УДК 811.161.1 '271.2
ББКШ141.12-55 ГСНТИ 14.01.79 Код ВАК 13.00.01
Бородина Ирина Владиславовна,
аспирант кафедры русского языка и речевой коммуникации, Институт филологии и журналистики, Саратовский государственный университет; 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 11, к. 310; e-mail: [email protected].
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ВОСПОМИНАНИЯ ВО ВРЕМЯ ЮБИЛЕЕВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык; жанры речи; воспоминания; культура; юбилей; работники образования.
АННОТАЦИЯ. Описывается речевой жанр воспоминания, реализованный во время юбилеев работников образования. Рассматривается коммуникативная цель жанра, его структура, стилистические особенности. Особое внимание уделено тематике жанра и культурным ценностям, которые заложены в воспоминаниях.
Borodina Irina Vladislavovna,
Post-graduate Student of Department of Russian and Speech Communication, Institute of Philology and Journalism, Saratov State University, Saratov, Russia.
REALIZATION OF THE SPEECH GENRE MEMOIRS AT TEACHING STAFF JUBILEES
KEY WORDS: the Russian language; speech genres; memoirs; culture; jubilee; teaching staff.
ABSTRACT. The article dwells on the peculiarities of the speech genre «memoirs» recorded at experienced teaching staff jubilees. It analyzes the communication goals of the genre, its structure and stylistic characteristics. The article focuses on the topical aspect of the genre and the cultural values of memoirs.
В данной статье мы анализируем речевой жанр воспоминания, реализующийся во время юбилеев работников образования. Жанр воспоминания может оказать сильное эмоциональное воздействие на участников общения и является очень интересным для описания.
Под речевым жанром мы вслед за К. Ф. Седовым [6, с. 31] понимаем вербальное оформление типической ситуации взаимодействия людей.
Жанр воспоминания, согласно классификации Т. В. Шмелевой [8, с. 87-99], относится к информативным речевым жанрам, обращенным к событиям прошлого.
Исследователи анализируют жанр воспоминания в контексте описания языковой личности носителей диалектов. Так, С. В. Волошина и Т. А. Демешкина [2, с. 1415] подчеркивают миромоделирующий потенциал жанра воспоминания в речи диалектной личности и его способность быть полем реализации определенного спектра ценностей. Ученые отмечают, что одной из важнейших функций диалекта является передача культурно-значимой информации от одного поколения к другому; ядерными в этом отношении были названы именно жанры воспоминания и автобиографического рассказа. О. П. Кормазина [5, с. 453], изучая жанр воспоминания и его структуру, вслед за Т. А. Демешкиной пишет о том, что воспоминания связаны с духовным сближением, которое является важным условием для реализации жанра. Н. Н. Кознова [4, с. 139_141] рассматривает воспоминания в связи с анализом мемуаров и дневников пи-
сателей и называет целями этих жанров сохранение в памяти сведений о прошлом и передачу этих сведений другим поколениям.
Цель данной статьи - описать проявления речевого жанра воспоминания как в спонтанной, так и в заранее подготовленной, но нечитаемой речи во время юбилеев. Кроме того, мы намерены показать, что во время юбилеев воспоминания также могут передавать информацию о культурных ценностях людей.
Материалом для анализа жанра воспоминания нам послужили аудиозаписи речи во время юбилеев работников образования - профессора, доктора филологических наук Н. и учителя русского языка и литературы, пенсионерки Р.
Часть юбилея Н. проходила в официальной обстановке, часть - в более неформальной, но в обоих случаях участниками празднования были коллеги именинницы и ее ученики, а слово брали более 13 человек. Юбилей Р. проходил в домашней среде с родственниками и старыми друзьями, в нем участвовали 12 человек. При анализе материала мы принимали во внимание разные уровни публичности двух праздников, учитывая, что, по Вл. Барнету, фактор публичности «не имеет характера бинарного противопоставления, а скорее представляет собой два крайних полюса, между которыми признак публичности может проявляться с нарастающей или убывающей силой» [1, с. 89]. Обе именинницы работают в сфере образования, поэтому во время анализа мы концентрировались на сходствах двух юбилеев.
© Бородина И. В., 2015
Мы фиксировали воспоминания, в которых именинник или гости говорят о своем прошлом или о прошлом страны, коллектива, семьи и друзей. Всего мы выявили 71 воспоминание. В них коммуниканты делились эпизодами из прошлого, которые были пережиты вместе с присутствующими, или сообщали о ситуациях, которые касались только их.
Приступая к анализу жанра, отметим, что коммуникативная цель воспоминаний -передать информацию о важном эпизоде из прошлого. Как показал наш материал, эпизод, о котором идет речь во время реализации жанра воспоминания, может быть знаком коммуникантам (тогда жанр является призывом вспомнить о важном моменте, акцентировать на нем внимание, разделить его с другими людьми) или же быть неизвестным некоторым участникам общения. В обоих случаях коммуникативной целью может быть сообщение о таком прошлом опыте, который дал ценные уроки, чему-то научил человека или группу людей, повлиял на их жизненные ценности или помог осознать их.
Тематика воспоминаний для нас представляет особый интерес, так как передача определенных сведений о прошлом является главной коммуникативной целью жанра. На двух праздниках воспоминания были посвящены работе и общественной деятельности (41 упоминание), молодости (16), семье (13), дружбе (12), помощи со стороны именинниц и особенностям их характера (7). При реализации жанра воспоминания говорящие мысленно перемещаются в пространстве: речь может пойти о других городах по всей России, которые посещали коммуниканты. Воспоминания затрагивают разные периоды времени: детство, школьные годы, учебу в институте, аспирантуре, военное время, время ухода за младенцем.
Для воспоминаний, которые произносятся во время юбилеев, важна духовная близость, сформировавшаяся внутри группы участников общения. При отсутствии фактора духовной близости жанр воспоминания может не проявиться совсем или не реализуется полноценно (например, не проявятся старые воспоминания или рассказы о прошлом не будут развернутыми). Значимость духовного сближения коммуникантов, на наш взгляд, роднит жанр воспоминания с жанром разговора по душам, который был подробно описан в монографии В. В. Дементьева [3, с. 305-340].
Авторами и адресатами жанра воспоминания в нашем материале в основном являлись работники образования, и выявленные нами воспоминания могли содержать воспитательные элементы и послания
окружающим - развернутое описание жизненных уроков, заветов, чужих побед и поражений. Всего мы зафиксировали 12 таких воспоминаний.
Нам встретились 3 рассказа гостей о прямом влиянии именинниц на их решения и поступки, 2 воспоминания, посвященные добросовестному отношению именинниц к работе, рассказ о том, какими были люди во времена их юности, в каких условиях они жили (Это школьная дружба // Бывало / мы идем зимой в туалет / на улице был / а мальчишки кидаются в нас снежками / а мы пищим, визжим! Ребята все / Гена / Клим / Славка / были скромные / курить не курили не ругались не матерились / ходили в кино / день рождения отмечали вместе / это была юность школьная / она наверно никогда не забывается).
Коммуниканты затрагивали тему личных качеств именинниц: их немногословность и способность быть хорошими рассказчицами, жизненную стойкость, волю к победе и умение не останавливаться перед трудностями. В качестве примера приведем рассказ о ситуации, когда команда города, членом которой была именинница, побеждала в велогонке: А алмаатинки / чтобы отомстить / окружили и столкнули с горы // Я получила травму // Я слышала / как судья говорил / тренер команды У./ встречайте свою спортсменку // Приехала домой вся разбитая / в ссадинах / думала / как зайду домой / папа будет ругать // Ведь он как чувствовал / не отпускал меня на соревнования //.
Участники юбилеев вспоминали, как именинницы демонстрировали готовность оказать помощь другим и способность быть хорошим другом (...мы познакомились много лет назад / и дружба / которая сложилась у нас между собой / это подарок судьбы / это просто счастье / для меня и моей семьи // Эти годы прошли у нас без сучка без задоринки / мы / ни разу не было ни одного случая / ни одного слова / которое нарушило бы идиллическую нашу дружбу / потому что Н. такой человек, какого трудно найти еще на Земле...//).
Такие «уроки» ожидаемы в речи учителей и преподавателей, которые всегда считались воплощением общечеловеческих ценностей: «...идеальный учитель русского языка эпохи Просвещения предстает перед нами как носитель высших добродетелей, проводник нравственных ценностей, ...способствующий развитию ученика» [7, с. 83].
Воспоминания, посвященные добросовестному отношению к работе, желанию помогать людям и способности быть хорошим другом, говорят о ценностях коммуникантов. Наличие таких воспоминаний сви-
детельствует о потребности общества обращаться к опыту прошлого.
Жанр воспоминания может состоять из ю фраз и более, однако чаще мы фиксировали краткие воспоминания, состоящие из 2-3 фраз.
Воспоминания тесно переплетены с другими жанрами, проявляющимися во время юбилеев. Жанр воспоминания может предшествовать жанру похвалы или благодарности. При этом благодарность возникает как до, так и после воспоминаний (Спасибо / что вы пришли к моей сестре старшей /моей помощнице /она помогала мне с дочкой /растить / бабушки у меня не было / вот она и была вместо бабуштси //; На старости лет мы с ней встретились / познакомились / и благодаря ей я приобрела столько друзей / столько знакомых / начала писать стихи с этого момента // Это было такое воодушевление! Я тебе очень благодарна / что ты есть на белом свете). Всего в нашем материале встретилось 7 таких воспоминаний.
Иногда за воспоминаниями следовал жанр тоста (к этому жанру вели 4 воспоминания). Еще три воспоминания предшествовали жанру комплимента: (А я помню тебя молоденькой / ты такая хорошенькая была / такая и осталась//). Одно из выявленных воспоминаний было связано с комплиментом, который сочетался с тостом (За тебя / за свою красоту! Ты у нас была очень красивой девчонкой, но ты была с нами мало! Я тебя любила на расстоянии! За то / что мы здесь / за этот прекрасный день / за то / что все мы вместе //Давайте выпьем за любовь к тебе, к твоим братьям и сестрам /детям /твоим родным!).
Мы видим, что воспоминания имеют сложную структуру и являются значимой частью юбилея, соседствуют с основными жанрами, реализующимися во время этого праздника - похвалой, благодарностью, тостом.
Рассмотрим особенности воплощения жанра.
Во время реализации жанра воспоминания на юбилеях встречаются слова из разных пластов лексики. Так, участники домашнего праздника Р. употребляют разговорные выражения на старости лет, бывало, просторечное выбить, а также слова из словаря арго лялякали, гонит. Во время публичного юбилея Н. просторечие не используется. На юбилее Н. коммуниканты используют разговорные слова ерунда, пока что, нянька, шепоток, отбарабанила, устаревшее молодушка и книжные коммуникация, узуальный.
Важную роль в воплощении воспоминаний играет метакомпонент, или имя
жанра. Встречаются глаголы запомнилась, упоминаем, вспоминаю, помню, а также прилагательное памятный, вводное слово бывало, наречие когда-то.
Жанру воспоминания свойственны особенности синтаксиса разговорной речи. В 14 воспоминаниях встречается нарушение порядка слов (Я приобрела столько друзей / столько знакомых / начала писать стихи с этого момента // Это было такое воодушевление!). Почти так же часто (и раз) употреблялись обрывы конструкции (Эти годы прошли без сучка без задоринки / мы / ни разу / не было ни одного случая / ни одного слова / которое нарушило бы идиллическую нашу дружбу). В 6 воспоминаниях обрывы конструкции были связаны с уточнениями (У нас часто звучат / в наших дискуссиях / научных / и организационных / такие слова / А у Н. написано так //; Она помогала мне с дочкой / растить / бабушки у меня не было).
Во время семи воспоминаний мы заметили параллелизм (Когда бы я не пришел / как бы я не пришел / хоть день / хоть ночь /Вы всегда меня принимали / я оставался даже ночевать / никогда не прогоняли! А когда учились в институте / мы приходили домой к Вам / и пока Вы нас не накормите / не отпускали//). Реже, в двух воспоминаниях, отмечены перечисления однородных членов предложения.
Мы полагаем, что сочетание книжных и разговорных слов в воспоминаниях можно рассматривать как пример взаимодействия жанра речи и ситуации общения. Частые нарушения порядка слов в воспоминаниях могут быть связаны с тем, что этот жанр связан с личными ассоциациями говорящего и развивается свободно, достигая в результате высокой степени эмоционального воздействия на адресата.
Итак, жанр воспоминания - информативный жанр, обращенный в прошлое. Описание воспоминаний, реализованных во время юбилеев работников образования, позволило выявить ряд особенностей жанра.
Воспоминания передают важную информацию о прошлом и чаще всего посвящены работе, общественной деятельности или событиям, произошедшим с коммуникантами в их молодые годы. Большинство участников общения - работники образования, и жанр воспоминания в их исполнении может содержать информацию об уроках, которые говорящие вынесли из прошлого. На наш взгляд, воспоминания с подобной тематикой помогают в укреплении связи поколений и свидетельствуют об актуальности и необходимости для общества такой связи.
Воспоминания, произносимые во время празднования юбилеев, имеют сложную структуру, могут предшествовать жанрам похвалы, благодарности или тоста. На уровне языка в жанре воспоминания заметна стилистическая гибридность, встречаются нарушения порядка слов, обрывы конструкции, уточнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устной научной речи // Современная устная научная речь. Красноярск, 1985. Т. 1. С. 89.
2. Волошина С. В., Демешкина Т. А. Миромоделирующий потенциал речевого жанра (на материале диалектной речи) // Вестн. Томск, гос. ун-та. 2012. № 3. С. 14-20.
3. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. С. 3°5_34°-
4. Кознова Н. Н. Дневники, письма, мемуары: к вопросу о взаимодействии жанров // Вестн. МГОУ. URL: http://vestnik-mgoy/Articles/Doc/2936 (дата обращения: 12.11.2014).
5. Кормазина О. П. Речевой жанр воспоминания: структурные особенности текста // Молодой ученый. URL: http://moluch.ru/archive/52/6757 (дата обращения: 20.10.2014).
6. Седов К. Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи. 2009. Вып. 6. С. 23-40.
7. Синичкина Н. И. Становление профессии учителя русского языка в эпоху российского Просвещения // Человек и образование. URL: http://abrazovanie2l/narod.ru/Files/2008-4_po8o-84.pdf (дата обращения: 18.10.2014).
8. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. URL: http://www.sgu.ru/structure/ fflological/pHlological/Knghist/sbornik-zhamy-recH/materialy-\yp^kov/\ypusk-l (дата обращения: 1.09.2014).
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. С. А. Рисинзон.
Таким образом, жанр воспоминания является важной составляющей юбилея, несет в себе культурологические данные, может рассказать о ценностях людей определенной группы и представляет интерес для изучения в разных ситуациях общения.