных отношениях, обусловленных властью, и мн. др.

Полисемант рука обнаруживает свое влияние на фразеологическом уровне в национальном языке в целом - в различных формах его существования: литературном языке, народных говорах, жаргоне, арго, профессиональных сферах; в количественном отношении наибольшее количество ФЕ принадлежит литературному языку и говорам (отметим, что ЛСВ некоторых ФЕ-полисемантов принадлежат разным формам существования языка).

В исследуемом общем ФГ активно проявляют себя парадигматические отношения - строго в пределах частного гнезда; "межгнездовых" отношений не наблюдается. Условием реализации синонимии и антонимии (иных видов парадигматических отношений не отмечается) служит объем частного ФГ: в анализируемых гнездах, которые насчитывают менее 5 единиц, синонимические или антонимические отношения отсутствуют (хотя в принципе возможны и при наличии двух ФЕ). Напротив, значительные по объему частные ФГ содержат как отдельные пары синонимов и антонимов, так и синонимические и антонимические ряды.

Не только вершинное слово рука, но и некоторые его дериваты первой ступени характеризуются значительной слово-фразеообразовательной активностью. Несмотря на то, что СГ с вершиной рука насчитывает в национальном языке более 500 единиц, далеко не каждая из них участвует в образовании фразеологизмов. В большей или меньшей степени этой способностью обладают всего 56 еди-

ниц. Фразеообразование от дериватов слова рука происходит в русском языке в соответствии с группой факторов, отмеченных выше, что объясняет существование неравноценных в количественном плане ФГ: от значительных (например, с вершинами ручка, рукав, ручной), до минимальных по объему, представленных единственной ФЕ (например, с вершинами нарушень, п'одруки и др.). Столь же огромной, как у существительного рука, фразеооб-разовательной активности не отмечается ни у одного из производных слов, поскольку, прежде всего, их морфемная и семная структура отличается большей сложностью. Наблюдается явный количественный "разрыв" между ФГ с вершиной рука (901 единица) и наибольшим ФГ с вершиной-дериватом ручка (69 единиц).

Значительным слово-фразеообразователь-ным потенциалом обладают лексемы ручка, рукав, ручной, ручник, рукавица, обладающие наибольшим количеством факторов, способствующих слово- и фразеообразованию. Однако, образованные на их базе совокупности производных слов и фразеологизмов, разумеется, уступают СГ и ФГ с вершиной рука, а следовательно, содержат меньшее количество ФЕ с их дериватами и отфразеологиче-ских лексем. Кроме того, несмотря на то, что данные слова - полисеманты, а некоторые в том числе мегасеманты (ручник - 43 значения, ручка - 33 значения, рукав - 28 значений), слово- и фразеообра-зовательную активность развивают лишь отдельные их ЛСВ (у полисеманта рука, напротив, этой способностью обладает 19 значений из 32, то есть примерно 2/3).

Диалектные лексемы насчитывают в своих ФГ от 1 до 3 и не более единиц. Отметим также, что среди лексем с минимальной фразеообразова-тельной активностью - 1 ФЕ - преобладают диалектные. Некоторые диалектные слова зафиксированы только в составе фразеологизмов, в качестве же самостоятельных единиц они в языке не функционируют (например, рукма, ручкин) или функционируют в других значениях (например, подручка, ручь). Такие лексемы занимают особое место в лексико-фразео-семантической системе, поскольку теряют собственную номинативную функцию.

Понятно, что данный критерий - принадлежность к литературному языку - не является абсолютным, так, не все литературные производные слова рука образуют фразеологизмы. Однако исследование фразеообразовательных возможностей всех единиц словообразовательного гнезда с вершиной рука дает возможность установить, что влияние данных факторов более показательно для литературных производных от слова рука; можно сказать, что территориальная или социальная ограниченность слова является сама по себе существенным препятствием активного фразеообразо-вания, поэтому воздействие прочих факторов оказывается малозначимым.

Сопоставительный анализ семантики ФЕ с

компонентом рука и единиц СГ слова рука позволили установить, что сферы действительности, репрезентируемые двумя способами, посредством ЛЕ и ФЕ, частично совпадают. При всем разнообразии семантики лексем и ФЕ таких семантических пересечений внутри ЛФК довольно много. Так, и лексемами-дериватами, и фразеологизмами с компонентом рука именуются: рука -верхняя конечность человека; а также обе руки; человек, обладающий характерными внешними особенностями, связанными с руками (имеющий руку поврежденную или больную; имеющий тонкие руки; владеющий левой рукой лучше, чем правой); человек как субъект трудовой деятельности

(быстрый, ловкий в работе; искусный в каком-либо деле; способный к разносторонней трудовой деятельности; неловкий, неумелый; неприспособленный к труду, не любящий трудиться); способ осуществления работы (вручную, без применения техники или каких-либо приспособлений; собственноручно; быстро; с желанием); местоположение чего-л. в какую-л. сторону по отношению к человеку (справа, слева) и др.

Таким образом, лексическая единица функционирует в языке в качестве формального и семантического "гена" для создания на её базе вторичных номинантов - лексико-семантических вариантов, производных лексем, фразеологизмов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гак, В.Г. Национально-культурная специфика меронимических фразеологизмов [Текст] / В.Г. Гак // Фразеология в контексте культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 260-265.

2. Поликарпов, А.А. Системно-квантитативный подход в лингвистике [Текст] / А.А. Поликарпов // Филологические школы и их роль в систематизации научных исследований: Вестник Смоленского государственного университета. Серия 1: Филология. Т. 1. - Смоленск: Маджента, 2007. - С. 35-59.

3. Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2003. - 59 с.

4. Романова, Г.Я. Наименование мер длины в русском языке [Текст] / Г.Я. Романова. - М.: Наука, 1975. - 176 с.

5. Сердобинцев, Н.Я. Семантическая структура слова и его коннотации [Текст] / Н.Я. Сердобинцев // Теория слова и функционирования словарных единиц: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов, СГПИ им. К.А. Федина, 1981. - С.5-25.

6. Уфимцева, А.А. Лексическое значение. Принципы семасиологического описания лексики [Текст] / А.А. Уфимцева. - М.: Наука, 1986. - 239 с.

A.R. Popova

REALIZATION OF DERIVATIONAL AND PHRASE-CREATION POTENTIAL

OF A LEXICAL ITEM OF RUSSIAN LANGUAGE

The article is devoted to research of evolution of a lexical item of Russian language in three directions: polysemy, derivation, creation of phraseological items. The factors determining formation polysemy, realization of derivational and phrase-creation potential are considered in the article. Disclosure of word-formation and phrase-creation abilities of a lexeme is considered on an example of polysemant an arm on the basis of which were generated derivation and phraseological clusters in national Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.