Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ "РУХАНИ ЖАңғЫРУ": ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ "РУХАНИ ЖАңғЫРУ": ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / БИЗНЕС / МАНСАПТЫқ КЕңЕС БЕРУ / ЖұМЫС НәТИЖЕСі / ЕңБЕККЕ АқЫ ТөЛЕУ / ЖАСТАР / ДАМУ СТРАТЕГИЯСЫ / ЖұМЫСПЕН қАМТУ / CAREER COUNSELING / RESULT OF WORK / LABOR EDUCATION / YOUTH / DEVELOPMENT STRATEGY / EMPLOYMENT / BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апуов Б. У.

В данной статье рассматриваются вопросы организации процесса трудового обучения студентов согласно основным аспектам "Рухани Жангыру". Предлагается создать и внедрить проект альянса обучающихся и предпринимателей.«Рухани Жаңғыру» журналының негізгі аспектілеріне сәйкес студенттерді еңбекке дайындау процесін ұйымдастыру мәселелері қаралды. Студенттер мен кәсіпкерлер одағының жобасын құру және іске асыру ұсынылады.The questions on organization of the students labor training in accordance with the main aspects of "Ruhani Zhangiru" are considered. It is proposed to create and implement the project of the students and businessmen alliance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ "РУХАНИ ЖАңғЫРУ": ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ»

4Ш п

= Педагогическая наука и практика ^

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Б. У. Апуов,

мастер производственного обучения, учреждение «Рудненскгт колледж строительства и транспорта», Костанайская область

He?ii?i свздер: мансаптыц кецес беру, ж) мыс нэтижесi, ецбекке ацы твлеу, жастар, даму стратегиясы, ^ жумыспен цамту, бизнес

Ключевые слова: профориентация, Я результат труда, трудовое воспита-

1 ние, молодежь, стратегия развития, 3 трудоустройство, бизнес.

Keywords: career counseling, result of

2 work, labor education, youth, development ? strategy, employment, business

W

s

ч/ 0

о M

s

Ш

s

г л w

о

и

2 ©

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

«РУХАИИ ЖАЦГЫРУ»: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Ацдатпа

«Рухани Жацгыру» журналыньщ Heri3ri аспектшерше сэйкес студенттерд1 ецбекке дайындау процесш уйымдастыру мэселелер1 каралды. Студенттер мен кэсшкерлер одагы-ньщ жобасын куру жэне icKe асыру усыны-лады.

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы организации процесса трудового обучения студентов согласно основным аспектам "Рухани Жангыру". Предлагается создать и внедрить проект альянса обучающихся и предпринимателей.

Annotation

The questions on organization of the students labor training in accordance with the main aspects of "Ruhani Zhangiru" are considered. It is proposed to create and implement the project of the students and businessmen alliance.

Одним из ключевых направлений развития современного Казахстана Президент Н.А. Назарбаев считает пропаганду трудового образа жизни, именно поэтому считаю актуальным вопрос трудового воспитания обучающихся в образовательных учреждениях: школах, колледжах, институтах. Приоритетным направлением стратегии развития колледжа является формирование специалиста, который в совершенстве будет владеть своей профессией. Огромная роль в этом отводится мастерам производственного обучения.

Цель их работы, по моему мнению, имеет следующие направления:

• повышение престижа и авторитета человека труда;

• пропаганда трудовых достижений работников ССГПО;

• воспитание чувства гордости за принадлежность к своей профессии;

3(21)/2018

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

• воспитание молодежи на трудовых традициях старших поколениях.

Н. А. Назарбаев считает, что самое важное в стране - это человеческие ресурсы. Золотой фонд нации. Необходимо направлять энергию молодежи в конструктивное русло, создавать механизм включения молодого человека в систему общественных связей. Поэтому основным направлением развития учебного заведения директор РКСТ А. Н. Сагнаев считает пропаганду трудового образа жизни у молодежи и ставит задачу перед трудовым коллективом - вырастить и воспитать конкурентоспособную молодежь, которая займет свое место на рынке труда.

Команда «Развитие колледжа» провела мониторинговое исследование по вопросам готовности к внедрению Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан. В аудите принимали участие 174 обучающихся 1 и 3 курсов. Одним из целевых индикаторов данной программы является занятость и трудоустройство выпускников в первый год после окончания учебного заведения. К 2020 году этот показатель должен быть не менее 80% [1]. На сегодняшний день результат аудита обучающихся по данному вопросу составляет 51%, хотя 61% считают, что их специальность востребована на рынке труда. В результате опроса было выяснено, что 41% респондентов планируют работать по специальности в Казахстане. Для решения этой проблемы в нашем колледже успешно ведутся курсы в рамках Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства. В текущем учебном году были открыты группы по новым специальностям. Обучающиеся с особыми потребностями успешно оканчивают колледж и трудоустраиваются. Осуществляется внедрение курса «Основы предпринимательской деятельности», и 55% обучающихся поддерживают этот процесс.

Исходя из вышеизложенного, считаю важным приоритетом развития нашего колледжа - усиление работы по патриотическому воспитанию обучающихся, пропаганды престижа рабочей профессии. Так как одна из основ Патриотического акта «Мэцгшк Ел» - это Общество Всеобщего Труда. В нем говорится, что «Все достижения и успехи страны - результат каждодневного, кропотливого труда

_

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ всех казахстанцев. Мы будем укреплять наши ценности трудолюбия и ответственности, уважения к Человеку Труда, создавая условия для реализации созидательного потенциала каждого гражданина страны» [2]. Подтверждением этих слов является то, что из 1137 выпускников 9 классов города Рудного 610 поступили в колледжи. А тех, кто поступил в колледж нам необходимо не только обучить профессии, а также воспитать патриота, который останется в Казахстане и будет работать по своей специальности.

Именно поэтому предлагаю создание проекта «Альянс обучающихся и предпринимателей». Данный проект на сегодняшний день актуален, так как опирается на основные аспекты программы "Рухани Жангыру":

• Конкурентоспособность нации.

• Прагматизм.

• Сохранение национальной идентичности.

• Культ знания.

• Эволюционное развитие Казахстана.

• Открытость сознания [3].

Проект «Альянс обучающихся и предпринимателей» направлен на саморазвитие личности и имеет следующие цели:

• воспитание конкурентоспособного специалиста;

• знакомство с действующими предпринимателями в области наших профессий;

• развитие лидерских качеств обучающегося, раскрытие его внутреннего потенциала;

• расширение знаний в области бизнеса, обучение навыкам ведения в данной сфере.

Внедрение данного проекта позволит обу- = чающимся приобрести практические знания < путем общения с предпринимателями, а так- О же укрепит партнерские взаимоотношения £ колледжа и социальных партнеров. Преиму- о щества для колледжа: в первую очередь, от- 2 ношение обучающихся к учебе не ради оце- !=; нок, а ради знаний, их стремление выйти на 5 рынок труда с хорошими знаниями, умени- г: ями и навыками. В рамках данного проекта ^ мастера с предприятий будут обмениваться — опытом работы (заработная плата, график, ^

П ,

преимущества, карьерный рост). Обучаю- О щийся уже будет знать конечную цель, к кото- — рой надо стремиться. Сюда также относится личностный рост обучающегося, т.е. развитие

3(21 )/2018

Педагогическая наука и практика

таких качеств личности, как: ораторские, организаторские способности и других качеств, присущих руководителю. Это поможет педагогическому коллективу направлять и контролировать развитие и становление профессионального конкурентоспособного специалиста. Данный проект позволяет осуществить независимую оценку знаний обучающегося на основе партнерства, партнерских взаимоотношений (обучающие проводят самоанализ, исходя из полученной информации от предпринимателей и рабочих предприятий). В результате у них формируется кредо: «полагаться только на себя», что является нормальной основой здорового общества.

Проект «Альянс обучающихся и предпринимателей» предлагает пути действий:

1. Встреча с руководителем предприятия.

2. Организация факультативных занятий с участием мастера с производства.

3. Проведение мастер - классов, семинаров, бизнес - курсов, работы в малых группах.

4. Обмен опытом с предпринимателями области.

5. Прохождение практики на производстве с использованием новейших технологий.

6. Обмен опытом с ближним зарубежьем.

7. Проведение семинаров с зарубежными партнерами.

Инновационные преобразования эффективно отразятся и на отношении преподавателей, кураторов к своему труду, повысится их мотивация на повышение компетентности, к; конкурентоспособности, получение высоких

1 результатов труда. Учебная деятельность ш обучающихся будет строиться на основе из-

2 вестного принципа «исследуя - обучай», т.е. получение знаний через науку, а приобрете-

° ние умений и навыков через практическую - деятельность. Внедрение данного проекта в О колледж формирует у будущих специалистов О высокую степень адаптации к реальным усло-х виям профессиональной деятельности, фор- мирует системное научное мышление, твор-^ ческую личность.

Таким образом, этот проект станет связу-2 ющим звеном между наукой, образованием и производственной деятельностью. Нам нуж-

ны эти инновации, нам нужны эти преобразования для того, чтобы в дальнейшем конкурировать в условиях современной экономики. Это амбициозный, серьезный проект, который изменит наше отношение к учебе и работе. Удивительно как инновации могут изменить нашу жизнь. Маленькие, но верные шаги каждого из нас, приведут нас к общей цели. Нашей стране нужна смелая амбициозная, грамотная молодежь, которая будет развивать экономику нашей страны. Именно эту задачу глава государства поставил сегодня перед нами.

Уверен, что хорошо развитые отношения колледжа с другими предприятиями и предпринимателями в дальнейшем окажут воздействие на трудоустройство выпускников. Трудоустройство - основной критерий качества подготовки специалистов.

Этот проект позволит реализовать идею нашего президента H.A. Назарбаева «Образованная, грамотная молодежь - это движущая сила нашей страны» [4]. А именно, сформировать интеллектуальную молодежь, подготовить конкурентоспособных специалистов, развить бизнес-мышление у обучающихся, внедрять инновационные методы обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. [Электронный ресурс] http://control.edu.gov.kz/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2016-2019-gody

2.Патриотический акт - «Мэцгшк Ел» [Электронный pecypc]https://www.kazpravda. kz/news/politika/patrioticheskii-akt~mangilik-el-polnii-tekst

3.Назарбаев H. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. [Электронный ресурс] http://www.akorda.kz/ru/ events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya

4.Концепция государственной молодежной политики республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее». [Электронный ресурс] https://www.enbek.kz/docs/ru/ node/163

3(21)72018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.