Научная статья на тему 'Реализация промышленно-торговой политики предприятия посредством гармонизации производственной и сбытовой деятельности'

Реализация промышленно-торговой политики предприятия посредством гармонизации производственной и сбытовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стольянова Е. Л., Серебрякова Н. А.

Современная концепция успешного управления предприятием предполагает, что вся его деятельность должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент времени и в перспективе. Возрастающие изменения в окружающей среде, появление новых запросов покупателей, усиление конкуренции, открытия в научно-технической сфере представляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на, все рыночные изменения. Эта задача решается с помощью pea лизации промышленной и торговой политики предприятия посредством гармонизации производственно-сбытовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация промышленно-торговой политики предприятия посредством гармонизации производственной и сбытовой деятельности»

локальная гармония

реализация промышленно-торговой

политики предприятия посредством

гармонизации производственной

и сбытовой деятельности

предполагает, что вся его деятельность должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент времени и в перспективе. Возрастающие изменения в окружающей среде, появление новых запросов покупателей, усиление конкуренции, открытия в научно-технической сфере, представляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на все рыночные изменения. Эта задача решается с помощью реализации промышленной и торговой политики предприятия посредством гармонизации производственно-сбытовой деятельности [4].

К проблеме гармонизации производственной и сбытовой политики обращались многие ученые. Так, например, В.П. Грузинов отмечает, что у предприятия нет продукта, если нет потребителя, и нет потребителя, если нет продукта. Из этого следует, что промышленная политика, реализуемая через производственную сферу деятельности предприятия, оказывает существенное влияние на принятие решений в целом в организации, а значит и на торговую политику [2]. Однако, торговая политика является вполне самостоятельной, имея свои ориентиры, цели, механизмы реализации. В данном случае гармонизация состоит в том, что предприятие должно заниматься производством только той продукции и в таком количестве, которая не просто найдет сбыт, а в реализации которой предприятие будет уверено. Под гармонизацией производственной и сбытовой деятельности предприятия авторы

Смольянова Е.Л.

канд. экон. наук, доцент

Серебрякова Н.А.

канд. экон. наук, доцент

кафедра

экономической

теории

и международного

бизнеса

Воронежской

государственной

технологической

академии

понимают структурно-унифицированную систему мероприятий программно-целевого регулирования, обеспечивающую гармоничное развитие всех звеньев производственно-сбытовой деятельности предприятия. Оно нацелено на создание полноценной социально-ориентированной инновационной среды, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве и безопасности. Цель гармонизации производственной и сбытовой деятельности определяется нами в форме обеспечения взаимного согласования данных видов деятельности, направленное на получение максимальной прибыли и обеспечение устойчивого функционирования предприятия, нацеленного на долгосрочную перспективу. Под содержанием гармонизации производственной и сбытовой деятельности пред_ ___приятия авторы понимают единство всех

_ элементов ее составляющих, а также свойств,

_ внутренних процессов, связей, противоречий

____ _ и тенденций. Такое единство составляющих

_______гармонизации выражается в том, что гармони_______ _ ческий процесс, предполагающий интеграцию

______научных, организационных, технологических,

__финансовых и коммерческих мероприятий,

_ которые совместно применяясь, может при_ вести к взаимной согласованности [4].

_ Одним из основных элементов, обеспечива-

_ ющих гармонизацию, является учет произ-

_ водственных возможностей в ходе разработки

_ ассортимента продукции, который позволил

_ бы обеспечить ее последующий сбыт. Если

_ целью производства с точки зрения макси_ мальной его эффективности является сужение

_ ассортимента продукции, связанное с необхо-

_ димостью снижения издержек, эффективного

_ использования производственных мощностей

_ и повышения конкурентоспособности пред_ приятия на рынке, то с точки зрения сбыта,

_ чем больше выпускается видов продукции, тем

_ больше возможностей в поиске заинтересо-

_ ванного потребителя, а значит, и получения

_ конкурентных преимуществ.

_у предприятия

_нет продукта,

_если нет

_потребителя,

и нет потребителя, _если нет продукта

креативная экономика, 2008, № 12

Таким образом, если спрос на товар достаточно высок и объем сбыта имеет тенденцию к росту, то целесообразно расширять производство при сохранении запланированной структуры ассортимента. Но если процесс сбыта продукции одной ассортиментной группы неустойчив, а другой - относительно устойчив, то производственная деятельность подвергается корректировки за счет неустойчивых товарных групп. Отсюда вытекает еще один важный элемент гармонизации производственной и торговой деятельности предприятия - учет положения товара на рынке. Поэтому подключение торговли к производственному сектору возможно по методологии, представляющей внутренне единство торговли и производства [3]. При гармонизации производственной и сбытовой деятельности важно учитывать ритмичность производства и реализации продукции. Ритмичная, равномерная работа предприятия является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Аритмичность отрицательно сказывается на многих показателях деятельности предприятия, к которым можно отнести увеличение объема незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе; рассредоточение продукции, снижение ее качества; замедление оборачиваемости капитала; несвоевременное выполнение поставок по договорам и поступление выручки. Отсутствие гармонизации производственной и сбытовой деятельности при неравномерном производстве и реализации продукции приведет к увеличению ее себестоимости, уменьшению прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия в целом. Гармонизация производственной и сбытовой деятельности не может осуществляться без продуктовых инноваций. Ей больше свойственен стратегический характер, нежели тактический, что находит отражение во внедрении в производство новых и снятии с производства неэффективных товаров. При этом можно выделить следующие условия гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия: • новый товар позволит предприятию осуществить выход на неосвоенный сегмент рынка;

предприятие должно заниматься производством только той продукции и в таком количестве, которая не просто найдет сбыт, а в сбыте которой предприятие будет уверено

менеджмент -^

4/"/) об

вы

____ш,

_с точки зрения

сбыта, чем больше выпускается

видов продукции,

тем больше

возможностей

в поиске

заинтересованного _потребителя

• при выпуске нового изделия будут задействованы неиспользуемые производственные мощности;

• освоение изделия связано с реализацией передовых технологий, что, несомненно, приведет к повышению технико-технологического потенциала предприятия;

• выпуск изделия позволит освоить прогрессивные формы организации и управления производством;

• реализация изделия позволит поддержать или создать связи с посредниками, повысить деловую репутацию предприятии. Проведенное нами исследование гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия позволяет сформулировать следующие требования к ней:

• используемые в производственном процессе оборудование и технология должны обладать высоким потенциалом и постоянно совер-

енствоваться;

• доля предприятия на секторах рынка должна расти, поэтому существует объективная необ-

сть освоения новых рынков сбыта; ки производства необходимо сни-спечивая выпуск продукции, которая бы отвечала наилучшим образцам и обладала бы потенциалом для совершенствования;

• предприятие должно иметь стабильные связи с покупателями и посредниками, обеспечивающими максимальный эффект от продажи товаров. Чем теснее связь продукции с уже имеющимися в производственной программе изделиями, тем легче снизить издержки по их производству в сравнении с теми конкурентами, у которых эта связь слабее. Исключение из производственной программы изделия, не связанного с другой продукцией, менее заметно отразиться на производстве. В данном случае задачей гармонизации может быть такая ситуация, при которой для каждого товара в производственной программе имеется другое изделие, близко связанное с первым. Необходимо учитывать цели и задачи предприятия, его финансовые возможности, типы выпускаемых товаров, структуру и конъюнк-

ивная экономика, 2008, № 12

туру рынков, этапы жизненно цикла товаров. Все это должно быть отражено при формировании промышленной и торговой политики предприятия. А успех промышленной и торговой политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации [5]. Таким образом, гармонизация производственной и сбытовой деятельности является важной задачей каждого предприятия, направленной на обеспечение его эффективного функционирования. Ставя задачи производства и сбыта, необходимо принимать во внимание способы гармонизации производственной и сбытовой деятельности, структуру промышленного потенциала, особенности производимой продукции, ситуацию на рынке, возможные последствия для финансового состояния предприятия с учетом имеющегося потенциала промышленной и торговой политики предприятия и особенностей его экономического развития.

успех

промышленной

и торговой

политики

во многом

определяется

продуманным

механизмом

ее реализации

Литература

1. Абрютина М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Абрютина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 528 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8018-0230-4.

2. Анисимов, Ю.П. Гармонизация деятельности предприятия: монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С.В. Горин. - Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003. - 304 с. - 500 экз. - ISBN 5-89448-279-8 .

3. Кочурова Л. Управление торгово-производственной сферой России: научный подход / Л. Кочурова // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 6. - С. 94-104.

4. Паршин Н.М. Промышленно-торговая политика производственных предприятий потребительской кооперации / Н.М. Паршин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 360 с. - 500 экз. - ISBN 5-9273-0968-2.

5. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России / А. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 8. - С. 8-21.

менеджме,

1ентш0_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.