УДК 94 (47+57)
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ П. Д. КИСЕЛЕВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
© Р. Б. Шайхисламов*, Ф. Ф. Мазитов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (917) 415 24 59.
Е-таИ: [email protected]
Статья посвящена малоизученной теме — реформе государственной деревни 1837—1841 гг. Исследуется реализация реформы в отдельно взятом регионе России. В работе рассматривается состояние государственной деревни в период её реформирования; выделяются причины, цели, основное содержание реформы; анализируются результаты проведения её основных мероприятий. Отмечается, что реформа унифицировала систему административного воздействия на население государственной деревни. Показано, как многочисленные прослойки крестьянства, подчинявшиеся различным положениям и актам, слились в единое целое и стали объектом единообразного и упорядоченного управления.
Ключевые слова: Южный Урал, государственные крестьяне, государственная деревня, волость, сельское правление, сход, реформа, закон, указ.
В конце 30 - начале 40-х годов XIX в. под руководством П. Д. Киселева проводились важные преобразования в государственной деревне Российской империи. В отечественной историографии реформа П. Д. Киселева долгое время рассматривалась в общих обзорах по социально-экономической истории или в контексте раскрытия крестьянского вопроса во внутренней политике самодержавия. В российской исторической науке до сих пор мало исследованной остается реализация реформы в региональном масштабе. Исходя из актуальности проблемы, нами предпринимается попытка рассмотреть реализацию реформы П. Д. Киселева в отдельно взятом регионе - Южном Урале. В первой половине XIX в. в административном отношении край представлял территорию Оренбургской губернии.
В России до 1837 г. единой централизованной системы управления государственной деревней не было. Необходимость преобразований в управлении государственными крестьянами и государственными имуществами была очевидна. В течение первой трети XIX в. разрабатывались различные проекты по упорядочению сельского устройства государственных крестьян (проекты Д. А. Гурьева, Е. Ф. Канкрина, А. Куракина, В. П. Кочубея, М. М. Сперанского и др. [1]), однако к практической реализации реформы государственной деревни приступили лишь с конца 30-х годов XIX в. Автором и проводником этой реформы являлся граф П. Д. Киселев. Указом от 26 декабря 1837 г. учреждалось особое Министерство государственных имуществ, в котором сосредоточивалось высшее управление всеми государственными имуществами и крестьянами [2]. В губерниях, согласно указу 30 апреля 1838 г., создавались особые централизованные управления, под названием палат государственных имуществ. Губернии делились на округа, волости и сельские общества [3].
В связи с образованием новой системы управления в губерниях России проводились ревизии состояния государственных имуществ и крестьян. Подобная ревизия производилась и в Оренбургской
губернии [4]. В качестве ревизоров туда были командированы чиновники V отделения, а именно: отставной полковник Кожевников, титулярный советник Костлицев, титулярный советник Пименов и коллежский секретарь Кобеляцкий. Ревизорам вменялась в обязанность обследовать хозяйственное положение государственной деревни, налоговое обложение крестьян, собрать обстоятельные сведения о количестве свободных земель и т.д. Продолжила работу ревизоров Приуготовительная Комиссия, открытая в Оренбургской губернии 25 июля 1838 г. для «приготовления к сдаче государственных имуществ в новое ведомство» [5]. От V отделения в Оренбургскую Приуготовительную Комиссию были командированы полковник Бер и надворные советники Орлов и Ушаков, от Министерства финансов - коллежский советник Вельяшев.
Ни ревизоры, ни члены Приуготовительной Комиссии не смогли собрать полные сведения о состоянии государственных имуществ в Оренбургской губернии. При обследовании уездов обнаружилось, что данные о состоянии казенных поселян, о мирских оброчных статьях, хозяйственных капиталах, недоимках, денежных суммах по содержанию волостных правлений, правильность рекрутских очередных списков и другие дела по управлению государственными крестьянами и имущества-ми не соответствовали сведениям Оренбургской казенной палаты [6]. Приуготовительная Комиссия ограничилась лишь собиранием некоторых сведений, подбором чиновников на новые должности и предварительной разбивкой уездов губернии на округа, волости и сельские общества [7]. 30 июня 1839 г. Приуготовительная Комиссия прекратила свое существование, а 1 июля 1839 г. была открыта Оренбургская палата государственных имуществ [8].
Оренбургская палата государственных иму-ществ состояла из двух отделений: хозяйственного и лесного. Возглавлял палату управляющий, хозяйственной и лесной частью заведовали два советника. Кроме того, при палате находились асессоры и
* автор, ответственный за переписку
564
ИСТОРИЯ
стряпчие по делам государственных имуществ, чиновники особых поручений, землемеры и гражданские инженеры. Канцелярия палаты состояла из делопроизводителей, столоначальников, бухгалтеров, контролеров и писцов. Обязанности палаты состояли в наблюдении за деятельностью окружных, волостных и сельских управлений. Кроме общего наблюдения управляющий палатой должен был производить ежегодную ревизию состояния государственных имуществ губернии. Палата наблюдала за исполнением крестьянами законов и предписаний начальства.
Указом 1838 г. в качестве второго звена управления создавались в губерниях округа государственных имуществ. Первоначально в Оренбургской губернии было создано 11 округов. Территории округов совпадали с уездами, т.е. каждый уезд составлял один округ [9]. В 1842-1843 гг. в Троицком округе произошло значительное сокращение численности государственных крестьян в результате перевода части крестьян в состав Оренбургского казачьего войска. В связи с этим и близостью волостей государственных крестьян Бирского округа к Уфимскому, решено было упразднить Троицкий и Бирский окружные управления и присоединить их к Уфимскому округу. К 1843 г. в губернии насчитывалось 9 округов, в которых проживали 287316 рев. душ государственных крестьян. Округ являлся посредствующим звеном, связывающим палату с волостями и сельскими обществами. Во главе окружного управления находился начальник с двумя помощниками: по хозяйственной и лесной части. Подобно палатам, окружные управления надзирали за органами, подведомственными им, т.е. руководили деятельностью волостных и сельских правлений. Окружное правление следило за нравственным состоянием крестьян и их хозяйством, обеспечением продовольствия, исправным поступлением податей и повинностей и т.д. Окружной начальник должен был периодически обследовать состояние государственных имуществ и государственных крестьян вверенного им округа. По закону 30 апреля 1838 г. волости сохранились, но состав их расширялся до 6 тысяч душ. В 9 округах Оренбургской губернии насчитывалась 51 волость. В 1850-1851 гг. в связи с передачей Бузу-лукского, Бугурусланского и Бугульминского уездов Самарской губернии в составе Оренбургской губернии оставалось 6 округов, 26 волостей и 102 сельских обществ государственных крестьян. В 1843 г. в составе Уфимского округа, образованного из Уфимского, Троицкого и Бирского уездов, находилось 5 волостей: Вознесенская (Уфимский уезд), где проживали 3981 ревизских душ (рев. душ) государственных крестьян; Дуванская (4061 рев. д.) и Емашинская (3857 рев. д.) Троицого уезда; Новотроицкая (6321 рев. д.) и Андреевская (2126 рев. д.) волости Бирского уезда. Челябинский округ включал в себя 8 волостей: Чумляцкая (5036 рев. д.),
Каменская (5306 рев. д.), Воскресенская (7032 рев. д.), Кислянская (6297 рев. д.), Таловская (6487 рев. д.), Куртамышевская (6135 рев. д.), Каминская (3752 рев. д.), Качердыцкая (3297 рев. д.). В Мензе-линском округе находилось 7 волостей государственных крестьян: Покровская (4360 рев. д.), Шуга-новская (4246 рев. д.), Вознесенская (5805 рев. д.), Ляки Петровская (5072 рев. д.), Шингальчинская (6430 рев. д.), Козмодемьянская (4860 рев. д.), Нижнеабдуловская (2911 рев. д.). В Бугуруслан-ском округе - 9 волостей: Пономаревская (6711 рев. д.), Матвеевская (6260 рев. д.), Покровская (6112 рев. д.), Дмитриевская (5207 рев. д.), Рожест-венская (6237 рев. д.), Архангельская (6305 рев. д.), Кинельско-Черкасская (5577 рев. д.), Аделяковская (6343 рев. д.), Старососновская (6515 рев. д.). В Бузулукском округе - 9 волостей: Старотепловская (5724 рев. д.), Пронькинская (5721 рев. д.), Романовская (6195 рев. д.), Логачевская (6340 рев. д.), Лобазинская (7664 рев. д.), Алексеевская (7787 рев. д.), Усманская (6439 рев. д.), Покровская (7240 рев. д.), Ивановская (7277 рев. д.). В Бугульминском округе - 6 волостей: Денисовская (6764 рев. д.), Спиридоновская (7057 рев. д.), Новописьмянская (6110 рев. д.), Дымская (4154 рев. д.), Татарско-кандызская (3852 рев. д.), Мальбагушевская (4380 рев. д.). В Стерлитамакском округе - 2 волости: Бишкаиновская (5435 рев. д.), Федоровская (3948 рев. д.). В Оренбургском округе - 3 волости: Егорьевская (7286 рев. д.), Ратчинская (7249 рев. д.), Покровская (4589 рев. д.). В Белебеевском округе находились 2 волости: Базгиевская (5561 рев. д.) и Слакбашевская (7898 рев. д.) [10]. Волостное правление состояло из головы и двух заседателей: по хозяйственной и полицейской части. При правлении находились писарь с помощником и кандидаты в сельские писари. Волостное правление избиралось крестьянами на волостном сходе и подчинялось в своих действиях окружному управлению. Волостное правление руководило различными частями сельского управления. Сам волостной голова распоряжался крестьянами через сельское начальство и обязан был лично осматривать не менее двух раз в год подведомственную ему волость.
Сельские общества со своими сельскими правлениями являлись низшей инстанцией управления крестьянами. В том же 1843 г. в Оренбургской губернии существовали 206 сельских обществ, включавших в себя 1680 сел и деревень государственных крестьян, в которых насчитывалось 86587 крестьянских дворов. Из них в Бугульминском округе располагались 22 сельских обществ, 198 сел и деревень, 9532 крестьянских двора; в Белебеевском -10 сельских обществ, 169 сел и деревень, 4040 крестьянских дворов; в Оренбургском - 14 сельских обществ, 84 сел и деревень, 5223 крестьянских дворов; в Мензелинском - 23 сельских обществ, 259 сел и деревень, 9823 крестьянских дворов; в Бугу-русланском - 42 сельских обществ, 232 сел и дере-
вень, 15804 крестьянских дворов; в Стерлитамак-ском - 7 сельских обществ, 88 сел и деревень, 2615 крестьянских дворов; в Челябинском - 31 сельских обществ, 249 сел и деревень, 15102 крестьянских дворов; в Бузулукском - 40 сельских обществ, 211 сел и деревень, 17346 крестьянских дворов; в Уфимском - 17 сельских обществ, 190 сел и деревень, 7002 крестьянских дворов [11]. Основным недостатком образования сельских обществ было нарушение правил о дальности расстояний: вместо установленных правилами 15 верст многие селения были удалены (по рассеянности их) от своих сельских управлений от 16 до 50, а некоторые и до 170 верст [12]. Во главе сельской администрации стоял старшина, по отдельным селениям находились сельские старосты, сборщики податей, смотрители запасного хлебного магазина и десятские. В каждом сельском обществе учреждалась сельская расправа, в виде первой степени домашнего суда по делам государственных крестьян. Расправа состояла под председательством сельского старшины, из двух сельских добросовестных, избираемых из числа крестьян сроком на 3 года. Сельская расправа разбирала споры, тяжбы и другие мелкие проступки (кроме уголовных) крестьян сельского общества. Расправа могла приговорить провинившегося к общественным работам до 6 дней, заключить под стражу и наказать розгами до 20 ударов. Второй степенью домашнего суда являлись волостные расправы, рассматривавшие дела по жалобам государственных крестьян, недовольных приговорами сельской расправы. Приговоры волостной расправы считались окончательными и не подлежащими обжалованию. Таким образом, вся задача сельской администрации заключалась в ближайшем контроле над крестьянами селений.
Общественные дела крестьян решались на сельском сходе, состоявшем из общественных доверенных. Сход избирал представителей сельской администрации, решал вопросы о переделе земли, мелкие гражданские и уголовные дела, споры между общинниками. На миру совершался сбор средств на общие расходы, осуществлялась раскладка денежных и натуральных повинностей между крестьянами соразмерно их хозяйственным возможностям, решались вопросы взаимопомощи и т.д. Демократические основы крестьянского самоуправления обеспечивали жителям государственной деревни относительную независимость от произвола властей.
Итак, в результате реформы, проведенной под руководством П. Д. Киселева, была создана единообразная и упорядоченная система управления государственной деревней. Все новые учреждения по управлению государственными крестьянами представляли собой «строго выдержанную иерархию, установленную на последовательно проведенных началах бюрократического подчинения» [13]. Из
четырехъярусной системы управления палаты и окружные правления состояли из назначенных правительством чиновников, а волостные и сельские правления избирались самими крестьянами на сходах. При выборах зажиточные и обеспеченные крестьяне часто стремились уклониться от общественных должностей и служб, так как они отнимали много времени и отрывали крестьян от хозяйственных работ. Управляющий Оренбургской палатой отмечал, что «за весьма редкими исключениями в должности волостных голов и заседателей избираются ничтожные личности; более развитые, грамотные и зажиточные крестьяне всеми мерами отклоняют от себя службу в волостных правлениях, потому что они, имея избытки, предпочитают употреблять время и труд на улучшение своего хозяйства и на промышленную деятельность, понимая, что богатство доставит им и средства к покойной жизни и сверх того особенное значение в обществе и мирских делах, не подвергая их ответственности, которой во многих случаях не избегают люди должностные. Вследствие этого обстоятельства почти во всех волостных правлениях голова и члены безусловно подчиняются волостному писарю, человеку грамотному... и таким образом, управление волостью переходит совершенно в руки писаря» [14].
В качестве положительных моментов административной реформы П. Д. Киселева надо отметить то обстоятельство, что, во-первых, была устранена раздробленная система управления, подчинявшая государственных крестьян различным властям. Во-вторых, до известной степени было унифицировано положение различных сословных групп государственных крестьян. В-третьих, несколько упорядочены денежные и натуральные повинности крестьян и т.д. Но с другой стороны, в результате реформы был создан колоссальный аппарат управления, содержание которого ложилось тяжелым бременем на плечи государственных крестьян.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. М. - Л., 1946. Т.1. С. 121-195.
2. ПСЗ. Т. 12. Отд. II. №10834.
3. ПСЗ. Т.13. Отд. I. №11189.
4. РГИА. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 335. Л. 1-231.
5. РГИА. Д. 334. Л. 1-258; Ф. 560. Оп. 1. Д. 1081. Л. 1-30.
6. РГИА. Ф. 560. Оп. 1. Д. 1081. Л. 16-17; Ф. 1589. Оп.1. Д.
335. Л. 28-75.
7. РГИА. Ф. 1589. Д. 334. Л. 63-68.
8. РГИА. Ф. 560. Оп. 1. Д. 1081. Л. 14.
9. РГИА. Ф. 383. Оп. 2. Д. 1224. Л. 27.
10. РГИА. Ф. 383. Оп. 2. Д. 1224. Л. 175-371.
11. РГИА. Ф. 383. Оп. 6. Д. 5197 (17). Л. 3.
12. РГИА. Ф. 383. Оп. 2. Д. 1224. Л. 22-101.
13. Зайцев К. И. Очерки истории самоуправления государственных крестьян // Труды студентов экономического отделения Санкт-Петербургского. Политехнического института императора Петра Великого. СПб. 1912. №6. С. 91.
14. РГИА. Ф. 383. Оп. 26. Д. 40546. Л. 16-17.
Поступила в редакцию 10.04.201S г.