Психолого-педагогические науки
• ••
85
Статья поступила в редакцию 06.11.2013 г.
УДК 371.4
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
© 2013 Исаева Т.И., Караханова Г.А., Астарханова Н.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрывается проблема реализации программы формирования у подростков здорового образа жизни оздоровительными средствами, повышения навыков и умений в вопросах о здоровом образе жизни.
The article deals with the problem of implementing the problem of developing the teenagers ’ healthy way of life by means of health-improving, increasing the skills and abilities in the problems concerning the healthy way of life.
Ключевые слова: здоровье, формированш у подростков здорового образа жизни, народные оздоровительные средства, программа.
Key words: health, developing the teenagers ’ healthy way of life, ethnic health-improving remedies, programme.
В настоящее время существенным недостатком современного образования является отсутствие в системе образования концепции и идеологии здоровья учащихся. Школа, призванная дать детям основы умственной, нравственной, физической, эстетической и других видов культуры, не может в полной мере решить эти задачи, оставляя вне сферы своих интересов вопросы культуры здоровья, которая сама по себе является неотъемлемой частью общей культуры человека. Это тем более справедливо, что, как показывают многочисленные исследования, среди всех жизненных приоритетов не только взрослое население, но и значительная часть учащихся на первое место ставит здоровье [5].
Однако отсутствие в нашем образовании четко очерченной цели обуславливает то обстоятельство, что объективная значимость жизненных приоритетов не находит адекватного оформления в содержании самого школьного образования. Вот почему при
тревожных тенденциях в динамике уровня здоровья учащихся в нем отсутствует обоснованная концепция валеологического образования, которая имела бы свои цели, задачи, принципы и
пути формирования, сохранения и
укрепления здоровья педагогов[1]. учащихся и
Естественно, такое положение не
позволяет грамотно организованной
работы в этом направлении в системе
школьного образования.
На наш взгляд, одной из
приобретенных задач педагогического коллектива школы является создание здоровьесберегающей среды,
предполагающей организацию всего учебно-воспитательного процесса на основе принципов народной педагогики [6].
Это относится как к физическому здоровью, духовно-нравственной
характеристике складывающихся в школе взаимоотношений, так и к соответствию требований образовательных стандартов возможностям учащихся. От степени
86
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
комфортности школьной среды напрямую зависит психологическое, эмоциональное и физиологическое здоровье школьников [4].
Анализ научных исследований показывает, что проблема здорового образа жизни школьников стала одной из приоритетных в последние годы школьных реформ и социальноэкономических преобразований в обществе.
Так, во всех исследованиях даются характеристики понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «формирование здорового образа жизни».
Однако содержательно описывая их, исследователи не дают точного значения, определения этих понятий. Здоровым образом жизни названы формы жизнедеятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья. При этом здоровье поставлено в зависимость от самых разных факторов:
- двигательной активности
школьников (М.В., Андропова, Н.А. Асадуллаева, А.С. Гаджиагаев, П.А. Виноградов, М.Г. Мусаев, М. Мусаева, Е.А. Пирогова, В.З. Уруджев и др.);
- социально-гигиенических и медицинских процедур слежения за здоровьем (З.А. Айвазова, И.А. Берштейн, О.Н. Рудакова, А.И. Яшин и др.);
- адаптации детей в традиционную жизнь народа и способы сохранения здоровья (Э.Ю. Бачиева, Г.Н. Волков, Б.Б. Джамалова, А.М. Магомедов, Д.М. Мамаев, Ш.А. Мирзоев, М.М. Муртузалиева, Р.А. Сахитова и др.);
- здоровьесберегающих технологий образования (З.А. Алиева, В.А. Ананьев, М.Б. Ерофеев, Л.К. Исмаилова, Л.В. Костенко, М.В. Лободина, А.Н. Нюдюрмагомедов, С.А. Чабыбина и др.);
- здорового рационального питания (С.А. Арутюнова, З.Б. Рамазанова, Г.М. Шелтон и др.);
- использования лекарственных растений (В.П. Махлюк, А.П. Попов, С.Г. Хархарова и др.);
- преодоления вредных привычек (А.Г. Желяев, Л.М. Игольницына, Н.Р. Сирота, Ю.Б. Темпер и др.).
Из такого разнообразия исследований, посвященных здоровью по разным характеристикам, можно выделить как общее для всех
формирование здорового образа жизни (Н.П. Абаскалова, Л.М. Анастакова, Л.Б. Баль, В.В. Гаева, НЕ. Гаричева, Н.А. Заикина, Т.И. Магомедова, О.С.
Мешкова, М.Ю. Михайлина, Ю.В.
Науменко и др.) и необходимость специальной подготовки учителей, классных руководителей к
формированию здорового образа жизни школьников (Р.И. Алешина, О.Ф. Жуков, Г.А. Караханова, В.Н. Касаткина, М.А. Кисляков и др.).
Соответственно, требуются особые программы для создания этой здоровьесберегающей атмосферы в школе. Охарактеризуем собственную здоровьесберегающую программу,
основанную на использовании народных оздоровительных средств.
Результаты предварительных поисков в аспекте актуальности исследования народных оздоровительных средств в формировании здорового образа жизни подростков привели нас к разработке собственной программы и средств её реализации.
При составлении программы мы основывались на следующих факторах, влияющих на жизнь подростков в социальной и природной среде:
-привязанность детей к природным, климатическим условиям;
-традиционность многих
двигательных навыков в обыденной жизни;
-характер народных игр и правил их организации;
-опыт народной медицины по использованию целебных свойств трав;
-состязательный характер занятых народных физических упражнений;
-традиционные продукты питания и национальные блюда, и их значение в сохранении здоровья человека;
-традиционные для многих народов отношения послушания и подражания взрослым в делах и поведении;
Программа имела целью
использование потенциала народных оздоровительных средств в
Психолого-педагогические науки •••
формировании здорового образа жизни подростков. Соответственно содержание требовало включения основных видов народных оздоровительных средств. Поскольку программа была рассчитана на подростков, различий в возрастном аспекте не учитывалось.
В ходе реализации программы решались следующие задачи:
1. Ознакомление подростков с традициями здорового образа жизни в культуре различных народов.
2. Ознакомление учащихся с
народными оздоровительными
средствами.
3. Отработка у учащихся умений
пользоваться народными
оздоровительными средствами в целях укрепления своего здоровья.
4. Пропаганда принципов, правил, традиций здорового образа жизни в народной социальной практике.
Содержательно программа
представлена в схеме 1.
Программа формирования здорового образа жизни подростков с использованием народных
оздоровительных средств.
Особенностью данной программы является обращенность к традициям здоровой жизни в опыте разных народов. Содержание построенных на разных направлениях народных
оздоровительных средств. В содержании раскрываются сами оздоровительные средства.
Параллельно с этим предлагаются и технологии, и формы использования оздоровительных народных средств в формировании навыков и культуры здорового образа жизни.
Эта программа реализуется параллельно с работой по созданию в
87
школе атмосферы культуры здоровья с использованием здоровьесберегающих технологий по предупреждению и снятию умственного напряжения, являющегося следствием осложнений учебных программ. Наряду с здоровьесберегающими технологиями необходимо оказывать учащимся психолого-педагогическую и моральную поддержку в трудных учебных ситуациях, которые традиционно
присущи подросткам.
Программа имеет профилактический характер в отношении
здоровьеразрушающих факторов. Но если возникли ситуации болезни или вредных привычек, то программу должны поддерживать и медицинские работники, родители, школьные практические психологи, социальные работники. Но надо иметь в виду, что главным здоровьесохраняющим фактором
является понимание подростками ценностей здоровья, готовность к его сохранению и укреплению и способность пользоваться народными
оздоровительными средствами в
ситуациях угрозы собственному здоровью или жизни сверстников, родных или других людей.
Таким образом, особенностью программы формирования здорового образа жизни подростков является отражение в ней: условий окружающей природы, характера традиционных народных игр, опыта народной лечебной практики, состязательного характера закаливания, лечебного потенциала продуктов и народных блюд, взаимоотношений подростков и
взрослых.
1 Содержание 2 Средства 3 Формы работы 4
1 Общие сведения о здоровье человека в общечеловеческой и этнической культуре и традициях жизни. 1. Научные медицинские источники 2. Фольклор. 3. Опыт народной лечебной практики Беседы Диалоги Конференции Конкурсы Санбюллетени Устный журнал
2 Приобщение к процедурам 1. Природные средства
закаливания организма в 2. Игровые состязания
народных традициях 3. Включение в трудовые дела
88
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
4. Режим
3 Развитие двигательной активности 1 .физические упражнения 2.Спорт 3.Народные игры 1 .Физзарядка 2.Бег 3.Занятие спортом и игры
4 Приучение к культуре питания, утвердившиеся в народных традициях 1. Отбор продуктов 2.Выращивание овощей, фруктов 3.Национальные блюда 1. Конкурсы 2. Тренинги 3. Имитации 4. Опытная работа
5 Сбор и хранение лекарственных растений 1 .Дикорастущие растения 2. Народные рецепты 3.Опыт народных лекарей 1. Сбор лекарственных растений 2.Сушка и хранение 3.Составление рецептов 4.Опытная работа
6 Анализ значения здорового образа жизни в фольклоре народов 1.Фольклорные произведения 1.Чтение 2. Анализ 3. Диалоги 4.Конференции 5.Ролевые импровизации
7 Преодоление вредных привычек, ослабляющих здоровье 1. Ситуация поведения 2.Факты вредных привычек 3.Назидания старших Наблюдения составление программ самовнушение оздоровительные проекты, тренинги
8 Пропаганда здорового образа жизни 1.Правила гигиены 2.Опыт народных лекарей 3.Лекарственные растения 4.Описание вреда наркотиков, алкоголя и курения 5.Наглядная агитация 1 .Лекции 2.Тренинги 3.Конференции 4.Встречи 5.Ролевая импровизация
9 Тренинг в условиях здорового образа жизни Организация работы «Участка-целителя» Выращивание и рекомендация лекарственных растений
Программу формирования здорового образа жизни можно реализовать через технологии изучения и использования народных оздоровительных средств по основным направлениям программы.
Эффективными условиями
использования народных
оздоровительных средств в
формировании здорового образа жизни
подростков являются: диагностика
характера отношений подростков к здоровому образу жизни, подготовка педагогов к реализации программы, организация опытной работы подростков в создании среды здорового образа жизни и оценка новообразований в поведении подростков в среде здорового образа жизни.
Примечания
1. Алешина Р.И Формирование мотивации здорового образа жизни как фактор подготовки будущих учителей//Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: ХХХ!-е годичное собрание Южного отделения РАО. Ростов на Дону, 2004.213 c. 2. Абаскалова
H. П. Теория практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз:» Автореф. дис... д-ра пед. наук. Барнаул, 2000. 48 с. 3. Айвазова З.Н. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья подростков в условиях крупного города: Дисс... канд. мед. наук. М.: РГМК, 2007. 167с. 4. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: Учебн. Пособие для вузов. М.: Академия, 2006. 336 с. 5. Формирование культуры здорового образа жизни //sportizdorove.ru/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/kultury-zdorovogoobraza-zhizni.3. 6. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2009. 207с.
Notes
I. Aleshina R.I. Developing the motivation of the healthy way of life as a factor of training the future teachers//The development of personality in the educational systems of the South Russian region: XXXI the annual meeting of the southern branch of RAE. Rostov n/D, 2004. P. 213 2. Abaskalova
N.P. the theory and practice of developing the healthy way of life of schoolchildren and students in
Психолого-педагогические науки
• ••
89
the “School-University” system: Abstract dis. Doctor of Pedagogy Barnaul, 2000. 48 p. 3. Ayvazova Z.N. The comprehensive socio-hygienic study of teenagers' health in the conditions of a large city: Diss... Cand. Medical Science . M. : RGMK, 2007. 167 p. 4. Tumanyan G.S. Healthy lifestyle and physical improvement: Text-book for high schools. M. : Academy, 2006.336 p. 5. Developing the healthy lifestyle culture //sportizdorove.ru/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/kultury-zdorovo-goobraza-zhizni.3. 6. Tsabybin S.A. The health-saving technologies in the educational process. Volgograd: Uchitel, 2009. 207 p.
Primechanija
1. Aleshina R.I Formirovanie motivacii zdorovogo obraza zhizni kak faktor podgotovki budushhih uchitelej//Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah Juzhno-Rossijskogo regiona: XXXI-e godich-noe sobranie Juzhnogo otdelenija RAO. Rostov na Donu, 2004. S. 213 2. Abaskalova N.P. Teorija praktika formirovanija zdorovogo obraza zhizni uchashhihsja i studentov v sisteme «shkola-vuz:» Avtoref. dis... d-ra ped. nauk. Barnaul, 2000. 48 s. 3. Ajvazova Z.N. Kompleksnoe social'no-gigi-enicheskoe issledovanie sostojanija zdorov'ja podrostkov v uslovijah krupnogo goroda: Diss. kand. med. nauk. M. : RGMK, 2007-167 s. 4. Tumanjan G.S. Zdorovyj obraz zhizni i fizicheskoe sovershen-stvovanie: Uchebn. Posobie dlja vuzov. M. : Akademija, 2006. 336 s. 5. Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni //sportizdorove.ru/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/kultury-zdorovogoo-braza-zhizni.3. 6.Cabybin S.A. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v obrazovatel'nom processe. Volgograd: Uchitel', 2009. 207s.
Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г.
УДК 004
ЯЗЫК XML КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТРУКТУРИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ
© 2°13 Меджидова Ф.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
Данная статья посвящена рассмотрению содержания языка XML, как средства структурирования информации в сети Интернет. На основе изучения и анализа психологопедагогической и другой литературы можно утверждать, что обучение студентов структурированию информации является наиболее перспективной и продуктивной формой обучения.
The author of the article describes the content of the XML language (Extensible Markup Language) as a means of structure of the information in Internet. On the basis of study and analysis of psychological-pedagogical and other literature it can be argued that teaching the students the structuring information is the most promising and productive form of training.
Ключевые слова: Интернет, язык XML, условие обучения, структура,
структурирование, W3C.
Key words: Internet, XML language, condition of training, structure, structuring, W3C.
The article deals with considering the content of the XML language as a means to structure the information in the Internet network. On the basis of study and analysis of psychological and pedagogical and other literature it can be argued that teaching students structuring information is the most promising and productive form of training.
Keywords: Internet, XML language, training condition, structure, structuring, W3C
Компьютерные средства становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности субъекта, а быстро развивающийся информационный мир актуализирует проблему поиска необходимой информации, что привело к бурному