локальная гармония
реализация промышленно-торговой
политики предприятия посредством
гармонизации производственной
и сбытовой деятельности
предполагает, что вся его деятельность должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент времени и в перспективе. Возрастающие изменения в окружающей среде, появление новых запросов покупателей, усиление конкуренции, открытия в научно-технической сфере, представляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на все рыночные изменения. Эта задача решается с помощью реализации промышленной и торговой политики предприятия посредством гармонизации производственно-сбытовой деятельности [4].
К проблеме гармонизации производственной и сбытовой политики обращались многие ученые. Так, например, В.П. Грузинов отмечает, что у предприятия нет продукта, если нет потребителя, и нет потребителя, если нет продукта. Из этого следует, что промышленная политика, реализуемая через производственную сферу деятельности предприятия, оказывает существенное влияние на принятие решений в целом в организации, а значит и на торговую политику [2]. Однако, торговая политика является вполне самостоятельной, имея свои ориентиры, цели, механизмы реализации. В данном случае гармонизация состоит в том, что предприятие должно заниматься производством только той продукции и в таком количестве, которая не просто найдет сбыт, а в реализации которой предприятие будет уверено. Под гармонизацией производственной и сбытовой деятельности предприятия авторы
Смольянова Е.Л.
канд. экон. наук, доцент
Серебрякова Н.А.
канд. экон. наук, доцент
кафедра
экономической
теории
и международного
бизнеса
Воронежской
государственной
технологической
академии
понимают структурно-унифицированную систему мероприятий программно-целевого регулирования, обеспечивающую гармоничное развитие всех звеньев производственно-сбытовой деятельности предприятия. Оно нацелено на создание полноценной социально-ориентированной инновационной среды, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве и безопасности. Цель гармонизации производственной и сбытовой деятельности определяется нами в форме обеспечения взаимного согласования данных видов деятельности, направленное на получение максимальной прибыли и обеспечение устойчивого функционирования предприятия, нацеленного на долгосрочную перспективу. Под содержанием гармонизации производственной и сбытовой деятельности пред_ ___приятия авторы понимают единство всех
_ элементов ее составляющих, а также свойств,
_ внутренних процессов, связей, противоречий
____ _ и тенденций. Такое единство составляющих
_______гармонизации выражается в том, что гармони_______ _ ческий процесс, предполагающий интеграцию
______научных, организационных, технологических,
__финансовых и коммерческих мероприятий,
_ которые совместно применяясь, может при_ вести к взаимной согласованности [4].
_ Одним из основных элементов, обеспечива-
_ ющих гармонизацию, является учет произ-
_ водственных возможностей в ходе разработки
_ ассортимента продукции, который позволил
_ бы обеспечить ее последующий сбыт. Если
_ целью производства с точки зрения макси_ мальной его эффективности является сужение
_ ассортимента продукции, связанное с необхо-
_ димостью снижения издержек, эффективного
_ использования производственных мощностей
_ и повышения конкурентоспособности пред_ приятия на рынке, то с точки зрения сбыта,
_ чем больше выпускается видов продукции, тем
_ больше возможностей в поиске заинтересо-
_ ванного потребителя, а значит, и получения
_ конкурентных преимуществ.
_у предприятия
_нет продукта,
_если нет
_потребителя,
и нет потребителя, _если нет продукта
креативная экономика, 2008, № 12
Таким образом, если спрос на товар достаточно высок и объем сбыта имеет тенденцию к росту, то целесообразно расширять производство при сохранении запланированной структуры ассортимента. Но если процесс сбыта продукции одной ассортиментной группы неустойчив, а другой - относительно устойчив, то производственная деятельность подвергается корректировки за счет неустойчивых товарных групп. Отсюда вытекает еще один важный элемент гармонизации производственной и торговой деятельности предприятия - учет положения товара на рынке. Поэтому подключение торговли к производственному сектору возможно по методологии, представляющей внутренне единство торговли и производства [3]. При гармонизации производственной и сбытовой деятельности важно учитывать ритмичность производства и реализации продукции. Ритмичная, равномерная работа предприятия является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Аритмичность отрицательно сказывается на многих показателях деятельности предприятия, к которым можно отнести увеличение объема незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе; рассредоточение продукции, снижение ее качества; замедление оборачиваемости капитала; несвоевременное выполнение поставок по договорам и поступление выручки. Отсутствие гармонизации производственной и сбытовой деятельности при неравномерном производстве и реализации продукции приведет к увеличению ее себестоимости, уменьшению прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия в целом. Гармонизация производственной и сбытовой деятельности не может осуществляться без продуктовых инноваций. Ей больше свойственен стратегический характер, нежели тактический, что находит отражение во внедрении в производство новых и снятии с производства неэффективных товаров. При этом можно выделить следующие условия гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия: • новый товар позволит предприятию осуществить выход на неосвоенный сегмент рынка;
предприятие должно заниматься производством только той продукции и в таком количестве, которая не просто найдет сбыт, а в сбыте которой предприятие будет уверено
менеджмент -^
4/"/) об
вы
____ш,
_с точки зрения
сбыта, чем больше выпускается
видов продукции,
тем больше
возможностей
в поиске
заинтересованного _потребителя
• при выпуске нового изделия будут задействованы неиспользуемые производственные мощности;
• освоение изделия связано с реализацией передовых технологий, что, несомненно, приведет к повышению технико-технологического потенциала предприятия;
• выпуск изделия позволит освоить прогрессивные формы организации и управления производством;
• реализация изделия позволит поддержать или создать связи с посредниками, повысить деловую репутацию предприятии. Проведенное нами исследование гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия позволяет сформулировать следующие требования к ней:
• используемые в производственном процессе оборудование и технология должны обладать высоким потенциалом и постоянно совер-
енствоваться;
• доля предприятия на секторах рынка должна расти, поэтому существует объективная необ-
сть освоения новых рынков сбыта; ки производства необходимо сни-спечивая выпуск продукции, которая бы отвечала наилучшим образцам и обладала бы потенциалом для совершенствования;
• предприятие должно иметь стабильные связи с покупателями и посредниками, обеспечивающими максимальный эффект от продажи товаров. Чем теснее связь продукции с уже имеющимися в производственной программе изделиями, тем легче снизить издержки по их производству в сравнении с теми конкурентами, у которых эта связь слабее. Исключение из производственной программы изделия, не связанного с другой продукцией, менее заметно отразиться на производстве. В данном случае задачей гармонизации может быть такая ситуация, при которой для каждого товара в производственной программе имеется другое изделие, близко связанное с первым. Необходимо учитывать цели и задачи предприятия, его финансовые возможности, типы выпускаемых товаров, структуру и конъюнк-
ивная экономика, 2008, № 12
туру рынков, этапы жизненно цикла товаров. Все это должно быть отражено при формировании промышленной и торговой политики предприятия. А успех промышленной и торговой политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации [5]. Таким образом, гармонизация производственной и сбытовой деятельности является важной задачей каждого предприятия, направленной на обеспечение его эффективного функционирования. Ставя задачи производства и сбыта, необходимо принимать во внимание способы гармонизации производственной и сбытовой деятельности, структуру промышленного потенциала, особенности производимой продукции, ситуацию на рынке, возможные последствия для финансового состояния предприятия с учетом имеющегося потенциала промышленной и торговой политики предприятия и особенностей его экономического развития.
успех
промышленной
и торговой
политики
во многом
определяется
продуманным
механизмом
ее реализации
Литература
1. Абрютина М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Абрютина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 528 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8018-0230-4.
2. Анисимов, Ю.П. Гармонизация деятельности предприятия: монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С.В. Горин. - Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003. - 304 с. - 500 экз. - ISBN 5-89448-279-8 .
3. Кочурова Л. Управление торгово-производственной сферой России: научный подход / Л. Кочурова // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 6. - С. 94-104.
4. Паршин Н.М. Промышленно-торговая политика производственных предприятий потребительской кооперации / Н.М. Паршин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 360 с. - 500 экз. - ISBN 5-9273-0968-2.
5. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России / А. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 8. - С. 8-21.
менеджме,
1ентш0_